Занятие: "Что мы знаем о птицах"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
Картинки с изображением птиц, календарь наблюдения за зимующими птицами, 2 листа бумаги, 2 бумажных голубя, веер, набор маховых и пуховых перьев.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1
Воспитатель ставит картинки, просит детей назвать знакомых птиц, уточняет, где живут, чем питаются. Вместе рассматривают календарь, вспоминают, кто кормится у них на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены самостоятельно добывать корм, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках – это дело людей, любящих природу.
Беседуют о попугаях, живущих в уголке природы. Уточняют, что это домашние декоративные птицы, они приносят радость своей красотой, воркованием. Они живут в клетке, сами добывать корм не могут – вся забота о них лежит на людях. Дети и воспитатель создают им все условия, чтобы они жили и хорошо себя чувствовали. Так поступают все, кто любит природу.
ЧАСТЬ 2
Воспитатель уточняет с детьми свойства воздуха: невидимый, незаметный, не мешает движениям, его можно ощутить при быстрых и резких движениях рук, при беге. Тяжелые предметы опираться в воздухе не могут – они падают вниз. Воздух может недолго удержать очень легкие предметы, с широкой поверхностью (лист бумаги, птичье перо).
Воспитатель задает вопросы: что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли увидеть воздух? Почему человек не может взлететь как птица? Дети проделывают движение руками, подпрыгивают, чтобы взлететь.
Затем воспитатель несколько раз демонстрирует падение двух листов бумаги, один из которых на глазах у детей комкает и превращает в шарик. Просит их выяснить, почему бумажный шарик падает камнем вниз, а гладкий лист планирует, летает, падает медленно. Делает вывод: лист легкий и широкий, опирается на воздух, поэтому может немного взлетать.
ЧАСТЬ 3
Воспитатель предлагает детям подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После дошкольникам дают птичья перья для рассматривания (каждому по два – маховое и пуховое). Вопросы: чем перышки отличаются друг от друга? Какое из них согревает птичку и называется пуховым? Где на теле у птицы растут пуховые перья? Какое перо помогает летать и называется маховым? Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое? Где у птицы на теле маховые перья?
Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскладываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. Говорит, что с раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становиться широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые, крылья и хвост мешает птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу.
Воспитатель уточняет, что еще делает птицу легкой, как она ест: много или мало, часто или редко. Вместе делают вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.
На прогулке и в последующие дни воспитатель продолжает разговор о птицах и полетах по воздуху. Делают бумажных голубей, запускают их. Одному крылья склеивают, наблюдая его падение.
Воспитатель рассказывает о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов: воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан. Просит детей найти дома картинки с изображением летательных аппаратов и принести в группу, чтобы всем вместе их рассмотреть. Вместе изготавливают игрушечный парашют, к которому прикрепляются маленькие игрушки, фигурки, запускают их, наблюдают за падением. Во всех случаях полет и медленное падение происходят за счет легкости и большой поверхности, которая опирается о воздух.
В дальнейшем показывая картинки с изображением страуса, курицы, пингвина воспитатель предлагает детям самим объяснить, почему эти птицы не летают или плохо летают, как, например, курица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие "Что мы знаем о перелетных птицах"
Углубить знание детей о диких, перелетных птицах....
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...
Презентация к занятию по теме "Что мы знаем о птицах"
Просмотр презентации сопровождается рассказом о птицах.Королек – самая маленькая птица наших хвойных лесов.Колибри – самые маленькие птицы в мире. Они питаются нектаром цветов и животной пищей (...
конспект занятия в старшей логопедической группе "Что мы знаем о птицах"
Конспект логопедического занятия по обобщею знаний детей о перелетных и зимующих птицах....
Интегрированное занятие " Что мы знаем о птицах"
Конспект открытого занятияна тему: «« Что мы знаем о птицах?»в 1 логопедической группе...
Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о птицах».
Уточнить представление детей о знакомых птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии, учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его ...