Проект по эколическому воспитанию
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по экологии | 20.24 КБ |
Изображение к проекту | 200.22 КБ |
конспекты занятий | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Лаборатория неживой природы»
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс основания природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция д-ра биол. Наук Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, столько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Цели проекта:
- Создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей 3-4 лет в летний период к обучению основам природопользования;
- Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
- Познавательную;
- Ценностно-ориентированную;
- Творческую (художественно-эстетическую);
- Коммуникативную.
Формы взаимодействия с детьми, основанные на следующих положениях:
- Общение взрослых с детьми выстроен так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведениях активно приобретают личный опыт приобщения к основам экологической культуры;
- При ознакомлении ребёнка с окружающим миром с самого раннего детства следует делать упор несколько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного (неразрушающего) обращения с ними;
- Каждому дошкольнику должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.
Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтение детей.
Лаборатория неживой природы (для детей 3 лет) организована с цель обогащения представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. Оснащение лаборатории не требует особых затрат. Инвентарь для экспериментов, сделанный старшими детьми из бросового материала, и главный атрибут лаборатории – игровой персонаж Лесовичок. Результатом работы лаборатории планирую не только обогащённое представление малышей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Что в пакете?
Экоша вместе с детьми выходит на прогулку. Среди игрушек он обнаруживает полиэтиленовые пакеты.
Экоша. Что у вас в этих пакетах?
Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшисьот детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.
Воспитатель. А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.
Экоша. Что же там? Откройте, мы посмотрим.
Воспитатель открывает пакет, в нём ничего нет.
Педагог обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.
Экоша. Так что же в нём было?
Воспитатель: В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому намказалось, что пакет пустой.
Игра с соломинкой
Экоша. (встречает детей на участке детского сада). Ребята, я так скучал без вас, идите сюда поскорее, я принёс вам подарки.
Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.
Экоша. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок?(Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули)
Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.
Экоша. А я не верю!
Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конецтрубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезли?
Экоша. Они вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются черезводичку вверх.
Игры с воздушным шариком и соломинкой
На прогулку к детям приходит Экоша. Он приносит с собой два шарика: один надутполностью, другой – наполовину.
Экоша. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотитепоиграть?
Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнееи почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.).
Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что он сильно надут, другой – мягкий.
Экоша. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, толькочто для этого сделать – я не знаю.
Воспитатель.Ребята, поможем Экоше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть? (Побольше надуть.) Что находится внутри шарика? (Воздух.) Как он попал в шарик? (Его туда выдыхают.)
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.
Воспитатель. (Обращается к Экоше). Посмотри, Экоша, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух. (На выходе предлагает подставить ладошку под струю воздуха.) Откуда берётся воздух внутри человека? (Его вдыхают.)
Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы онстал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.
В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим. Раздаётвсем соломинки, через которую можно надуть шарик.
Выдувание мыльных пузырей
Воспитатель. (Приглашая детей на прогулку, сообщает). Ребята, поторопитесь,сегодняна участке у нас интересные дела, а наш друг Экоша отправился в лес навестить своих родственников. Придётся вам ему всё рассказать.
Дети с воспитателем приходят на веранду, где на столике стоит большой поднос.
Воспитатель. (Обращает внимание детей на поднос). Какой большой поднос! На негоможно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы на него положили?
Ответы детей.
Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную (с мыльным порошком). А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою еёпрозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А сейчас я сделаю для нашей красивой пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку вот так.
Над воронкой надуваем мыльный пузырь (над пуговицей).
Воспитатель (Продолжает). Ну, вот и получился ещё один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей.) Правильно, я выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?
После того как дети выразят желание, педагог предлагает им палочки с колечком на конце, ещё раз показывает, как можно надуть мыльный пузырь. Далее дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Педагог обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.
Ветер по морю гуляет
На прогулку к детям приходит Экоша. Он возвратился из поездки к родственникам.
Экоша. Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники живут в лесу на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!
Воспитатель. Постой, а причём здесь ветер?
Экоша. Ну как же, ведь это он подталкивает мой кораблик.
Воспитатель и дети (удивлены). Как, чем подталкивает?
Экоша. Пойдёмте все к нашему бассейну, я вам всё покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.
Дети берут бумажные парусники и подходят к бассейну (ёмкости с водой).
Экоша. (обращается к детям). Поставьте свои парусники на воду, а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (Ответы детей.) Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывёт быстрее.
Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.
Можно провести соревнование в парах «Чья лодочка доплывёт скорее?».
Лёгкий – тяжёлый
Во время прогулки в гости к детям приходит Экоша со своим другом медвежонком Винни.
Экоша. Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хотелосьпоиграть с вами. Можно взять вот эти игрушки? (Показывает на оборудование «лаборатории».)
Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте? (Предлагает цветные бутылочки из одинакового материала, но разного размера.)
Экоша берёт бутылочки маленькие, а Винни большие.
Воспитатель (спрашивает детей). Почему Экоша и Винни так распределили бутылочки?
Дети отвечают, проверяя (взвешивая) бутылочки на вес.
Воспитатель (обращаясь к Экоше и Винни). Посмотрите, у нас вот какие ещё есть игрушки! (Игрушки из одинакового материала, но одни из них заложены внутри сухой листвой, другие – песком.)
Воспитатель. Какие игрушки возьмёт Экоша, а какие Винни? Почему?
Зачем воспитатель предлагает детям выбрать «угощения» в ведёрках, которыемогут донести Экоша и Винни, и выясняет, какое ведёрко сумеет донести Экоша, а какое – Винни.
Педагог проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержимое ведёрок.
Плавает – тонет
Экоша (говорит, обращаясь к детям). Ребята, пока вас не было, я решил поиграть в морской бой на воде. Вместо корабликов взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик – проволочка? Правильно, он тяжёлый. А кораблик – тарелочка? Тоже тяжёлый. Почему плавает кораблик – палочка? (Потому что лёгкий.)
Экоша. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будетплавать? (Ответы детей.) Вот спасибо!
Далее дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавать – тонуть).
Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.
Горячо – холодно
На участке дети вместе с воспитателем находят чумазую куклу Настю.
Настя. Ну, наконец-то вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.
Воспитатель. Настенька, ты, наверное, долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной? (Ответы детей.) Правильно, тёплой. Где у нас есть вода? (В ёмкости, в бутылках, стоящих в тени.)
Давайте попробуем, какая вода в вашем бассейне (в ёмкости для воды). (Детитрогают, отвечают, что тёплая.) А в бутылочках? (Холодная.) Почему? (Ответы детей.) Да, вы правы, бассейн стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нём воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная.
Настенька. Тогда купайте меня в бассейне, ведь там такая приятная тёплая вода.
Дети купают куклу, девочки вытирают её и укладывают спать. Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки (совочки, формочки, верёвки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже согрело солнце.
Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их холодной водой. Что произошло? Игрушки быстро остыли. Воспитатель обсуждает это с детьми.
Чудесный мешочек
На прогулке вместе с воспитателем дети рассматривают различные мелкие предметы, сделанные из дерева, стекла (зеркало, флакончики из-под духов), называют их, определяя из чего они сделаны. Складывают предметы в чудесный мешочек.
Затем воспитатель предлагает детям доставать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, что они сделаны из железа. Аналогично дети достают предметы «тёплые» и определяют, что они сделаны из дерева. Оставшиеся предметы (из стекла) – средние по теплоте.
Вывод: металлические предметы самые холодные, деревянные – тёплые.
Песочные струйки
Воспитатель (обращается к детям). Ребята, я знаю, что вы любите играть с песком.
Экоша. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, «Песочные струйки» называется. Хотите, научу?
Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показать). Видите, как песок сыплется через воронку, как воду струйкой течёт. Сухой песок – сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы тоже попробуйте.
Дети экспериментируют с сухим песком.
Чудесные фигурки
На прогулке дети встречают Экошу. У него грустный вид.
Воспитатель. Экоша, ты чем-то расстроен? Тебя кто-то обидел, пока нас не было?
Экоша. Никто меня не обижал. Просто я хотел для ребят сделать сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята
Ответы детей.
Воспитатель. Да, Экоша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, а как помочь Экоше? (Ответы детей.) Налить воды в песок и перемешать лопаткой? Давайте попробуем.
Дети носят воду ведёрками из ёмкости, смачивают песок. Затем все вместе делают песочные «пирожные», используя формочки, колобки и лепёшки, похлопывая ладошками.
Экоша. Почему же сырой песок не сыплется?
Воспитатель. Это происходит по тому, что вода склеила между собой частички песка. У сухого песка все частички – отдельно друг от друга.
Узнаем, какая глина
Воспитатель. Ребята, мы с вами очень любим, играть в песочницы с песком. Но, посмотрите, в песочнице лежит какой-то коричневый комок. Может быть, это камень? Проверим? (Роняет комок на землю.) Что с ним стало? Правильно, разбился. Значит, это не камень. А если опустить отколовшийся кусочек в ведро с водой?
Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.
Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли? Да, они размокли. Потому что это был не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра мы с Экошей расскажем вам про глину.
Глиняные шарики
Экоша. Дети, поторапливайтесь на прогулку, скорее хочется посмотреть, что стало с глиной, которую мы с вами опустили в ведёрко с водой.
На прогулке Экоша и дети ищут ведёрко, находят точно такое же, открывают, а в нём поделки из глины, сделанные воспитателями (уточка, чашечка, мячик, палочки).
Экоша. Ой, что это ребята? (Рассматривают.) Интересно, из чего они сделаны?
Ответы детей.
Воспитатель. Всё это сделано из глины. А ведёрко, которое вы искали, вот. (Достаёт с полки ведёрко с глиной, открывает его.) Вы тоже, если хотите, можете сделать для себя глиняные палочки или шарики. Вот так (показывает). Хотите попробовать?
Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарик, палочку и др.
Когда работа закончена, все изделия выкладывают на просушку.
Воспитатель (говорит, любуясь работой детей). Какие замечательные поделки можно сделать из глины!
Экоша. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.
Воспитатель. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку.) Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова лепить поделку.
Что в коробке?
Рассматривая на прогулки игрушки, воспитатель обращает внимание детей на коробку.
Воспитатель. Странно, что это такое? (Рассматривает вместе с детьми.) Может быть, в коробке что-нибудь лежит? (Встряхивает её, раздаётся стук.) Хотите узнать, что там внутри?
Ответы детей.
Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают по очереди в неё.
Воспитатель. Чтобы это могло быть? Что там? Ничего не видно? Темно?
Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнее, то в коробку попадёт свет, и всё сразу станет видно. Попробуем?
Дети выражают согласие, и опыт проводит до конца.
Воспитатель. В коробке стало светло – туда попали солнечные лучики. А если в доме темно, что надо сделать? (Включить свет.) Да, без света было бы темно, страшно, ничего не видно. Хорошо, что он есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»
В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей "Духовно-нравственное воспитание детском саду"
Знакомство с Кубанским казачкством....
Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...
Паспорт проекта "Вместе", отчет к проекту «Духовно-нравственное воспитание и социализация старших дошкольников в рамках реализации проекта «ВМЕСТЕ»
Технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, позволяют системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность ...