Конспект НОД "Царевна веснянка" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности
в старшей группе
«Живая вода для царевны Веснянки»
Программные задачи:
Образовательная область «Познание»
- познакомить детей с процессом фильтрации воды:способамиее очищения естественным (природным) путем и с помощью различных материалов;
- дать представление о способности соленой воды удерживать предметы на поверхности, подвести к пониманию того, что морская вода не пригодна для употребления в пищу;
- напомнить детям знакомые им свойства воды: не имеет запаха, цвета, формы, является растворителем;
- закреплять представления детей о естественных водоемах планеты;
- развивать у детей интерес к исследовательской опытно-экспериментальной деятельности;
- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы в ходе исследовательской работы.
Образовательная область «Коммуникация»
- обогатить словарный запас детей: фильтрация, фильтр;активизировать в речи слова пресная вода
-упражнять в умении выстраивать распространенные предложения при обобщении результатов опытов.
Образовательные области«Труд», «Безопасность»
- развивать навыки работы с элементарным лабораторным оборудованием (стаканчиками, пробирками, воронками), соблюдая при этом аккуратность, правила обращения с предметами.
Образовательная область «Социализация»
- формировать интерес к достопримечательным местам (природным источникам воды) своей «малой Родины»;
- развивать у детей навыки сотрудничества с взрослым и со сверстниками;
- воспитывать отзывчивость, сочувствие, желание оказывать посильную помощь
Материалы и оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран, слайды (видеообращение героя, родники, фильтры, очистные сооружения), глобус, разрезные картинки (водоемы), алгоритм воды, карта местности.
- Оборудование для проведения опытов: мерные кружки с водой, ложки, воронки, стаканчики-пробирки с крышкой (на крышке метка), стаканы с грязной водой, вата, фильтровальная бумага, бинт.
- Материалы для экспериментирования: яйца, соль (50г), песок крупный, песок мелкий, мелкий гравий,
Предварительная работа:
Опыты с водой (выявление свойств прозрачная, без формы, без запаха, растворяет вещества), работа с алгоритмом воды, чтение художественной литературы (сказки экологического содержания, стихи Ф.Тютчева, Я.Акима, Б.Заходера, загадки и поговорки о воде), беседы познавательного экологического содержания о воде, работа с иллюстрациями, справочным материалом детских энциклопедий, дидактические игры «Земля, вода, воздух», «Лишнее слово», «Придумай слово», рассматривание карты-плана поселка.
Ход:
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите – письмецо
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может это воробьишка пролетая, обронил
Может кто письмо, как мышку, за окошко заманил?
В руках у воспитателя письмо:
- Ребята, вам хочется узнать, от кого письмо? А чтобы узнать, от кого это письмо, что нам понадобиться? (письмо на диске, ответы детей: видео, компьютер)
- Ребята, в зале приготовлен мультимедийный проектор, мы сейчас туда пойдем и посмотрим письмо. (проходим в зал, садимся на стульчики, включаем письмо от Деда Зная).
- Послушайте, в чем оно заключается.(включается видеозапись).
В Природном царстве, Сказочном государстве живет прекрасная царевна Веснянка. Всех радовала она своим теплом да зелеными нарядами. Но злая волшебница позавидовала красоте прекрасной Веснянки и заколдовала царевну. Жители Природного царства просят о помощи – им нужна живая вода, чтобы спасти Веснянку. Ребята, я надеюсь на вас! вы ведь не оставите Веснянку в беде?.
- Ну что, попробуем помочь?
-Давайте начнем с того, что мы уже знаем о воде.
-Посмотрите на мольберт (выставляю алгоритм воды) и скажите, что мы уже знаем о воде?
-Ответы детей:
1. Вода не имеет формы, приобретает форму того сосуда, в который ее наливают
2. Вода не имеет запаха и вкуса, она приобретает вкус и запах тех веществ, которые в ней растворены.
3. Вода – растворитель, в ней растворяются некоторые вещества.
4. Вода не имеет цвета, прозрачна, через нее можно видеть предметы.
- Однако глубоководные реки, моря и океаны имеют голубой и даже темно-синий цвет. Поэтому на карте или глобусе все, что сине-голубого цвета – это вода.
- Посмотрите на глобус и скажите, много ли воды на Земле? (2/3 поверхности нашей планеты занимает вода).
- Где больше всего находится воды? (в океанах и морях) (слайды: море, река, озеро).
Во время рассматривания слайдов вопросы: что это? Почему вы так думаете?
-Какая морская вода на вкус? (соленая)
- Действительно, вода в морях и океанах имеет соленый вкус, потому что в ней много соли. Из-за нее вода способна удерживать на своей поверхности некоторые предметы. Чтобы доказать это дед Знай предлагает нам провести опыт.
Опыт №1.
Перед вами две банки с водой. Добавьте в одну из банок соль и хорошенько перемешайте ее. Что произошло с солью? (растворилась). Именно такая – соленая вода находится в морях и океанах. Аккуратно опустите односырое яйцо в банку с соленой водой, а второе - в банку с обыкновенной водой.(поочередно вызываю детей для проведения опыта).
- Что мы наблюдаем?(в соленой воде яйцо плавает, а в обычной воде утонуло).
- В соленой воде яйцо плавает, не тонет, а в обычной воде яйцо утонуло, оказалось на дне.
- О каком свойстве соленой воды мы сейчас узнали?
Соленая вода удерживаетсырое яйцо на плаву.
- Как вы считаете, можно ли утолить жажду такой соленой водой?(нет, захочется пить еще сильнее).
- Сможет ли вода в морях и океанах оживить царевну Веснянку?(нет)
- Ребята. Пока нам не удалось найти живую воду для веснянки. Я вам предлагаю немного отдохнуть, чтобы набраться сил и продолжить поиски живой воды для веснянки.
Физ-минутка (танец под музыку Полкис)
- Ребята, обратите внимание, что в бутылочках обычная вода.
-Какого цвета вода?
- и сейчас мы с ними станцуем танец (танцуем танец).
- Ребята, а сейчас какого цвета вода в бутылочках? (цветная)
-О каком свойстве воды это говорит? (в воде растворяются разные вещесва)
- Я предлагаю вам продолжить поиски живой воды для Веснянки.
- Морскую воду нельзя пить, употреблять в пищу из-за большого количества соли, поэтому она не может называться «живой водой».Живая вода должна быть пресной.
- Что значит пресная вода? (выслушать ответы детей).
- Пресная вода – это несоленая вода. Именно ее использует человек для питья, приготовления пищи.
- Узнать, где находится пресная вода, нам помогут разрезные картинки, присланные Дедом Знаем.
Игра «Разрезные картинки».
На столе изображением вниз разложены картинки с изображением различных источников воды. У каждого изображения рубашка своего цвета. Дети, разбиваются на пары и составляют изображение, состоящее из 5-6 фрагментов.(дети должны выбрать фигуры одного цвета и собрать изих картинку).
- Где же находятся запасы пресной воды на Земле?
(в реках, озерах, ледниках, прудах, родниках, водопроводный кран)
Показать карту Алтайского края.
- Ребята, это территория нашего Алтайского края. Мы с вами уже говорили, что на карте вода голубого или синего цвета. Здесь вы тоже видите, что в нашем крае есть реки и озера.
-Какие вы знаете реки и озера нашего края? (ответы детей)
(слайды соленого озера, Обь, пресные озера).
- Но вся ли вода пригодна для употребления? (в воде может быть различный мусор: ветер несет сухие листья, палочки и другое…)
- Перед употреблением вода должна пройти специальную очистку. Как вы думаете, с помощью чего можно очистить воду?(через фильтр…выслушать ответы детей)
- Дед Знай предлагает нам проверить, как очиститься загрязненная вода с помощью разных предметов и природных материалов.
Опыт № 2.
1. на столеесть стакан с загрязненной пресной водой и разные предметы: специальная бумага, вата, ситечко(приглашаю детей поочередно).
- Опусти в воронку тот предмет, с помощью которого ты попытаешься очистить воду. Вставьворонку с этим предметом в чистый пустой стакан.
- Аккуратно перелей воду через воронку в пустой стакан.
- Закрой стакан крышкой, на которой изображен знак того материала, с помощью которого очистили воду.
- Давайте сравним результаты.
- Что мы наблюдаем? (выслушать ответы детей).
Наиболее чистой оказалась вода, после фильтрования с помощью……(по результатам).
Слайд - природное очищение воды.
-ребята, на этом рисунке показано, как вода очищается в природе (рассматривание плаката).
- Не только человек, но и природа умеет очищать воду. Природа для очистки воды использует толстые слои мела, песка, глины, земли. Проходя через них, вода становится чистой, ее может использовать человек. Вода появляется из-под земли в виде родников, ключей (показ слайдов родников, ключей)
- Где берут воду люди, если нет рек, озер и других водоемов в ближайшем окружении? (под землей есть вода (водные ресурсы), чтобы ее оттуда добыть, люди бурят скважины, электронасосами поднимают воду на поверхность в резервуар и подается по трубам в квартиры и дома).
-Дед Знай предлагает нам очистить воду природным способом. Это проверить, выполнив следующий опыт.
2.Демонстрационный опыт.
- Очистить воду с помощью природных материалов: камней, песка.
- Наполни воронку сначала мелким песком, затем насыпь более крупный песок, и последним слоем будут мелкие камни.
- Поставь наполненную воронку в чистую банку, и аккуратно переливай воду.
- Очистилась ли вода?(выслушать ответы детей).
- Что мы с вами узнали из проведенных опытов?(выслушать ответы детей).
Загрязненную водуможно очистить с помощью таких предметов, как вата, сеточка, специальная бумага и природных материалов песка и камней.
- Предметы и материалы, с помощью которых очищается вода, называются фильтром.
- Люди фильтруют - очищают воду на специальных очистных сооружениях, куда она попадает из разных водоемов. Из реки вода закачивается электрическими насосами и по водоводам подается на очистные сооружения в состав которых входят: смесители, камеры хлопьяобразования, горизонтальные отстойники, скорые фильтры. После скорых фильтров вода обеззараживается жидким хлором и поступает в резервуары чистой воды, откуда подается на разводящие сети города(показ слайдов насосной станции, очистных сооружений водоканала). Кроме этого очищения, многие устанавливают фильтры в водопроводах своих домов и квартир(показ слайда фильтра).
- Вода, очищенная таким образом, попадает к нам в дом.
- ( появление Деда Зная на экране)
- Дед Знай на связи, давайте передадим ему итоги нашей работы:
- соленая вода находится в …….(морях и океанах);
- мы узнали, что она ……..(может удерживать предметы на поверхности, но не подходит для питья);
- для питья подходит только ………(пресная вода);
- такая вода находится ………(в реках, озерах, ледниках, родниках);
- пресную воду сначала нужно ….. (очистить с помощью фильтров);
- очищенная вода встречается в….. (водопроводном кране, родниках),(воспитатель начинает фразу, а один из детей заканчивает).
- Уважаемый Дед Знай, мы с ребятами смогли определить, где взять живую воду.
- Уточните, ребята, где можно набрать живой воды для Веснянки?(водопроводном кране, роднике)
Дед Знай: - Есть ли в вашем поселке пресная вода и где она находиться?
-Это вид нашего поселка с космоса (снимки со спутника).
- Давайте укажем на карте нашей местностикрасным кружком,где находиться пресная вода в нашем поселке-это водонапорная башня.(слайд местности-отметим водонапорную башню).
- Теперь отправим Деду Знаю карту, где отмечено, где находиться пресная вода в нашем поселкепо электронной почте.
( отправляется виртуальное письмо).
Дед Знай благодарит детей за помощь. (Спасибо коллеги за проделанную научную работу! Посылаю вам посылку-сюрприз.До встречи!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"
Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...
конспект открытого мероприятия - конспект НОД в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"
представлен конспект открытого мероприятия - конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"...
Конспекты развлечения в группе для детей со сложным дефектом «Петрушка в гостях у малышей",Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Одежда для моих друзей»
знакомить с техникой рисования пальчиками, валиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект интегрированного занятия в ДОУ " Здравствуй Зимушка -зима" план-конспект занятия (младшая группа)
Конспект интегрированного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года ) . Тема: «Ох, ты Зимушка-зима».Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна...
Конспект НОД "Мы - добрые ребята" конспект занятия старшая группа
Конспект НОД Тема: «Мы - добрые ребята» (старшая группа)Тема: «Мы – добрые ребята».Цель: дать понятие о том, что такое доброта.Задачи:1....