План-конспект занятия по окружающему миру: «Воздух невидимка». В старшей группе (наблюдения и опыты).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия: «Воздух невидимка».

В старшей группе (наблюдения и опыты).

Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать  причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования, знакомить с понятием « воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Упражнять в чтении, отгадывании загадок. Тренировать наглядно-образное мышление. Учить делать поделки в технике оригами. Продолжать закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия : «Воздух невидимка»

В старшей группе (наблюдения и опыты).

Разработала воспитатель :Дударева Н.В.

Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать  причинно- следственные связи и делать выводы. Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования, знакомить с понятием « воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Упражнять в чтении ,отгадывании загадок. Тренировать наглядно-образное мышление. Учить делать поделки в технике оригами. Продолжать закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Материалы и оборудование :воздушный шарик. Карточки с загадками . Плакаты с пословицами и со свойствами воздуха. Картинки с изображением предметов: мельница ,насос ,шина и т.д. На каждого ребенка: стакан, соломинка, веер из бумаги, мыльные пузыри, салфетка, банка или широкая ёмкость с водой, емкость с землёй, бумага.

 Словарь. Свойства, эксперимент, опыт.

Предварительная работа. Беседы с детьми о том, где есть воздух,о его значении в жизни человека. Разгадывание загадок. Чтение пословиц, сказки Петушок и бобовое зернышко, рассказов о морских животных и подземных обитателях. Беседы о чистоте воздуха и охране окружающей среды. Проведения опытов с водой.

 Ход занятия. 

Прилетел шарик на нём загадки.

-Ребята, тему нашего занятия мы узнаем, отгадав загадки(загадки в приложении № 1) . Дети читают загадки.

-Загадки о воздухе.

-Мы сегодня поговорим о воздухе.

-Ребята, посмотрите на нашу группу, что в ней находится( столы, стулья, игрушки) .

 -А что же находится между полом, потолком и стенами, там, где пусто (воздух).

-Ребята а вы видите воздух?

- Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой».

-А почему мы его не видим? (воздух прозрачный, через него все видно)

- А что еще в нашей группе прозрачное? (окно и т. д).

- А хотите воздух увидеть?

-Сейчас мы сделаем фокус (кладем салфетку на край стола и взмахом книги приводится в движение).

- Почему слетела салфетка?( между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движении).

-  Хотите почувствовать как движется воздух?( дети машут веерами, Наблюдая движение воздуха).

-Ребята, что в стакане?( ничего нет).

- Говорите, нет ничего. Еще один фокус (воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускают в банку с водой стакан не наполняется водой).

-Что же не пускает воду в стакан ?( воздух).

Дети повторяют опыт.

-А теперь наклоните стаканчик. Что появилось в воде?( пузырьки воздуха). ----Откуда они появились? (воздух выходит из стакана, он легче воды).

-Еще один фокус( детям предлагаются стаканчики с водой и соломинкой). -----Подуйте соломинку. Почему появляются пузырьки?( воздух выходит из воды).

-Воздух есть везде в группе, на улице и в земле. Проверим ?

-Давайте надуем мыльные пузыри. Дети надувают пузыри. Почему надулись пузыри (мы выдувает воздух).

-Возьмите щепотку земли и бросьте ее в воду(появились пузырьки воздуха). --Воздух есть в земле.

-Какого цвета воздух ?(бесцветный)

- Вдохните ртом воздух, какой вкус у воздуха?( безвкусный).

-Вдохните носом воздух, какой он имеет запах( без запаха).

- Чистый воздух не имеет цвета, запаха и вкуса. Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было его, все живое погибло в палящих лучах солнца. Ветер перегоняет холодный воздух на юг, теплый на север и разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи.

-Хотите услышать воздух (да).

-Вдохните и выдохните посильнее, что вы услышали?( звуки).

-А теперь возьмите дудочки и подуйте в них, что вы услышали?

 Оказывается воздух можно услышать, звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху. Воздух помогает в жизни человека.

Карточки с различными предметами закреплены на доске.

 -Посмотрите на предметы, нарисованные на картинках. Объясните как воздух помогает человеку( мельница, вентилятор, автомобильная шина, воздушный шарик, надувная лодка, свисток, музыкальный инструмент).

Воспитатель спрашивает: что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем и т.д. дети объясняют.

Мы любим играть вместе с воздухом. Как запускать воздушный змей, играть с надувными шарами, пускать самолеты. Хотите сделать самолетики и поиграть в них?( да)

- Воспитатель показывает как из бумаги сделать самолетик в технике оригами.

 Дети делают на работу.

Итог.

 Воспитатель заканчивает занятие словами :

давайте улыбнемся

как хорошо вокруг

ведь воздух всем хороший,

и верный добрый друг

 

Приложение

 загадки

 Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

 Он невидимый,

И все же, без него мы жить не можем.

(Воздух).

Что за невидимка.

 Хлопает в саду калиткой.

(Воздух).

На столе стоит книжку.

Шорохом пугает мышку.

(Воздух).

Конспект интегрированного занятия в средней группе.

 "Что мы знаем о зиме".

Разработала воспитатель: Дударева Нина Владимировна

 Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи :

-Закрепить знания о времени года –зима.

-Учить детей выражать свое состояние и настроение в зимнее время .

-Расширять и активизировать словарный запас детей.

-Развивать внимание и наблюдательность.

-Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Предварительная работа. 

Провести занятия познавательного цикла: «Кто как к зиме готовился», «Лед», «Зимующие птицы», «Звери в зимнем лесу». Рассматривание картины «Зимние забавы», «Таня не боится Мороза».

Чтение, и заучивание наизусть: К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», И. Суриков «Зима», русская народная сказка «Зимовье», Некрасов «Не ветер бушует над бором», Агния Барто «Снег», Е.Трутнева «Елка».

Ход занятия.

Дети стоят в кругу. 

Стук в  дверь пришла обезьянка она замерзла ей не нравится зима . Воспитатель предлагает детям доказать обезьянке, что зима очень интересное веселое время года.

Дидактическая игра «Что мы знаем о зиме».

Дети по очереди отвечают на вопросы.

 Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышит слова, связанные с зимой. (Снежинка, тепло, Новый год, санки, , жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

 Обезьянка говорит, что она тоже знает о зиме из письма Незнайки и предлагает его прочитать, в письме все перепутано.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Дети Незнайка, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайка в письме.

«Первый зимний месяц называется сентябрь.

Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевать теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шорты, шарфы.

Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику- Маминому дню 8 марта.

Есть такие спортсмены, кто занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивает шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах, лыжники съезжают с горки на санках, конькобежцы бегают на лыжах.

Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульки. Зима -Чудесное время года!

-Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного  письма: Зима -чудесное время года!

  Обезьянка у зимы бывает разное настроение то оно яркая и искристая, то сварливая и даже злая. Послушай рассказ о зиме.

Подула зима холодом. Птицы собрались, покричали и улетели (куда) за высокие горы, за синее море, в теплые страны. Но не все улетели, А какие остались (зимующие). Да ,те, которые не боятся Мороза. Накинулась зима или зверей. Но не испугались они у них шубы теплые, медведь в берлоге лапу сосет, заинька прыгая греется, белка в дупле орешки грызет. А что же у зимы есть такого, чего нет у другого времени года( снег). Да зима не только злая и людей, но и волшебница, она украсила землю, укутала деревья и кустарники в снежные покрывала. 

Мимическая упражнение.

Ребята у  вас на столах лежат карточки, отражающие ваше настроение и настроение зимы одно лицо на них грустное, другое веселое. Сейчас, я буду читать вам строки о зиме, вы попробуйте определить какая это зима Злая или добрая, то есть какое настроение они у вас вызывают грустное или веселое.

-Вот зима волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, осыпала блестками и серебром землю. Дышится легко и хорошо (радость).

-А вот Сердитая зима старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами (грусть).

-Ребята, а вы боитесь зиму ?(нет) В какие игры можно играть зимой?

-Ой, Ребята, посмотрите и к нам в гости снеговики пришли.

 На доске висят 5 изображений снеговиков с небольшими отличиями. Посмотрите, внимательно Они похожи или чем-то отличаются

дидактическая игра

Найди отличия 5 отличий.

 Ребята, а вы ничего не заметили на снеговиках появился какой-то листочек. Ой да это же письмо. Давайте прочитаем что там написано.

Здравствуйте дорогие ребята. Мы очень рады что попали к вам в детский сад только вы сможете нам помочь, у нас случилась беда пришли злые люди и вырубили в лесу все елочки. Скоро праздник, Новый год, к нам придет Дед Мороз, а у нас нет ни одной елочки. Где же мы будем со своими зверями водить хоровод? Что же нам делать? Помогите нам пожалуйста.

-Ребята  как нам помочь снеговикам?

На столах у детей лежат разные геометрические фигуры

Воспитатель спрашивает: сколько треугольников а прямоугольников чего больше .Какого цвета треугольники и прямоугольники . Треугольники  одинаковые или чем-то отличаются .

Ребята давайте из этих треугольников фигура сделаем ёлочки и подарим их снеговикам. Работа детей.

Дети дарят ёлочки снеговикам и обезьянке. Обезьянка благодарит детей и говорит ,что она теперь очень полюбила зиму и расскажет всем своим друзьям  о зиме.

 итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

План-конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: "Одуванчик".

Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края. Расширить и уточнить знания об одуванчике. Учить подбирать образные слова. Познакомит...

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Воздух - невидимка" в старшей группе

-Доброе утро, мои дорогие! Ребята, мне сегодня по дороге в детский сад очень захотелось стать ученым. А вы знаете, кто такие ученые?Дети отвечают.- Правильно, ученые – это люди, которые что-то и...

Открытое занятие по окружающему миру "Воздух невидимка"

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.• Продолжать закрепля...

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...