конспект занятия в старшей логопедической группе "Что мы знаем о птицах"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект логопедического занятия по обобщею знаний детей о перелетных и зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгрупповой НОД в старшей логопедической группе
по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Что мы знаем о птицах»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
1.Обогащать и активизировать словарь детей по лексическим темам «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»
2. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы простым предложением.
4. Продолжать развивать связную речь детей.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1. Расширять знания детей о птицах нашей местности (их внешнем виде, повадках и особенностях жизни в разные периоды).
2. Закреплять умение дифференцировать перелетных и зимующих птиц.
3. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
2. Воспитывать самостоятельность, активность, умение слушать ответы других детей.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
Оборудование: картинки с изображением отдельных частей тела птиц; картинки с изображением птиц (синица, ласточка, грач, аист), картинки с изображением птиц для подвижной игры, календарь наблюдений за птицами, презентация к сообщениям о зимующих птицах, картинки для игры «Посчитай птиц» (кормушка, две синицы, четыре снегиря, три вороны, пять воробьев, один голубь, семь сорок), музыка для динамической паузы, мультимедийное оборудование .
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением перелетных и зимующих птиц, наблюдения за птицами, НОД на тему «Перелетные птицы», подготовка детьми совместно с родителями сообщений о птицах чтение художественной литературы.
Ход НОД
- Открытый вход в деятельность.
(Логопед собирает детей. Дети стоят полукругом).
- Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, поздоровайтесь.
2.Вводно - организационный
(Стук в дверь)
- Кажется, к нам еще кто-то спешит.
(Входит Незнайка – воспитатель)
Незнайка: - Здравствуйте , друзья!
Логопед: - Здравствуй, Незнайка! Как ты к нам попал?
Незнайка: - Друзья подарили мне фотоаппарат, и я теперь все фотографирую. Вот и сегодня вышел из дома и увидел красивую птичку, я побежал за ней, чтобы сфотографировать, так и оказался у вас в детском саду.
Логопед: - А, что это была за птица?
Незнайка: - Не знаю, как она называется, но у меня есть ее фотография. Хотите - покажу?
3.Мотивация на деятельность
Логопед: - Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться, каких птиц он сфотографировал.
4.Расширение имеющихся знаний
(Дети садятся на стулья полукругом)
Игра «Незнайкины фотографии»
На доке выставляются картинки, с изображением отдельных частей тела птиц (голова, грудка, крыло, хвост). Дети узнают птицу по ее части, называю, объясняя свой ответ.
(Это - синичка, ее можно узнать по желтой грудке. Это- ласточка. Я узнал ее по раздвоенному хвосту. т.д.)
Незнайка:- Какие вы молодцы. Вы так хорошо знаете птиц. Может и меня научите?
Логопед: - Конечно, Незнайка, оставайся с нами. Мы с ребятами как раз изучаем птиц.
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: - Ребята, вспомните, какие птицы были на фотографиях.
(Синица, ласточка, грач, аист. По ходу ответов выставляются картинки)
- Как вы думаете, какую из этих птиц можно назвать лишней? Почему?
Незнайка:- Скажите, а что значит перелетные птицы, зимующие птицы? Я ничего не понимаю.
(Дети читают стихотворение)
1 реб.: Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
2 реб.: Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
3 реб.: К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
(предполагаемые ответы детей: перелетные птицы – это те птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края и возвращаются обратно только веной. А зимующие птицы – это те, которые остаются зимовать вместе с нами и никуда не улетают).
5. Динамическая пауза
Логопед: - А сейчас вы превратитесь птиц. Выберите себе любую картинку с изображением птицы. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.
6. Знакомство с новым материалом
Незнайка: - А почему одни птицы улетают в теплые края, а другие нет.
Логопед: - А вот в этом и мы хотим разобраться. Наши ребята узнали, почему перелетные птиц улетают на юг. Сейчас ребята тебе расскажут.
(ответы детей: с наступлением холодов, насекомые прячутся, поэтому птицам, которые питаются насекомыми, становится нечего есть и они вынуждены улетать в теплые страны, чтобы прокормиться. Водоплавающие птицы улетают, потому что замерзают водоемы, им негде плавать и находить корм.)
Незнайка: - А почему же не все птицы улетели?
Логопед: - Давайте разбираться вместе. Для начала вспомним, каких зимующих птицы мы уже знаем. В этом нам поможет календарь наблюдений, который заполняли ребята в течение недели. В нем отмечено, какие птицы прилетали к нам на участок или летали в округе.
(Внесение календаря наблюдений за птицами)
(Дети называют зимующих птиц)
Логопед: - Незнайка, наши ребята дома вместе с родителями изучали зимующих птиц и приготовили сообщения, хочешь послушать.
(Сообщения детей о зимующих птицах:
- Я расскажу о синице. Это – зимующая птица. Она хотя и питается насекомыми, но теми, которых находят в трещинах коры деревьев, или в других укрытиях. В эти укрытия насекомые забираются на зиму, а синицы их оттуда достают.
- Я хочу рассказать о щеглах. Эти птицы тоже остаются с нами зимовать. Они питаются семенами растений (кустарников, деревьев), которые зимой не покрыты снегом.
- Такие птицы как тетерев и глухарь называются растительноядными. Обычно они питаются зелеными частями растений. Конечно, зимой лиственные деревья сбрасывают листья, потому эти птицы едят хвою сосны, березовые сережки, почки.
- Я узнал (а), что такие птицы, как ворона, галка, воробей, сизый голубь живут в городах и селах, где всегда могут найти себе корм, даже зимой.
- А я расскажу вам о птицах-хищниках (ястребах, совах). Они охотятся на мелких зверьков и птичек, которые на зиму никуда не исчезает.)
Логопед: - Вот видишь, Незнайка, какие птицы остаются у нас зимовать – те, которые могут найти себе зимой пропитание. И все равно тяжело птицам зимой, и мы должны им помогать.
Незнайка: - А как?
Логопед:- Дети, расскажите Незнайке, как помочь птицам зимой.
(ответы детей: подкармливать их: сделать кормушки и не забывать насыпать туда корм).
7.Практическая деятельность
Логопед: - А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?
(Логопед читает стихотворение З. Александрова «Новая столовая»)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
Игра «Посчитай птиц»
Логопед: - Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц и посадить их в кормушку в правильной последовательности. А затем посчитать, сколько каких птиц прилетел.
Вопросы к детям:
- Какие птицы прилетали первыми на кормушку? Сколько всего синиц?
- Кто прилетел во вторник? Сколько снегирей на кормушке?
- В какой день прилетели вороны? Сколько ворон прилетало?
- Кто прилетел после ворон? Сколько воробьев в стае?
- Кто прилетал к кормушке в пятницу? Сколько прилетало голубей?
- Какие птицы прилетели в субботу на пирог? Сколько их было?
8. Открытый выход из деятельности
Логопед: - А сейчас ребята я предлагаю вам вместе с Незнайкой взять корм , который мы приготовили для птиц и во время прогулки покормит птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в старшей логопедической группе "Перелетные птицы весной"
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе....
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Жизнь птиц весной."
Конспект занятия по обучению детей грамоте "Жизнь птиц весной" с использованием компьютрных технологий, с элементами квест технологий. Для детей подготовительной группы.В занятии используетс...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Домашние птицы"
Цель занятия:- активизация и расширение словаря по теме- употребление уменьшительно-ласкательной формы слов- усвоение навыка согласовывания числительных существительных...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"цель:- активизация и расширение словаря по теме- различение мужского и женского рода сущ.-употребление предлога нараз...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Перелетные птицы"
Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение и расширение словаря по теме. Согласование существительных с числит...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы»
Цель:активизация и расширение словаря по темеразличие мужского и женского рода сущупотребление предлога наразвитие связной речи, умение составлять небольшой рассказ...