перспективное планирование по формированию целостной картины мира
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
№ занятия | Тема недели | Тема занятия | Программное содержание | |
сентябрь | ||||
1. | диагностика | - | - | |
2. | Как мы осень искали | Дары осени | Расширять знания о многообразии растений, их плодов; учить узнавать растения по плодам и правильно называть их; познакомить с пользой плодов для здоровья человека; закрепить знания о способах хранения, приготовления овощей, фруктов, ягоды и грибов; формировать эстетическое отношение к миру природы. | |
3. | Мой детский сад | Наш детский сад, наша группа | Закрепить звания детей о зданиях, названиях и назначении комнат в детском саду (групповая, музыкальный зал…) ив группе (приемная, групповая…); обобщать представления об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад; воспитывать доброжелательное отношение дошкольников друг к другу и окружающим. | |
4. | Я – это я! | Разноцветные люди | Формировать уважительное отношение к людям разных национальностей; развивать коммуникативные навыки; расширять представления об окружающем мире и разных странах; развивать логическое мышление. | |
октябрь | ||||
5. | Хлеб – всему голова | Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его; | ||
6. | Мой поселок - Белый Яр | Мой поселок | Закрепить знания детей об истории возникновения поселка; расширять знания о родном поселке; продолжить знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети; поощрять интерес детей к событиям, происходящих в поселении; воспитывать чувства гордости за родной поселок. | |
7. | Посуда | Посуда и продукты питания | Продолжить знакомство с предметами кухонной утвари и продуктами питания; активизировать речь детей; развивать и совершенствовать фонематическое восприятие речи. | |
8. | Все мы люди разные | Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют слух, зрение, вкус, обоняние, осязание; воспитывать потребность быть здоровым; продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния; воспитывать дружескую взаимосвязь между детьми; способствовать развитию в детях уверенности в себе. | ||
ноябрь | ||||
9. | Знакомство с народным промыслом | Удивительные предметы (хохлома) | Учить детей сравнивать предметы придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними отличия; познакомить с произведениями деревянных дел мастеров; воспитывать любовь к русскому народному творчеству; словарная работа (старинная русская посуда): ендовы, братины, ставца. | |
10. | Улица полна неожиданностей | Улица, на которой стоит наш детский сад | Научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь, познавательный интерес. | |
11. | Мебель | Мебельная фабрика | Закрепить знания о различных материалах из которых изготавливают мебель; развивать фантазию; дать детям возможность придумать рекламу своему изделию. | |
12. | Моя семья | Дружная семья | Закрепить знания домашнего адреса и телефона, имен и отечеств родителей, их профессий; обобщать и систематизировать представления о семье; расширять представления о родных корнях семьи; активизировать познавательный интерес; воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью. | |
декабрь | ||||
13. | Зимушка – хрустальная | Зима | Закрепить знания детей о времени года – зима, признаки зимы, зимние месяца; формировать умение отвечать на поставленные вопросы; развивать мышление, память; разучить физ. минутку . | |
14. | Зачем человеку одежда? | Ткани всякие нужны | Расширять представления детей об окружающем мире; формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении; обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани , об их происхождении; воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; развивать и активизировать речь детей; воспитывать мотивацию к познавательной деятельности. | |
15 | В гостях у Мойдодыра | Подружись с зубной щеткой | Учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности; привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание; развивать воображение, фантазию, внимание, сообразительность; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи. | |
16. | Новый год у ворот | Обогащать знания детей о календарных праздниках; закрепить умения определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др); привлечь детей к посадке семян овса для птиц. | ||
январь | ||||
17. | каникулы | - | - | |
18. | Народные зимние забавы детей | Народные игры | формирование умения составлять рассказ о зиме, зимних забавах; закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных; закреплять умение составлять грамматически правильно построенные предложения по иллюстрации; развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию, внимание; прививать желание к совместным играм, воспитывать любовь к природе | |
19. | Наша Родина – Россия | Мое Отечество - Россия | Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувства принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; развивать умение рассказывать об истории и культуре своего народа. | |
20. | Добро и зло | Добро и зло | Раскрыть сущность полярных понятий: добро и зло и эмоций, которые им соответствуют; учить активно защищать свою позицию; формировать представление, о том, что доброта и вежливость – это красота души; расширять словарный запас. | |
февраль | ||||
21. | Я - человек | Что я знаю о себе? | Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия. | |
22. | Зимняя одежда | Кто нас обувает и одевает? | Обратить внимание на то, что все люди стремятся быть красивыми, модными; дать представление и расширять знания о профессиях: модельер, обувщик, закройщик; закрепить классификацию одежды; воспитывать уважение к людям – профессионалам; способствовать самостоятельности выбора профессии. | |
23. | Плохо быть одному | Умей дружить! | уточнить представления детей о том, что значит “уметь дружить”; учить осмысливать и оценивать ситуацию, понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных существительных; воспитывать умение понимать смысл пословицы: “Один за всех и все за одного”; активизировать словарь детей употребление прилагательных (подбора определений) о друге, дружбе; закрепить знания детей пословиц о дружбе; учить азбуке общения. | |
24. | Папина неделя | Защитники Родины | Расширять знания о Российской армии; воспитывать уважение к памяти павших бойцов; формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедов и брать с них пример; познакомить с памятниками в России, посвященные павшим героям; воспитывать желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости. | |
март | ||||
25. | Мамина неделя | Мамочка – родная! | Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее; учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме; вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;развивать у детей эстетическое восприятие. | |
26. | Учимся вежливо разговаривать | Волшебные слова | Воспитывать уважение друг к другу, к старшим; формировать понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека. | |
27. | Весна – красна | Весна | Закрепить названия и последовательность весенних месяцев; обогащать и уточнять словарь по теме изменения в жизни растений; развивать непроизвольную память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе. | |
28. | Предметы домашнего обихода | Сказка о спичке и добром огне | Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испугов и других проблем, связанных с огнем. Познакомить с ролью полезного огня в жизни человека. | |
апрель | ||||
29. | Посуда | посуда | Продолжить расширять знания о предметах рукотворного мира; учить детей определять целевое назначение посуды; закрепить и уточнить названия посуды; развивать мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к посуде. | |
30. | Части суток | Части суток | Дать представление о времени; закрепить знания о понятиях: минута, час, время суток, дни недели; учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать исследовательский интерес и любознательность. | |
31. | Мы идем в супермаркет | Закрепить знания о профессии – продавец и его обязонностях; расширять знания об разнообразных отделах супермаркета; развивать мышление, логику; воспитывать уважение к труду взрослых. | ||
32. | Дружные ребята | Мы дружные ребята | Формировать и воспитывать доброжелательные отношения между детьми; помочь понять детям, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять радость друзьям; учить составлять сложноподчиненные предложения; активизировать в речи детей качественные прилагательные; воспитывать уважение к окружающим. | |
май | ||||
33. | Герои войны | Наши защитники | Закреплять и расширять знания детей о Российской армии; развивать умение работать в группе; воспитывать уважение к защитникам отечества (возложение с детьми цветов к памятникам). | |
34. | Детский сад (игрушки) | Формировать представление о себе как б активном члене коллектива через проектную деятельность, охватывающую детей младших возрастных групп и родителей, участие в жизни дошкольного учреждения (подготовка к праздникам, выступления); привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада. | ||
35. | Мы друзья | Птицы – наши друзья | познакомить детей с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе. | |
36. | Летнее путешествие |
исиспользовать выразительные возможности изобразительного искусства для раразвивать творческий потенциал детей, их самооценку и самовыражение. |
ФЭМП
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Сентябрь | диагностика | Повторение, №1 | №2, №3 | №4, №5 | |||
Октябрь | №6, №7 | №8, №9 | №10, №11 | №12, №13 | |||
Ноябрь | №14, №15 | №16, №17 | №18, №19 | №20, №21 | |||
Декабрь | №22, №23 | №24, №25 | №26, №27 | №28, №29 | |||
Январь | каникулы | №30, №31 | №32, №33 | №34, № 35 | |||
Февраль | №36, №37 | №38, №39 | №40, №41 | № 42, №43 | |||
Март | №44, №45 | , №46, №47 | №48, №49 | №50, № 51 | |||
Апрель | №52, №53 | №54, №55 | №56, №57 | №58, №59 | |||
Май | №60, №61 | №62, №63 | повторение | повторение |
Используемая литература: Метлина Л. С.
Художественная деятельность (рисование)
№ занятия | Тема занятия | Программное содержание | |||
сентябрь | |||||
№1 | диагностика | - | |||
№2 | Какие бывают грибы в лесу | Продолжать знакомство с лесными грибами, умение выделять группы съедобных и несъедобных грибов; закрепить строение гриба; дать понятие о царстве грибов, отличие от растений; учить отличать съедобные от ложных; воспитывать бережное отношение к природе. | |||
№3 | Осенняя береза | Учить передавать характерные особенности березы, осеннюю окраску листьев; обучить способу действий полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения черных пятен на стволе; формировать правильную осанку. | |||
№4 | Осенний клен и ель | Учить передавать строение клена и ели, их различия в силуэтах; изображать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии; развивать художественный вкус; закрепить технику рисования жесткой кистью; побуждать детей вносить дополнения в рисунок, обогащающие его содержание. | |||
№5 | Осеннее дерево и под ветром и дождем | Учить изображать дерево в ветреную погоду со склоненной верхушкой, с прижатыми к стволу ветками с одной стороны и отклоненными в сторону с другой стороны; закрепить умение передавать разную толщину ветвей и ствола; развивать воображение. | |||
№6 | Цветы в вазе | Учить рисовать цветы с натуры; закреплять умение рисовать кистью изогнутые линии; упражнять в рисовании акварелью; развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой. | |||
№7 | Ветка рябины | закрепит детей рисовать с натуры ветки с осенними листочками; учить закрашивать листья простым карандашом, накладывая штрихи в одном направлении без просветов и усилия, нажим в более темных местах; воспитывать любовь и интерес к природе. | |||
№8 | Я – это я (автопортрет) | Развивать художественное восприятие образа человека; продолжать учить передавать в рисунке черты лица; развивать память. | |||
октябрь | |||||
№9 | Грибная поляна | Расширять знания о разнообразии грибов; учить рисовать разные по форме, строению и цвету; закреплять умение рисовать красками и кистью; развивать художественный вкус, чувство композиции; воспитывать интерес к устному народному творчеству. | |||
№10 | Моя первая буква | Закреплять умение рисовать крупно и аккуратно; учить составлять декоративный узор из разнообразных элементов; упражнять в подборе красивых сочетаний цветов; развивать творческие способности. | |||
№11 | Любимое место в поселке | Учить детей создавать сюжет; развивать воображение, речь и память; воспитывать стремление к знаниям; закрепить технику рисования карандашами. | |||
№12 | Морской пейзаж | Продолжать учить рисовать акварелью; продолжать знакомить детей с жанром пейзажа, репродукциями картин художников, которые изображали море; упражнять в рисовании мазками; развивать художественный вкус, чувство цвета и самостоятельность. | |||
№13 | Обои | Учить детей составлять узоры для обоев; продолжать учить подбирать контрастные цвета; закреплять умение рисовать карандашами; развивать художественный вкус, фантазию, воображение. | |||
№14 | Каляки - маляки | Учить видеть в абстрактном изображении образ животного; упражнять в прорисовывании контуров увиденного; развивать зрительное воображение и ассоциативное мышление, творческие способности. | |||
№15 | Это что за птица? | Учить самостоятельно рисовать необычных птиц и украшать их сказочными узорами; закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом; развивать воображение, фантазию, художественный вкус при подборе красивых цветосочетаний; воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям. | |||
№16 | Каргопольские птички | Познакомить с росписью каргопольской игрушки, е характерными элементами; учить украшать объемное изделие каргопольскими узорами; развивать зрительную память, воображение и чувство цвета; воспитывать любовь к народному творчеству. | |||
ноябрь | |||||
№17 | Радостная осень | Обобщить знания об осенних месяцах, о разных периодах осени, ее характерных особенностях; упражнять в рисовании различных деревьев; закрепить умение разбавлять акварель водой для получения светлых тонов. | |||
№18 | Русская народная одежда | Продолжать знакомить с историей и особенностями русского народного костюма | |||
№19 | Мебель в нашей квартире | продолжать углублять знания о мебели; учить прорисовывать части мебели; формировать знания о «дизайнере» - как профессии; развивать воображение; воспитывать уважение ко всем трудящимся. | |||
№20 | Жираф | Продолжать учить работать в гуашью; закреплять знания о животных жарких стран; формировать умение прорисовывать отдельные части туловища. | |||
№21 | Моя дружная семья | Продолжать учить составлять композицию; передавать различия в величине; воспитывать гордость за свою семью. | |||
№22 | Роспись миски хохломским узором | Учить выделять основные элементы узора (травки, осочки, капельки, завейки); закрепить умение сочетать в узоре цвета: черный, красный, золотой. | |||
декабрь | |||||
№23 | Еловая ветка с новогодними игрушками | Продолжать учить рисовать с натуры, передавать в рисунке строение еловой ветки; развивать умение цветными карандашами изображать тонкие иголки на ветке; развивать художественный вкус. | |||
№24 | Узоры на окне | Учить украшать квадрат узорами(точками, полосками, кругами, цветами, листьями); развивать наблюдательность, фантазию, творчество. | |||
№25 | На новогоднем празднике | Продолжать учить намечать силуэт новогодней елки и передавать красоту ветвей с помощью оттисков поролоновым тампоном; украшать новогоднюю елку разноцветными игрушками; развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности. | |||
№26 | Вечерний город | Развивать умение составлять композицию, изображать передний и задний план; учить рисовать ночной город используя темные оттенки; воспитывать любовь к народному творчеству. | |||
№27 | Новогодний карнавал | Учить правильно располагать предметы на листе бумаги и передавать их величину; продолжать учить рисовать соблюдая пропорции тела человека; закреплять умение рисовать людей в движении. | |||
№28 | Баба Яга | Продолжать учить рисовать сказочного персонажа; самостоятельно подбирать и отображать в работе особенности и характерные черты задуманного образа; развивать фантазию. | |||
январь | |||||
№29 | Моя любимая погода зимой | Упражнять в отображении состояния погоды в рисунках; развивать чувство композиции, колорита; воспитывать эстетическое отношение к природе, ее изображению в различных техниках. | |||
№30 | На далекой, удивительной планете… | Учит поиску изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов; развивать воображение, любознательность. | |||
№31 | Сотворение мира | Познакомить детей с Библией; побуждать к созданию коллективной работы путем распределения всей работы; закрепить умение рисовать предметы, передовая из характерные особенности. | |||
№32 | Пингвины | Учит создавать сюжетную композицию, рисовать пингвинов в виде кругов и овалов; упражнять в закрашивании изображения мелками; продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. | |||
№33 | Что – то рядом снами растет? | Формировать умение обследовать натуру и планировать свою работу; развивать эстетическое восприятие, зрительную память; воспитывать интерес к познанию природы и отражению в изобразительности. | |||
№34 | Человек | Учить детей рисовать человека, учитывая пропорции головы, туловища, ног закрепит знания об строении человека; воспитывать уважение к себе как к личности; формировать правильную осанку. | |||
Февраль | |||||
№35 | Жили - были дед и баба | Учит рисовать пожилых людей, передавать отличительные особенности их лиц (морщинки, седые волосы, борода и усы у стариков); использовать при рисовании различный нажим карандаша, штрихи разного характера; воспитывать уважение к старым людям. | |||
№36 | Герои зимних сказок в красивых зимних нарядах | Закрепит умение рисовать человека, соблюдая пропорции; развивать фантазию, память; упражнять в создании контуров простым карандашом с последующим закрашиванием. | |||
№37 | Путаница - перепутаница | Учить выбирать из текста один эпизод и передавать событие графическими средствами; формировать композиционные умения размещать изображения по всему листу; развивать чувство юмора. | |||
№38 | Знакомство с штрихами | Познакомить с жанром изобразительного искусства – графикой; познакомить с техническим приемом изображения в графике – штриховым рисунком; поупражнять в рисовании штрихов разного характера. | |||
№39 | Нарисуй штрихами, что хочешь | Развивать творческие способности детей; умение самостоятельно выбирать содержание рисунка; учить самостоятельно выбирать вид штриха из раннее изученных. | |||
№40 | Танк | Продолжать расширять знания о календарных праздниках; учить рисовать военный транспорт – танк, используя знакомые геометрические формы; развивать умение вписывать задуманное в композицию. | |||
№41 | Рисование по представлению «вечерний свет в окне» | Вызвать интерес к создания коллективной композиции; учить создавать композицию самостоятельно, применяя разные приемы рисования; развивать чувство цвета и пространственное мышление. | |||
№42 | Развивать художественное восприятие образа человека; продолжить учить передавать в рисунке черты лица; учить рисовать автопортрет по памяти; познакомить со способами положения цветового пятна тушевкой; развивать эстетический вкус, воображение и самостоятельность. | ||||
Март | |||||
№43 | Рисование по замыслу «фантастические цветы» | Познакомить с приемами видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов; развивать творческое воображение, чувство цвета; активизировать в речи детей прилагательные. | |||
№44 | Домик с трубой и сказочным дымом | Учить создавать необычные образы; развивать воображение; воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов. | |||
№45 | Ранняя весна | Уточнить знания детей о пейзаже как виде живописи; учить самостоятельно выбирать сюжет и передавать в рисунке сочетание; развивать творческие способности. | |||
№46 | Мой любимый сказочный герой | Продолжать учить рисовать иллюстрации к сказке, располагать предметы на переднем и заднем планах; закрепить навыки детей в изображении сказочных героев, создавая выразительный образ. | |||
№ 47 | Огонь – не игрушка | Закрепить правила при пожаре; продолжать учить изображать на листе бумаги выразительные образы; развивать творческие способности. | |||
№48 | Дом, в котором ты хотел бы жить | Учить самостоятельно придумывать и изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и архитектурных элементов; упражнять в закрашивании с разным нажимом карандаша. | |||
№49 | Кухонная посуда | Продолжать учить детей рисовать посуду, учить составлять узоры, сочетая цвета; закрепить знания о кухонной посуде, ее происхождению. | |||
№50 | На кухне. Гжельская посуда | Продолжать знакомить с традиционным художественным промыслом; учить выделять характерные особенности гжельской росписи; учить смешивать синению и белую краску для получения голубого цвета. | |||
Апрель | |||||
№51 | Ракета | Развивать умение вписывать рисунок в лист; учить закрашивать предметы цветными карандашами; развивать фантазию и самостоятельность. | |||
№52 | День и ночь | Учить детей изображать картину дня и ночи на одном листе бумаги, поделив его пополам; использовать в рисунке разные художественные материалы. | |||
№53 | Наша Земля | Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; вызвать познавательный интерес к космосу; развивать фантазию, мелкую и общую моторику. | |||
№54 | Вербное воскресенье | Продолжать учить рисовать с натуры ветки с вербой; учить закрашивать их простым карандашом; воспитывать любовь и интерес к природе. | |||
№55 | Пасха | Закреплять умение детей рисовать с натуры; развивать умение передавать форму и пропорции предмета; воспитывать уважение и почитание праздника «Пасха» | |||
№56 | Исчезнувший мир | Познакомить детей с доисторическими временами; расширять и углублять представления и образе жизни динозавров; учить рисовать различных вымерших животных; развивать фантазию, воображение и чувство цвета. | |||
№57 | Морская страница | Закреплять и расширять знания об обитателях морского мира; учить внимательно рассматривать и передавать в рисунке форму, окраску, особенности строения подводных обитателей; развивать художественный вкус. | |||
№58 | Горный пейзаж | Учить рисовать горы акварелью в соответствии с ее особенностями; разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов; учить приему размывки. | |||
Май | |||||
№59 | Кремль | Воспитывать интерес к истории родного края; учить намечать простым карандашом силуэт башен и стен кремля, передавая их формы строения; продолжать учить использовать разные оттенки одного цвета. | |||
№60 | Зеленая весна | Вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии; учить рисовать зеленую весну, используя соответствующие цветовые сочетания; упражнять умение получать цветовые сочетания. | |||
№61 | Рисунок на память | Закрепить изученные приемы рисования; формировать знания об окружающем мире; воспитывать желание делать своим друзьям подарки; совершенствовать правильную осанку. | |||
№62 | Веселое лето | Закреплять знания детей о пейзаже как о виде живописи; закреплять умение создавать летний пейзаж; учить подбирать «летние» цветовые сочетания; упражнять в рисовании гуашью в соответствии с ее особенностями; развивать наблюдательность и чувство цвета. | |||
№63 | Скоро лето | Совершенствовать навыки нетрадиционной технике в рисовании ластиком; закрепить умение детей передавать в рисунке характерные особенности цветов: форму и строение, его величину, расположение на стебле и в букете; развивать творческие способности, эстетическое восприятие. | |||
№64 | Четыре стихии | Расширять представления о явлениях окружающего мира; рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений, и в связи с человеком; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать. |
Используемая литература: В. Лыкова, Т. Колдина, Т. С. Комарова, И. Малышева
Развитие речи
№ занятия | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
№1 | Наши игрушки | Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть; закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова; учить произносить слова со звуками [c] [з] отчетливо и внятно. |
№2 | Пересказ сказки «Лиса и козел» | Закреплять представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира. |
№3 | Составление рассказа по картине «В школу» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине; активизировать в речи детей слова «школа», «осень», тренировать в дифференциации звуков [с] и [ш]; развивать интонационную выразительность речи |
Октябрь | ||
№4 | Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб» | Уточнить представление детей об изготовлении хлеба; учить пересказывать сказку, отвечая на поставленные вопросы; воспитывать уважение к профессиям: тракторист, пекарь; воспитывать бережное отношение к хлебу. |
№5 | Рассказ о поселке Белый Яр | Учить детей внимательно слушать взрослого и сверстников; составлять рассказ по схеме, проговаривать окончания в словах; развивать связную речь, внимание, память; воспитывать любовь к своему поселку. |
№6 | Составление описательного рассказа о предметах (посуда) | Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах; учить сравнивать предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянная, металлическая и т.д ); учить образовывать по аналогии предметы посуды (хлеб – хлебница, суп – супница, сахар - сахарница). |
№7 | Пересказ рассказа «Про снежный колобок» | Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без определения; подбирать подходящие по смыслу определения глагола хотеть; привлечь внимание к громкости и четкости произношения слов. |
Ноябрь | ||
№8 | Составление рассказа по картине «Роза замерзла» | Учить составлять рассказ по картине, при описании событий; тренировать умение понимать оттенки значения слова; закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш]; учить различать звуки. |
№9 | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу. |
№10 | Составление текста - рассуждения | Учить употреблению сложноподчиненных предложений; учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. |
№11 | Разучивание стихотворение С. Есенина «Береза» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передовая любования картиной зимней природы. |
Декабрь | ||
№12 | Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж» | Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; познакомить со значением слова игла; учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова. |
№13 | Составление рассказа о животных по сюжетам | Продолжать учить составлять рассказ по картинкам; развивать умение употреблять слова в родительном падеже и множественном числе; закрепить правильное произношение звуков [р] и [л]. |
№14 | Составление рассказа «Как мы играли на зимнем участке» | Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное, включая описание природы; активизировать употребление однокоренных слов. |
№15 | «Ошибка» чтение басни С. Михалкова | Учить эмоционально воспринимать содержание произведения, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащийся в басни; формировать представления о писателе как о баснописце. |
январь | ||
№16 | Стихотворение К. Чуковского «Елка» (заучивание) | Воспитывать избирательное отношение к художественной литературе; помочь детям осмысливать стихотворение; отработать интонационную выразительность. |
№17 | Анализ фразеологизмов, пословиц | Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание басни; продолжать формировать представления о С. Михалкове как о баснописце; продолжать учить домысливать переносное значение слов и пословиц. |
№18 | Чтение сказки Х. Андерсена «Гадкий утенок» | Закреплять и расширять знания детей о творчестве датского сказочника; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; формировать внимание к поэтическим образам. |
№19 | Чтение русской народной сказки «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» | Познакомить детей с рус.народной сказкой; продолжать учить размышлять над смыслом сказки; умение объяснять почему произведение получило такое название; развивать мышление, речь. |
Февраль | ||
№20 | Составление рассказа на тему «Одежда» | Учить детей составлять описание одежды, руководствуясь готовым планом (схемой); поощрять попытки детей доводить до конца взятую на себя роль в игре; развивать творческие способности, воображение, фантазию. |
№21 | Что мы знаем о птицах? | Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; закрепить произношение звуков [ч] и [щ]; воспитывать интерес и любовь к природе. |
№22 | Беседа на тему «Наша армия», чтение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки» | Уточнить представления детей о Советской Армии, о том как трудно было победить фашистов, о буднях минувшей войны; воспитывать уважение к солдатам. |
№23 | Составление рассказа «Игры зимой» | Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта; учить употреблять предлоги с пространственным значением; учить отчетливо внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [с] и [ш]; закреплять умение говорить с разной громкостью голоса, изменяя темп речи. |
Март | ||
№24 | Стихотворение Ф. Тютчев «Зима не даром злится» (заучивание) | Уточнить представления детей о предложении, слове, слоге, звуке; поупражнять в составлении предложений и их анализе, в подборе слов с заданным слогом, делении слов на слоги; помочь осмыслить и запомнить новое стихотворение. |
№25 | Составление рассказа о весне | Продолжать учить составлять описательные рассказы по пейзажной картинке, используя разные типы предложений; формировать образную речь; воспитывать любовь к природе, творческую активность. |
№26 | Пересказ украинской народной сказки «Колосок» | Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передовая интонацией характер героев, свое отношение к персонажам; понимать образное содержание и значение пословиц; развивать умение придумывать различные варианты новых эпизодов сказки. |
№27 | Звуки [р]-[л] | Упражнять в отчетливом произношении звуков р – л в отдельных словах и фразовой речи; закреплять представление о длинном и коротком слове. |
Апрель | ||
№28 | Звуковая культура речи | Отработка произношения звуков р – л и дифференциация. |
№29 | Времена года | Продолжать учить детей внимательно слушать, отвечать полным ответом, правильно излагать свои мысли; продолжать учить пересказывать предложенную сказку. |
№30 | Мы идем в супермаркет (составление рассказа) | Развивать умение детей составлять описание магазина и что можем купить на ужин; развивать воображение. |
№31 | Описание пейзажной картины | Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его словами; тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. |
Май | ||
№32 | Веселое настроение | Закреплять умение составлять рассказ по заданной теме; активизировать употребление прилагательных; учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; развивать умение определять предмет по описанию. |
№33, 34, 35 | Подготовка к выпускному вечеру |
Учить стихотворения; тренировать память, воображение; развивать умение читать стихи четко, выразительно. |
Используемая литература: Л. Ушакова, Д. Гербова
Знакомство с художественной литературой
№ занятия | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
№1 | Диагностика | - |
№2 | Рассказывание русской народной сказки «Царевна - лягушка» | Учить воспринимать образное содержание произведения; закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; продолжать развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить к осознанию и пониманию образных выражений. |
№3 | В. Мирович «Листопад» | Учить интонационно. Выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову; побуждать выражать свои впечатления в рисунках и движениях. |
№4 | Чтение главы из книги А. Милна «Винни - Пух» | Учить подбирать и принимать в самостоятельном высказывании образные слова и выражения; формировать навыки творческого рассказывания. |
№5 | Чтение туркменской сказки «Падчерица», сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка» | Учить замечать сходство и различия в построении сюжета, идеи, характерах героев обеих сказок, выделять в тексте выразительные средства, осознать целесообразность их использования. |
Октябрь | ||
№6 | Ознакомление с малыми, фольклорными формами | Уточнить представление о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенные значения пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. (2 занятия) |
№7 | Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д. Мамин - Сибиряк | Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений синонимов, антонимов; воспитывать стремление к точному словоопределению. (2 занятия) |
Ноябрь | ||
№8 | Заучивание стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией: печаль осенней природы; чувствовать, понимать и воспринимать образность языка стих – ия; расширять представления о пейзажной лирике. |
№9 | Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» | Учить выразительно рассказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; активизировать употребления глаголов; учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц; продолжать учить правильно произносить звуки [ш], [ж], изменять силу голоса и темпа речи. |
№10 | Чтения рассказа В. Драгунского «Друг детства» | Закрепить умение отличать литературные жанры; учить отвечать на вопросы полным ответом; воспитывать уважение к близким, родным. |
№11 | Рассказывания русской народной сказки «Снегурочка» | Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закрепить знания об особенностях (композиционные, языковые) сказочного жанра. |
Декабрь | ||
№12 | Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег» | Углублять знания об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картины природы. |
№13 | Чтение басни С. Михалкова «Ошибка» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; продолжать учить осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок. |
№14 | Чтение сказки «Лесные хоромы» | Учить детей воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка. Стихотворение. рассказ). |
Январь | ||
№15 | Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» | Подвести к пониманию нравственного смысла к мотивированной оценки поступков и характера главной героине; закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. |
№16 | Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц. | Учить осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы. |
№17 | Чтение и обсуждение рассказа «Зима» Г. Скрибицкого | Познакомить с текстом; закрепить виды литературных жанров; развивать словарный запас; воспитывать здоровый образ жизни. |
Февраль | ||
№18 | Рассказ В. Драгунского «Друг детства» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею автора; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений; осмысливать значения образных выражений. |
№19 | Малые фольклорные жанры | Поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений; углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи. |
Март | ||
№20 | Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» | Познакомить детей с басней, ее жанровым особенностями4 подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде. |
№21 | Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение; развивать способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы. |
№22 | Басня И. Крылова «Лебедь, щука и рак» | Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегории, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни; развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли. |
Апрель | ||
№23 | Правильное произношение | Развивать голосовой аппарат и речевой слух; учить детей различать на слух громкость и скорость произношения слов и фраз; поупражнять в произношении слов и фраз с различной громкостью и скоростью. |
№24 | Заучивание наизусть стихотворения Н. Найденова «О весне» | Уточнить представления детей о предложении, слове, слоге и звуке; поупражнять в составлении предложений и их анализе; помочь осмыслить и запомнить новое стихотворение. |
№25 | Драматизация стихотворения | Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы; продолжать знакомить с театром кукол; совершенствовать умение использовать жесты для создания образа. |
№26 | Малые фольклорные жанры | Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе обыгрывания потешек и песенок. |
Май | ||
№27 | Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар» и беседа по его содержания | Закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь; рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем; развивать речь, мышление детей; пополнят словарный запас дошкольников; воспитывать уважение к людям этой важной профессии. |
№28 | На помощь лисичке | Закрепить знания детей о прочитанных ранее сказках, развивать интерес к сказкам, побуждать драматизировать сказку, развивать выразительность речи, силу голоса, учить отгадывать загадки |
№29 | Инсценировка сказки в лицах «Заюшкина избушка»» | Расширять и уточнять представления детей о природе. Закрепить умение наблюдать; расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; способствовать формированию интереса детей к природе. |
Аппликация
№ занятия | Тема занятия | Программное содержание |
№1 | Фрукты и овощи | Закреплять умение вырезать одинаковые силуэты из сложенной гармошкой бумаги; учить более точно передавать форму предметов и создавать объемный предмет, складывая детали пополам и частично склеивая между собой; развивать образное мышление. |
№2 | Золотая роща (коллективная работа) | Вызвать интерес к работе в технике коллажа; учить определять содержание аппликации и выполнять коллективную работу; познакомить с техникой ажурного вырезания; формировать художественный вкус и умение сочетать цвета. |
№3 | Сказка к нам приходит | Учить детей самостоятельно изображать внешние особенности предмета с натуры; обучать приемам симметричного вырезания; закреплять умение самостоятельно украшать аппликацию, используя раннее изученные приемы. |
№4 | Моя комната (мебель) | Учить детей обклеивать спичечный коробок цветной бумагой и составлять из них задуманные предметы; развивать образное мышление. |
№5 | Одежда для гостей | Вырезать силуэты по замкнутому контуру, начиная разрезать с боку; формировать художественный вкус, умение подбирать и использовать для аппликации ткань; развивать воображение, речь. |
№6 | Светофор | Продолжать учить отгадывать загадки; закрепить умение вырезать круг из квадрата; формировать умение работать с клеем аккуратно; воспитывать уважение к сотрудникам полиции. |
№7 | Кошечки, собачки | Закреплять умение выполнять сюжетную аппликацию; продолжать учить работать с ножницами, соблюдая технику безопасности; воспитывать любовь к домашним животным. |
№8 | Снегурочка | Учить самостоятельно изображать внешние особенности предмета с натуры; обучать приемам симметричного вырезания; закрепить умение украшать аппликацию, используя раннее изученные приемы. |
№9 | Сквозные звездочки | Учить создавать образ предмета путем вырезания формы, сложенной в несколько раз через центр; развивать мышление, фантазию; закреплять технику безопасного обращения с ножницами. |
№10 | Бабочки на лугу | Закреплять применять изученные приемы вырезания и складывания (оригами); учить составлять композицию по замыслу; развивать эстетический вкус. |
№11 | Звезды и кометы | Учить вырезать пятилучевые звезды; вызвать интерес к созданию образа кометы, состоящей из головы – звезды, вырезанной по схеме и хвост. |
№12 | Открытка папе | Учить наклеивать бросовый материал и создавать узор; закреплять умение аккуратно работать с клеем; воспитывать усидчивость; формировать знания о празднике «23 февраля» |
№13 | Терем - теремок | Повторить с детьми все изученные приемы создания аппликации; дать детям возможность проявить фантазию, самостоятельность; вызвать у ребенка желание продолжать заниматься творчеством, создавать новое. |
№14 | Коробка для саженцев | Продолжать учить вырезать симметричные силуэты из сложенной пополам бумаги; закреплять умение вырезать квадраты; упражнять в наклеивании деталей аппликации аккуратно. |
№15 | Лужи – тучи для веселых поросят | Продолжать знакомить детей с техникой аппликативной мозаики (разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать в пределах сложного силуэта); развивать мелкую моторику, усидчивость. |
№16 | Перо Жар птицы | Учить детей сочетать в одном художественном образе графические, аппликативные элементы; готовить руку к письму; развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать художественный вкус. |
Используемая литература: В. Лыкова, Т. Колдина, Т. С. Комарова, И. Малышева
Лепка
№ занятия | Тема занятия | Программное содержание |
№1 | Лукошко с ягодами и грибами | Закрепить и повторить названия ягод и грибов; развивать мелкую моторику пальцев; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
№2 | Подсолнухи | Учить творчески составлять композицию, используя раннее усвоенные способы лепки; закреплять умение сочетать в поделке пластилин и природный материал; развивать фантазию и воображение; продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. |
№3 | Посуда | Учить лепить с натуры пластическим способом (из одного куска) соблюдая формы и пропорции деталей и равномерно и красиво устанавливать вылепленную фигуры на подставке; закреплять умение работы со стекой. |
№4 | Мебель | Учить составлять из пластилина задуманные предметы; с помощью загадок развивать образное мышление; при лепке применять ранее изученные приемы. |
№5 | Кто сказал «мяу»? | Закреплять умение лепить пластическим и комбинированным способом; закреплять умение передавать пропорции, соотношения фигур по величине. |
№6 | Пингвины | Закрепить умение использовать изученные ранее приемы; развивать способность передавать пропорциональное соотношение частей; учить доводить изделье до задуманного образа. |
№7 | Человек в движении | Закреплять умение лепить фигуру человека в движении, передавая форму и пропорции частей тела; упражнять в использовании разных приемов лепки; закреплять умение располагать фигуру на подставке. |
№8 | Жираф | Учить детей лепить животных жарких стран; показать возможность использования в работе бросовый материал; расширять знания о повадках жирафа. |
№9 | Царевна - лягушка | Развивать мелкую моторику; координировать работу рук и глаз; воспитывать интерес к самостоятельному освоению новых изобразительных техник и средств художественно образной выразительности. |
№10 | Летающие тарелки и пришельцы из Космоса | Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве; направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов. |
№11 | Два жадных медвежонка | Учить детей лепить фигуру медвежонка конструктивным способом и разыгрывать сюжет по мотивам сказки; развивать синхронизировать движения обеих рук; развивать глазомер, чувство формы и пропорции. |
№12 | Человечки на пляже | Учить составлять коллективную композицию; закрепить способ лепки из цилиндра; продолжать учить передавать разнообразные движения человека; познакомить со способом получения нового цвета. |
№13 | Чудо - кактус | Закрепит способы лепки посуды; развивать чувство формы и пропорции; воспитывать интерес к углубленному назначению природы. |
№14 | Алфавит | Учить самостоятельно придумывать фигуру для лепки; учить продумывать ход работы; воспитывать самостоятельное отношение к окружающим; приучать работать в коллективе. |
Используемая литература: В. Лыкова, Т. Колдина, Т. С. Комарова, И. Малышева
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2011-2012 УЧБНЫЙ ГОД
ВОСПИТАТЕЛЬ: АЛЛАХВЕРДИЕВА О. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-320437-1507465385.jpg)
Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в старшей группе
Данное перспективное планирование разработано для старшей группы ДОУ по формированию целостной картины мира. Перспективное планирование опирается на следующие литературные источники: Н. Е. Вераксы "Ко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-320437-1507465385.jpg)
Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в старшей группе
Данное перспективное планирование разработано для старшей группы ДОУ по формированию целостной картины мира. Перспективное планирование разработана с использованием следующей литературы: Волчкова В. Н...
перспективное планирование по формированию целостной картины мира
Перспективное планирование по ФЦКМ подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593571-1423941724.jpg)
перспективное планирование по формированию целостной картины мира
Тематическое планирование по экологическому воспитанию детей средней группы...
Перспективное планирование по формированию целостной картины мира, развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Подготовительная группа.
Перспективное планирование для детей с ОВЗ (ЗПР) по ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-1015575-1543716828.jpg)
Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе.
МесяцТемаЦельЛитератураСентябрь 1 неделя«Покатаем зайку».Познакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.З.А.Ефанова. стр22.2 неделя «Оденем куклу Т...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-1160977-1567932581.jpg)
Перспективное планирование. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Перспективное планирование. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)....