ПРОЕКТ "МИНИ-МУЗЕЙ МАТРЁШКИН ДВОР"
проект по окружающему миру по теме
ПРОЕКТ "МИНИ-МУЗЕЙ МАТРЁШКИН ДВОР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mini-muzeya_matryoshkin_dvor.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
МИНИ-МУЗЕЙ «МАТРЁШКИН ДВОР»
Актуальность проекта:
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2013-20014 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи:
- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Формы работы | Мероприятия |
Педсовет | - Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей. - Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики. |
Семинар | - Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики». - Семинар для воспитателей Железнодорожного района «Интеграция образовательных областей в творческом проекте: коллекционирование». |
Мастер-класс | - Техники нетрадиционного рисования. - Изготовление народных кукол. |
Консультация | - «Музей в детском саду». - «Мезенская роспись по дереву». - «Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра». - «Фольклор и звуковая культура речи детей дошкольного возраста». - «Устройство русской избы». |
Деловая игра | - «Что вы знаете о русской народной культуре». - Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве». |
Анализ проблемных ситуаций | - Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. - Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях. |
Мозговой штурм | - Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта. - Интеграция образовательных областей в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. - Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре. |
Проблемная лекция | - Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГОС. |
Самостоятельное проектирование | - Работа педагогов по самообразованию. - Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми. |
Фестиваль педагогических идей | - Знакомство с предметами народного быта в музее. - Просмотр открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми. |
Смотр-конкурс | - «Сочинение детьми музейных сказок» - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Этапы реализации проекта.
I этап – теоретический.
На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
II этап - методический.
На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о Музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиций:
- устройство русской избы,
- утварь,
- орудия труда,
- русская народная одежда,
- народная игрушка.
III этап – практический.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.
Работа с педагогическими кадрами
Формы работы | Мероприятия |
Экскурсии-путешествия | - «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы. - «Путешествие в мир старинных вещей» для детей дошкольного возраста. - Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп. - Путешествие по русской избе для детей подготовительной группы |
Интегрированные и комплексные занятия | - «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы. - «Хлеб всему голова» для детей старшей группы. - «Былины – кладезь народной мудрости» для детей подготовительной группы. - «Дуня, Дуня, Дуняша» для детей 2 младшей группы. |
Театрализованные представления | - «Как избушка стала дворцом» с детьми средней группы. - «В гостях у Морозко» с детьми старшей группы. |
Кружковая работа | - «Народная культура» с детьми средней группы. - «Волшебные узоры» с детьми старшей группы. - «Народная игрушка» с детьми подготовительной группы. |
Выставки, конкурсы | - «Осень в гости к нам пришла». - «Мастерская деда Мороза». - «Глиняные мастера». - «Декоративное чудо». |
Проекты | - «Декоративное чудо» с детьми старшей группы. - «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп. - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Презентации | - Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки. - Мимические телесно-ориентированные этюды. - Инсценировка сказок. |
Праздники, развлечения. | - «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы. - «Масленица» с детьми средних и старших групп. - «Праздник русской берёзки» с детьми старших групп. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий досуга "Матрёшкины подарки"
Этот досуг проводился мною как часть систематической работы по знакомству с русским фольклором,народным творчеством.В нём я использовала русские народные потешки, загадки, хороводные игры....
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Матрёшкины помощники»
Данный конспект направлен на воспитание у детей любви к русской народной игрушке, чувство прекрасного, эстетического вкуса, аккуратности.Цели:Образовательные: продолжать знакомство детей...
Игра-инсценировка "Матрёшкино новоселье"
Конспект, разработанный мною, надеюсь поможет воспитателям средних групп разнообразить методы изучения "счёт в пределах 5"....
Конспект ООД по художественному творчеству во второй младшей группе «Матрёшкины помощники».
Приобщение детей к русскому народному творчеству. Воспитывать у детей любовь к русской народной игрушке, чувство прекрасного, эстетический вкус, аккуратность....
Программа мини-музея "Матрёшкин двор"
Программа мини-музея в ДОу...
Игра-инсценировка "Матрёшкино новоселье"
Интегрированное занятие, которое заинтересует моих коллег, очень интересное сочетание развития речи дошкольников с конструированием.Показ примера в упражнении детей в различении и названии основных цв...
Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан» средний дошкольный возраст.
Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрёшки, развивать умение украшать силуэт матрёшки, развивать творческие способности де...