Познавательно-речевое развитие детей 7-го года жизни
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Богданова Софья Гиршевна

Речевая деятельность детей, учебно-методические материалы по развитию речевой деятельности детей, подбор оборудования, дидактического материала по речевому блоку, экологическому развитию,художественно-творческой деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ  СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Речевая деятельность детей седьмого года жизни

Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по организации речевой деятельности дошкольников 6-7 лет

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Учебно-методические материалы

Учебно-методические пособия и  иллюстративные альбомы

Варианты:   В.А.Кирюшкин, И.С.Ляховская. Альбом для словарно-логических упражнений на занятиях по родному языку - М. 1979

О.И.Соловьева Альбом «Говори правильно» - М., 1978

А.Каше и Т.Б.Филичева. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста.-  ГМ., 1971

Т.Н.Доронова Играем в театр: учебно-наглядное пособие для дошкольников.

По 1 шт. разных (3-4 шт.)

Серии картинок с юмористическими сюжетами. Назначение: для обучения повествовательному рассказу.

10 шт.

Детские комиксы

5 шт. разных

Детские энциклопедические иллюстрированные издания (по интересам детей)

8 шт. разных

 В подготовительной  группе процесс постановки звуков должен быть уже завершен и основной акцент переносится на развитие слуховой дифференциации и дифференциации фонем в собственной речи ребенка. Возрастной интерес детей к речевому творчеству активно проявляется и у детей логопедической группы. Однако дети с общим недоразвитием речи могут испытывать некоторые трудности в самостоятельном речетворчестве. Поэтому  в уголках художественно-речевой деятельности должно быть много пособий для стимулирования фантазии детей, развития умения сюжетосложения, умения адекватной речевой презентации своих сочинений.

Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по развитию речевой деятельности в   группах детей седьмого года жизни

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Оборудование

Зеркало с лампой дополнительного освещения

1 шт.

Детские стулья или скамеечка для занятий перед зеркалом

2-4 шт.

Стеллаж для пособий

1 шт.

Учебно-методические материалы

Материалы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики:  альбом для воспитателя с описанием и иллюстрациями упражнений артикуляционной гимнастики

1 набор

рисунки или схемы, отражающие положения органов речи в упражнениях артикуляционной гимнастики

1 набор

Пиктограммы с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (раздел «Социальное развитие»)

1 набор

Материалы для развития связной речи:

Серии сюжетных картин;  схемы и модели описательных рассказов;

схемы и модели сюжетных рассказов; схемы для рассказов-контаминаций

По 1 набору

Пособия для обучения моделированию сюжетов. Серии картинок для придумывания окончания рассказа и  кульминации рассказа;

По 1 набору разных

Пособия для активизации творчества и фантазии детей (новый герой в известной сказке, винегрет из сказок и т.д.);

1-2 шт.

Мнемосхемы рассказов и сказок для пересказов.

4-6 шт. разных

Для дифференциации и автоматизации свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных и йотированных звуков:

набор картинок для обследования звукопроизношения

1 набор

Предметные картинки для автоматизации изолированных звуков и их дифференциации

1 набор

Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации данных звуков в словах и предложениях

2-3 шт. разных

Картотека чистоговорок, потешек, скороговорок, коротких текстов с данными звуками;

1 набор

Картотека словесных и коммуникативных игр на данные звуки; картотека игр в придумывании рассказов

По1 набору

Материалы для обогащения и активизации словаря по изучаемым лексическим темам (одновременно в уголке должно быть представлено не более двух тем):

комплекты предметных картинок; наборы муляжей; книжки, тематические альбомы, журналы; наклейки

2-3 набора

Справочная познавательная литература (детские энциклопедии, справочники)

2-3 шт. разных

Материалы для развития дыхания: игрушки (свистки, свистульки, дудочки, бумажные кораблики); пособия (перышки, ватные шарики, мыльные пузыри); дыхательные тренажеры

На подгр.

Материалы  для сенсорного развития: звучащие игрушки (свистки, погремушки, колокольчики, барабан, бубен, музыкальные детские электрические игрушки, дудочки и т. п.)  (на подгруппу)

По 4-5 шт. разных

Звуковые тренажеры: коробочки с разными наполнителями

4-5 шт.

Аудиокассеты со звуками природы (моря, леса, луга)

2-3 шт. разных

Крупные плоскостные изображения для обводки; плоскостные изображения различной тематики для обводки; прописи для подготовки руки к письму

3-4 шт. разных

Книжки-раскраски с детализированными картинками

На подгр.

Материалы для подготовки к обучению грамоте:

Демонстрационный и раздаточный материал для развития умения звукового анализа слов

1 набор

Дидактические игры для развития умения звукового анализа слов

1 набор

Разрезной и магнитный алфавит

По 1 набору

Игровые материалы

Материалы и игры для формирования грамматически правильной речи: дидактические игры на освоение сложных случаев грамматики («Один и много», «Узнай по описанию», «Чей хвост?», «Чьи уши?» и др.)

3-4 шт. разных

дидактические игры на словообразование («Составь слово», «Узнай по действию», «Узнай по голосу»)

3-4 шт. разных

Ребусы, кроссворды на знакомые слова

1-2 набора

Дидактические настольно-печатные игры на составление сложноподчиненных предложений («Почему?», «Узнай и расскажи», «Чьи инструменты», «Узнай профессию» и др.)

3-4 шт. разных

Деятельность детей седьмого года жизни в природе

,В  Центре развития ребенка  необходима более обогащенная предметно-развивающая среда. Развивающее экологическое пространство группы детей 7-го года жизни способствует проявлению у ребенка самостоятельности, ответственности в разнообразных видах деятельности, предоставлению возможности делать маленькие детские «открытия». Игрушки и дидактический материал в старшем дошкольном возрасте отличается многообразием, что закладывает потенциал не только разнообразной деятельности, но и реализации собственных интересов ребенка, его творческих проявлений.

«Лаборатория природы» в подготовительной группе организуется аналогично со старшей группой ДОУ, однако нарастает самостоятельность детей в постановке целей и достижения результата опытов, умением вести самостоятельное мини-исследование.

Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических материалов для освоения природы детьми подготовительной группы

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Углубленная работа по одному из направлений: дизайн, ручной труд (вышивка; работа по шелку, коже; чеканка; аппликация по соломке) может проводиться на базе группы. Согласно этому предусматривается увеличение необходимых материалов (например, игл, ножниц «Зигзаг») и оформление специального рабочего места (как части уголка изодеятельности).

В подготовительной группе дети продолжают осваивать различные техники создания изображения. Особый интерес представляет коллективные работы: аппликации открыток или декораций к оформлению среды группы к праздникам, рисунки на интересные темы («Подводный мир», «Полет в космос» «Мастерская платьев Барби» и т.п.), конструирование улиц и домов Волшебного города, лепка персонажей для игры-театрализации (техника бумагопластики. Для создания коллективных работ более широко используются ватманы (обои разной фактуры, оберточная бумага).

 

Дополнительный  перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для развития изобразительной деятельности детей подготовительной группы

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

ДОУ 2 категории

Центр развития

Количество

Учебно-методические материалы

Видео, диа – материалы. Проектор

1 шт.

1 шт.

Набор слайдов (произведений живописи, графики, архитектуры, скульптуры, ДПИ). Варианты: Серия «Музей дошкольникам» «Интерьер», «Линии и форма в природе и изображении», «Свет и тень в природе и изображении» составители: Б.Г. Мигаль, Б.А. Столяров, СПб., 1994.

1 набор

1 набор

Ватман

5 шт.

5 шт.

Сангина, пастель (16 цвета).  Варианты: пастель  художественная. ООО Аква-колор

на подг.

на подгр.

Ангоб

1-2 цвета

1-2 цвета

Холст на столы для лепки

1 шт. на кажд.

1 шт. на кажд.

Каркасы для лепки

4 разных, на подгр.

4 разных, на подгр.

Поворотные станки

3-4 шт.

3-4 шт.

Валик

4-5 шт. разных по размеру

4-5 шт. разных

Иглы, булавки, наперсток (для ручного труда, выполнения поделок из кожи, ткани)

4-6 шт. (на подгр.)

4-6 шт. (на подгр.)

Плоскостные конструкторы. Варианты: конструктор трансформе, «Малыш-гео-3 – производитель ЧП Саркисова В.Р.;  игра-конструктор «Космос» - ООО Антошка и др.

2-3 разные

2- 3 разных

Вата, салфетки бумажные

2 пачки

2 пачки

Учебно-методические материалы

Скульптура малых форм (5-6 шт. разных) разной фактуры, размера, силуэтного решения

1 набор

1 набор

Произведений ДПИ (гжель, Дымково, хохлома, каргапольская игрушка, оятская посуда; промыслы родного края и т.п. (по содержанию задач программы)) разного вида, фактуры.

1 набор

1 набор

Тетради для штриховки, книги-раскраски.

Желательно нескольких размеров, с разным уровнем сложности задания

По 2 шт. разных (4-5 шт.)

По 2 шт. разных (4-5 шт.)

Пооперационные карты, схемы сложения сложных построек (для конструирования из различных конструкторов, выполнения поделок)

3-5 шт.(варианты)

3-5 шт.(варианты)

Сангина, пастель (16 цвета) для экспериментирования и игры. Варианты: пастель художественная. ООО Аква-колор

5-8 наборов

5-8 наборов

Конструктор ЛЕГО. Варианты: конструктор Максиблок (60 деталей) фирма Кассон (г. Москва).

4 набора

4 набора

Набор мелкого строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, пластины)(62-83 деталей)

4-6 шт.

4-6 шт.

Игровые материалы

Дидактические игры для развития  творческих способностей (воображения, композиционных способностей, различения цвета, восприятия формы).

Варианты игр:  «Народные промыслы» (серия «Учись играя!») ООО Детское королевство,2003.  Игра-лото «Народное творчество» - «Творческие мастерские», «Забавные превращения», «Занимательная палитра» ОАО «Радуга».  

по 2 шт. разных

(в том числе предыдущей группы)

по 2 шт. разных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию детей 6-го года жизни на тему: «Такой разный воздух...»

Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности....

Статья Познавательно-речевое развитие детей 3-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы

  В статье проедставлен опыт работы по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни   в контексте комплексно- тематического планиро...

Статья Познавательно-речевое развитие детей 6-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы

В статье подгобно рассказывается о познавательно-речевом развитии детей шестого года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы....

Родительское собрание. Тема собрания: Познавательно-речевое развитие детей 5-го года жизни

Создание условий для речевого развития детей, формирование педагогической культуры родителей...

"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е

Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...