ПРОЕКТ "МИНИ-МУЗЕЙ МАТРЁШКИН ДВОР"
проект по окружающему миру по теме

Чегошева Татьяна Юрьевна

ПРОЕКТ "МИНИ-МУЗЕЙ МАТРЁШКИН ДВОР"

ПРОЕКТ ДОЛГОСРОЧНЫЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzeya_matryoshkin_dvor.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект
МИНИ-МУЗЕЙ «МАТРЁШКИН ДВОР»

Актуальность проекта:

 В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2013-20014 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.

Цель проекта: 

Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Направление деятельности музея:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

- проводить       сбор       необходимых       материалов       на       основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять   создание   экспозиций,   стационарных   и   передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Формы работы

Мероприятия

Педсовет

- Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей.

- Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.

Семинар

- Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики».

- Семинар для воспитателей Железнодорожного района «Интеграция образовательных областей в творческом проекте: коллекционирование».

Мастер-класс

- Техники нетрадиционного рисования.

- Изготовление народных кукол.

Консультация

- «Музей в детском саду».

- «Мезенская роспись по дереву».

- «Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра».

- «Фольклор и звуковая культура речи детей дошкольного возраста».

- «Устройство русской избы».

Деловая игра

- «Что вы знаете о русской народной культуре».

- Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве».

Анализ проблемных ситуаций

- Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

- Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.

Мозговой штурм

- Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта.

- Интеграция образовательных областей в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

- Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре.

Проблемная лекция

- Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГОС.

Самостоятельное проектирование

- Работа педагогов по самообразованию.

- Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми.

Фестиваль педагогических идей

- Знакомство с предметами народного быта в музее.

- Просмотр открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми.

Смотр-конкурс

- «Сочинение детьми музейных сказок»

- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей».

 

Этапы реализации проекта.

I этап – теоретический.

На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

II этап - методический.

На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о Музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиций:

- устройство русской избы,

- утварь,

- орудия труда,

- русская народная одежда,

- народная игрушка.

III этап – практический.

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Работа с педагогическими кадрами

 

 

Формы работы

Мероприятия

Экскурсии-путешествия

- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы.

- «Путешествие в мир старинных вещей» для детей дошкольного возраста.

- Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп.

- Путешествие по русской избе для детей подготовительной группы

Интегрированные и комплексные занятия

- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы.

- «Хлеб всему голова» для детей старшей группы.

- «Былины – кладезь народной мудрости» для детей подготовительной группы.

- «Дуня, Дуня, Дуняша» для детей 2 младшей группы.

Театрализованные представления

- «Как избушка стала дворцом» с детьми средней группы.

- «В гостях у Морозко» с детьми старшей группы.

Кружковая работа

- «Народная культура» с детьми средней группы.

- «Волшебные узоры» с детьми старшей группы.

- «Народная игрушка» с детьми подготовительной группы.

Выставки, конкурсы

- «Осень в гости к нам пришла».

- «Мастерская деда Мороза».

- «Глиняные мастера».

- «Декоративное чудо».

Проекты

- «Декоративное чудо» с детьми старшей группы.

- «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп.

- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей».

Презентации

- Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки.

-  Мимические телесно-ориентированные этюды.

- Инсценировка сказок.

Праздники, развлечения.

- «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы.

- «Масленица» с детьми средних и старших групп.

- «Праздник русской берёзки» с детьми старших групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга "Матрёшкины подарки"

Этот досуг проводился мною как часть систематической работы по знакомству с русским фольклором,народным творчеством.В нём я использовала русские народные потешки, загадки, хороводные игры....

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Матрёшкины помощники»

Данный конспект направлен на воспитание у детей любви к русской народной игрушке, чувство прекрасного, эстетического вкуса,  аккуратности.Цели:Образовательные: продолжать знакомство детей...

Игра-инсценировка "Матрёшкино новоселье"

Конспект, разработанный мною, надеюсь поможет воспитателям средних групп  разнообразить методы изучения  "счёт в пределах 5"....

Конспект ООД по художественному творчеству во второй младшей группе «Матрёшкины помощники».

Приобщение детей к русскому народному творчеству. Воспитывать  у детей любовь к русской народной игрушке, чувство прекрасного, эстетический вкус, аккуратность....

Программа мини-музея "Матрёшкин двор"

Программа мини-музея в ДОу...

Игра-инсценировка "Матрёшкино новоселье"

Интегрированное занятие, которое заинтересует моих коллег, очень интересное сочетание развития речи дошкольников с конструированием.Показ примера в упражнении детей в различении и названии основных цв...

Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан» средний дошкольный возраст.

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрёшки, развивать умение украшать силуэт матрёшки, развивать творческие способности де...