НОД «Путешествие в город цифр»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Систематизация знаний детей о числе и цифре 8.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0004735f-80d3ec3c.docx | 310.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Педагог: Алябьева Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории
Тема: «Путешествие в Цифроград»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: систематизация знаний детей о числе и цифре 8.
Задачи:
- в игровой форме повторить дни недели;
- совершенствовать навыки счёта в пределах 10, закреплять понятие «числовой ряд»;
- упражнять в объединении геометрических фигур по разным признакам: цвету, форме, размеру; умение классифицировать предметы по различным свойствам;
- формировать представление о составе числа 8 из двух меньших; учить раскладывать число 8 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число;
- развивать логическое мышление, внимание, умение понимать и запоминать поставленную задачу и последовательно её выполнять;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей;
- формировать навыки оценивания детьми своей деятельности и эмоционального состояния;
- воспитывать доброжелательные отношения между дошкольниками, умение взаимодействовать друг с другом во время работы в группах.
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задаёт вопросы; обладает элементарными представлениями в области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Материалы, оборудование: карточки – задания, мяч, амулеты на тесёмке, 4 конверта с геометрическими фигурами, числовой отрезок, интерактивная доска, презентация «Состав числа 8», кубики «Сложи узор», палочки Кюизенера, мозаика.
Этапы деятельности | Содержание | Задача, решаемая на данном этапе | Деятельность ребенка | Деятельность взрослого | Результат |
1 часть орг. момент (2-3 мин) | |||||
Настрой на предстоя-щую деятель-ность | - Дети, вы не догадываетесь, почему я так нарядилась? Я сегодня не просто Ирина Васильевна, я – профессор математики и приглашаю вас всем вместе отправиться на научные математические изыскания. Хотите? Тогда быстренько приберите свои игровые места и подойдите ко мне. Готовы? | Вызвать положительные эмоции, развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки. | Занимаются творчеством в ИЗО и книжном центрах. Коммуникативная (ситуативная беседа - дети отвечают на вопросы, обращаясь к своему опыту) | Надевает мантию, треуголку и обращается к детям с предложением.
| Позитивный эмоциональный настрой детей на предстоящую деятельность, сосредоточение на предстоящее общение. |
2 часть Основная (15 мин) | |||||
Создание проблем-ной ситуации | Я предлагаю отправиться всем вместе в необычный город: Цифроград для математических исследований. Там нам понадобятся ум, смекалка, сообразительность, ловкость и быстрота. Поэтому давайте сначала сделаем разминку. |
Привлечь внимание детей к предстоящей деятельности. | Присаживаются на ковёр. | Приглашает детей в путешествие. | Интерес к предстоящей деятельности; поисковая активность. |
Мотивирование к деятельнос-ти | 1.Упражнение «Считай дальше» (3, 6, 2, 7…), «Считай обратно» (8, 6, 10…) . 2. Упражнение «Назови пропущенное число»: 1,2,3,5,6,7,8,9,10 3. Какое число я загадала, если оно на 1 больше 7 и на 1 меньше 9? 4. Назовите день недели, который я пропустила: понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье. хорошо, 5. Назовите 6-ой день недели. 6. Назови лишнее слово в ряде слов: зима, среда, весна, осень. 7. Назови лишнее слово в ряде слов: один, три, круг, пять. 8. Назови лишнее слово в ряде слов: плюс, минус, пятница, равно. 9. Назови лишнее слово в ряде слов: круг, квадрат, декабрь, 10. Сейчас будут логические задачи, они потребуют от вас большего внимания, готовы? (задачи сопровождаются иллюстрациями после решения детей) 1.На березе созрели 3 яблока, а на дубе – 2. Сколько яблок созрело на деревьях? (ответ детей – нисколько, потому что на березе и на дубе яблоки не растут) 2. К нам в квартиру на неделе 4 коршуна влетели, 2 совы, 5 воронов, сколько птиц было всего? (хищные птицы обитают в лесах и на полях, так что в форточку они залететь не могут) - Ребята, вы все очень внимательно слушали и поэтому отлично справились с заданием. Умницы. Вы заработали вот такие амулеты, которые помогут нам в дальнейшем путешествии. | Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10. Закрепить умение ориентироваться во времени. Развивать внимание, мышление, смекалку при решении логических задач и задач на классификацию. | Выбирают карточки с индивидуальными заданиями и решают их. Коммуникативная, поисково-исследовательская: беседа, выполнение заданий, решение логических задач.
Выбирают и одевают на шею амулеты, рассматривают их. | Предлагает выбрать карточку, читает задание, уточняет правильность ответа ребёнка у нескольких детей: - Тима, как ты считаешь, Вероника дала правильный ответ? - Варя, согласна с ответом Милы? Показывает детям картинку березы, дуба, 3-х красных яблок и 2-х желтых. Показывает детям картину дома с открытой форточкой и влетающих в нее птиц.
Предлагает детям одеть на шею 4 вида «амулетов». | Активизация мыслительной деятельности (операции анализ, синтез, классификация, обобщение).
|
Выполне-ние действий. Непосредственная детская деятель-ность | -Что же, мы будем сегодня исследовать? Это вам предстоит догадаться самим. Посмотрите вокруг. Что необычного заметили? (в разных местах нарисованы стрелки ) Как вы думаете, что они означают? (показывают нам что-то). - С каким номером стрелку будем искать сначала? (1) Ищите. Что нашли? (4 конверта). Давайте распределимся на группы, чтобы выполнить быстрее все задания из конвертов. Вам помогут амулеты. Ищите одинаковые. Это и будет ваша группа. (Задание выполняем на 4 столах) - Что у вас в конвертах? Задание такое: надо посчитать и запомнить, сколько геометрических фигур всего? Затем: разделить фигуры на две части по какому-либо признаку и разложить их в два ряда, посчитать. 1). 8 фигур – по форме; 2). 8 фигур – по размеру; 3). 8 фигур – по цвету; 4). 8 фигур – с углами и без углов. Молодцы! Отлично справились с заданием. | Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение взаимодействовать друг с другом во время работы в группах. Формировать умение понимать задание и запоминать очерёдность его выполнения, продолжать учить объединять геометрические фигуры по определённому свойству. | Коммуникативная, поисково-исследовательская деятельность. Осматривают помещение, находят указательные стрелки, следуют по направлению цифры 1 и находят задания в конвертах, делятся на 4 группы по одинаковым изображениям на «амулетах». Внимательно слушают задание и запоминают его, затем выполняют. Рассказывают, по какому признаку разделили фигуры, и по сколько фигур в каждом ряду. |
Нацеливает детей на поисковую деятельность, ведёт беседу. Помогает детям разделиться на группы Чётко даёт задание, осуществляет контроль за его выполнением, ведёт беседу, анализирует результат деятельности детей, оценивает его. | |
2. Какой следующий номер стрелки будет? (2) Кто нашёл? ( На доске – числовой ряд, отсутствует цифра 8) - Интересно, а здесь-то что мы должны сделать? |
Развивать внимание детей, закрепить знание числового ряда. |
Находят следующую стрелку с цифрой 2, называют потерявшуюся цифру и прикрепляют её на место. |
Направляет детей на дальнейшие действия, хвалит за внимательность. | ||
Какой следующий номер стрелки будет? (3) Кто нашёл? (2 слайд. Быстро ходит Осьминог. - И в этом стихотворении мы встретились с каким числом? Догадались, кто сегодня будет нашей королевой? (8) Слайд 3. - Посчитайте, сколько раз наша шутница спряталась в весёлого Снеговичка? Слайд 4. - А сейчас мы с вами начнём серьёзное исследование. Нам нужно узнать, из каких частей состоит число 8? Слайды 5-6. Каждый раз просчитываем число предметов в каждом ряду. Прочитываем получившиеся примеры. | Систематизировать знания детей о числе и цифре 8, учить видеть цифру в окружающих предметах. Учить раскладывать число 8 на два меньших и составлять математические выражения на сложение. | Находят следующую стрелку с цифрой 3, подходят к компьютеру и присаживаются на стульчики перед интерактивной доской. Отвечают на вопросы воспитателя. Считают снеговиков. Считают, составляют примеры, «читают» их: 1+7=8; 7+1=8; 2+6=8; 6+2=8; 3+5=8; 5+3=8; 4+4=8. | Направляет детей на дальнейшие действия. Читает стихотворение, ведёт беседу. Задаёт вопросы на состав числа 8: - Сколько жёлтых звёздочек? - Сколько красных звёздочек? - Сколько всего звёздочек? - Какое математическое выражение можем составить? - А если сначала посчитаем красные звёздочки, а потом - жёлтые? (синие и коричневые круги, жёлтые и красные солнца, синие и голубые облака). | ||
- А сейчас результат деления числа 8 мы поместим в домик с этажами. Помогут нам это сделать весёлые обезьянки. Но сначала давайте немного отдохнём , превратившись тоже в обезьянок. Физминутка «Мы весёлые мартышки» Слайд 7. | Снять мышечное напряжение. | Музыкальная и двигательная деятельность. Выполняют движения в соответствии со словами песенки. | Приглашает детей отдохнуть. | ||
На примере обезьянок помещаем состав числа в домик. Слайд 8. | Закрепить представления о составе числа8. | Отвечают на вопросы воспитателя, проговаривают состав числа 8: 7 и 1, 1 и 7; 6 и 2, 2 и 6; 5 и 3, 3 и 5; 4 и 4. | Задаёт вопросы и помещает в окошки домика нужные цифры. - Сколько обезьянок осталось в первом ряду? - Сколько обезьянок во втором ряду - Значит, число 8 состоит из каких двух меньших чисел? Хвалит детей. | ||
3 часть Итоговая (2-3 мин) | |||||
Анализ результа-тов деятельнос-ти, рефлексия | Вот и подошли к концу наши исследования. Мы много узнали о числе… 8: его место в числовом ряду, на какие части можно разделить, даже – как можно рисовать с помощью восьмёрки. - Ребята, вам понравилось производить исследования? Что сегодня мы научились делать? - Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения? - А как вы думаете, играть с ней можно? - Сейчас я предлагаю вам поиграть с восьмёркой: вот здесь на столах вы видите различные развивающие игры. Задача: построить цифру 8. А вы выберите сами, из чего: кубиков «Сложи узор», или палочек Кюизенера, или собрать из мозаики.
| Формировать навыки оценивания детьми своей деятельности и эмоционального состояния. | Коммуникативная деятельность: дети делятся своими впечатлениями о проведённом путешествии-исследовании и своём эмоциональном состоянии. Игровая деятельность: выбирают игру по желанию, собирают цифру 8, делятся успехами друг с другом. | Беседует с детьми, благодарит и хвалит их за старание, побуждает к продолжению в игре. | Выражение своего эмоционального состояния в речевой форме, эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. |
Приложение 1.
Назови число, которое на 1 больше 7 и на 1 меньше 9?
Назови пропущенный день недели:
понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье.
Назови 6-ой день недели, 3-ий, 5-ый.
Назови лишнее слово в ряде слов:
зима, среда, весна, осень.
Назови лишнее слово в ряде слов:
один, три, круг, пять.
Назови лишнее слово в ряде слов:
плюс, минус, пятница, равно.
Назови лишнее слово в ряде слов:
круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Путешествие в Город цифр".
Данная презентация и конспект являются результатом совместной работы учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы. Она посвящена интеграции образовательных областей "Коммуникация" и "Познание"...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие в город цифр»
Развитие познавательных способностей детей....
Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе: « Путешествие в город здоровья» и Краткий план образовательной ситуации на тему: «Путешествие в город здоровья»
Цель: формирование представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....
Сценарий мультфильма "В городе цифр"
Сценарий мультфильма для дошкольников "В городе цифр". Знакомство дошкольников с цифрами....
Познавательно исследовательская деятельность (математическое развитие) "Заколдованный город Цифр"
Познакомить детей с числовым рядом....