Познавательно-речевое развитие детей 7-го года жизни
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Речевая деятельность детей, учебно-методические материалы по развитию речевой деятельности детей, подбор оборудования, дидактического материала по речевому блоку, экологическому развитию,художественно-творческой деятельности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
Речевая деятельность детей седьмого года жизни
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по организации речевой деятельности дошкольников 6-7 лет
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество | |
Учебно-методические материалы | |||
Учебно-методические пособия и иллюстративные альбомы Варианты: В.А.Кирюшкин, И.С.Ляховская. Альбом для словарно-логических упражнений на занятиях по родному языку - М. 1979 О.И.Соловьева Альбом «Говори правильно» - М., 1978 А.Каше и Т.Б.Филичева. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста.- ГМ., 1971 Т.Н.Доронова Играем в театр: учебно-наглядное пособие для дошкольников. | По 1 шт. разных (3-4 шт.) | ||
Серии картинок с юмористическими сюжетами. Назначение: для обучения повествовательному рассказу. | 10 шт. | ||
Детские комиксы | 5 шт. разных | ||
Детские энциклопедические иллюстрированные издания (по интересам детей) | 8 шт. разных |
В подготовительной группе процесс постановки звуков должен быть уже завершен и основной акцент переносится на развитие слуховой дифференциации и дифференциации фонем в собственной речи ребенка. Возрастной интерес детей к речевому творчеству активно проявляется и у детей логопедической группы. Однако дети с общим недоразвитием речи могут испытывать некоторые трудности в самостоятельном речетворчестве. Поэтому в уголках художественно-речевой деятельности должно быть много пособий для стимулирования фантазии детей, развития умения сюжетосложения, умения адекватной речевой презентации своих сочинений.
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по развитию речевой деятельности в группах детей седьмого года жизни
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Оборудование | ||
Зеркало с лампой дополнительного освещения | 1 шт. | |
Детские стулья или скамеечка для занятий перед зеркалом | 2-4 шт. | |
Стеллаж для пособий | 1 шт. | |
Учебно-методические материалы | ||
Материалы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики: альбом для воспитателя с описанием и иллюстрациями упражнений артикуляционной гимнастики | 1 набор | |
рисунки или схемы, отражающие положения органов речи в упражнениях артикуляционной гимнастики | 1 набор | |
Пиктограммы с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (раздел «Социальное развитие») | 1 набор | |
Материалы для развития связной речи: Серии сюжетных картин; схемы и модели описательных рассказов; схемы и модели сюжетных рассказов; схемы для рассказов-контаминаций | По 1 набору | |
Пособия для обучения моделированию сюжетов. Серии картинок для придумывания окончания рассказа и кульминации рассказа; | По 1 набору разных | |
Пособия для активизации творчества и фантазии детей (новый герой в известной сказке, винегрет из сказок и т.д.); | 1-2 шт. | |
Мнемосхемы рассказов и сказок для пересказов. | 4-6 шт. разных | |
Для дифференциации и автоматизации свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных и йотированных звуков: набор картинок для обследования звукопроизношения | 1 набор | |
Предметные картинки для автоматизации изолированных звуков и их дифференциации | 1 набор | |
Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации данных звуков в словах и предложениях | 2-3 шт. разных | |
Картотека чистоговорок, потешек, скороговорок, коротких текстов с данными звуками; | 1 набор | |
Картотека словесных и коммуникативных игр на данные звуки; картотека игр в придумывании рассказов | По1 набору | |
Материалы для обогащения и активизации словаря по изучаемым лексическим темам (одновременно в уголке должно быть представлено не более двух тем): комплекты предметных картинок; наборы муляжей; книжки, тематические альбомы, журналы; наклейки | 2-3 набора | |
Справочная познавательная литература (детские энциклопедии, справочники) | 2-3 шт. разных | |
Материалы для развития дыхания: игрушки (свистки, свистульки, дудочки, бумажные кораблики); пособия (перышки, ватные шарики, мыльные пузыри); дыхательные тренажеры | На подгр. | |
Материалы для сенсорного развития: звучащие игрушки (свистки, погремушки, колокольчики, барабан, бубен, музыкальные детские электрические игрушки, дудочки и т. п.) (на подгруппу) | По 4-5 шт. разных | |
Звуковые тренажеры: коробочки с разными наполнителями | 4-5 шт. | |
Аудиокассеты со звуками природы (моря, леса, луга) | 2-3 шт. разных | |
Крупные плоскостные изображения для обводки; плоскостные изображения различной тематики для обводки; прописи для подготовки руки к письму | 3-4 шт. разных | |
Книжки-раскраски с детализированными картинками | На подгр. | |
Материалы для подготовки к обучению грамоте: Демонстрационный и раздаточный материал для развития умения звукового анализа слов | 1 набор | |
Дидактические игры для развития умения звукового анализа слов | 1 набор | |
Разрезной и магнитный алфавит | По 1 набору | |
Игровые материалы | ||
Материалы и игры для формирования грамматически правильной речи: дидактические игры на освоение сложных случаев грамматики («Один и много», «Узнай по описанию», «Чей хвост?», «Чьи уши?» и др.) | 3-4 шт. разных | |
дидактические игры на словообразование («Составь слово», «Узнай по действию», «Узнай по голосу») | 3-4 шт. разных | |
Ребусы, кроссворды на знакомые слова | 1-2 набора | |
Дидактические настольно-печатные игры на составление сложноподчиненных предложений («Почему?», «Узнай и расскажи», «Чьи инструменты», «Узнай профессию» и др.) | 3-4 шт. разных |
Деятельность детей седьмого года жизни в природе
,В Центре развития ребенка необходима более обогащенная предметно-развивающая среда. Развивающее экологическое пространство группы детей 7-го года жизни способствует проявлению у ребенка самостоятельности, ответственности в разнообразных видах деятельности, предоставлению возможности делать маленькие детские «открытия». Игрушки и дидактический материал в старшем дошкольном возрасте отличается многообразием, что закладывает потенциал не только разнообразной деятельности, но и реализации собственных интересов ребенка, его творческих проявлений.
«Лаборатория природы» в подготовительной группе организуется аналогично со старшей группой ДОУ, однако нарастает самостоятельность детей в постановке целей и достижения результата опытов, умением вести самостоятельное мини-исследование.
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических материалов для освоения природы детьми подготовительной группы
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Углубленная работа по одному из направлений: дизайн, ручной труд (вышивка; работа по шелку, коже; чеканка; аппликация по соломке) может проводиться на базе группы. Согласно этому предусматривается увеличение необходимых материалов (например, игл, ножниц «Зигзаг») и оформление специального рабочего места (как части уголка изодеятельности).
В подготовительной группе дети продолжают осваивать различные техники создания изображения. Особый интерес представляет коллективные работы: аппликации открыток или декораций к оформлению среды группы к праздникам, рисунки на интересные темы («Подводный мир», «Полет в космос» «Мастерская платьев Барби» и т.п.), конструирование улиц и домов Волшебного города, лепка персонажей для игры-театрализации (техника бумагопластики. Для создания коллективных работ более широко используются ватманы (обои разной фактуры, оберточная бумага).
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для развития изобразительной деятельности детей подготовительной группы
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | ДОУ 2 категории | Центр развития |
Количество | |||
Учебно-методические материалы | |||
Видео, диа – материалы. Проектор | 1 шт. | 1 шт. | |
Набор слайдов (произведений живописи, графики, архитектуры, скульптуры, ДПИ). Варианты: Серия «Музей дошкольникам» «Интерьер», «Линии и форма в природе и изображении», «Свет и тень в природе и изображении» составители: Б.Г. Мигаль, Б.А. Столяров, СПб., 1994. | 1 набор | 1 набор | |
Ватман | 5 шт. | 5 шт. | |
Сангина, пастель (16 цвета). Варианты: пастель художественная. ООО Аква-колор | на подг. | на подгр. | |
Ангоб | 1-2 цвета | 1-2 цвета | |
Холст на столы для лепки | 1 шт. на кажд. | 1 шт. на кажд. | |
Каркасы для лепки | 4 разных, на подгр. | 4 разных, на подгр. | |
Поворотные станки | 3-4 шт. | 3-4 шт. | |
Валик | 4-5 шт. разных по размеру | 4-5 шт. разных | |
Иглы, булавки, наперсток (для ручного труда, выполнения поделок из кожи, ткани) | 4-6 шт. (на подгр.) | 4-6 шт. (на подгр.) | |
Плоскостные конструкторы. Варианты: конструктор трансформе, «Малыш-гео-3 – производитель ЧП Саркисова В.Р.; игра-конструктор «Космос» - ООО Антошка и др. | 2-3 разные | 2- 3 разных | |
Вата, салфетки бумажные | 2 пачки | 2 пачки |
Учебно-методические материалы | |||
Скульптура малых форм (5-6 шт. разных) разной фактуры, размера, силуэтного решения | 1 набор | 1 набор | |
Произведений ДПИ (гжель, Дымково, хохлома, каргапольская игрушка, оятская посуда; промыслы родного края и т.п. (по содержанию задач программы)) разного вида, фактуры. | 1 набор | 1 набор | |
Тетради для штриховки, книги-раскраски. Желательно нескольких размеров, с разным уровнем сложности задания | По 2 шт. разных (4-5 шт.) | По 2 шт. разных (4-5 шт.) | |
Пооперационные карты, схемы сложения сложных построек (для конструирования из различных конструкторов, выполнения поделок) | 3-5 шт.(варианты) | 3-5 шт.(варианты) | |
Сангина, пастель (16 цвета) для экспериментирования и игры. Варианты: пастель художественная. ООО Аква-колор | 5-8 наборов | 5-8 наборов | |
Конструктор ЛЕГО. Варианты: конструктор Максиблок (60 деталей) фирма Кассон (г. Москва). | 4 набора | 4 набора | |
Набор мелкого строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, пластины)(62-83 деталей) | 4-6 шт. | 4-6 шт. | |
Игровые материалы | |||
Дидактические игры для развития творческих способностей (воображения, композиционных способностей, различения цвета, восприятия формы). Варианты игр: «Народные промыслы» (серия «Учись играя!») ООО Детское королевство,2003. Игра-лото «Народное творчество» - «Творческие мастерские», «Забавные превращения», «Занимательная палитра» ОАО «Радуга». | по 2 шт. разных (в том числе предыдущей группы) | по 2 шт. разных |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательно- речевому развитию детей 6-го года жизни на тему: «Такой разный воздух...»
Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности....
Статья Познавательно-речевое развитие детей 3-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы
В статье проедставлен опыт работы по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни в контексте комплексно- тематического планиро...
Презентация о физическом и психическом развитии детей на третьем году жизни (2-3 года)
Материал для презентации на родительском собрании...
Презентация о физическом и психическом развитии детей на четвертом году жизни (3-4 года)
Материал для презентации на родительском собрании...
Статья Познавательно-речевое развитие детей 6-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы
В статье подгобно рассказывается о познавательно-речевом развитии детей шестого года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы....
Родительское собрание. Тема собрания: Познавательно-речевое развитие детей 5-го года жизни
Создание условий для речевого развития детей, формирование педагогической культуры родителей...
"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е
Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...