Познавательная деятельность детей
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место. Для качественного решения задач – формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды - необходимо учитывать особенности развития мышления детей трех-семи лет. В связи с тем, что оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, педагогический процесс в дошкольном учреждении строится на наглядных и практических методах.
Наиболее эффективным средством формирования целостной картины мира являются методы и приёмы ОТСМ-ТРИЗ технологии. С помощью таких методов как «Системный оператор», «Круги Луллия», «Морфологическая таблица» и другие, решаются такие познавательные задачи, как расчленение целостного объекта на составляющие компоненты, определение его функции, формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику. Усвоенные мыслительные операции помогают детям структурировать имеющуюся у него отрывочную информацию, дополнить ее с помощью аналогий и сравнений.
Начиная с младшего дошкольного возраста, мы формируем у детей понятия, что у любого целого объекта есть свои части, и выводим правило (закон): «Любой целый объект состоит из частей».
С помощью метода «Системный оператор» можно проследить за изменением объектов во времени. Например: Автомобиль был идеей человека, а потом стал реальностью; игрушка была новой, а со временем стала старой; яблоко было свежим, а со временем сгнило; хлеб был тестом и т.д. Таким образом, выводим новый закон - «Любой объект изменяется во времени».
Одним из методов освоения детьми реальной картины мира, является создание книги «Законы мира». Дети самостоятельно разрабатывают схематическое изображение каждого закона. В таблице представлены законы мира, определенные детьми и их схематическое изображение.
Закон | Пример | Карточка- схема |
Любой объект (О) имеет своё место. Цель: формировать понятия, что любой объект имеет своё место. | Книга – стоит на полке, посуда – в шкафу, ковёр – на полу, дерево на улице, воздух на земле и т.д. | О (объект) имеет место
|
Любой объект (О) изменяется во времени. Цель: формировать понятия, что любой объект изменяется во времени.
| Овтомобиль был идеей человека, а потом стал реальностью; игрушка была новой, а со временем стала старой; яблоко было свежим, а со временем сгнило, хлеб был тестом и т.д. | О (объект) изменяется во времени |
Любой целый объект (О) состоит из частей. Цель: формировать понятия, что у любого целого объекта есть свои части. | Мяч – оболочка и воздух; тесто – мука, соль, яйцо, вода… человек – голова, туловище, ноги, руки … | О (объект) состоит частей
|
Любой объект (О) может быть опасен и полезен. Цель: формировать понятия, что любой объект может быть опасен и полезен. | Бумажный листочек: опасен тем, что им можно порезать палец, загореться, а полезен тем, что на нём можно писать, рисовать и т.д. | О (объект) может быть опастным и полезным
|
У любого объекта (О) есть положительное и отрицательное. Цель: формировать понятия, что у любого объекта есть положительное и отрицательное.
| Хорошо когда один- плохо когда много, плохо когда один- хорошо когда много. Один ребёнок в маленькой комнате хорошо, а двадцать детей плохо; много лампочек в большой комнате хорошо, в маленькой комнате плохо. | О (объект) есть + -
|
На любой объект (О) есть объект лучше. Цель: формировать понятия, что на любой обект есть объект лучше.
| На любую песню бывает песня лучше, на любые часы бывают часы лучше и т.д. | На О (объект) есть О (объект) лучше |
Для восприятия и понимания реальности мира детям важно наглядно увидеть, прикоснуться и почувствовать. Они с интересом наблюдают за живой, неживой природой.
Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Чувственное восприятие мира, побуждает ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, заложенные в ребенке.
Таким образом, методы ОТСМ-ТРИЗ технологии развивают познавательный интерес у детей к окружающему миру, умение устанавливать причинно – следственные связи дают возможность раскрыть важные особенности объектов, сформировать знания о мире обобщенного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_tselostnoy_kartiny_mira_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 283.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Гладченко И.В., воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Снегирёк»
Г. Белоярский, ХМАО-Югра
Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место. Для качественного решения задач – формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды - необходимо учитывать особенности развития мышления детей трех-семи лет. В связи с тем, что оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, педагогический процесс в дошкольном учреждении строится на наглядных и практических методах.
Наиболее эффективным средством формирования целостной картины мира являются методы и приёмы ОТСМ-ТРИЗ технологии. С помощью таких методов как «Системный оператор», «Круги Луллия», «Морфологическая таблица» и другие, решаются такие познавательные задачи, как расчленение целостного объекта на составляющие компоненты, определение его функции, формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику. Усвоенные мыслительные операции помогают детям структурировать имеющуюся у него отрывочную информацию, дополнить ее с помощью аналогий и сравнений.
Начиная с младшего дошкольного возраста, мы формируем у детей понятия, что у любого целого объекта есть свои части, и выводим правило (закон): «Любой целый объект состоит из частей».
С помощью метода «Системный оператор» можно проследить за изменением объектов во времени. Например: Автомобиль был идеей человека, а потом стал реальностью; игрушка была новой, а со временем стала старой; яблоко было свежим, а со временем сгнило; хлеб был тестом и т.д. Таким образом, выводим новый закон - «Любой объект изменяется во времени».
Одним из методов освоения детьми реальной картины мира, является создание книги «Законы мира». Дети самостоятельно разрабатывают схематическое изображение каждого закона. В таблице представлены законы мира, определенные детьми и их схематическое изображение.
Закон | Пример | Карточка- схема |
Любой объект (О) имеет своё место. Цель: формировать понятия, что любой объект имеет своё место. | Книга – стоит на полке, посуда – в шкафу, ковёр – на полу, дерево на улице, воздух на земле и т.д. | О (объект) имеет |
Любой объект (О) изменяется во времени. Цель: формировать понятия, что любой объект изменяется во времени. | Овтомобиль был идеей человека, а потом стал реальностью; игрушка была новой, а со временем стала старой; яблоко было свежим, а со временем сгнило, хлеб был тестом и т.д. | О (объект) изменяется |
Любой целый объект (О) состоит из частей. Цель: формировать понятия, что у любого целого объекта есть свои части. | Мяч – оболочка и воздух; тесто – мука, соль, яйцо, вода… человек – голова, туловище, ноги, руки … | О (объект) состоит |
Любой объект (О) может быть опасен и полезен. Цель: формировать понятия, что любой объект может быть опасен и полезен. | Бумажный листочек: опасен тем, что им можно порезать палец, загореться, а полезен тем, что на нём можно писать, рисовать и т.д. | О (объект) может быть |
У любого объекта (О) есть положительное и отрицательное. Цель: формировать понятия, что у любого объекта есть положительное и отрицательное. | Хорошо когда один- плохо когда много, плохо когда один- хорошо когда много. Один ребёнок в маленькой комнате хорошо, а двадцать детей плохо; много лампочек в большой комнате хорошо, в маленькой комнате плохо. | О (объект) есть |
На любой объект (О) есть объект лучше. Цель: формировать понятия, что на любой обект есть объект лучше. | На любую песню бывает песня лучше, на любые часы бывают часы лучше и т.д. | На О (объект) есть О (объект) лучше |
Для восприятия и понимания реальности мира детям важно наглядно увидеть, прикоснуться и почувствовать. Они с интересом наблюдают за живой, неживой природой.
Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Чувственное восприятие мира, побуждает ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, заложенные в ребенке.
Таким образом, методы ОТСМ-ТРИЗ технологии развивают познавательный интерес у детей к окружающему миру, умение устанавливать причинно – следственные связи дают возможность раскрыть важные особенности объектов, сформировать знания о мире обобщенного характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Познавательная деятельность детей старшей группы, как средство интеллектуального развития в ходе реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Позновательная деятельность детей старшего возраста...
Конспект ООД по познавательному развитию (поисково- познавательная деятельность детей) Группа дошкольного младшего дошкольного возраста. «Вот какая вода»
Цель: Выявить свойства воды : прозрачность, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.Задачи: Показать детям , как заваривать чай, понаблюдать за этим процессом...
Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»
Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....
План самообразования педагога по теме: " Развитие познавательной деятельности детей через опытно-экспериментальную деятельность"
Подобранна методическая литература по развитию познавательных способностей детей в средней группе...
Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни) Направление: познавательно-речевая деятельность Тема : космос Возраст: 4-5 лет Тема: «Путешествие на Луну. В гостях у Звездочёта». Форма: коммуникативная Цель:
Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни)Направление: познавательно-речевая деятельностьТема : космосВозраст: 4-5 летТема: «Путешествие на Лу...
Тема. Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР.
Консультация для педагогов Тема : Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР...
Конспект ООД в форме _познавательной__ деятельности детей Тема деятельности _____"Измерение жидкости " _
Научить определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки.Так же посмотрите обучающий мультфильм "Измерение жидкости" ССЫЛКА http://www.youtube.com/watch?v=y-Cp3yNnT80...