Познавательное занятие с детьми подготовительной группы: «Разгадаем необычную карту»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сафонова Алла Александровна

Цель:

Заложить основы воспитания социально активной, интеллектуально развитой творческой личности, соблюдающей гражданские права, любящей свою семью, свой детский сад, свой город, Россию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Разгадаем необычную карту"21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие с детьми подготовительной группы: «Разгадаем необычную карту»

Цель:

Заложить основы воспитания социально активной, интеллектуально развитой творческой личности, соблюдающей гражданские права, любящей свою семью, свой детский сад, свой город, Россию.

Задачи:

  1. Формировать понятия о том, что в любом сообществе людей только в мирное время действуют гражданские права взрослых и детей.
  2. Закрепить представления дошкольников о правах ребенка
  3. Расширять знания о географическом положении места, где живет россиянин, где живем мы. Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству.  Уточнить знание детей о государственной символике.
  4. Развивать у детей понятие того, что во все времена на защиту Родины вставали храбрые, смелые, сильные защитники.
  5. Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за Россию, за любимый казачий край.
  6. Закрепить умение детей непринужденно участвовать в общем диалоге, ясно и четко выражать свои мысли, принимать адекватные решения.

Примечание:

Занятие можно разбить на отдельные части и провести тематический день.

Ход занятия:

Воспитатель подзывает детей и спрашивает:

Дети, как вы понимаете слово путешественник?

Дети:

Это человек, который бывает в разных странах.

Это человек, который путешествует по морям, пустыням, лесам.

Путешественник посещает на своем пути интересные места, например, музеи, зоопарки.

Многие путешественники делают в своих дневниках записи, а потом издают интересные книги, чтобы все люди могли узнать, что происходит на земле.

А еще путешественники фотографируют интересные места, снимают видеофильмы.

Воспитатель:

Да, ребята, я с вами согласна. Мы тоже совершали разные путешествия: в страну королевы Математики, в историю Донского края, в Спортландию. Давайте посмотрим, какое путешествие может предложить нам «Бюро путешествий»?

Дети и воспитатель приходят в «Бюро». Дети отмечают, что сегодня в «Бюро» нет рекламных фотографий, но есть необычная карта. Открывают ноутбук и читают текст.

Текст:

«Чтобы расшифровать карту, нужно совершить путешествие. Маршрут в 3 конвертах. Вскрывать по порядку. Путешествуя по маршрутам, необходимо выполнять задания. В конце определить самого активного и любознательного путешественника. Его ждет награда, пока секрет какая.»

Дети читают текст.

Воспитатель:

Дети, согласны совершить путешествие?

Дети:

Да, согласны.

Воспитатель:

Тогда решайте, какой конверт брать.

Дети берут конверт под номером 7, объясняют, почему его взяли. Воспитатель предлагает детям вернуться к столу и открыть конверт. Достает 3 карточки с изображениями мака, иголки, репки. Вместе с детьми читает задание: «какое теплое и доброе слово  можно прочитать, если у каждого слова взять по первой букве». Дети выкладывают на доске слово «мир» или записывают.

Воспитатель:

А как вы понимаете значение слова «мир»?

Дети:

Мир – это любовь.

Мир – это когда нет войны.

Мир – это когда люди не ссорятся между собой.

Мир – это когда люди дружат друг с другом.

Мир – это когда люди могут трудиться, отдыхать и не бояться.

Мир -  это когда светит солнышко, небо чистое, люди весело встречают разные праздники.

Мир – это когда нет террористов.

Мир – это когда солдаты разных стран не воюют между собой.

Воспитатель:

Да, народная пословица гласит: «Кто сеет мир, пожнет счастье». Но, к сожалению, не все люди на нашей земле живут в мире. Бывают страшные войны, которые несут с собой разрушение и горе. Война – это так плохо, это катастрофа.  Война лишает и взрослых, и детей всех прав. А какие права детей вы знаете?

Воспитатель  достает из конверта эмблемы прав ребенка, объясняет: чтобы рассказать о правах, нужно оформить каждому допуск к правам. На обратной стороне допуска прочитать свою фамилию. На лицевой стороне решить пример, результат соответствует эмблеме права, о котором вам нужно рассказать.

Дети решают примеры , каждый находит эмблему права, каждый становится в круг и рассказывает о правах.

Воспитатель:

Конечно же, самое важное право детей – это право на  игру. В какую игру хотите поиграть?

Игра по желанию детей.

После игры воспитатель предлагает детям взять следующий конверт, учитывая порядковый номер.

Дети берут конверт №11. Уточняют какие цифры должны быть в промежутке между 7 и 11. Достают карточку

Р_ _ _ _ Я

Задание:

Если вы правильно запишите гласные и согласные в пустые клетки, то у вас получится еще одно доброе, родное слово.

После выполнения задания воспитатель обращает внимание на необычную карту. Предлагает внимательно всмотреться в ее границы, сравнить с картой в группе, написать слово «Россия» на необычной карте.

Воспитатель:

Дети, а что для вас Россия?

Дети:

Россия – это страна, где мы живем.

Россия – это наша Родина.

Воспитатель:

А как каждого из вас можно назвать, если вы родились в России?

Дети:

Россиянин, гражданин России.

Воспитатель:

А кто такие иностранцы? Как можно сказать это слово по-другому?

Дети:

Люди иной страны.

Воспитатель:

А теперь задание: «Разместите символы России на карте».

Дети размещают и обговаривают флаг и герб, записывают слово Москва.

Воспитатель:

А какой символ нельзя разместить на карте?

Дети:

Нельзя разместить главную песню страны.

Гимн можно слушать.

Гимн слушают стоя.

Дети слушают гимн.

Воспитатель:

Дети, какие чувства испытывали вы, когда слушали гимн?

Дети:

Я испытывал чувство гордости за нашу страну.

Я испытывал любовь к России.

У меня наворачивались слезы.

А я испытывал дрожь и волнение..

Воспитатель и дети возвращаются к карте.

Воспитатель:

На тысячи километров тянется наша Россия с запада на восток и с севера на юг.тодна страна от другой отделена границей. А кто охраняет границу?

Дети:

Границу охраняют пограничники.

В старину границу называли заставой, ее охраняли богатыри (называют былинных богатырей).

Воспитатель:

Какими были русские воины, русичи?

Дети:

Смелыми, сильными ,догадливыми, ловкими, отважными, хитрыми, смекалистыми, любили свою землю.

Воспитатель:

Никогда враг не мог отнять у россиян самое святое – Родину, Россию. Сегодня нет войны, но есть российская армия, которая зорко охраняет границы на суше, на море и в воздухе.

Дидактическая игра: «Размести современные войска на карте России».

Дети отбирают картинки современных войск и размещают на карте, называя род войск, его задачи».

Воспитатель:

Как вы думаете, чем должен обладать российский солдат сегодня?

Дети:

Он должен быть сильным, смелым.

Должен заниматься спортом.

Прыгать с парашютом.

Много учиться.

Должен закаляться.

Должен быть хорошим другом.

Метко стрелять в цель.

Любить родителей и писать родителям письма.

Быть хитрым и внимательным в разведке.

Подвижная игра «Разведчики».

В конце игры дети находят конверт под номером 15. В конверте кассета. Просматривают кассету о Белой Калитве несколько минут. Воспитатель читает стихи:

Здравствуй, город, самый белый.

Белый, словно лебедь в облаках.

И живет народ здесь смелый,

Прославляя Дон в веках.

Воспитатель:

О каком городе видеоматериал и стихи?

Дети:

Это стихи о Белой Калитве.

Эти стихи о нашем любимом городе.

В этом городе мы живем.

Нас еще можно назвать «белокалитвинцами».

Воспитатель:

Кто же прославил Дон в веках?

Дети:

Дон прославили казаки.

Казаки всегда защищали Дон от врагов.

Казаки любят свои станицы, донские степи, реки.

Казаки прославили Дон трудом.

Воспитатель:

А как они говаривают об этом в пословицах?

Дети:

В любую невзгоду казак помнит Родину.

Где Дон, да поля, там и Родина моя.

Кто Родину оборонят, тот чести не роняет.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Своя земля и горсти – Родина.

Во славу Руси готов любой крест нести.

Воюй, не трусь, за тобой Русь.

В малом хуторе, да в своем уголке.

Воспитатель:

Велика Россия и у каждого русского солдата есть свой любимый уголок, где он родился и вырос. Давайте на карте найдем уголок нашей малой Родины.

Находят, подписывают «Белая Калитва», размещают и обговаривают казачью символику, которую находят в конверте.

Воспитатель:

Докажите мне словами свою любовь к родному городу.

Дети:

Город, как весенний, белый сад, я тебе очень рад.

Лучший город на земле.

Если я уеду далеко, то никогда не забуду тебя.

Я берегу все хорошее, что есть в городе.

Мне нравится зеленый сквер, парк имени Маяковского.

Если я буду знаменитым и богатым, то буду помогать нашему городу.

Я люблю свой город всей душой.

Воспитатель:

Все задания выполнили?

Дети:

Нужно решить, кто же самый активный и любознательный путешественник?

Воспитатель:

Тогда по казачьему обычаю приглашаю всех на круг. Дети в кругу пересчитывают флажки, выявляют победителя, вручают ему «Медаль за усердие».

Примечание: за правильные ответы дети в течении занятия получали маленький российский флажок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы "Огонь-друг, огонь-враг"

Формирование представлений об истории возникновения огня и правилах противопожарной безопасности...

Конспект проведения познавательного занятия с детьми подготовительной группы с ОНР

Данный конспект реализован с детьми подготовительной группы с общим нарушением речи. Представленные задачи решаются в процессе занятия. Учтены особенности развития данной категории детей, в том числе ...

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Необычная посылка»

Цель: формировать навыки учебной деятельности.Задачи:Образовательные:закреплять умение анализировать звуковой состав слова;закреплять умение классифицировать предметы по трём признакам: цвет...

Конспект индивидуального занятия с детьми подготовительной группы «Необычная полянка»

ЦЕЛЬ: Закрепление глагольного словаря.Закрепление понятия «слово». Упражнять в дифференциации слов с уменьшительно – ласкательным и увеличительным значением. Развитие слухового внима...

Методическая разработка Технологическая карта открытого занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности "Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно - игровую деятельность "Маленькие Эколята"

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...