Конспект НОД "Царевна веснянка" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лазуткина Ирина Борисовна

ОО - Познание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarevna_vesnyanka.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности

в старшей группе

«Живая вода для царевны Веснянки»

Программные задачи:

Образовательная область «Познание»

- познакомить детей с процессом фильтрации воды:способамиее очищения естественным (природным) путем и с помощью различных материалов;

- дать представление о способности соленой воды удерживать   предметы на поверхности, подвести к пониманию того, что морская вода не пригодна для употребления в пищу;

- напомнить детям знакомые им  свойства воды: не имеет запаха, цвета, формы, является растворителем;

- закреплять представления детей о естественных водоемах планеты;

- развивать у детей  интерес к исследовательской опытно-экспериментальной деятельности;

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы в ходе исследовательской работы.

Образовательная область «Коммуникация»

- обогатить словарный запас детей: фильтрация, фильтр;активизировать в речи слова пресная вода

-упражнять в умении выстраивать распространенные предложения при обобщении результатов опытов.

Образовательные  области«Труд», «Безопасность»

- развивать навыки работы с элементарным лабораторным оборудованием (стаканчиками, пробирками, воронками), соблюдая при этом аккуратность, правила обращения с предметами.

Образовательная область «Социализация»

- формировать интерес к достопримечательным местам (природным источникам воды) своей «малой Родины»;

- развивать у детей навыки сотрудничества с взрослым и со сверстниками;

- воспитывать отзывчивость, сочувствие, желание оказывать посильную помощь

Материалы и оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, экран, слайды (видеообращение героя, родники, фильтры, очистные сооружения), глобус, разрезные картинки (водоемы), алгоритм воды, карта местности.
  2. Оборудование для проведения опытов: мерные кружки с водой, ложки, воронки, стаканчики-пробирки с крышкой (на крышке метка), стаканы с грязной водой, вата, фильтровальная бумага, бинт.
  3. Материалы для экспериментирования: яйца, соль (50г), песок крупный, песок мелкий, мелкий гравий,

Предварительная работа:

Опыты с водой (выявление свойств прозрачная, без формы, без запаха, растворяет вещества),  работа с алгоритмом воды, чтение художественной литературы (сказки экологического содержания, стихи Ф.Тютчева, Я.Акима, Б.Заходера, загадки и поговорки о воде), беседы познавательного экологического содержания о воде,  работа с иллюстрациями, справочным материалом детских энциклопедий, дидактические игры «Земля, вода, воздух», «Лишнее слово», «Придумай слово», рассматривание карты-плана поселка.

Ход:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите – письмецо

Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка пролетая, обронил

Может кто письмо, как мышку, за окошко заманил?

В руках у воспитателя письмо:

- Ребята, вам хочется узнать, от кого письмо?  А чтобы узнать, от кого это письмо, что нам понадобиться? (письмо на диске, ответы детей: видео, компьютер)

- Ребята, в зале приготовлен мультимедийный проектор, мы сейчас туда пойдем и посмотрим письмо. (проходим в зал, садимся на стульчики, включаем письмо от Деда Зная).

-  Послушайте, в чем оно заключается.(включается видеозапись).

В Природном царстве, Сказочном  государстве живет  прекрасная царевна Веснянка. Всех радовала она своим теплом да  зелеными нарядами. Но  злая  волшебница позавидовала красоте прекрасной Веснянки и  заколдовала царевну. Жители Природного царства   просят  о помощи – им нужна живая вода, чтобы спасти Веснянку. Ребята, я надеюсь на вас! вы ведь не оставите Веснянку в беде?.

- Ну что, попробуем помочь?

-Давайте начнем с того, что мы уже знаем о воде.

-Посмотрите на мольберт (выставляю алгоритм воды) и скажите, что мы уже знаем о воде?  

-Ответы детей:

1. Вода не имеет формы, приобретает форму того сосуда, в который ее наливают

2.  Вода не имеет запаха и вкуса, она приобретает вкус и запах тех веществ, которые в ней растворены.

3. Вода – растворитель, в ней растворяются некоторые вещества.

4. Вода не имеет цвета,  прозрачна, через нее можно видеть предметы.

- Однако глубоководные реки, моря и океаны имеют голубой и даже темно-синий цвет. Поэтому на карте или глобусе все, что сине-голубого цвета – это вода.

-  Посмотрите на глобус и скажите, много ли воды на Земле? (2/3 поверхности нашей планеты занимает вода).

-  Где больше всего находится воды? (в океанах и морях) (слайды: море, река, озеро).

Во время рассматривания слайдов вопросы: что это? Почему вы так думаете?

-Какая морская  вода на вкус? (соленая)

- Действительно, вода в морях и океанах  имеет соленый вкус, потому что в ней много соли. Из-за нее вода  способна удерживать на своей поверхности некоторые предметы.  Чтобы доказать это дед Знай предлагает нам провести опыт.

Опыт №1.

Перед вами две банки с водой. Добавьте в одну из банок  соль и хорошенько перемешайте ее. Что произошло с  солью? (растворилась). Именно такая – соленая  вода  находится в морях и океанах. Аккуратно опустите односырое яйцо в банку с соленой водой, а второе - в банку с обыкновенной водой.(поочередно вызываю детей для проведения опыта).

- Что мы наблюдаем?(в соленой воде яйцо плавает, а в обычной воде утонуло).

- В соленой воде яйцо плавает, не тонет, а в обычной воде яйцо утонуло, оказалось на дне.

- О каком свойстве  соленой воды мы сейчас узнали?

Соленая вода   удерживаетсырое  яйцо на плаву.

- Как вы считаете, можно ли утолить жажду такой соленой водой?(нет, захочется пить еще сильнее).

- Сможет ли вода в морях и океанах оживить царевну Веснянку?(нет)

- Ребята. Пока нам не удалось найти живую воду для веснянки. Я вам предлагаю немного отдохнуть, чтобы набраться сил и продолжить поиски живой воды для веснянки.

Физ-минутка (танец под музыку Полкис)

- Ребята, обратите внимание, что в бутылочках обычная вода.

-Какого цвета вода?

- и сейчас мы с ними станцуем танец  (танцуем танец).

- Ребята, а сейчас какого цвета вода в бутылочках? (цветная)

-О каком свойстве воды это говорит? (в воде растворяются разные вещесва)

- Я предлагаю вам продолжить поиски живой воды для Веснянки.

- Морскую воду  нельзя пить, употреблять в пищу из-за большого количества соли, поэтому она не может называться «живой водой».Живая вода должна быть пресной.

-  Что значит пресная вода? (выслушать ответы детей).

-  Пресная вода – это несоленая вода. Именно ее  использует человек  для питья, приготовления пищи.

-  Узнать, где находится пресная вода, нам помогут разрезные картинки, присланные Дедом Знаем.

Игра «Разрезные картинки».

На столе изображением вниз разложены  картинки с изображением различных источников воды. У каждого изображения рубашка своего цвета. Дети,  разбиваются на пары и  составляют изображение, состоящее из 5-6 фрагментов.(дети должны выбрать фигуры одного цвета и собрать изих картинку).

- Где же находятся запасы пресной воды на Земле?

(в реках, озерах, ледниках, прудах, родниках, водопроводный кран)

Показать карту Алтайского края.

- Ребята, это территория нашего Алтайского края. Мы с вами уже говорили, что на карте вода голубого или синего цвета. Здесь вы тоже видите, что в нашем крае есть реки и озера.

-Какие вы знаете реки и озера нашего края? (ответы детей)

 (слайды соленого озера, Обь,  пресные озера).

- Но вся ли вода пригодна для употребления? (в воде может быть различный мусор: ветер несет сухие листья, палочки и другое…)

- Перед употреблением вода должна пройти специальную очистку. Как вы думаете, с помощью чего можно очистить воду?(через фильтр…выслушать ответы детей)

- Дед Знай предлагает нам проверить, как очиститься загрязненная вода с помощью разных предметов и природных материалов.

Опыт № 2.

1.  на столеесть стакан с  загрязненной  пресной  водой  и разные предметы: специальная бумага, вата, ситечко(приглашаю детей поочередно).

- Опусти в воронку тот предмет, с помощью которого ты попытаешься очистить воду. Вставьворонку с этим предметом  в чистый пустой стакан.

- Аккуратно перелей воду через воронку в пустой стакан.

- Закрой стакан крышкой, на которой изображен знак того материала, с помощью которого очистили воду.

- Давайте сравним результаты.

- Что мы наблюдаем? (выслушать ответы детей).

Наиболее чистой оказалась вода, после фильтрования с помощью……(по результатам).

Слайд - природное очищение воды.

-ребята, на этом рисунке показано, как вода очищается в природе (рассматривание плаката).

- Не только человек, но и природа  умеет очищать воду. Природа для очистки воды использует толстые слои мела,  песка, глины, земли. Проходя через них,  вода становится чистой, ее может использовать человек. Вода  появляется из-под земли в виде родников, ключей (показ слайдов родников, ключей)

- Где берут воду люди, если  нет рек, озер и других водоемов в ближайшем окружении? (под землей есть вода (водные ресурсы), чтобы ее оттуда добыть, люди бурят скважины, электронасосами поднимают воду на поверхность в резервуар и подается по трубам в квартиры и дома).

-Дед Знай предлагает нам очистить воду природным способом.  Это проверить, выполнив следующий опыт.

2.Демонстрационный опыт.

- Очистить воду с  помощью природных материалов: камней, песка.

- Наполни воронку сначала мелким песком, затем насыпь более крупный песок, и последним слоем будут мелкие камни.

- Поставь наполненную воронку в чистую банку,  и аккуратно  переливай воду.

- Очистилась ли  вода?(выслушать ответы детей).

- Что мы с вами узнали из проведенных опытов?(выслушать ответы детей).

Загрязненную водуможно очистить с помощью таких предметов, как вата, сеточка, специальная бумага и природных материалов  песка и камней.

- Предметы и материалы, с помощью которых очищается вода, называются фильтром.

- Люди фильтруют -  очищают воду на специальных очистных сооружениях, куда она попадает из разных водоемов. Из реки вода закачивается  электрическими насосами и по водоводам подается на очистные сооружения в состав которых входят: смесители, камеры хлопьяобразования, горизонтальные отстойники, скорые фильтры. После скорых фильтров вода обеззараживается жидким хлором и поступает в резервуары чистой воды, откуда подается на разводящие сети города(показ слайдов насосной станции, очистных сооружений водоканала). Кроме этого очищения, многие устанавливают фильтры  в водопроводах своих домов и квартир(показ слайда фильтра).

- Вода, очищенная таким образом, попадает к нам в дом.

- ( появление Деда Зная на экране)

- Дед Знай на связи, давайте передадим ему итоги нашей работы:

- соленая  вода  находится в …….(морях и океанах);

- мы узнали, что она ……..(может удерживать предметы на поверхности, но не подходит для питья);

- для питья подходит только ………(пресная вода);

- такая вода  находится ………(в реках, озерах, ледниках, родниках);

- пресную воду сначала нужно ….. (очистить с помощью фильтров);

- очищенная  вода встречается в….. (водопроводном кране, родниках),(воспитатель начинает фразу, а один из детей заканчивает).

- Уважаемый Дед Знай, мы с ребятами смогли определить, где взять живую воду.

- Уточните, ребята, где можно набрать живой воды для Веснянки?(водопроводном кране, роднике)

Дед Знай: - Есть ли в вашем поселке пресная вода и где она находиться?

-Это вид нашего поселка с космоса (снимки со спутника).

- Давайте укажем  на карте нашей местностикрасным кружком,где находиться пресная вода в нашем поселке-это водонапорная башня.(слайд местности-отметим водонапорную башню).

- Теперь отправим Деду Знаю карту, где отмечено, где находиться пресная вода в нашем поселкепо электронной почте.

( отправляется виртуальное письмо).

Дед Знай благодарит детей за помощь.  (Спасибо коллеги за проделанную научную работу!  Посылаю вам посылку-сюрприз.До встречи!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

конспект открытого мероприятия - конспект НОД в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"

представлен конспект открытого мероприятия - конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в ДОУ " Здравствуй Зимушка -зима" план-конспект занятия (младшая группа)

Конспект интегрированного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года ) . Тема: «Ох, ты Зимушка-зима».Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна...

Конспект НОД "Мы - добрые ребята" конспект занятия старшая группа

Конспект НОД Тема: «Мы - добрые ребята» (старшая группа)Тема: «Мы – добрые ребята».Цель: дать понятие о том, что такое доброта.Задачи:1....