Перспективный план по экологическому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
ФЕВРАЛЬ
Перспективный план по экологическому воспитанию
Сентябрь | Занятия | Совместная работа | Самостоятельная деятельность |
Задачи | |||
1-2 неделя | |||
Показать значение воды для всего живого: вода нужна живым, людям и растениям. Познакомить со свойствами воды: без вкуса, запаха, цвета, может разлиться, пролиться, впитываться. | Диагностика "Речка, озеро и море" (Вода) | Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением рек, озер, морей. Опыт с растениями (полив цветов) | Опыты с водой (льется, принимает форму сосудов, растворяет сахар, соль, принимает их вкус). Окрашивание воды в разные цвета. Игра: "Радуга в воде" |
3 неделя | |||
Знакомить детей с водными пространствами (пруд, река). Закрепить названия прудов и рек в родном городе (Красный пруд, река Карость). Воспитывать у детей интерес и любовь к природе своего края. | Целевые прогулки к Красному пруду. | Чтение сказки о необыкновенных превращениях капельки. Рассматривание картин | Рисование "Красный пруд осенью" |
4 неделя | |||
Показать детям характерные признаки внешнего строения (вытянутое тело передвигается в воде при помощи плавников, тело покрыто чешуей). | "Кто живет в подводном царстве?" | Наблюдение за рыбками в аквариуме. Д/и: "Составь рыбку", "Что лишнее?" | "Лото рыбы" (закрепить названия рыб). Рисование по трафаретам. Игра "Рыболов" (магнитные рыбки) |
Октябрь | |||
1 неделя | |||
Конкретизация представлений об основных признаках живой и неживой природы (живые существа двигаются, растут, питаются, дышат, размножаются). Воспитывать интерес и любовь как к живой, так и неживой природы. | "Природа живая и неживая" | Рассматривание моделей живой природы. Опыт с воздухом. Д/и "Найди, что опишу" | Опыт с песком, камнями. Д/и: "Живое-неживое" (лото) |
2 неделя | |||
Уточнить и расширить знания о характерных признаках осени (холодает, идут дожди, опадают листья, сильные ветра). Наблюдение за деревьями и кустарниками; закрепить их названия. Воспитывать любовь и бережгое отношение к растениям. | "Золотая осень" экскурсия в парк. | Чтение художественной литературы. Б.Трофимов "Осенний ковер". Оформление гербария из осенних листьев | Д/и: "Когда это бывает" |
3 неделя | |||
Знакомить детей с перелетными птицами (скворцы, ласточки, утки, гуси; подготовка к отлету, сбор в стаи). Дать знания о внешнем виде птиц. | "Птицы - наши друзья" | Чтение рассказа В.Бианки "Ночная тревога". Д/и: "Перелетные-зимующие птицы" | Рассматривание иллюстраций птиц. |
4 неделя | |||
Дать знание о существенных признаках комнатных растений. Показать, что общее у растений, а чем отличаются (название, строение: отличие в уходе). | "Сравнение комнатных растений" | Коллективный труд в уголке природы. Работа с моделями. | Д/и: "Составь картинку" |
Ноябрь | |||
1 неделя | |||
Конкретизация представлений о домашних животных (кролик, утка), о среде их обитания. Домашние животные живут рядом с человеком, человек кормит их и ухаживает за ними. Показать заботу человека о них. Воспитывать желание помагать в уходе за животными. | "Домашние животные" | Д/и: "Чьи детеныши". Рассматривание иллюстраций с домашними животными. | Д/и: "Кто, где живет". Рисование домашних животных по трафаретам. Д/и: "Что напутал художник?" |
2 неделя | |||
Конкретизация представлений о диких животных (белка, еж), о приспособлении зверей к трудной зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища). | "Дикие животные" | Чтение рассказа В.Бианки "Куница за белкой". Д/и: "Найдите по описанию". | Д/и: "Лото - парочка", "Найдите лишнего". Рассматривание открыток диких животных. |
3 неделя | |||
Дать детям знания о том, что человек живой, как растения и животные; но человек - существо гуманное. Это его существенный признак. Отличие среды обитания человека от среды обитания животных. | "Мы живые" | Рассматривание модели человека. Д/и: "Что полезно, что вредно?" | Д/и: "Что, где живет?". Рисование животных и человека. |
Декабрь | |||
1 неделя | |||
Учить узнавать и называть птицу - Волнистого попугая - по характерным признакам внешнего вида. Познакомить с особенностями поведения (подвижная, веселая птичка, щебечет, летает). Учить следовать плану наблюдения. Воспитывать интерес к жизни птицы, желание ухаживать за ней. | "Птички в клетке" (наблюдение за волнистыми попугаями) | Ухаживаем за птицами (кормим, чистим клетки). Д/и: "Летает - не летает". | Рассматривание иллюстраций, о птицах. Рисование карандашами попугая. |
2 неделя | |||
Уточнить и расширить представление о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров), среда обитания в зимний период. Воспитывать умениепытливо всматриваться в знакомые объекты. | "Птицы нашего края зимой" | Прослушивание записи "Голоса птиц". Наблюдение за птицами на кормушке. Подкармливаем птиц". | Лепка птицы. Д/и: "Перелетные и зимующие птицы". Д/и: "Лото - парочка (птицы). |
3 неделя | |||
Знакомить с образом жизни диких животных зимой (белка, еж, заяц, лиса, медведь). Формировать представление о характере пищи животных, способах ее добывания зимой; об условиях жизни зверей в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи). | "Как зимуют дикие звери?" | Рассматривание иллюстраций, чтение. | Рисование диких животных по трафаретам. |
4 неделя | |||
Учить детей бережно относиться к лесу и растущим деревьям. Доставить детям радость подготовкой к празднику. | "Для праздничной елки" | Аппликация открытки "Елочка" | Украшение елочки в группе |
Январь | |||
1 неделя | |||
Учить детей ставить перед собой цель. Закрепить знания детей о строении растения (корень, стебель, листья), об условиях, необходимых для роста растения. Дать знания о том, что в укропе и петрушке содержатся витамины, полезные для нашего организма. | "Огород на окне" "Посадка зелени (укроп, петрушка) | Работа с моделями роста растения. Д/и: "От семени до плода". Рассматривание семян разных растений. | Д/и: "Что в начале, что потом?" "Что перепутал художник?" |
2 неделя | |||
Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении). | "Вода - снег - лед" | Рассматривание и наблюдение за снегом на прогулках. Знакомство детей с термометром. Изменение t в группе и на улице | Рисование снежинок. Игра "Времена года" |
3 неделя | |||
Продолжение занятия "Вода - снег - лед". Дать знание об изменении свойств снега от изменений в природе (1 низкая и высокая). В мороз снег рассыпается, не лепится, блестит на солнце. | "Мороз и солнце" (на участке д/сада) | Чтение стихов о зиме и зимних явлениях. "Мороз и солнце, день чудесный" А.С.Пушкин. Рассматривание и чтение альбома народных примет. | Д/и: "Что в начале, что потом?" (по временам года). Зимние игры со снегом, катание на санках. |
4 неделя | |||
Обобщить представления о зиме. Учить замечать отличия, которые произошли после последней осенней экскурсии. | "Зима в парке" (экскурсия по экологической тропе) | Чтение стихов о зиме. Сказка "Два мороза" | Рисование "Зима в парке". Рассматривание картин о зиме. |
Февраль | |||
1 неделя | |||
Целевая прогулка по участкам д/сада. Учить отличать следы человека от следов зверей и птиц (игра: "Следопыты"). | "Книга зимы. Следы на снегу" | Чтение рассказа В.Бианки "Кто как читает?" | Рассматривание иллюстраций со следами зверей и птиц. |
2 неделя | |||
Дать детям знания о том, что зимой все растения находятся в оцепенении, но они живы. Показать эту жизнь в почках. Воспитывать бережное отношение к природе. | "Где зимуют почки?" | Наблюдение за веточками тополя в группе. | Д/и: "Что сначала, что потом?" |
3 неделя | |||
Расширить знания о характерных признаках зимы (травянистые растения под снегом живые, но не растут, а спят). Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. | "Под снегом на лугу" (целевая прогулка на луг) | Посадка семян травы, уход за всходами. Наблюдения и зарисовка. | Д/и: "Составь растение" |
4 неделя | |||
Конкретизировать и углублять представления о зиме: состояние погоды, типичные осадки. | Беседа о зиме (обобщающая) | Чтение стихов, рассказов о зиме. Наблюдение на прогулках. | Работа с календарем природы. |
Март | |||
1 неделя | |||
Уточнить представление детей о животных, живущих с человеком. Дать понятие домашним животным. Систематизировать знания о внешнем виде коровы и лошади. Дать знание об уходе за домашними животными и о пользе, которую они приносят. Воспитывать интерес к уходу за домашними животными. | "Кто живет рядом с нами?" | Рассматривание иллюстраций коровы и лошади. Прослушивание записи имитаций голосов, песни про животных. Д/и: "Какую пользу приносят" | Рисование коровы, лепка животных. |
2 неделя | |||
Уточнить знания о временах года: зима, весна, лето, осень. Формировать знания о приспособлении человека к сезонным изменениям: одежда, питание, жилище. | "Времена года" | Календарь погоды "Дидактические куклы с одеждой на разные сезоны". Прослушивание записей П.И.Чайковского "Времена года". Д/и: "Когда это бывает?". Чтение Ушинского "Четыре желания". | П/и: "Узнай по признакам, какое это время года". Рассматривание пейзажей. |
3 неделя | |||
Активизировать знания детей о месте обитания лесных зверей (берлога, нора, дупло, логово). Дать знания о том, что весной звери покидают свои жилища, пробуждается земля, и звери ведут активный образ жизни. Воспитывать любовь, восхищение к первым признакам пробуждения от зимы. | "Просыпается медведь после зимней спячки" | Рассматривание картин "Медведь весной", "Лиса встречает весну". Разучивание стихотворений Маршака "Апрель". | Лепка "Медведь". Рисование по трафаретам. |
4 неделя | |||
Познакомить детей с местом, где просыпается солнце, закрепить представления о весенних явлениях, об изменениях в природе в зависимости от движения солнца по небосводу. Развивать наблюдательность, ощущение радости. | "Здравствуй, солнце" | Д/и: "Как весна украшает нашу землю". Чтение сказки "У солнца в гостях". Прослушивание песен про солнце. | Игра с зеркалами: "Поймай солнечного зайчика" |
Апрель | |||
1 неделя | |||
Закретить представления детей о пробуждении природы весной. Проследить взаимосвязь в природе (увеличилась продолжительность дня, тает снег, пробуждается трава, первые цветы, появляются насекомые, прилетели птицы). Развивать способность воспринимать красоты родной природы. | "Текут ручьи" | Индивидуальные беседы о весне и воде, изготовление лодочек. Поисковые беседы: почему зимой снег, а весной - текут ручьи. Чтение рассказа Сладкова "Весна". | Пускание лодочек в ручей. Опыт с водой и снегом. |
2 неделя | |||
Закрепить представления о первых перелетных птицах - скворцах: внешний вид, чем питаются, где живут. Сравнить и выделить общие для всех птиц признаки: 2 крыла, 2 ноги, перьевое покрытие, клюв и находить отличие: величина окраски, питания, клюв. Воспитывать гуманные отношения к животным. | "Скворечник - уютный дом для скворца" | Рассматривание иллюстраций. Прослушивание голосов птиц. Отгадывание загадок про птиц. | Наблюдения за птицами на участке. Помощь птицам в постройке гнезда (положить на кормушку ласкутки теплого материала, вату, шерстяные нитки. |
3 неделя | |||
Закрепить представления о весне. Сравнение объектов экологической тропы весной и зимой. Нахождение сходства и отличия. Воспитание бережного отношения к природе. | Экскурсия в парк "Весна в парке". | Рассматривание иллюстраций. Д/и: "Времена года". Рассматривание экологической тропы. | Рисование "Парк весной" |
4 неделя | |||
Познакомить детей с первыми весенними цветами: мать- и-мачехой, ветриница дубравная (сходства и различия). Формировать у детей представление о связи между живой и неживой природой. | "Первоцветы" | Рисование "Мать-и-мачеха", "Подснежник". Разучивание стихотворения "Подснежник". Наблюдение за ростом цветов. | Рассматривание первоцветов. |
Май | |||
1 неделя | |||
Дать элементарные знания о планете - Земля. Сформировать у детей представления, что Земля имеет форму шара, на ней живут растения, животные и человек. | "Планета на которой я живу". | Просмотр видеофильмов. | Рассматривание глобуса |
2 неделя | |||
Дать представления о муравьях, как насекомых, о том что муравьи - живые, они двигаются, питаются, живут в муравейнике, Сформировать представления о внешнем виде муравьев: головка, брюшко, 6 пар ног; о питании. Воспитание заботливого отношения к полезным насекомым (охрана муравейника). | "Братья - муравьи". | Целевая прогулка к муравейнику. Наблюдение за муравьями. Чтение рассказа Бианки "Муравьишка". Огораживание муравейника заборчиком. | Рельефная лепка "Муравей". Наблюдение за жизнью муравьев. |
3-4 неделя | |||
Проводится диагностика детей по экологическому воспитанию. |
1 квартал Сентябрь | |||
1-2 недели | |||
Диагностика по экологическому воспитанию детей старшей группы | |||
3 неделя | |||
Обобщение растительног мира родного края. Сравнение с летним периодом. Воспитывать восхищение и интерес ко всем изменениям в природе. | "Осень в парке" (экскурсия в парк) | Д/и - "Собери дерево" (по временам года: осень, лето). Чтение рассказа "Перемены в жизни леса - Осень - из книги "Окружающий мир" И.Р.Контунова. | Сбор природного материала для поделок. Работа с календарем природы. Рисование "Что такое лето?" |
4 неделя | |||
Обобщить и уточнить знания детей об овощах и фруктах, вкусовых качествах. Дать знания о витаминах, для чего они нужны для человека. | "Осенняя корзина" (фрукты, овощи). | Д/и - "Что лишнее", "Чудесный мешочек". Рассматривание альбома "Сад", "Огород". Изготовление фруктового салата. | Д/и: "Вершки-корешки". Лепка овощей, фруктов. Рассматривание иллюстраций (овощи, фрукты). |
Октябрь | |||
1 неделя | |||
Расширить знания об изменениях, которые происходят с деревьями осенью. Дать знания детям о причинах уведания листьев. Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. | "Почему желтеют листья" | Рассматривание гербария листьев. Д/и: "Напоминающие знаки". Прослушивание муз. Произведений "Звуки природы". | Апликация из засушенных листьев. |
2 неделя | |||
Закрепить и расширить представления о перелетных птицах, о причинах их отлета. | "Птицы осенью" | Моделирование модели "Птица". Рассматривание иллюстраций "Птицы". Чтение рассказа И.Полуянова "Синичкины кладовые" | Рисование по трафаретам "Птицы". Д/и: "Что перепутал художник?" |
3 неделя | |||
Закрепить знания о сезонных изменениях и связать их с изменениями повадок зверей. | "Звери готовятся к зиме" |
4 неделя | |||
Дать детям знания о месте обитания хомяка (живет в степи). Представления о приспосабливаемости хомяка к жизне в природе. Сравнить жизнь хомяка в природе и в уголке природы. Воспитывать бережное отношение к животным. | "Рассматривание и наблюдение хомяка" | Рассматривание иллюстраций среды обитания хомяка (схема). Трудовая схема "Покормим хомяков". | Д/и: "Кто, где живет?" |
Ноябрь | |||
1 неделя | |||
Расширить знания о лесе, как среде обитания зверей. Воспитывать умение проявлять заботу о животных. | "Как лесные звери готовятся к зиме" | Чтение рассказа Н.Сладкова "Плясунья", В.Бианки "Сам себе кладовая" | Д/и: "Кто, где живет?" Рассматривание иллюстраций животных |
2 неделя | |||
Дать знания об образе жизни насекомых осенью (среда обитания, приспособления к среде осенью). | "Насекомые осенью" | Работы с моделыми "Насекомые". Отгадывание загадок о насекомых. | Д/и: "Лото-парочки" (насекомые) |
3 неделя | |||
Расширить знания детей о домашних животных, образе их жизни, поведении. Расширить словарь (корова, теленок и т.д.). | "Беседа о домашних животных" | Д/и: "Найти лишнего". Рассматривание иллюстраций "Назови по описанию" | Д/и "Большие-маленькие", "Лото домашние животные" |
4 неделя | |||
Уточнить знания о комнатных растениях, представлении об их функции (питание, дыхание,рост) | "Растения в нашем уголке". Д/и: "Узнай по описанию". | Игра: "Назови по описанию". Труд в уголке природы (полив, опрыскивание, рыхление к.раст.). Работа с моделями. Потребности растений. | Д/и "Составь растения". Рисование комн.растения |
Декабрь | |||
1 неделя | |||
Расширить и углубить представления о диких животных нашего края, о их зимовке (спячка, смена внешнего вида). Сформировать конкретное представление о том, что звери живые - они приспособились к трудным условиям. | "Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса - проводят зиму" | Д/и: "Кто лишний?". Чтение стихов о зиме. | Д/и: "Лото-парочки" ("Звери") |
2 неделя | |||
Закрепить знания об оленях, белках, медведях, об их месте обитания (тундре). Их внешний вид, отличия и сходства с животными наших лесов. Воспитывать интерес к жизни животных. | Знакомство с животными северной полосы. | Рассматривание иллюстраций с изображением животных севера. Д/и: "Кто лишний?" | Рисование по трафаретам "Животные". Д/и: "Что напутал художник?" |
3 неделя | |||
Закрепить знания об образе жизни птиц зимой, их поведении. Уточнить и расширить представление о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Воспитывать умение пытливо всматриваться в знакомые объекты. | "Птицы зимой" | Изготовление вместе с родителями кормушек. | Кормят птиц, приосят корм на кормушку. |
4 неделя | |||
Расширить и упорядочить представления детей о признаках парка в зимний период (деревья, покрытые снегом); закрепить понятия: хвойные деревья, лиственные деревья; дать понятия о способах приспособления к зиме. Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа. | "Вот и пришли морозы". Экскурсия по экологической тропе. | Рассматривание экологической тропы. Беседа "Вспомним осень" | Работа с моделями и календарем природы. |
Январь | |||
1 неделя | |||
Расширить и упорядочить представления детей о признаках парка в зимний период (земля, покрытая снегом, растительность исчезла); закрепить понятия: хвойные деревья, лиственные деревья, их отличия в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа. | "Зимушка-зима, зима снежная была". (Экскурсии в парк). | Рассматривание экологической тропы. Чтение пословиц о зиме. Зимние народные приметы. | Рисование деревьев в зимнем лесу. |
2 неделя | |||
Сформировать у детей элементарное представление о гололеде, как явлении природы: большие участки земли, дороги, тратуары покрываются льдом, становяытся опасными для передвижения (лед гладкий, скользкий, прозрачный). Лед покрывает нетолько землю, но и деревья, и кусты. | "Гололед" | Наблюдение на прогулке за явлениями природы (после оттепели начинаются заморозки). Опыт "Мокрые веточки выносим на мороз". | Работа с календарем природы. Рассматривание альбома народных примет. |
3 неделя | |||
Закрепить представления об основных потребностях растений в тепле, свете, влаги, питании, о состоянии условий среды поздней осенью и зимой (света не достаточно, холодно, вода и земля замерзли). Растения запасли питательные вещества в стеблях, корнях. Находятся в состоянии покоя, они живые. Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним. | "Как растения приспособились зимовать?" | Чтение рассказа В.Бианки "Лес зимой". Труд на участке д/с. Засыпаем снегом кусты и деревца, посаженные осенью. | Наблюдение за веточками в группе. |
4 неделя | |||
Закрепить знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения. Учить детей ставить перед собой цель. Закрепить умение подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой. Воспитывать желание добиваться результатов, участвовать в общей цели | "Огород на окне" (посадка лука) | Рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука. | Лепка луковицы, раскраска "Овощи". |
Февраль | |||
1 неделя | |||
Учить детей новым способам ухода за комнатными растениями (удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивание из пульверизатора). Установить связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относится к оказанию помощи живому существу. | Уход за комнатными растениями. | Наблюдение за ростом комнатных растений. Работа с моделями "Потребности для роста растений". "Что лишнее?" | Труд в уголке природы, полив цветов. |
2 неделя | |||
Обобщить представления детей о состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Учить детей бережно относиться к воде. | "Путешествие за капелькой воды" (опыты со снегом и водой). | Наблюдение за изменениями в природе (снег - снежинками, крупинками, хлопьями). ИЗО: вырезание снежинок. Чтение рассказов из книги "Окружающий мир". | Игра с водой "Рыбалов" |
3 неделя |
3 неделя | |||
Расширить знания детей о богатых ресурсах нашей земли. Зерновые и овощи растут на полях, в морях ловят рыбу. Леса дают нам древесину. Вгорах добывают металлы. Воспитывать бережное отношение ко всему, что дает нам земля. | "Богатство Земли" | Рассматривание экосистем. Д/и: "Что лишнее?" | Рассматривание иллюстраций (горы, море, реки, лес, луга и т.д.). |
4 неделя | |||
Учить детей бережно относится к природе, объяснить, что особенно плохо, когда выбрасывают пластмассу, поролон, пенопласт, поскольку эти материалы не поддаются уничтожению естественным путем, а при сжигании загрязняют воздух. | "Природа в опасности" | Д/и: "Напоминающие знаки" Д/и: "Дополни эти правила" | Труд на участке. Сбор мусора. |
Март | |||
1 неделя | |||
Систематизировать представления о характерных зимних явлениях (холодно, морозно, часто выпадает снег: он белый, холодный, на солнце сверкает; водоемы замерзают). Воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное и красивое в обыкновенных явлениях. | Беседа о зиме. |
| Рисование "Зима не даром злится". Д/и: "Когда это бывает?" |
2 неделя | |||
Изучить и повторить с детьми нормы и правила поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание выносить посильный вклад в природоохранительное воспитание. | "Напоминающие знаки". | Наблюдения на целевых прогулках и экскурсиях "Что не правильно сделал человек в природе (костер, помойка, ветка, мусор). | Д/и: "Что хорошо, что плохо?". Труд в природе "Сбор мусора, уборка прошлогодних листьев и веточек" |
3 неделя | |||
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц. Формировать обобщающее представление о птицах, как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в вздухе. Воспитывать бережное отношение к птицам, заботу к прилетающим птицам. | "Кто с весною к нам летит?" (беседа о перелетных птицах) | Наблюдение за птицами на прогулке. Рассказ детей "Как мы с папой делали скворечник". ИЗО: рисование и лепка птиц. | Рассматривание иллюстраций "Птицы". "Лото-парочки" (Птицы). Д/и: "Кто, где живет?" |
4 неделя | |||
Показать, что для срезанных веток необходимы благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода). Закрепить знания о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, из которых весной распустятся зеленые листья. | Рассматривание веток тополя и березы с распустившимися листьями. | Наблюдение за набухающими почками на прогулках. Работы с моделями "Условия для роста раастений" | Рассматривание иллюстраций "Деревья нашего леса". Д/и: "Собери растение". |
Апрель | |||
1 неделя | |||
Продолжать ознакомление детей с разнообразием обитающих на поверхности воды и вдоль берега пруда водных и около водных организмов. Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода. Вызвать у детей возмущение теми, кто, щадя красоты, бросает в воду бытовой мусор. Учить детей понимать и правильно судить о бедах природы. | "У воды, на воде, в воде" (экскурсия к Красному пруду) | Рассматривание иллюстраций обитателей водоемов. Чтение рассказа из книги "Окружающий мир". "Подводное царство". Работа с экологической тропой. | Рисование рыб по трафаретам. Игра с водой "Рыболов". Д/и: "Лото- парочки" (Рыбы) |
2 неделя | |||
1.Закрепить представление детей о том, что семена сажают в землю, поливают, из них вырастают растения. Для роста растений нужны свет, влага, тепло. 2.Упражнять детей в способах обследования. Познакомить с приемами посадки (разложить семена в бороздки, присыпать землей). Вызвать интерес к выращиванию растений. | Посев семян цветочных культур на рассаду. | Ведение календаря наблюдения. Чтение и заучивание стихотворений С.Маоршака "Оцветах". Д/и: "Путаница". Работа с моделями "Потребности растений" | Кубики "Цветы". Рассматривание иллюстраций "Цветы". Рисование мелками "Цветы". |
3 неделя | |||
Познакомить с явлением природы: вскрытие залива от льда. Помочь понять причины возникновения такого явления в связи с сезонными изменениями в природе (солнце греет сильнее - повышается температура). Напомнить детям о соблюдении правил безопасности на берегу реки и правила поведения в природе. | Целевая прогулка на речку Карость "Половодье" | Изготовление корабликов из бумаги и бросового материала. Чтение рассказа Н.Сладкова "Первая полынья" | Игра с экосистемой "Подводное царство". Д/и: "Кто, где живет?" |
4 неделя | |||
Дать представление об образе жизни зверей весной (у медведя, зайца, белки появляются детеныши, чем питаются взрослые звери и их детеныши, какими рождаются детеныши). Вызвать у детей желание узнать больше о жизни диких животных. | "Дикие звери весной" | Чтение произведений Е.Чекушина, К.Ушинского. Д/и: "Большие и маленькие" | Рисование зверей по трафарету. Собери картинку. Рассматривание иллюстраций "Дикие животные" |
Май | |||
1 неделя | |||
Углубить понимание зависимости изменений в жизни растений и животных с приходом весны (тепло, солнце, влага). Упражнять детей в нахождении признаков весны: появление травы, листочков на деревьях и кустарниках, изменения в неживой природе. Вызвать радость и удовлетворение от прибывания в парке: формировать эстетическое восприятие образов природы. | Целевая прогулка в парк "Пробуждение" | Д/и: "Когда это бывает?". Чтение рассказа Н.Михайловой "Май". ИЗО рисование "Первоцветы" | Рассматривание картины "Весна". Работы с экосистемой "Лес" |
2 неделя | |||
Обобщить представления детей о лесе как о сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, трава и грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Конкретизировать представленияо типичных для леса жителях. Сформировать обобщенное представление о том, что в лесу нужны друг другу. | "Все нужны друг другу в лесу" | Д/и: "Кто, где живет?". "Что лишнее?". Рассматривание экосистемы "Лес". Наблюдения на прогулках за растениями, животными. | Рисование по трафаретам "Звери", "Птицы", "Растения". Прослушивание аудиокасеты "Звери природы" |
3 неделя | |||
Закрепить представления о том, что растения цветника, требующие много тепла, вначале выращивают из семян на светлом окне, и затем рассаду пересаживают на клумбы. Познакомить с приемами высадки рассады (ямка, полив, рассаду опустить в ямку; присыпать землей, обжать вокруг, полить). Вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной, дружной работы. | Посадка цветочной рассады на клумбы. | Работа с моделями "Потребности растений". Д/и: "Собери растение". ИЗО: рисование "Цветы на клумбе". | Д/и: "От семян до плода". Наблюдение за ростом рассады, уход за ней. |
4 неделя | |||
Диагностика по экологическому воспитанию детей старшей группы |
Перспективный план по экологическому воспитанию подг. гр.
Сентябрь | |||
Задачи | Занятия | Совместная работа | Самостоятельная деятельность |
1-2 неделя | |||
Цель: Определить уровень знаний детей по экологическому воспитанию, определить знания о разнообразии растительного и животного мира, умение устанавливать связь. | Прогулки в поле, в лес, на водоем. Рисование "наш парк" | Наблюдение за цветами и плодами. | |
3 неделя | |||
Уточнить представления детей о лете, как времени года, о его типичных признаках. Закрепить знания детей о жизнедеятельности растений, животных и людей летом | "Лето красное прошло" | Составление гербариев. Поделки из природного материала. | |
4 неделя | |||
Развивать наблюдательность. Дать детям знания о сходстве и различии людей. Учить размышлять в слух и строить логические связи. | "Следствие ведут колобки". | Рассматривание фотографий родственников. Д/и "Узнай кто мои родители". Беседа о том, что мне нравится в своих родителях. Просмотр д/ф "Как гном искал свой дом". | Работа в изо уголке рисунки детей (портрет мамы, папы, друга). |
Октябрь | |||
1 неделя | |||
Цель: уточнить знания детей о признаках осени(дни стали короче и холоднее, приостанавливается рост растений, деревья приносят плоды и семена для дальнейшего размножения),о приспособлении семян к распространению. Показать, что листья начинают желтеть и опадать(причина - отсутствие тепла и дневного света). | Экскурсия в парк | Беседа об осени. Рассматривание картин, иллюстраций об осени. Разучивание стихотворения "Лес осенью" Твардовского. Д./и "Знаешь ли ты" (деревья и кустарники). | Д/и "Собери осенний пейзаж". Работа в уголке СХД "Деревья осенью". "Ботаническое лото". |
2 неделя | |||
Обобщить знания детей о нормах и правилах поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству (придумать свое правило вежливости. Отразить его в рисунке). | "Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади". | Рассматривание карточек со знаками, напоминающими правила поведения в природе. Чтение стихов: "Дикарь в лесу" Г.Ладонников, "Прогулка" С.Михалков, "Про всех на свете" Б.Заходер. | Сбор листьев для осеннего букета. Рисование осенних листьев. |
3 неделя | |||
Дать и закрепить у детей знания о строении человека. Сравнить строение человека со строением животных. Закрепить знание детей о органах человека (почки, сердце и др.) | "Из чего же из чего же сделаны наши детишки". | Беседа о строении зверей. Заполнение диагностического человечка. Рассматривание иллюстраций. Д/и "Из чего я состою". | Рассматривание книги "Главное чудо света" Юдин. |
4 неделя | |||
Закрепить и уточнить знания детей о ее свойствах. Дать детям знания о круговороте воды в природе. Формировать у детей представления о значении воды в жизни растений, животных, человека. Дать представление о том, откуда берутся реки. | "Для чего нужна вода" | Опыты водой. Закрепление КТН. Беседа о значении воды. Прогулка к водоему. | Игры с водой. Сбор природного материала для занятий по ручному труду. |
5 неделя | |||
Закрепить знания детей о многообразии растительного мира (деревья, кустарники, травянистые растения). Вспомнить и уточнить строение растений (деревьев, кустарников, травянистых растений). Расширить представления детей о приспособлении растений к условиям зимы (листопад). | "Растения осенью" | Рассматривание иллюстраций. Чтение худ. лит-ры: "В полет" Сладков, "Осенний ковер" Трофимов, "Жду помощников " Павлова. Рассматривание осенних листьев. Загадки о растениях. Рисование по мокрому "Осенний лист", "Деревья осенью". | Составление из листьев осенних композиций. |
Ноябрь | |||
1 неделя | |||
Расширить знания детей об обычных приемах земледелия/грядки копают, рыхлят, поливают, семена отбирают по сортам, затем сеют и сажают, землю удобряют, сорняки пропалывают. Закрепить знания об овощах/название, внешний вид, где растут/. Воспитывать любовь к труду, к земле, к людям, которые выращивают овощи. | Любите землю матушку | Рассматривание овощей. Загадки об овощах. Лепка "Овощи". Аппликация "Корзинка с овощами". Изготовление с детьми салата из овощей. Д/и "Узнай по вкусу", "Узнай на ощупь". | Работа в уголке СХД. Разгадывание кроссвордов. |
2 неделя | |||
Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Формировать у детей представление о значении воздуха в жизни растений, животных и человека. | Для чего нужен воздух. | Опыты с воздухом, упражнения Монтессори. | Упражнения на дыхание, дыхательная гимнастика. |
3 неделя | |||
Расширить знания детей о том, как дикие звери приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закрепить знания детей о многообразии зверей в лесу. Показать их отличие от зверей домашних. | Как звери в лесу готовятся к зиме. | Рассматривание иллюстраций с изображением зверей диких и домашних. Чтение худ.литературы: "Пора спать" Бианки, "Сам себе кладовая" Бианки, "Дровяной склад" Салдков. Д/и "Чей домик", "Кто что ест". | Рассматривание иллюстраций, книг о лесных и домашних животных. |
4 неделя | |||
Дать детям знания о строении глаза, бровей, ресниц и их функции. Закрепить знания об уходе за глазами, правила безопасности. Учить детей самостоятельно по мере необходимости применять гимнастику глаз. | "Глазки разные нужны" | Беседа о зрении орла, совы, кошки, зайца, лягушки, крота. Загадки (глаза, брови, ресницы). | Рассматривание иллюстраций. |
Декабрь | |||
1 неделя | |||
Уточнить представления детей о комнатных растениях: бегониях, сансевьеры, бальзамина, аспарагуса, алоэ. Учить устанавливать связь между растениями и окружающей средой (свет, тепло) и водой. Учить видеть сигнальные признаки в неудовлетворении потребности растений. | "Наши зеленые друзья". | Д/и "Угадай по описанию" трудовые поручения по уходу за растениями. Рисование "Сансивьера" (с натуры). | Прорисовка листьев. Рассматривание фотографий. |
2 неделя | |||
Познакомить детей со свойствами снега. Расширить знания детей о снеге (какое значение имеет снег в природе). | "Снег - что это такое". | Рассматривание снежинок на участке и в группе на картинках. Рисование: "Снежный ковер", "Снежинка". Загадки о снеге. | Постройки из снега на участке. Рассматривание иллюстраций о зиме. |
Дать знания детям о болезнях человека, откуда они появляются. Познакомить детей с дыхательными путями и легкими. Дать знание о профилактике заболеваний и о правилах во время болезни. | "Путешествие по туннелю к виноградному дереву". | Опыты с воздухом (надуй шарик), загадки "Кто дальше может посидеть под водой". | Рассматривание иллюстраций. |
3 неделя | |||
Формировать обобщающее понятие "зверь". Уточнить и закрепить знание детей об особенностях внешнего вида животных, с их следами. Познакомить детей с хищными зверями (волк). | "Зимовье зверей". | Беседа о приспособление животных к зиме. Наблюдение за изменениями погоды. Д/и "Кто где живет", "Где чей дом". | Д/и "Следы на снегу". Рисование "Лесные зверюшки". |
4 неделя | |||
Уточнить и закрепить знания детей о хомячке. Познакомить детей с заботой хомячка о своем потомстве. Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, желание наблюдать за ними и ухаживать. | "Как хомяки заботятся о своем потомстве". | Наблюдение за хомячками. Сравнение 2-х хомячков. Рисование "Хомячок". | Наблюдение за хомячком в живом уголке. Уход и кормление их. |
ЗАДАЧИ | ЗАНЯТИЯ | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
1 неделя | |||
Познакомить и уточнитьзнание детей о зверях леса. Дать предстовление о том, что такое млекопитающие, травоядные, хищники (заяц, волк, лиса, белка, медведь). Уточнить знания о их внешнем строении, повадках среде обитания, о зимовке зверей. Уточнить знание между жизнью животных и средой обитания. | "Лесные жители". | Д/и "Следы на снегу". Рассматривание иллюстраций животных. Чтение Сладкова "Лесные жители". В.Бианки "Белка". Рисование "Следы на снегу" | Д/и "Кто, где живет". Д/и "Лисы и зайцы". |
2 неделя | |||
Познакомить детей с выращиванием овощных культур. Посадить с детьми различные овощные культуры (укроп, лук, чеснок). Дать знания о пользе этих растений в питании человека. Учить детей сажать растения. | "Посадим огород на окне". | Наблюдение за хомячком. Уход и наблюдение за растениями. Д/и "Путаница". Рисование с натуры "Овощи на блюде". | Наблюдение за ростом растений. |
3 неделя | |||
Познакомить детей с глобусом. Дать знания, что люди живут на Земле. Земля круглая, на ней есть материки, окруженные водой. Земля - это планета. Дать знания, что на материкех живут люди, но не одни, их окружают растения, животные птицы. | "Где живут люди". | Рассматривание карты мира, глобуса иллюстраций, книги "Земля". | Д/и "Где мы живем". |
Дать знания детям о крови, как живой воде, которая есть у нас в организме, ее функции. Дать знания о капиллярах, углекислом газе, обмене веществ, венах. Закрепить знания, о том , что полезно сердцу (пища, зарядка, закаливание, прогулка). | "Аленький цветочек". | Беседа о крови. Загадка. П/и на улице. Построение модели сердца. Наблюдение за работой насоса. | С/р "Супермаркет". Площадка саморазвития. |
4 неделя | |||
Уточнить представления детей как зимуют растения, какое значение имеют почки в жизни растений. | "Где зимуют почки". | Рассматривание иллюстраций. Чтение литературы: "Где зимуют почки" Н.Павлова. "Лес зимой" В.Бианки. Рисование "Зимний пейзаж | Работа в уголке СХД. |
Март | |||
1 неделя | |||
Уточнить знания детей о растениях, которые содержат витамины и питательные вещества, необходимые для здоровья человека особенности в весенний период (лук, чеснок, укроп, петрушка). Сравнение роста лука и чеснока. | "Витамины на окошке". | Загадки про растения. Наблюдения за ростом растений. Д/и "Какие витамины, где живут". | Зарисовки в дневник наблюдений. |
2 неделя | |||
Закрепить знание детей о многообразии мира насекомых. Показать особенности внешнего строения (крылатые и бескрылые), их зависимость от среды обитания. Учить устанавливать связь между насекомыми и другими представителями животного мира в зависимости от изменений погодных условий (птицы). | "Мир насекомых". | Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Беседа о пользе и вреде насекомых. Чтение художественной литературы. Драматизация сказки "Муха Цокотуха". | Д/и "Эрудит". |
2 неделя | |||
Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам и жабам. Объяснить, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым организмам. Показать, какое важное значение имеют лягушки в пищевых связях между животными. | "Лягушка" (земноводные). | Чтение сказок "Царевна - лягушка", "Теремок". | Рассматривание иллюстраций. Рисунки на тему сказки "Царевна - лягушка". |
3 неделя | |||
Уточнить представления детей о перелетных и зимующих птицах (воробей, ворона, голубь, скворец, ласточка, утка, лебедь). Дать знания, что птицы весной начинают строить гнезда, выводить потомство. Формировать представление о питании и устанавливать связь между строением органов и частей тела и их назначении (крылья устроены так, чтобы было удобно летать, ноги так что бы удобно было ходить, плавать, цепляться за ветки). | "Друзья леса". | Д/и "Кто боль услышит". Чтение В. Бианки "Чей нос". Н. Павлов "Зимняя пирушка". Кормление птиц на улице и в группе. Лепка и аппликация "Птичка". | Д/и "Четвертый лишний". "Угадай чей след". Рисование на тему "Птицы". |
4 неделя | |||
Дать знания о том, кто нам помогает думать, решать вопросы (мозг). Учить составлять рассказы от другого лица. | "Большой секрет". | Д/и "Мозг". Придумать рассказ от имени животных. "Что думает..." |
Май | |||
1 неделя | |||
Закрепить знания детей о первых цветах. Учить узнавать их по внешнему виду. Показать, что даже простые цветы очень красивы, когда они живые. | "Первоцветы". | Разучивание стихотворения Е. Серовой "Одуванчик". Рассматривание первых цветов на прогулках в парке. | Рисование первых цветов. |
2 неделя | |||
Закрепить представление о том, что лес это сообщество насекомых, птиц, зверей, растений, которые нуждаются друг в друге и зависят друг от друга. Уточнить представления о разнообразии лесного мира живых существ. Дать знания о пользе леса. | "Экосистема лес". | Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы. | Рассматривание иллюстраций. |
3-4 неделя | |||
Проводится диагностика детей по экологическому воспитанию. В летний период уточняются и закрепляются знания детей о живой и неживой природе. | |||
4 неделя | |||
Уточнить представление детей о весне. Продолжать формировать знания о бережном отношении к природе. Продолжать формировать представление о жизни живой и не живой природы весной. | Экскурсия в парк. | Чтение рассказов о весне "Весне на встречу". Рассматривание иллюстраций весеннего леса. Д/и "Хорошо - плохо". Беседа "Правила поведения в парке в лесу". | Д/и "Когда это бывает". Рисование "Весна". |
3-4 неделя | |||
Проводится диагностика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-19007-1391652521.jpg)
Перспективный план по экологическому воспитанию для детей с ОНР в стршей группе
Перспективный план работы на учебный год по экологическому воспитанию для детей с ОНР в старшей группе...
Перспективный план по экологическому воспитанию.
Перспективный план по экологическому воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56706.jpg)
Примерный перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников (подготовительная группа)
Тематическое планирование....
Перспективный план по экологическому воспитанию
Перспективный план...
перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/17/picture-92552.jpg)
Перспективный план по экологическому воспитанию для 2 младшей группы
Перспективный план по экологическому воспитанию с использованием художественного слова....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-133480-1364975872.jpg)
Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе
Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию....