Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Свойства и виды тканей».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

  • знакомить с происхождением   тканей (лен, хлопок, шелк, шерсть, искусственная ткань),
  • опытно-экспериментальным путем выяснить свойства ткани,
  • сравнить свойства бумаги и ткани,
  • уточнить знания о  значении одежды для человека,
  • знакомить  понятием  «швея», «ткачиха»,
  • показать возможность изображения свойств  ткани с помощью схематических рисунков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svoystva_i_vidy_tkaney.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  

по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:

 «Свойства и виды тканей».

                                 


Цель: знакомство с видами и свойствами тканей.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • знакомить с происхождением   тканей (лен, хлопок, шелк, шерсть, искусственная ткань),
  • опытно-экспериментальным путем выяснить свойства ткани,
  • сравнить свойства бумаги и ткани,
  • уточнить знания о  значении одежды для человека,
  • знакомить  понятием  «швея», «ткачиха»,
  • показать возможность изображения свойств  ткани с помощью схематических рисунков.

     2.Развивающие:

  • приобщать к элементарной экспериментально-исследовательской деятельности,
  • развивать сенсорные способности,
  • обогащать  словарь по теме.

    3.Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к професии швеи,
  • воспитывать добрые взаимоотношения в совместной деятельности.

   Оборудование и материалы:

  • кукла из бумаги с комплектом одежды,
  • коллекция тканей,
  • лупы 10 штук,
  • белый картон 5х5 (10 штук),
  • простые карандаши (10 штук),
  • пластмассовые ёмкости для воды (10 штук),
  • лист белой бумаги А4,
  • картон 10х10,
  • клей карандаш (1 штука),
  • фломастеры (6 цветов),
  • цветная бумага 3х3(красная, желтая, синяя),
  • ножницы (10 штук),
  • полоски белой бумаги  2х8 (10 штук),
  • полоски ткани 2х8(10 штук),
  • полоски ткани 15х7(10 штук),
  • полоски белой бумаги 15х7(10 штук),
  • полоски  белой бумаги 4х20(10 штук),
  • полоски ткани 4х20(10 штук),
  • зонт,
  • лейка с водой,
  •  большой пластмассовый таз,
  • образцы «Лен» (растение), «Хлопок» (растение),
  • нитки шерстяные,
  • образцы тканей: лен, хлопок, шерсть, плащевка, шелк,
  • картинка «швея»,
  • значки из картона «ножницы», «тазик», «утюг», «девочка под зонтом»,картон с наклеенными цветными элементами из бумаги,
  • пластмассовые подносы для образцов бумаги и ткани (10 штук),
  • ноутбук, проектор.


Сюрпризный момент: 

  - Посмотрите, сегодня мама Сони Колесовой купила и принесла для ребят нашей группы вот такую куклу.

  -Вам она нравится?

 - Из чего она сделана? (из бумаги).

Беседа о значении одежды для человека:

- Кукла Яна – модница. У неё много нарядов.

- Какие наряды у неё есть? (Платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка.)

- Как вы думаете, зачем Яне так много одежды?

-Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник.

-Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице - зимой в шубе, осенью в пальто.

-Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?

-Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много одежды, то не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.

-А я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают.

- А зачем люди носят одежду? (Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.)

-Кукла Таня из бумаги, поэтому и одежда у неё какая? (бумажная).

-А из чего шьют одежду для людей? (из ткани, кожи, меха).

-А кто знает, как называется человек, который шьет одежду, постельное белье и другие вещи из ткани? (Это швея.)

Показ иллюстрации  «Швея».

-Посмотрите, на столе коллекция тканей. Возьмите в руки, потрогайте ткань, почувствуйте, какая ткань на ощупь. (Дети рассматривают ткани, исследуют на ощупь).

-Расскажите, какие ткани вам понравились. Почему понравилась именно эта ткань?

В ходе беседы воспитатель задает вопросы: - Какая ткань по цвету, мягкая или жесткая, прозрачная или плотная, нежная или прочная и т.д.)

Экспериментирование:

Дети садятся за стол. Перед ними лупы, листы белого картона 5х5,простые карандаши.

А как вы думаете, из чего  делают ткани? (Из ниток).

- Ткани разные, но у них есть одно сходство: все ткани сделаны из ниток.

-А что это за предметы? Для чего они?

-Это лупы. В лупе есть увеличительное стекло, оно увеличивает  изображение и помогает  лучше рассмотреть из чего состоит ткань.

-Посмотрите через увеличительное стекло на ткань, что вы видите? (волокна, нитки).

-Как расположены нитки в ткани? (Вдоль и поперёк).

 -Попробуйте это изобразить с помощью линий.

Все рисунки детей приклеить на один лист и поместить на доску.

-А вы заметили, что нити ткани переплетены.

Показать полотняное переплетение из бумаги, выполненное из полос двух цветов.

-Ребята, а какого цвета могут быть ткани? Ответы детей.

-А как  можно изобразить с помощью значка, что ткани бывают разного цвета? Например, нарисовать кружочки разного цвета, или приклеить фигурки из цветной бумаги на картон …(на столе есть картон  10х10,клей, кусочки цветной бумаги). Кто-то из детей выполняет, либо воспитатель пользуется заготовленным значком…вывесить значок на доску.

-Перед вами лежат полоски бумаги и ткани. Возьмем бумагу и сомнем ее в руках. Что с ней произошло? (Она помялась и не выпрямляется).

- Проделаем то же самое с тканью. Что произошло с тканью. ( Помялась совсем немного, но ее можно выпрямить).

-А вот ваши мамы дома при помощи чего делают ткань вашей одежды гладкой? (Если ткань прогладить утюгом, она станет гладкой, выглаженной).

-Я изобразила с помощью значка «утюжок» то, что ткань можно гладить. Вывесить значок.

-Попробуем порвать бумагу. Рвется легко? А если порвать ткань? (Дети рвут и убеждаются, что порвать ткань почти невозможно). 

-Так что же прочнее ткань или бумага? (Ткань).

- Иногда возникает в жизни такая ситуация, что нужно разделить кусочек ткани на части, раскроить его.  Как это можно сделать? (С помощью ножниц ткань можно расстричь.)

Дети пытаются разделить кусок ткани на две части с помощью ножниц.

-Как вы думаете, какой значок может показать, что ткань можно стричь? Значок «ножницы»,  вывесить.

-Давайте посмотрим, что произойдет с бумагой, если мы опустим полоску бумаги в воду, закроем глаза и хлопнем 8 раз в ладоши? (Бумага намокла и расползается в руках).

-То же самое проделаем с тканью. Что произошло с ней? (Она только намокла, но осталась прежней).

-Ткань намокает и впитывает воду.

 Значок «тазик».

 -Но есть на свете такая ткань, которая называется «плащевка».

- Из неё делают зонтики, плащи, куртки.

-Попробуйте её опустить в воду и достаньте из воды, что происходит с тканью? (Ткань не намокает, вода с неё скатывается). 

Опыт с зонтиком.

- Полью воду из лейки на зонт, а вы посмотрите, что произойдёт. (Вода скатывается, зонт не промокает).

-Почему? (Он сделан из плащевки, такая ткань не впитывает воду).

Значок «девочка в плаще под зонтом».

Физкультминутка.

Музыкальная пауза: танец под песню Д.Сафроновой «Дождик».

Просмотр презентации «Из чего сделана наша одежда?»

-Ребята, а из чего сделаны сами нитки? Предположения детей.

-Давайте посмотрим презентацию и узнаем, из чего делают нитки и какие ткани из этих ниток получаются.

Показ презентации «Из чего сделана наша одежда» сопровождается показом ткани из льна, шелка, хлопка, шерсти, образцов хлопка, льна (растений), шерстяных ниток.

Релаксация под музыку В.Дворянинова «Ни минутки».

Подведение итогов:

-Интересно ли вам было сегодня на занятии?

-О чем мы беседовали? (о тканях).

-Что вы сегодня узнали и хотели бы рассказать вашим мамам, папам?

-Из чего делают нитки, а потом ткани? (из хлопка, льна, разматывая коконы тутового шелкопряда, шерсти овец.

-Какие мы видели ткани? (Хлопок, лен, шерсть, шелк, плащевка).

-Какие свойства ткани мы изобразили с помощью значков? (Нити в ткани расположены вдоль и поперек, ткани бывают разного цвета, ткань мнётся но её можно разгладить утюгом, ткань не рвется, но её можно расстричь, ткань намокает и впитывает воду, а вот плащевка не намокает).

-Как называют профессию человека, который шьет одежду или другие изделия из ткани? (швея)

-Как называется работница, которая ткет из ниток ткань? (ткачиха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты» Подготовила воспитатель МБДОУ №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Краснодарский край ст. Отрадная :

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты»Подготовила воспитатель МБДОУ №7 &laqu...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»Цель: познакомить воспитанников со свойствами в...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: «Семья планет» для детей старшей группы

В документе представлен конспект беседы по окружающему миру, проведенной в рамках проекта "Космос"....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»

систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе комбинированной направленности детей шестого года жизни с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема «Путеш

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речив группе комбинированной направленности детей шестого года жизнис использованием техно...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....