Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами воздуха и воды" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами воздуха и воды" в старшей группе. Цель занятия: выявить представления детей об объектах природы, умение описывать свойства данного объекта и устанавливать связь между свойствами объектов природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГ ЗАНЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ВОЗДУХА И ВОДЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ЦЕЛЬ: Выявить представления детей об объектах природы, умение описывать свойства данного объекта и устанавливать связь между свойствами объектов природы.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Познакомить детей со свойствами воздуха и воды.
- Развивать умение анализировать, делать выводы, умозаключения.
- Обогащение словаря за счет слов: объемный, плоский, пузырьки, безвкусная, бесцветная, растворитель, текучая, фильтруется.
- Активизировать употребление слов: течет, грязная, переливается, растворяется, превращается, очищается, мутная.
- Воспитывать у детей уважение друг к другу, побуждать детей к самостоятельному высказыванию и выслушиванию товарищей по группе.
- Бассейн с водой, баночка, салфетка, кусочек кирпича.
- Целлофановые пакеты (по числу детей), шишки.
- Стаканы (по числу детей), соль, сахар, ложки, кусочек земли, воронка, вата, пустая баночка.
- Бутылочки с конфетти, соломинки, термос со льдом, бутылка с минеральной водой.
- Воздушный шар с ленточками.
- Аудиозапись космической мелодии, голоса птиц и звуков леса.
Воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар.
- Ребята, я сегодня увидела вот этот воздушный шар. Он такой большой, па нем, наверное, можно путешествовать. Хотите? Тогда возьмем с собой попить (берет бутылку с водой и стаканчики), «сядем» вот в эту корзину, держите каждый по ленточке, прижмитесь друг к другу, чтобы не упасть, да и холодно там на верху. По-ле-те-ли!! Посмотрите, ребята, вниз. Какая красивая наша земля. Вон маленькая деревушка, мельница, лес. Ой, какое красивое голубое озеро. Спустимся посмотреть? (Вокруг озера валяется мусор: бутылки, одна бутылка с водой, пакеты, бумага, шишки, банка).
- Да, кто-то хорошо отдохнул здесь. Давайте наведем порядок, так ведь нельзя обращаться с природой. Верно?
Дети собирают «мусор» в мешок. Приносят бутылку с водой. Воспитатель обращает внимание, что в бутылке что-то есть.
- Что это? Что налито в бутылку? А как вы думаете, что еще есть в бутылке кроме воды?
- Проверим?
Открывает бутылку, слышится характерный звук выхода газа и в воде
поднимаются пузырьки.
- Что это за пузырьки? И кто это сказал: «Пш-ш-ш-ш»?. Я поняла, мы с вами попали в волшебную страну открытий, где будем знакомиться со свойствами воздуха и воды. Будьте внимательны.
Воспитатель берет пустую банку.
- Что это? А есть что-нибудь в баночке? А вот вы ошибаетесь. В баночке ест воздух, и это мы с вами сможем проверить. Подойдем к «озеру», я прикреплю на дно баночки кусочек салфетки, и опущу ее вверх дном в воду. Попала вода в баночку или нет? Верно, вода в банку не попала. Салфетка у нас осталась сухая. Почему? Воздух закрыл вход в банку. Значит банка у нас не пустая, а в ней есть воздух. Вот посмотрите, что произойдет, если я чуть наклоню баночку в сторону. Воспитатель, опустив банку в воду, наклоняет ее. Вырывается большой пузырь воздуха, салфетка намокает.
- Вот мы с вами и убедились, что в банке был воздух, который не пускал туда воду. Ребята, я думаю, что в кусочке кирпича тоже есть воздух. Проверим. Возьмите по кусочку кирпича и бросьте в воду. Что происходит? От каждого кусочка поднимается цепочка пузырьков. Это и есть воздух.
- А теперь посмотрим, есть ли воздух вот в этих целлофановых пакетах? Пакет у нас какой? (Плоский). Я положу в пакет шишки, какой он стал? (Объемный). Возьмите по пакету и убедитесь, что они плоские. А теперь положите в них шишки. Какие они стали? (Объемные). Вытащите шишки и разгладьте пакеты. Какие они стали опять? (Плоские). А теперь раскройте пакеты и подуйте в них, а сверху закрутите, как шарик. Какой он стал? (Объемный). Как же получилось, что пакеты без шишек снова стали объемные? Правильно, в них есть воздух.. А как вы думаете, в нас самих есть воздух? А вот сейчас проверим. Возьмите бутылочки с конфетти, у меня есть соломинки, опустите их в бутылочки. А теперь сильно подуйте в соломинки. Что произошло? Почему конфетти так сильно летает в бутылочке? Правильно, потому что в нас тоже есть воздух. Мы с вами провели несколько опытов. Что мы можем выделить самое главное из этих опытов? Правильно, воздух есть везде - вокруг нас и в нас. Хоть он и невидим, его можно обнаружить. (Берет пакет и «набирает» воздух в него). Почему пакет стал опять объемный? Правильно. В нем есть воздух, который находится вокруг нас. Попробуйте сами «набрать» воздух в свои пакеты. Что мы сегодня узнали о воздухе?
2 ЧАСТЬ:
- Отгадайте загадку: «Что в решете не унесешь, а в руке не удержишь?» (Вода).
Верно, теперь мы с вами проведем несколько опытов с водой. Мы брали с собой попить водички. Возьмите стаканы, я налью вам в них воды. Опущу в свой стакан ложку. Видна ложка или нет? Почему? Если ложка видна, значит вода какая? (Прозрачная) А если опустить другой предмет будет его видно или нет? Попробуйте воду на вкус. Какая она на вкус? (Безвкусная). А понюхайте ее? Чем пахнет вода? Значит, какая она по запаху? (Без запаха). Что мы можем уже сказать о воде? Что она без вкуса, без запаха, без цвета, прозрачная. А теперь возьмите, я вот припасла, соль и сахар. Положите в стакан с водой ложку сахара или соли и хорошенько размешайте. Что произошло? Сахар, соль видно? (Нет). Куда же делся сахар и соль? (Растаял, растворился). Попробуйте водичку на вкус. Какая она стала? (Сладкая, соленая). Какой можно сделать вывод, если вода растворила соль и сахар? Вода хороший растворитель, (повторить 2-3 детям). Вода имеет еще одно интересное свойство. Я перелью воду из стакана в баночку и обратно. Что происходит с водой? Она течет или переливается. Это свойство называется текучестью. А как вы думаете, вода может быть твердой? Что произойдет с озером зимой? Вот у меня есть термос со льдом. Потрогайте, какой он? (Холодный, твердый) Если я ударю по кусочку льда, что с ним произошло? (Он разбился). Значит лед какой - холодный, твердый, хрупкий. (Повтор хором). А похож лед на воду? (Нет). Возьмите на ладошку по кусочку льда и посмотрите, что произойдет? (Лед превращается в воду). Он что делает? - Тает. И вместо льда на ладошке у нас появилась вода... Теперь вы попробуйте рассказать, что же произошло. Вода в холоде становится льдом, а в тепле - водой. Вытрите руки и скажите, а можно ли из чистой воды сделать грязную, а из грязной - снова чистую. Как? Вот сейчас мы это сделаем. Возьмите немного земли, бросьте ее в стакан с водой и размешайте. Что произошло? Какая стала вода? (Мутная, грязная). Как сделать, чтобы вода стала чистой? Вот у меня есть воронка и вата. Я поставлю воронку в пустой стакан и потихоньку буду лить воду в воронку, а вы смотрите, какая вода течет в стакан. Вода очищается, а можно сказать по- другому — вода фильтруется. А что же у нас было фильтром? Посмотрите на вату. Какой она стала? (Грязная). Грязная вода, проходя через фильтр-вату, очищается. А скажите по - другому, что делает вода? (Фильтруется). Что же мы сегодня узнали о воде? (Льется, без вкуса, без запаха, без цвета, хороший растворитель ее можно фильтровать).
- Сегодня мы с вами много потрудились и узнали много о свойствах воздуха и воды. Наше путешествие окончено, пора возвращаться в детский сад.
Дети «садятся» в корзину воздушного шара и «летят» домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.
План - конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.Цели: Формиров...
План-конспект занятия по окружающему миру: «Воздух невидимка». В старшей группе (наблюдения и опыты).
Конспект занятия: «Воздух невидимка».В старшей группе (наблюдения и опыты).Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и де...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Воздух - невидимка" в старшей группе
-Доброе утро, мои дорогие! Ребята, мне сегодня по дороге в детский сад очень захотелось стать ученым. А вы знаете, кто такие ученые?Дети отвечают.- Правильно, ученые – это люди, которые что-то и...
Сценарий спортивного летнего развлечения " Солнце воздух и вода" старшая группа
На сегодняшний день спортивное развлечения, одна из форм активного отдыха детей включает разнообразные виды физических упражнений ( гимнастика,подвижные и спортивные игры,спортивные упражнения) ...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности «Шаги воздуха в организме» ( старшая группа)
Основы развития здорового образа жизни (ЗОЖ) закладываются в детском возрасте, когда ребёнок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существен...

КОНСПЕКТ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУХ?» Во 2 младшей группе
Обучающие задачи: • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. • Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. • Учить строить гипотезы о признаках и св...