НОД - Ребенок и окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Заяц Елена Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Полянка»
комбинированного вида № 47»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
НОД - Ребенок и окружающий мир
«Мир растений»
старший дошкольный возраст.
2014 год.
Цель: Обобщить представления детей о растениях: это деревья, травы, цветы, кусты.
Задачи: Закрепить знания детей о частях растений и их назначением: корень, стебель, листья, цветы, семена. Воспитывать интерес к растениям, желание узнать, как они себя чувствуют и помогать им соответствующим образом. Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы, формировать способность детей одухотворят природу; закрепить представления о способах распространения растений; способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности.
Предварительная работа: Экскурсии по территории ДОУ, наблюдение за ростом цветка.
Материал: Мольберт с рисунком круговорота жизни растения, заштрихованные листы бумаги, ластик на каждого ребёнка, презентация «Растения».
Ход НОД:
Воспитатель:
1 Предложить детям разгадать кроссворд:
• Стоят в поле сестрички:
желтый глазок, белые реснички (ромашка)
• Полосатое ядро, ярко – красное нутро
Хвостик как у хрюшки, в виде завитушки (арбуз)
• Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных издали приметных,
Собирай, не мешкай это… (сыроежки)
• Она под осень умирает и вновь весною оживает,
Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет все лето.
Корова без неё беда - она их главная еда (трава)
• Что же это за девица? Не швея, не мастерица!
Ни чего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель)
Кто там смотрит из межи
Посреди колосьев ржи?
Это цветики-малютки,
Голубые... (незабудки)
• Три буквы всего у дерева этого,
Печально стоит оно у ручья (ива)
• Круглое, румяное я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
Вот мы и разгадали кроссворд, заполнили все дорожки.
- Ребята, скажите: ромашка, арбуз, сыроежка, трава, ель, ива и яблоня как можно назвать это одним словом?
- Это все «растения». Это слово у нас получилось по первым буквам.
2 На нашей планете вся природа делится на природу живую и неживую.
Растения – это деревья кусты, трава, цветы. Они живые или нет?
( растения живые, они дышат, растут, питаются, двигаются, размножаются)
3 Чтобы растения жили и не погибали, что им необходимо? Вода, земля, свет, тепло и чистый воздух .
4 – 33 Что есть у растений и зачем это им нужно. Корень – карточки: корень дышит, корень удерживает растение в земле, как насос всасывает влагу и питательные вещества из почвы
Стебель – карточки: дышит, проводит воду от корня к другим органам, удерживает растение
Лист – карточки: улавливает свет, испаряет влагу, дышит. Растения сами себе готовят еду, в отличие от животных и эта кухня находится в листьях. Лист на свету улавливает углекислый газ и выделяет кислород.
Листья бывают разные в зависимости от среды, где растет растение:
• лист-колючка там, где жарко и мало воды (кактус)
• крупный и сочный лист у растений, которые растут в жарком и влажном климате (пальма)
• лист-иголка почти не испаряют влагу, воду. Эти растения не сбрасывают на зиму хвою (ель, сосна)
Цветок – дышит, из него появляется плод, который сохраняет семена для размножения
Работа по модели
Воспитатель:
Ребята, а в какое время года можно встретить много цветов? А что происходит с ними зимой? Они погибают? А почему же тогда весной они вновь появляются?
Воспитатель:
Предлагаю рассмотреть схему и объяснить, что происходит с цветами в каждое из время года? Кто хочет мне помочь?
Вариант рассказа:
Весна. Светит ласковое солнышко. Появляются ростки ромашек. Растения развиваются. Летом солнце светит ярко, идет дождь. И растения начинают цвести. К осени, когда солнце уже не так сильно греет, на цветах созревают семена. Семена попадают в землю, где они под слоем снега спят всю зиму. А весной все повторяется.
Воспитатель:
34 -36 А если мы будем срывать цветы для букетов, засорять окружающую среду. Что произойдет? Какой можно сделать вывод? (со временем они исчезнуть, нужно бережно относиться к растениям).
Интересное о растениях
37 – 39 Стебли бывают разными: толстыми, тонкими, вьющимися. Толстые накапливают влагу (баобаб, кактус). Вьющиеся от недостатка поступления солнечного света.
Баобаб – в стволе баобаба запасная вода. Мягкая древесина, словно губка, может накопить 120 тонн воды и дальше - больше. Когда нет дождя дерево "худеет", а после дождей полнеет.
Листья бывают разные:
В Южной Америке есть растение "виктория" – живет в воде. Листья у неё такие большие и крупные, что можно на него сесть и покататься как на плоту.
Растения хищники: "Пузырчатка" – поедает насекомых
Практическая часть
Воспитатель:
40 Я предлагаю вам на время стать художниками и создать картину «Ромашки»? Вы когда-нибудь рисовали ластиками? Хотите, я вам расскажу, как это можно сделать? Мы вчера приготовили листы бумаги, заштриховали их. Намечаем на этом фоне овальные середины ромашек более темным фоном. Уголком ластика «рисуем» (потрем) лепестки ромашек. Не забывайте чистить ластик о деревянные дощечки. Пририсуем к ромашкам стебли. Тонкими штрихами наметим на лепестках прожилки.
Воспитатель: Предлагаю объединить наши рисунки в поле из ромашек (дети на паласе раскладывают свои рисунки, рассматривают). Вам нравиться наше ромашковое поле?
Ромашковое поле - выставка детских работ
Заключительная часть Интервью
Воспитатель:
Спросим об этом и у наших гостей. Кто желает взять у них интервью? Кто будет корреспондентом, репортером? (Один из детей берет интервью, другой «снимает» происходящее на камеру).
Вам понравилось? Что больше всего запомнилось? Какое впечатление у Вас от того, как мы работали? Спасибо за интервью. Приходите. Будем рады вас видеть.
Автор составитель Заяц Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по разделу «Ребенок и окружающий мир. Явления общественной жизни» на тему« Мой любимый детский сад»
Программное содержание:Продолжать знакомитьДетей с детским садом и его сотрудниками,Совершенствовать умение свободноОриентироваться в помещении детского сада;Развивать слуховое внимание - умение...
Перспективный план работы по разделу "Ребенок и окружающий мир" (2-я младшая группа)
Перспективное планирование разработанно и составленно с учетом специфики работы нашего коррекционного детского сада, строится с учетом планирования лексических тем учителей логопедов. Тематика з...
конспект занятия по разделу "Ребенок и окружающий мир" с использованием дидактических игр.
На занятии дети уточняют предметы посуды, её свойства и качесства, классифицируют по назначению. Занятие начинается с игрового приема: приходит в группу письмо и посылка, а затем появляетс...
Конспект занятия ребенок и окружающий мир"Вежливые слова в школе игрушек"
-формировать у детей доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; - развивать способность оценивать свое отношение к поступкам других; - формировать положительное отношение к скромно...
Презентация Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно–развивающей работе с детьми как способ оптимизации процесса коррекции устной речи и ознакомления ребенка с окружающим миром.
Компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Ученые уже доказали это. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок и даже предметы окружающего мира, цифры и буквы. ...
Ребенок и окружающий мир
Дошкольники воспринимают окружающий их мир не так, как взрослые в силу малого жизненного опыта, особенностей развития психических процессов, высокой эмоциональности. Разнообразие представлений о явлен...
Ребенок и окружающий мир
Ребёнок и окружающий мир: дидактические игры и упражнения, опыты...