Перспективный план по экологическому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
ФЕВРАЛЬ
Перспективный план по экологическому воспитанию
Сентябрь | Занятия | Совместная работа | Самостоятельная деятельность |
Задачи | |||
1-2 неделя | |||
Показать значение воды для всего живого: вода нужна живым, людям и растениям. Познакомить со свойствами воды: без вкуса, запаха, цвета, может разлиться, пролиться, впитываться. | Диагностика "Речка, озеро и море" (Вода) | Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением рек, озер, морей. Опыт с растениями (полив цветов) | Опыты с водой (льется, принимает форму сосудов, растворяет сахар, соль, принимает их вкус). Окрашивание воды в разные цвета. Игра: "Радуга в воде" |
3 неделя | |||
Знакомить детей с водными пространствами (пруд, река). Закрепить названия прудов и рек в родном городе (Красный пруд, река Карость). Воспитывать у детей интерес и любовь к природе своего края. | Целевые прогулки к Красному пруду. | Чтение сказки о необыкновенных превращениях капельки. Рассматривание картин | Рисование "Красный пруд осенью" |
4 неделя | |||
Показать детям характерные признаки внешнего строения (вытянутое тело передвигается в воде при помощи плавников, тело покрыто чешуей). | "Кто живет в подводном царстве?" | Наблюдение за рыбками в аквариуме. Д/и: "Составь рыбку", "Что лишнее?" | "Лото рыбы" (закрепить названия рыб). Рисование по трафаретам. Игра "Рыболов" (магнитные рыбки) |
Октябрь | |||
1 неделя | |||
Конкретизация представлений об основных признаках живой и неживой природы (живые существа двигаются, растут, питаются, дышат, размножаются). Воспитывать интерес и любовь как к живой, так и неживой природы. | "Природа живая и неживая" | Рассматривание моделей живой природы. Опыт с воздухом. Д/и "Найди, что опишу" | Опыт с песком, камнями. Д/и: "Живое-неживое" (лото) |
2 неделя | |||
Уточнить и расширить знания о характерных признаках осени (холодает, идут дожди, опадают листья, сильные ветра). Наблюдение за деревьями и кустарниками; закрепить их названия. Воспитывать любовь и бережгое отношение к растениям. | "Золотая осень" экскурсия в парк. | Чтение художественной литературы. Б.Трофимов "Осенний ковер". Оформление гербария из осенних листьев | Д/и: "Когда это бывает" |
3 неделя | |||
Знакомить детей с перелетными птицами (скворцы, ласточки, утки, гуси; подготовка к отлету, сбор в стаи). Дать знания о внешнем виде птиц. | "Птицы - наши друзья" | Чтение рассказа В.Бианки "Ночная тревога". Д/и: "Перелетные-зимующие птицы" | Рассматривание иллюстраций птиц. |
4 неделя | |||
Дать знание о существенных признаках комнатных растений. Показать, что общее у растений, а чем отличаются (название, строение: отличие в уходе). | "Сравнение комнатных растений" | Коллективный труд в уголке природы. Работа с моделями. | Д/и: "Составь картинку" |
Ноябрь | |||
1 неделя | |||
Конкретизация представлений о домашних животных (кролик, утка), о среде их обитания. Домашние животные живут рядом с человеком, человек кормит их и ухаживает за ними. Показать заботу человека о них. Воспитывать желание помагать в уходе за животными. | "Домашние животные" | Д/и: "Чьи детеныши". Рассматривание иллюстраций с домашними животными. | Д/и: "Кто, где живет". Рисование домашних животных по трафаретам. Д/и: "Что напутал художник?" |
2 неделя | |||
Конкретизация представлений о диких животных (белка, еж), о приспособлении зверей к трудной зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища). | "Дикие животные" | Чтение рассказа В.Бианки "Куница за белкой". Д/и: "Найдите по описанию". | Д/и: "Лото - парочка", "Найдите лишнего". Рассматривание открыток диких животных. |
3 неделя | |||
Дать детям знания о том, что человек живой, как растения и животные; но человек - существо гуманное. Это его существенный признак. Отличие среды обитания человека от среды обитания животных. | "Мы живые" | Рассматривание модели человека. Д/и: "Что полезно, что вредно?" | Д/и: "Что, где живет?". Рисование животных и человека. |
Декабрь | |||
1 неделя | |||
Учить узнавать и называть птицу - Волнистого попугая - по характерным признакам внешнего вида. Познакомить с особенностями поведения (подвижная, веселая птичка, щебечет, летает). Учить следовать плану наблюдения. Воспитывать интерес к жизни птицы, желание ухаживать за ней. | "Птички в клетке" (наблюдение за волнистыми попугаями) | Ухаживаем за птицами (кормим, чистим клетки). Д/и: "Летает - не летает". | Рассматривание иллюстраций, о птицах. Рисование карандашами попугая. |
2 неделя | |||
Уточнить и расширить представление о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров), среда обитания в зимний период. Воспитывать умениепытливо всматриваться в знакомые объекты. | "Птицы нашего края зимой" | Прослушивание записи "Голоса птиц". Наблюдение за птицами на кормушке. Подкармливаем птиц". | Лепка птицы. Д/и: "Перелетные и зимующие птицы". Д/и: "Лото - парочка (птицы). |
3 неделя | |||
Знакомить с образом жизни диких животных зимой (белка, еж, заяц, лиса, медведь). Формировать представление о характере пищи животных, способах ее добывания зимой; об условиях жизни зверей в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи). | "Как зимуют дикие звери?" | Рассматривание иллюстраций, чтение. | Рисование диких животных по трафаретам. |
4 неделя | |||
Учить детей бережно относиться к лесу и растущим деревьям. Доставить детям радость подготовкой к празднику. | "Для праздничной елки" | Аппликация открытки "Елочка" | Украшение елочки в группе |
Январь | |||
1 неделя | |||
Учить детей ставить перед собой цель. Закрепить знания детей о строении растения (корень, стебель, листья), об условиях, необходимых для роста растения. Дать знания о том, что в укропе и петрушке содержатся витамины, полезные для нашего организма. | "Огород на окне" "Посадка зелени (укроп, петрушка) | Работа с моделями роста растения. Д/и: "От семени до плода". Рассматривание семян разных растений. | Д/и: "Что в начале, что потом?" "Что перепутал художник?" |
2 неделя | |||
Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении). | "Вода - снег - лед" | Рассматривание и наблюдение за снегом на прогулках. Знакомство детей с термометром. Изменение t в группе и на улице | Рисование снежинок. Игра "Времена года" |
3 неделя | |||
Продолжение занятия "Вода - снег - лед". Дать знание об изменении свойств снега от изменений в природе (1 низкая и высокая). В мороз снег рассыпается, не лепится, блестит на солнце. | "Мороз и солнце" (на участке д/сада) | Чтение стихов о зиме и зимних явлениях. "Мороз и солнце, день чудесный" А.С.Пушкин. Рассматривание и чтение альбома народных примет. | Д/и: "Что в начале, что потом?" (по временам года). Зимние игры со снегом, катание на санках. |
4 неделя | |||
Обобщить представления о зиме. Учить замечать отличия, которые произошли после последней осенней экскурсии. | "Зима в парке" (экскурсия по экологической тропе) | Чтение стихов о зиме. Сказка "Два мороза" | Рисование "Зима в парке". Рассматривание картин о зиме. |
Февраль | |||
1 неделя | |||
Целевая прогулка по участкам д/сада. Учить отличать следы человека от следов зверей и птиц (игра: "Следопыты"). | "Книга зимы. Следы на снегу" | Чтение рассказа В.Бианки "Кто как читает?" | Рассматривание иллюстраций со следами зверей и птиц. |
2 неделя | |||
Дать детям знания о том, что зимой все растения находятся в оцепенении, но они живы. Показать эту жизнь в почках. Воспитывать бережное отношение к природе. | "Где зимуют почки?" | Наблюдение за веточками тополя в группе. | Д/и: "Что сначала, что потом?" |
3 неделя | |||
Расширить знания о характерных признаках зимы (травянистые растения под снегом живые, но не растут, а спят). Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. | "Под снегом на лугу" (целевая прогулка на луг) | Посадка семян травы, уход за всходами. Наблюдения и зарисовка. | Д/и: "Составь растение" |
4 неделя | |||
Конкретизировать и углублять представления о зиме: состояние погоды, типичные осадки. | Беседа о зиме (обобщающая) | Чтение стихов, рассказов о зиме. Наблюдение на прогулках. | Работа с календарем природы. |
Март | |||
1 неделя | |||
Уточнить представление детей о животных, живущих с человеком. Дать понятие домашним животным. Систематизировать знания о внешнем виде коровы и лошади. Дать знание об уходе за домашними животными и о пользе, которую они приносят. Воспитывать интерес к уходу за домашними животными. | "Кто живет рядом с нами?" | Рассматривание иллюстраций коровы и лошади. Прослушивание записи имитаций голосов, песни про животных. Д/и: "Какую пользу приносят" | Рисование коровы, лепка животных. |
2 неделя | |||
Уточнить знания о временах года: зима, весна, лето, осень. Формировать знания о приспособлении человека к сезонным изменениям: одежда, питание, жилище. | "Времена года" | Календарь погоды "Дидактические куклы с одеждой на разные сезоны". Прослушивание записей П.И.Чайковского "Времена года". Д/и: "Когда это бывает?". Чтение Ушинского "Четыре желания". | П/и: "Узнай по признакам, какое это время года". Рассматривание пейзажей. |
3 неделя | |||
Активизировать знания детей о месте обитания лесных зверей (берлога, нора, дупло, логово). Дать знания о том, что весной звери покидают свои жилища, пробуждается земля, и звери ведут активный образ жизни. Воспитывать любовь, восхищение к первым признакам пробуждения от зимы. | "Просыпается медведь после зимней спячки" | Рассматривание картин "Медведь весной", "Лиса встречает весну". Разучивание стихотворений Маршака "Апрель". | Лепка "Медведь". Рисование по трафаретам. |
4 неделя | |||
Познакомить детей с местом, где просыпается солнце, закрепить представления о весенних явлениях, об изменениях в природе в зависимости от движения солнца по небосводу. Развивать наблюдательность, ощущение радости. | "Здравствуй, солнце" | Д/и: "Как весна украшает нашу землю". Чтение сказки "У солнца в гостях". Прослушивание песен про солнце. | Игра с зеркалами: "Поймай солнечного зайчика" |
Апрель | |||
1 неделя | |||
Закретить представления детей о пробуждении природы весной. Проследить взаимосвязь в природе (увеличилась продолжительность дня, тает снег, пробуждается трава, первые цветы, появляются насекомые, прилетели птицы). Развивать способность воспринимать красоты родной природы. | "Текут ручьи" | Индивидуальные беседы о весне и воде, изготовление лодочек. Поисковые беседы: почему зимой снег, а весной - текут ручьи. Чтение рассказа Сладкова "Весна". | Пускание лодочек в ручей. Опыт с водой и снегом. |
2 неделя | |||
Закрепить представления о первых перелетных птицах - скворцах: внешний вид, чем питаются, где живут. Сравнить и выделить общие для всех птиц признаки: 2 крыла, 2 ноги, перьевое покрытие, клюв и находить отличие: величина окраски, питания, клюв. Воспитывать гуманные отношения к животным. | "Скворечник - уютный дом для скворца" | Рассматривание иллюстраций. Прослушивание голосов птиц. Отгадывание загадок про птиц. | Наблюдения за птицами на участке. Помощь птицам в постройке гнезда (положить на кормушку ласкутки теплого материала, вату, шерстяные нитки. |
3 неделя | |||
Закрепить представления о весне. Сравнение объектов экологической тропы весной и зимой. Нахождение сходства и отличия. Воспитание бережного отношения к природе. | Экскурсия в парк "Весна в парке". | Рассматривание иллюстраций. Д/и: "Времена года". Рассматривание экологической тропы. | Рисование "Парк весной" |
4 неделя | |||
Познакомить детей с первыми весенними цветами: мать- и-мачехой, ветриница дубравная (сходства и различия). Формировать у детей представление о связи между живой и неживой природой. | "Первоцветы" | Рисование "Мать-и-мачеха", "Подснежник". Разучивание стихотворения "Подснежник". Наблюдение за ростом цветов. | Рассматривание первоцветов. |
Май | |||
1 неделя | |||
Дать элементарные знания о планете - Земля. Сформировать у детей представления, что Земля имеет форму шара, на ней живут растения, животные и человек. | "Планета на которой я живу". | Просмотр видеофильмов. | Рассматривание глобуса |
2 неделя | |||
Дать представления о муравьях, как насекомых, о том что муравьи - живые, они двигаются, питаются, живут в муравейнике, Сформировать представления о внешнем виде муравьев: головка, брюшко, 6 пар ног; о питании. Воспитание заботливого отношения к полезным насекомым (охрана муравейника). | "Братья - муравьи". | Целевая прогулка к муравейнику. Наблюдение за муравьями. Чтение рассказа Бианки "Муравьишка". Огораживание муравейника заборчиком. | Рельефная лепка "Муравей". Наблюдение за жизнью муравьев. |
3-4 неделя | |||
Проводится диагностика детей по экологическому воспитанию. |
1 квартал Сентябрь | |||
1-2 недели | |||
Диагностика по экологическому воспитанию детей старшей группы | |||
3 неделя | |||
Обобщение растительног мира родного края. Сравнение с летним периодом. Воспитывать восхищение и интерес ко всем изменениям в природе. | "Осень в парке" (экскурсия в парк) | Д/и - "Собери дерево" (по временам года: осень, лето). Чтение рассказа "Перемены в жизни леса - Осень - из книги "Окружающий мир" И.Р.Контунова. | Сбор природного материала для поделок. Работа с календарем природы. Рисование "Что такое лето?" |
4 неделя | |||
Обобщить и уточнить знания детей об овощах и фруктах, вкусовых качествах. Дать знания о витаминах, для чего они нужны для человека. | "Осенняя корзина" (фрукты, овощи). | Д/и - "Что лишнее", "Чудесный мешочек". Рассматривание альбома "Сад", "Огород". Изготовление фруктового салата. | Д/и: "Вершки-корешки". Лепка овощей, фруктов. Рассматривание иллюстраций (овощи, фрукты). |
Октябрь | |||
1 неделя | |||
Расширить знания об изменениях, которые происходят с деревьями осенью. Дать знания детям о причинах уведания листьев. Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. | "Почему желтеют листья" | Рассматривание гербария листьев. Д/и: "Напоминающие знаки". Прослушивание муз. Произведений "Звуки природы". | Апликация из засушенных листьев. |
2 неделя | |||
Закрепить и расширить представления о перелетных птицах, о причинах их отлета. | "Птицы осенью" | Моделирование модели "Птица". Рассматривание иллюстраций "Птицы". Чтение рассказа И.Полуянова "Синичкины кладовые" | Рисование по трафаретам "Птицы". Д/и: "Что перепутал художник?" |
3 неделя | |||
Закрепить знания о сезонных изменениях и связать их с изменениями повадок зверей. | "Звери готовятся к зиме" |
4 неделя | |||
Дать детям знания о месте обитания хомяка (живет в степи). Представления о приспосабливаемости хомяка к жизне в природе. Сравнить жизнь хомяка в природе и в уголке природы. Воспитывать бережное отношение к животным. | "Рассматривание и наблюдение хомяка" | Рассматривание иллюстраций среды обитания хомяка (схема). Трудовая схема "Покормим хомяков". | Д/и: "Кто, где живет?" |
Ноябрь | |||
1 неделя | |||
Расширить знания о лесе, как среде обитания зверей. Воспитывать умение проявлять заботу о животных. | "Как лесные звери готовятся к зиме" | Чтение рассказа Н.Сладкова "Плясунья", В.Бианки "Сам себе кладовая" | Д/и: "Кто, где живет?" Рассматривание иллюстраций животных |
2 неделя | |||
Дать знания об образе жизни насекомых осенью (среда обитания, приспособления к среде осенью). | "Насекомые осенью" | Работы с моделыми "Насекомые". Отгадывание загадок о насекомых. | Д/и: "Лото-парочки" (насекомые) |
3 неделя | |||
Расширить знания детей о домашних животных, образе их жизни, поведении. Расширить словарь (корова, теленок и т.д.). | "Беседа о домашних животных" | Д/и: "Найти лишнего". Рассматривание иллюстраций "Назови по описанию" | Д/и "Большие-маленькие", "Лото домашние животные" |
4 неделя | |||
Уточнить знания о комнатных растениях, представлении об их функции (питание, дыхание,рост) | "Растения в нашем уголке". Д/и: "Узнай по описанию". | Игра: "Назови по описанию". Труд в уголке природы (полив, опрыскивание, рыхление к.раст.). Работа с моделями. Потребности растений. | Д/и "Составь растения". Рисование комн.растения |
Декабрь | |||
1 неделя | |||
Расширить и углубить представления о диких животных нашего края, о их зимовке (спячка, смена внешнего вида). Сформировать конкретное представление о том, что звери живые - они приспособились к трудным условиям. | "Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса - проводят зиму" | Д/и: "Кто лишний?". Чтение стихов о зиме. | Д/и: "Лото-парочки" ("Звери") |
2 неделя | |||
Закрепить знания об оленях, белках, медведях, об их месте обитания (тундре). Их внешний вид, отличия и сходства с животными наших лесов. Воспитывать интерес к жизни животных. | Знакомство с животными северной полосы. | Рассматривание иллюстраций с изображением животных севера. Д/и: "Кто лишний?" | Рисование по трафаретам "Животные". Д/и: "Что напутал художник?" |
3 неделя | |||
Закрепить знания об образе жизни птиц зимой, их поведении. Уточнить и расширить представление о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Воспитывать умение пытливо всматриваться в знакомые объекты. | "Птицы зимой" | Изготовление вместе с родителями кормушек. | Кормят птиц, приосят корм на кормушку. |
4 неделя | |||
Расширить и упорядочить представления детей о признаках парка в зимний период (деревья, покрытые снегом); закрепить понятия: хвойные деревья, лиственные деревья; дать понятия о способах приспособления к зиме. Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа. | "Вот и пришли морозы". Экскурсия по экологической тропе. | Рассматривание экологической тропы. Беседа "Вспомним осень" | Работа с моделями и календарем природы. |
Январь | |||
1 неделя | |||
Расширить и упорядочить представления детей о признаках парка в зимний период (земля, покрытая снегом, растительность исчезла); закрепить понятия: хвойные деревья, лиственные деревья, их отличия в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа. | "Зимушка-зима, зима снежная была". (Экскурсии в парк). | Рассматривание экологической тропы. Чтение пословиц о зиме. Зимние народные приметы. | Рисование деревьев в зимнем лесу. |
2 неделя | |||
Сформировать у детей элементарное представление о гололеде, как явлении природы: большие участки земли, дороги, тратуары покрываются льдом, становяытся опасными для передвижения (лед гладкий, скользкий, прозрачный). Лед покрывает нетолько землю, но и деревья, и кусты. | "Гололед" | Наблюдение на прогулке за явлениями природы (после оттепели начинаются заморозки). Опыт "Мокрые веточки выносим на мороз". | Работа с календарем природы. Рассматривание альбома народных примет. |
3 неделя | |||
Закрепить представления об основных потребностях растений в тепле, свете, влаги, питании, о состоянии условий среды поздней осенью и зимой (света не достаточно, холодно, вода и земля замерзли). Растения запасли питательные вещества в стеблях, корнях. Находятся в состоянии покоя, они живые. Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним. | "Как растения приспособились зимовать?" | Чтение рассказа В.Бианки "Лес зимой". Труд на участке д/с. Засыпаем снегом кусты и деревца, посаженные осенью. | Наблюдение за веточками в группе. |
4 неделя | |||
Закрепить знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения. Учить детей ставить перед собой цель. Закрепить умение подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой. Воспитывать желание добиваться результатов, участвовать в общей цели | "Огород на окне" (посадка лука) | Рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука. | Лепка луковицы, раскраска "Овощи". |
Февраль | |||
1 неделя | |||
Учить детей новым способам ухода за комнатными растениями (удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивание из пульверизатора). Установить связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относится к оказанию помощи живому существу. | Уход за комнатными растениями. | Наблюдение за ростом комнатных растений. Работа с моделями "Потребности для роста растений". "Что лишнее?" | Труд в уголке природы, полив цветов. |
2 неделя | |||
Обобщить представления детей о состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Учить детей бережно относиться к воде. | "Путешествие за капелькой воды" (опыты со снегом и водой). | Наблюдение за изменениями в природе (снег - снежинками, крупинками, хлопьями). ИЗО: вырезание снежинок. Чтение рассказов из книги "Окружающий мир". | Игра с водой "Рыбалов" |
3 неделя |
3 неделя | |||
Расширить знания детей о богатых ресурсах нашей земли. Зерновые и овощи растут на полях, в морях ловят рыбу. Леса дают нам древесину. Вгорах добывают металлы. Воспитывать бережное отношение ко всему, что дает нам земля. | "Богатство Земли" | Рассматривание экосистем. Д/и: "Что лишнее?" | Рассматривание иллюстраций (горы, море, реки, лес, луга и т.д.). |
4 неделя | |||
Учить детей бережно относится к природе, объяснить, что особенно плохо, когда выбрасывают пластмассу, поролон, пенопласт, поскольку эти материалы не поддаются уничтожению естественным путем, а при сжигании загрязняют воздух. | "Природа в опасности" | Д/и: "Напоминающие знаки" Д/и: "Дополни эти правила" | Труд на участке. Сбор мусора. |
Март | |||
1 неделя | |||
Систематизировать представления о характерных зимних явлениях (холодно, морозно, часто выпадает снег: он белый, холодный, на солнце сверкает; водоемы замерзают). Воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное и красивое в обыкновенных явлениях. | Беседа о зиме. |
| Рисование "Зима не даром злится". Д/и: "Когда это бывает?" |
2 неделя | |||
Изучить и повторить с детьми нормы и правила поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание выносить посильный вклад в природоохранительное воспитание. | "Напоминающие знаки". | Наблюдения на целевых прогулках и экскурсиях "Что не правильно сделал человек в природе (костер, помойка, ветка, мусор). | Д/и: "Что хорошо, что плохо?". Труд в природе "Сбор мусора, уборка прошлогодних листьев и веточек" |
3 неделя | |||
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц. Формировать обобщающее представление о птицах, как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в вздухе. Воспитывать бережное отношение к птицам, заботу к прилетающим птицам. | "Кто с весною к нам летит?" (беседа о перелетных птицах) | Наблюдение за птицами на прогулке. Рассказ детей "Как мы с папой делали скворечник". ИЗО: рисование и лепка птиц. | Рассматривание иллюстраций "Птицы". "Лото-парочки" (Птицы). Д/и: "Кто, где живет?" |
4 неделя | |||
Показать, что для срезанных веток необходимы благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода). Закрепить знания о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, из которых весной распустятся зеленые листья. | Рассматривание веток тополя и березы с распустившимися листьями. | Наблюдение за набухающими почками на прогулках. Работы с моделями "Условия для роста раастений" | Рассматривание иллюстраций "Деревья нашего леса". Д/и: "Собери растение". |
Апрель | |||
1 неделя | |||
Продолжать ознакомление детей с разнообразием обитающих на поверхности воды и вдоль берега пруда водных и около водных организмов. Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода. Вызвать у детей возмущение теми, кто, щадя красоты, бросает в воду бытовой мусор. Учить детей понимать и правильно судить о бедах природы. | "У воды, на воде, в воде" (экскурсия к Красному пруду) | Рассматривание иллюстраций обитателей водоемов. Чтение рассказа из книги "Окружающий мир". "Подводное царство". Работа с экологической тропой. | Рисование рыб по трафаретам. Игра с водой "Рыболов". Д/и: "Лото- парочки" (Рыбы) |
2 неделя | |||
1.Закрепить представление детей о том, что семена сажают в землю, поливают, из них вырастают растения. Для роста растений нужны свет, влага, тепло. 2.Упражнять детей в способах обследования. Познакомить с приемами посадки (разложить семена в бороздки, присыпать землей). Вызвать интерес к выращиванию растений. | Посев семян цветочных культур на рассаду. | Ведение календаря наблюдения. Чтение и заучивание стихотворений С.Маоршака "Оцветах". Д/и: "Путаница". Работа с моделями "Потребности растений" | Кубики "Цветы". Рассматривание иллюстраций "Цветы". Рисование мелками "Цветы". |
3 неделя | |||
Познакомить с явлением природы: вскрытие залива от льда. Помочь понять причины возникновения такого явления в связи с сезонными изменениями в природе (солнце греет сильнее - повышается температура). Напомнить детям о соблюдении правил безопасности на берегу реки и правила поведения в природе. | Целевая прогулка на речку Карость "Половодье" | Изготовление корабликов из бумаги и бросового материала. Чтение рассказа Н.Сладкова "Первая полынья" | Игра с экосистемой "Подводное царство". Д/и: "Кто, где живет?" |
4 неделя | |||
Дать представление об образе жизни зверей весной (у медведя, зайца, белки появляются детеныши, чем питаются взрослые звери и их детеныши, какими рождаются детеныши). Вызвать у детей желание узнать больше о жизни диких животных. | "Дикие звери весной" | Чтение произведений Е.Чекушина, К.Ушинского. Д/и: "Большие и маленькие" | Рисование зверей по трафарету. Собери картинку. Рассматривание иллюстраций "Дикие животные" |
Май | |||
1 неделя | |||
Углубить понимание зависимости изменений в жизни растений и животных с приходом весны (тепло, солнце, влага). Упражнять детей в нахождении признаков весны: появление травы, листочков на деревьях и кустарниках, изменения в неживой природе. Вызвать радость и удовлетворение от прибывания в парке: формировать эстетическое восприятие образов природы. | Целевая прогулка в парк "Пробуждение" | Д/и: "Когда это бывает?". Чтение рассказа Н.Михайловой "Май". ИЗО рисование "Первоцветы" | Рассматривание картины "Весна". Работы с экосистемой "Лес" |
2 неделя | |||
Обобщить представления детей о лесе как о сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, трава и грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Конкретизировать представленияо типичных для леса жителях. Сформировать обобщенное представление о том, что в лесу нужны друг другу. | "Все нужны друг другу в лесу" | Д/и: "Кто, где живет?". "Что лишнее?". Рассматривание экосистемы "Лес". Наблюдения на прогулках за растениями, животными. | Рисование по трафаретам "Звери", "Птицы", "Растения". Прослушивание аудиокасеты "Звери природы" |
3 неделя | |||
Закрепить представления о том, что растения цветника, требующие много тепла, вначале выращивают из семян на светлом окне, и затем рассаду пересаживают на клумбы. Познакомить с приемами высадки рассады (ямка, полив, рассаду опустить в ямку; присыпать землей, обжать вокруг, полить). Вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной, дружной работы. | Посадка цветочной рассады на клумбы. | Работа с моделями "Потребности растений". Д/и: "Собери растение". ИЗО: рисование "Цветы на клумбе". | Д/и: "От семян до плода". Наблюдение за ростом рассады, уход за ней. |
4 неделя | |||
Диагностика по экологическому воспитанию детей старшей группы |
Перспективный план по экологическому воспитанию подг. гр.
Сентябрь | |||
Задачи | Занятия | Совместная работа | Самостоятельная деятельность |
1-2 неделя | |||
Цель: Определить уровень знаний детей по экологическому воспитанию, определить знания о разнообразии растительного и животного мира, умение устанавливать связь. | Прогулки в поле, в лес, на водоем. Рисование "наш парк" | Наблюдение за цветами и плодами. | |
3 неделя | |||
Уточнить представления детей о лете, как времени года, о его типичных признаках. Закрепить знания детей о жизнедеятельности растений, животных и людей летом | "Лето красное прошло" | Составление гербариев. Поделки из природного материала. | |
4 неделя | |||
Развивать наблюдательность. Дать детям знания о сходстве и различии людей. Учить размышлять в слух и строить логические связи. | "Следствие ведут колобки". | Рассматривание фотографий родственников. Д/и "Узнай кто мои родители". Беседа о том, что мне нравится в своих родителях. Просмотр д/ф "Как гном искал свой дом". | Работа в изо уголке рисунки детей (портрет мамы, папы, друга). |
Октябрь | |||
1 неделя | |||
Цель: уточнить знания детей о признаках осени(дни стали короче и холоднее, приостанавливается рост растений, деревья приносят плоды и семена для дальнейшего размножения),о приспособлении семян к распространению. Показать, что листья начинают желтеть и опадать(причина - отсутствие тепла и дневного света). | Экскурсия в парк | Беседа об осени. Рассматривание картин, иллюстраций об осени. Разучивание стихотворения "Лес осенью" Твардовского. Д./и "Знаешь ли ты" (деревья и кустарники). | Д/и "Собери осенний пейзаж". Работа в уголке СХД "Деревья осенью". "Ботаническое лото". |
2 неделя | |||
Обобщить знания детей о нормах и правилах поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству (придумать свое правило вежливости. Отразить его в рисунке). | "Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади". | Рассматривание карточек со знаками, напоминающими правила поведения в природе. Чтение стихов: "Дикарь в лесу" Г.Ладонников, "Прогулка" С.Михалков, "Про всех на свете" Б.Заходер. | Сбор листьев для осеннего букета. Рисование осенних листьев. |
3 неделя | |||
Дать и закрепить у детей знания о строении человека. Сравнить строение человека со строением животных. Закрепить знание детей о органах человека (почки, сердце и др.) | "Из чего же из чего же сделаны наши детишки". | Беседа о строении зверей. Заполнение диагностического человечка. Рассматривание иллюстраций. Д/и "Из чего я состою". | Рассматривание книги "Главное чудо света" Юдин. |
4 неделя | |||
Закрепить и уточнить знания детей о ее свойствах. Дать детям знания о круговороте воды в природе. Формировать у детей представления о значении воды в жизни растений, животных, человека. Дать представление о том, откуда берутся реки. | "Для чего нужна вода" | Опыты водой. Закрепление КТН. Беседа о значении воды. Прогулка к водоему. | Игры с водой. Сбор природного материала для занятий по ручному труду. |
5 неделя | |||
Закрепить знания детей о многообразии растительного мира (деревья, кустарники, травянистые растения). Вспомнить и уточнить строение растений (деревьев, кустарников, травянистых растений). Расширить представления детей о приспособлении растений к условиям зимы (листопад). | "Растения осенью" | Рассматривание иллюстраций. Чтение худ. лит-ры: "В полет" Сладков, "Осенний ковер" Трофимов, "Жду помощников " Павлова. Рассматривание осенних листьев. Загадки о растениях. Рисование по мокрому "Осенний лист", "Деревья осенью". | Составление из листьев осенних композиций. |
Ноябрь | |||
1 неделя | |||
Расширить знания детей об обычных приемах земледелия/грядки копают, рыхлят, поливают, семена отбирают по сортам, затем сеют и сажают, землю удобряют, сорняки пропалывают. Закрепить знания об овощах/название, внешний вид, где растут/. Воспитывать любовь к труду, к земле, к людям, которые выращивают овощи. | Любите землю матушку | Рассматривание овощей. Загадки об овощах. Лепка "Овощи". Аппликация "Корзинка с овощами". Изготовление с детьми салата из овощей. Д/и "Узнай по вкусу", "Узнай на ощупь". | Работа в уголке СХД. Разгадывание кроссвордов. |
2 неделя | |||
Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Формировать у детей представление о значении воздуха в жизни растений, животных и человека. | Для чего нужен воздух. | Опыты с воздухом, упражнения Монтессори. | Упражнения на дыхание, дыхательная гимнастика. |
3 неделя | |||
Расширить знания детей о том, как дикие звери приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закрепить знания детей о многообразии зверей в лесу. Показать их отличие от зверей домашних. | Как звери в лесу готовятся к зиме. | Рассматривание иллюстраций с изображением зверей диких и домашних. Чтение худ.литературы: "Пора спать" Бианки, "Сам себе кладовая" Бианки, "Дровяной склад" Салдков. Д/и "Чей домик", "Кто что ест". | Рассматривание иллюстраций, книг о лесных и домашних животных. |
4 неделя | |||
Дать детям знания о строении глаза, бровей, ресниц и их функции. Закрепить знания об уходе за глазами, правила безопасности. Учить детей самостоятельно по мере необходимости применять гимнастику глаз. | "Глазки разные нужны" | Беседа о зрении орла, совы, кошки, зайца, лягушки, крота. Загадки (глаза, брови, ресницы). | Рассматривание иллюстраций. |
Декабрь | |||
1 неделя | |||
Уточнить представления детей о комнатных растениях: бегониях, сансевьеры, бальзамина, аспарагуса, алоэ. Учить устанавливать связь между растениями и окружающей средой (свет, тепло) и водой. Учить видеть сигнальные признаки в неудовлетворении потребности растений. | "Наши зеленые друзья". | Д/и "Угадай по описанию" трудовые поручения по уходу за растениями. Рисование "Сансивьера" (с натуры). | Прорисовка листьев. Рассматривание фотографий. |
2 неделя | |||
Познакомить детей со свойствами снега. Расширить знания детей о снеге (какое значение имеет снег в природе). | "Снег - что это такое". | Рассматривание снежинок на участке и в группе на картинках. Рисование: "Снежный ковер", "Снежинка". Загадки о снеге. | Постройки из снега на участке. Рассматривание иллюстраций о зиме. |
Дать знания детям о болезнях человека, откуда они появляются. Познакомить детей с дыхательными путями и легкими. Дать знание о профилактике заболеваний и о правилах во время болезни. | "Путешествие по туннелю к виноградному дереву". | Опыты с воздухом (надуй шарик), загадки "Кто дальше может посидеть под водой". | Рассматривание иллюстраций. |
3 неделя | |||
Формировать обобщающее понятие "зверь". Уточнить и закрепить знание детей об особенностях внешнего вида животных, с их следами. Познакомить детей с хищными зверями (волк). | "Зимовье зверей". | Беседа о приспособление животных к зиме. Наблюдение за изменениями погоды. Д/и "Кто где живет", "Где чей дом". | Д/и "Следы на снегу". Рисование "Лесные зверюшки". |
4 неделя | |||
Уточнить и закрепить знания детей о хомячке. Познакомить детей с заботой хомячка о своем потомстве. Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, желание наблюдать за ними и ухаживать. | "Как хомяки заботятся о своем потомстве". | Наблюдение за хомячками. Сравнение 2-х хомячков. Рисование "Хомячок". | Наблюдение за хомячком в живом уголке. Уход и кормление их. |
ЗАДАЧИ | ЗАНЯТИЯ | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
1 неделя | |||
Познакомить и уточнитьзнание детей о зверях леса. Дать предстовление о том, что такое млекопитающие, травоядные, хищники (заяц, волк, лиса, белка, медведь). Уточнить знания о их внешнем строении, повадках среде обитания, о зимовке зверей. Уточнить знание между жизнью животных и средой обитания. | "Лесные жители". | Д/и "Следы на снегу". Рассматривание иллюстраций животных. Чтение Сладкова "Лесные жители". В.Бианки "Белка". Рисование "Следы на снегу" | Д/и "Кто, где живет". Д/и "Лисы и зайцы". |
2 неделя | |||
Познакомить детей с выращиванием овощных культур. Посадить с детьми различные овощные культуры (укроп, лук, чеснок). Дать знания о пользе этих растений в питании человека. Учить детей сажать растения. | "Посадим огород на окне". | Наблюдение за хомячком. Уход и наблюдение за растениями. Д/и "Путаница". Рисование с натуры "Овощи на блюде". | Наблюдение за ростом растений. |
3 неделя | |||
Познакомить детей с глобусом. Дать знания, что люди живут на Земле. Земля круглая, на ней есть материки, окруженные водой. Земля - это планета. Дать знания, что на материкех живут люди, но не одни, их окружают растения, животные птицы. | "Где живут люди". | Рассматривание карты мира, глобуса иллюстраций, книги "Земля". | Д/и "Где мы живем". |
Дать знания детям о крови, как живой воде, которая есть у нас в организме, ее функции. Дать знания о капиллярах, углекислом газе, обмене веществ, венах. Закрепить знания, о том , что полезно сердцу (пища, зарядка, закаливание, прогулка). | "Аленький цветочек". | Беседа о крови. Загадка. П/и на улице. Построение модели сердца. Наблюдение за работой насоса. | С/р "Супермаркет". Площадка саморазвития. |
4 неделя | |||
Уточнить представления детей как зимуют растения, какое значение имеют почки в жизни растений. | "Где зимуют почки". | Рассматривание иллюстраций. Чтение литературы: "Где зимуют почки" Н.Павлова. "Лес зимой" В.Бианки. Рисование "Зимний пейзаж | Работа в уголке СХД. |
Март | |||
1 неделя | |||
Уточнить знания детей о растениях, которые содержат витамины и питательные вещества, необходимые для здоровья человека особенности в весенний период (лук, чеснок, укроп, петрушка). Сравнение роста лука и чеснока. | "Витамины на окошке". | Загадки про растения. Наблюдения за ростом растений. Д/и "Какие витамины, где живут". | Зарисовки в дневник наблюдений. |
2 неделя | |||
Закрепить знание детей о многообразии мира насекомых. Показать особенности внешнего строения (крылатые и бескрылые), их зависимость от среды обитания. Учить устанавливать связь между насекомыми и другими представителями животного мира в зависимости от изменений погодных условий (птицы). | "Мир насекомых". | Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Беседа о пользе и вреде насекомых. Чтение художественной литературы. Драматизация сказки "Муха Цокотуха". | Д/и "Эрудит". |
2 неделя | |||
Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам и жабам. Объяснить, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым организмам. Показать, какое важное значение имеют лягушки в пищевых связях между животными. | "Лягушка" (земноводные). | Чтение сказок "Царевна - лягушка", "Теремок". | Рассматривание иллюстраций. Рисунки на тему сказки "Царевна - лягушка". |
3 неделя | |||
Уточнить представления детей о перелетных и зимующих птицах (воробей, ворона, голубь, скворец, ласточка, утка, лебедь). Дать знания, что птицы весной начинают строить гнезда, выводить потомство. Формировать представление о питании и устанавливать связь между строением органов и частей тела и их назначении (крылья устроены так, чтобы было удобно летать, ноги так что бы удобно было ходить, плавать, цепляться за ветки). | "Друзья леса". | Д/и "Кто боль услышит". Чтение В. Бианки "Чей нос". Н. Павлов "Зимняя пирушка". Кормление птиц на улице и в группе. Лепка и аппликация "Птичка". | Д/и "Четвертый лишний". "Угадай чей след". Рисование на тему "Птицы". |
4 неделя | |||
Дать знания о том, кто нам помогает думать, решать вопросы (мозг). Учить составлять рассказы от другого лица. | "Большой секрет". | Д/и "Мозг". Придумать рассказ от имени животных. "Что думает..." |
Май | |||
1 неделя | |||
Закрепить знания детей о первых цветах. Учить узнавать их по внешнему виду. Показать, что даже простые цветы очень красивы, когда они живые. | "Первоцветы". | Разучивание стихотворения Е. Серовой "Одуванчик". Рассматривание первых цветов на прогулках в парке. | Рисование первых цветов. |
2 неделя | |||
Закрепить представление о том, что лес это сообщество насекомых, птиц, зверей, растений, которые нуждаются друг в друге и зависят друг от друга. Уточнить представления о разнообразии лесного мира живых существ. Дать знания о пользе леса. | "Экосистема лес". | Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы. | Рассматривание иллюстраций. |
3-4 неделя | |||
Проводится диагностика детей по экологическому воспитанию. В летний период уточняются и закрепляются знания детей о живой и неживой природе. | |||
4 неделя | |||
Уточнить представление детей о весне. Продолжать формировать знания о бережном отношении к природе. Продолжать формировать представление о жизни живой и не живой природы весной. | Экскурсия в парк. | Чтение рассказов о весне "Весне на встречу". Рассматривание иллюстраций весеннего леса. Д/и "Хорошо - плохо". Беседа "Правила поведения в парке в лесу". | Д/и "Когда это бывает". Рисование "Весна". |
3-4 неделя | |||
Проводится диагностика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экологическому воспитанию для детей с ОНР в стршей группе
Перспективный план работы на учебный год по экологическому воспитанию для детей с ОНР в старшей группе...
Перспективный план по экологическому воспитанию.
Перспективный план по экологическому воспитанию....
Примерный перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников (подготовительная группа)
Тематическое планирование....
Перспективный план по экологическому воспитанию
Перспективный план...
перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...
Перспективный план по экологическому воспитанию для 2 младшей группы
Перспективный план по экологическому воспитанию с использованием художественного слова....
Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе
Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию....