Непосредственно образовательная деятельность «Свойства металла и дерева»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»
Конспект НОД
в старшей группе «Солнышко»
тема: «Свойства металла и дерева»
Подготовила воспитатель ГБОУ ООШ № 20 СП «Д/с «Гномик»
Титова О.А.
г.Новокуйбышевск
2014г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе
Тема: «Свойства металла и дерева»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
1) Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магниту не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познавательное развитие»)
2) Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Речевое развитие»)
3) Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Социально-коммуникативное развитие»)
4) Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»)
5) Обогащение музыкальных впечатлений детей («Художественно-эстетическое развитие»)
6) Развивать умение воплощать замысел на бумаге с использованием разного изоматериала ( «Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)
- практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции
- наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов
- словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагогическая оценка.
Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)
2 шкатулки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (соотнести с методикой одного из изученных авторов) |
Двигательная | Подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутка. |
Игровая | Дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения за проведениями опытов воспитателем, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Коммуникативная | Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы |
Музыкальная | Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале |
Восприятие (художественной литературы и фольклора)
| Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение. |
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
| Познавательные опыты с металлом, магнитом и деревом, подготовка рабочего места для себя и уборка за собой
|
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель вносит в группу 2 шкатулки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «Не похож на человечка, «Весь я сделан из железа, Проблемная ситуация: - А как нам узнать в какой шкатулке гвоздь, а в какой карандаш? - А если не смотреть, то как можно узнать? - Если мы пошумим шкатулками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш? - А по запаху можно различить? Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и Гвоздь спорят, кто из них главнее. Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные) - Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш? Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь. Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы: Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок? Какие они на ощупь? Какая поверхность у металлической пластины? А какая у деревянного бруска? Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете? Какой вывод можно сделать? Как проверить, что дерево мягче металла? Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл». Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый. Подвижная игра Ловишки». Цель: упражнять в беге с увертыванием Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл. Вопрос: Как вы думаете, почему? Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть. Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему? Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему? Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево. Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать? |
Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы
Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке
Дети называют отличия металла от дерева
Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем. Делают выводы
Дети играют в подвижную игру Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы
Рассказываю правила работы с горячей водой. Проводят опыт с ложками Делают выводы
|
Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения
Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева
Расширены представления о свойствах металла и дерева
Реализована потребность в выражении своей точки зрения на решение проблемы
Закреплены правила работы с горячей водой
|
2 | Слушание детской песенки Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки» | Слушают песню | Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов |
3 | Карандаш и гвоздик просят ребят помочь им составить альбом с их приключениями. Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого. Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал. Физминутка «Девочки и мальчики». Работа детей. Составление альбома приключений друзей. |
Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома. Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами. Дети рисуют
| Сформировано умение включаться в разговор. Сформировано умение рисовать по замыслу. Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы |
4 | На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик. Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются. Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде.
| Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит. Рассматривают магнит.
Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок. Делают выводы | Сформировано умение рассуждать, делать выводы
Расширены представления о свойствах магнита. Сформировано умение делать выводы. |
5 | Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь». Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного. - Почему друзьям не удалось перебраться через речку? - А как бы поступили вы? | Дети слушают сказку Отвечают на вопросы | Сформирован эмоциональный отклик на произведение |
6 | Подведение итогов. - Чтобы вам хотелось рассказать о металле и дереве Гвоздику с Карандашом? Воспитатель благодарит детей за хорошую работу
| Дети делятся своими знаниями. | Сформировано умение рассказать об увиденном. Сформирован положительный эмоциональный настрой. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_metalla_i_dereva.doc | 93.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»
Конспект НОД
в старшей группе «Солнышко»
тема: «Свойства металла и дерева»
Подготовила воспитатель ГБОУ ООШ № 20 СП «Д/с «Гномик»
Титова О.А.
г.Новокуйбышевск
2014г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе
Тема: «Свойства металла и дерева»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магниту не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познавательное развитие»)
- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Речевое развитие»)
- Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Социально-коммуникативное развитие»)
- Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»)
- Обогащение музыкальных впечатлений детей («Художественно-эстетическое развитие»)
- Развивать умение воплощать замысел на бумаге с использованием разного изоматериала ( «Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)
- практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции
- наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов
- словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагогическая оценка.
Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)
2 шкатулки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (соотнести с методикой одного из изученных авторов) |
Двигательная | Подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутка. |
Игровая | Дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения за проведениями опытов воспитателем, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Коммуникативная | Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы |
Музыкальная | Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение. |
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) | Познавательные опыты с металлом, магнитом и деревом, подготовка рабочего места для себя и уборка за собой |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель вносит в группу 2 шкатулки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «Не похож на человечка, «Весь я сделан из железа, Проблемная ситуация: - А как нам узнать в какой шкатулке гвоздь, а в какой карандаш? - А если не смотреть, то как можно узнать? - Если мы пошумим шкатулками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш? - А по запаху можно различить? Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и Гвоздь спорят, кто из них главнее. Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные) - Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш? Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь. Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы: Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок? Какие они на ощупь? Какая поверхность у металлической пластины? А какая у деревянного бруска? Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете? Какой вывод можно сделать? Как проверить, что дерево мягче металла? Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл». Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый. Подвижная игра Ловишки». Цель: упражнять в беге с увертыванием Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл. Вопрос: Как вы думаете, почему? Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть. Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему? Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему? Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево. Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать? | Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке Дети называют отличия металла от дерева Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем. Делают выводы Дети играют в подвижную игру Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы Рассказываю правила работы с горячей водой. Проводят опыт с ложками Делают выводы | Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева Расширены представления о свойствах металла и дерева Реализована потребность в выражении своей точки зрения на решение проблемы Закреплены правила работы с горячей водой |
2 | Слушание детской песенки Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки» | Слушают песню | Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов |
3 | Карандаш и гвоздик просят ребят помочь им составить альбом с их приключениями. Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого. Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал. Физминутка «Девочки и мальчики». Работа детей. Составление альбома приключений друзей. | Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома. Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами. Дети рисуют | Сформировано умение включаться в разговор. Сформировано умение рисовать по замыслу. Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы |
4 | На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик. Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются. Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде. | Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит. Рассматривают магнит. Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок. Делают выводы | Сформировано умение рассуждать, делать выводы Расширены представления о свойствах магнита. Сформировано умение делать выводы. |
5 | Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь». Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного. - Почему друзьям не удалось перебраться через речку? - А как бы поступили вы? | Дети слушают сказку Отвечают на вопросы | Сформирован эмоциональный отклик на произведение |
6 | Подведение итогов. - Чтобы вам хотелось рассказать о металле и дереве Гвоздику с Карандашом? Воспитатель благодарит детей за хорошую работу | Дети делятся своими знаниями. | Сформировано умение рассказать об увиденном. Сформирован положительный эмоциональный настрой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посиделки у "Чудо-дерева"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посиделки у "Чудо-дерева"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Свойства воды"
В соответствии с ФГТ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Свойства воздуха", образовательная область "Познание"...
конспект непосредственной образовательной деятельности "Свойства стекла"
Цель - создание условий для формирования предмтавлений у детей среднего возраста о свойствах стекла...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"
Цель: развивать познавательную активность, используя приемы поисковой деятельности.Задачи: Обучающие:Формировать представления детей дошкольного возраста о воздухе, его свойствах и качествах, его...
Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).
Тема НОД: «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...
"Педагогическая находка": конспект непосредственно-образовательной деятельности "Свойства дерева"
Конкурсное задание заочного тура муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года - 2019"...