Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие по весенним сказкам"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка.

Предложенный конспект построен на материале из художественных произведений, объединенного общим сюжетом «Путешествие по весенним  сказкам».        Содержание работы заключается в подборе материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии  детей при реализации сюжета образовательной деятельности. Ребёнку предлагается стать участником действия, оказать помощь героям сказок. По ходу развития сказочного сюжета у ребёнка появляется необходимость опосредованно, от имени героя, выражать своё отношение к происходящему, то есть проговаривать, а наличие модулей, заготовок вызывает желание взять в руки и произвести какие-либо действия. Это способствует развитию мелкой моторики ребёнка, а согласованные действия слова и движения руки облегчают коммуникативный процесс.

   Использование современных педагогических технологий (технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технология музыкального воздействия, мультимедийные технологии) позволяет расширять кругозор воспитанников, развивает познавательную деятельность; формирует способность к сотрудничеству, чувство коллективизма, коммуникативные качества личности детей. Технология музыкального воздействия (запись звуков: пение птиц, вой ветра, плач) используются в качестве вспомогательного средства для поддержания интереса, повышения эмоционального настроя. Презентация «Путешествие по весенним сказкам» помогает привлечь внимание и развивает активность воспитанников в процессе обучения; способствует более эффективному усвоению знаний.

Таким образом, на протяжении всего занятия дети  активны, заинтересованы, реализуют  свой творческий потенциал.

   По ходу развития  сюжета у ребёнка появляется необходимость  выражать своё отношение к происходящему, то есть и в моральном аспекте и речевом.  Интегрированный  характер совместной деятельности  вызывает интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения детей на разнообразные виды деятельности. Включение в НОД игр делает её  увлекательной, высокоэффективной, укрепляет психологическую базу речи: память, внимание, восприятие, логическое мышление. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 32

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей подготовительной группы

 на тему: «Путешествие по весенним сказкам»

                                                         

                                                                                Подготовила

                                                                               старший воспитатель

                                                                          Неклюенко Людмила Анатольевна

                                                                                                                                                               

ст. Каневская

2014г.

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной группы

Тема: «Путешествие по весенним сказкам»

Программные задачи:

Образовательные:

  • прививать детям любовь к природе, продолжать учить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы;
  •  уточнить знания о времени года - весна, её приметах;
  • содействовать усвоению знаний об изменениях в живой природе весной (прилет птиц, появление первоцветов и насекомых); о взаимосвязях в природных явлениях.
  • формировать нравственные эмоции детей;
  •  пополнить  речь прилагательными;
  •  повышать интерес детей к различным видам деятельности через сказку (умение мастерить поделки, конструировать).

Развивающие:

  • развивать в детях оригинальное творческое восприятие содержания знакомых сказок;
  • стимулировать развитие внимания, воображения,  мышления;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в этом нуждается;
  • воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству;
  • воспитывать навыки  взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности. 

Использование современных педагогических технологий:

- технология сотрудничества - для реализации партнёрства в отношениях педагога и ребёнка;

- игровые технологии:

    дидактические: загадки о весне, показ картин о весне - расширяется  кругозор воспитанников, развивается познавательная деятельность;

    воспитывающие: хороводная  игра «Весна» - способность к сотрудничеству, чувство коллективизма, коммуникативные качества личности детей;

    развивающие: игра «Что лишнее и почему?», «Расставь картины» - развиваются внимание, память, речь, мышление, воображение;

    социализирующие: хороводная  игра – развитие совместных действия.

 - здоровьесберегающие технологии: этюд «Весенний лес»,   хороводная игра, пальчиковая гимнастика направлены на сохранение здоровья ребенка;

- технология музыкального воздействия: музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»        этюд «Весенний лес» с музыкальным сопровождением, запись звуков: пение птиц, вой ветра, плач - используются в качестве вспомогательного средства для поддержания интереса, повышения эмоционального настроя.

- мультимедийные технологии: используется  программа Microsoft PowerPoint – презентация «Путешествие по весенним сказкам» для привлечения внимания и развития активности воспитанников в процессе обучения; способствующая более эффективному усвоению знаний.

- развивающее обучение: «Расставь картины», «Что лишнее» - используются  развивающие приемы для развития высших психических функций дошкольников: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Предварительная работа: разучивание хороводной игры «Весна», разучивание пальчиковой гимнастики, чтение сказок «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Заюшкина избушка»; проведение экспериментов с водой, льдом, снегом.

создание презентации «Весна», наблюдение, рассматривание картин о весне.

Используемые методы и приемы: приемы привлечения внимания детей, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости детей,  сочетание индивидуальной и фронтальной работы, воспитательные моменты,  контроль за речью детей, выявление и своевременное исправление допущенных ошибок, адекватность предъявляемых требований с учетом возрастных возможностей и особенностей личности каждого ребенка, доступность и четкость формулировки вопросов, наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов.

Интеграция образовательных областей:  коммуникация, познание (формирование целостной картины мира), познание (познавательно-исследовательская и продуктивная) здоровье, музыка, художественное творчество, социализация, физическая культура,

Оборудование: мультимедийная установка, экран,  магнитофон,  колокольчик,       блюдо и яблоко (один магнит крепится к муляжу яблока, а второй передвигается с тыльной стороны блюда), сундучок,  весенние веточки,  «ствол дерева» с отверстиями для веточек, заготовки для подснежников (стебелек на подставке),   корзина для подснежников,   кусочек льда, фонарик, «лучики солнца»,                                                                                          

записи звуков (пение птиц, вой ветра, плач) и музыкального сопровождения этюда «Весенний лес», музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».       

Ход образовательной деятельности

Организационный момент:

Воспитатель звенит колокольчиком.

                         Тише, тише, тишина, приходит к детям старина.

                          В сказку дверь я отворю,

                          за собою позову.

                          Скажем дружно: «Раз-два-три!»

                          Сказка к нам скорей приди!

                           (звучит русская народная мелодия)

1.Вводная часть:

 (Слайд № 1 Бабушка  - сказительница)

(Голос за кадром) Здравствуйте, ребятишки, девчушки и мальчишки! Хожу я по белу свету, сказки сказываю, да уму разуму у  добрых людей учусь. Вот и к вам пришла, да не с пустыми руками  - сундучок волшебный принесла. Любите вы сказки слушать? А загадки разгадывать умеете? Ну что ж, сундучок мой вам загадки загадает, кто смышленый разгадает.

Воспитатель:  Ребята, вы готовы разгадать загадки? (открывает сундучок и загадывает загадки)

  • На шесте - дворец

Во дворе - певец.

А зовут его (скворец)  (слайд № 2)  

  • На ветках -                                    

 Плотные комочки

           В них дремлют

           Клейкие листочки (почки) (слайд № 3)

  • Зимой на земле лежал,

           Весной в реку побежал (ручей) (слайд № 4)

  • Я раскрываю почки в зеленые листочки.

         Деревья одеваю, посевы поливаю.

          Движения полна…Зовут меня … (Слайд №5  картинка «Весна»).

- ответы детей

Правильно, дети, это Весна.

2.Основная часть:

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, поиграть в хороводную игру «Весна»

Хоровод «Весна»: Вот и матушка весна отворяй-ка ворота (дети идут по кругу)

первый март пришел (идут в круг) – белый снег сошел (идут из круга, движения ладонями внизу),

а за ним и апрель (идут в круг) – отворяй окно и дверь (из круга, руки у груди, разводят в стороны),

ну а как придет май (идут в круг) – солнце в терем приглашай (руки вверху, пальцы широко раздвинуть).

Воспитатель: кто назовет  весенние месяцы?

 Рада я вашим  ответам и хочу с вами поиграть.

Игровые  упражнения: «Расставь картины» (дети соотносят изображение с названием месяца),  «Что лишнее»  (определить лишнее, не подходящие к весне изображения, объяснить почему). 

Воспитатель: Молодцы,  справились с заданием.

  Кто мне ответит, о каком времени года загадал загадки нам волшебный сундучок? Правильно о весне.

                                        Идёт весна по свету,

                                        И вот уж нет зимы,

                                        По радостным приметам

                                        Весну узнали мы.

И сказки у нас сегодня будут солнечные, весенние. Где мои помощники - серебряное блюдечко, да наливное яблочко?

                                      Засиделись, чай, с утра,

                                      Уж и в сказочку пора!

                                    «Катись, катись яблочко - по серебряному блюдечку.

                                     (вращает яблочко по блюду)

                                      Покажи нам сказочку, да не простую, а весеннюю.

                                      А наши ребятушки глазки закрыли...

                                      Итак, глазки открываются,

                                      Сказка начинается ».

                                     (запись звуков: пение птиц)

Воспитатель: Оглянитесь вокруг. Яблочко наливное привело нас в весенний лес. Прислушайтесь, как весело щебечут птицы.  Кто мне назовет перелетных птиц (дети называют птиц).

Давайте с вами изобразим сказочный весенний лес. (дети берут веточки с почками и листочками) (под музыкальное сопровождение исполняют творческую импровизацию «Весенний лес»).

Воспитатель:  Молодцы, настоящий весенний лес получился у нас с вами. С приходом весны - красны, что появилось на веточках, ребята? (Рассматривают веточку) Правильно, сначала почки, затем клейкие, молоденькие листочки. (В предварительно подготовленный ствол дерева вставляют  веточки ). Ребятушки, слышите, кто-то плачет. (запись: плач) Смотрите, да это же зайка. (Слайд № 6)

-Здравствуй, зайка, почему ты плачешь? Что случилось?

(Голос за кадром) Зайка:

                                      Жил я в лубяной избушке

                                      Здесь на этой вот опушке,

                                      А лисица - в ледяной.

                                      Как растаял лёд весной.

                                      Жить ко мне она пришла

                                      Да меня же прогнала.    

 – Ребята, догадались, в какую сказку привело нас яблочко? Правильно, «Заюшкина избушка». Успокоить надо зайку. Давайте утешим зайку.

Не плачь, зайка, мы поможем твоему горю. Успокойся, миленький, в беде тебя не оставим.

                                        Полно, зайка, слёз не лей ты море!

                                        Твоему поможем горю!

 – Успокоился наш зайка, перестал плакать. Зайка, мы с ребятами сейчас поговорим, посоветуемся и обязательно найдём выход, как  помочь твоей беде. Кто мне скажет, из какого материала была построена избушка зайчика?- из деревянных брёвен, а у лисы? - изо льда.  Пришла весна, что случилось с      ледяной избушкой лисы? Пригрело солнышко, лёд стал таять. Растаяла избушка. Я вам сейчас покажу, как это происходит. (воспитатель берет кусочек льда и фонарик) Кусочек льда - это домик лисы. Фонарик - солнышко. Подставьте ладошки. Ощущаете тепло. Светит ярко наше солнышко, пригревает. Посмотрите, лёд начал потихоньку таять. Так случилось и с избушкой лисы. Кто мне, ребята, подскажет, как помочь зайке? Построим  ему новый дом. (Строят из модулей)

(Голос за кадром) Зайка: (Слайд № 7 весёлый зайка)Спасибо вам, ребятушки, за новый дом. Повеселел я сразу. Играть снова захотелось. Поиграйте со мной. (Пальчиковая гимнастика)

                                       На опушке дом стоит

                                       На дверях замок висит

                                       За дверями стоит стол

                                       Вокруг дома частокол

                                      «Тук-тук-тук - дверь открой                              

                                       Заходите, я не злой ».

 Воспитатель: Зайка, помогли мы тебе, пора нам отправляться  в следующую сказку. До свидания.

Воспитатель берет блюдо и яблочко.

                                      «Катись, катись яблочко - по серебряному блюдечку.

                                        Покажи нам сказочку, да не простую, а весеннюю.

                                       А наши ребятушки глазки закрыли...

                                       Итак, глазки открываются,

                                       Сказка начинается ».

                                       Мы сейчас, друзья, не в зале,

                                       В сказку новую попали.

                                       (звуковой фрагмент: «Вой ветра»)

Воспитатель:  Что-то холодом повеяло.

                                       Ветер воет, снег кружится,

                                       На деревья всё ложится.

                                       А дороги замело,

                                      И вокруг белым — бело. (Слайд № 8 из сказки «Двенадцать месяцев»)

(Голос за кадром)  Настя:                        

                                     Что мне делать, как мне быть?

                                      Где цветы мне раздобыть?

                                      Как же я домой приду,

                                      Коль цветов я не найду?  

 Воспитатель:             Здравствуй, красная девица!

                                      Как тебя зовут?

(Голос за кадром): Настя!        

                 

 Воспитатель:          Что ты, Настенька, по лесу в такую погоду ходишь? Да ещё с корзинкой?

(Голос за кадром)  Настя:                

                                      Ой, не по своей воле хожу.

                                      Злая мачеха велела мне подснежников нарвать и без них не  возвращаться.

Воспитатель:    Ребята, я догадалась,  в какую сказку мы с вами попали. А вы?

Правильно. «Двенадцать месяцев». Задала тебе мачеха задачу, Настенька.                                   Ну что, ребята,  поможем девочке?  Настенька, маменька с сестрицей явно что-то перепутали.

  Скажите, детки, цветы подснежники зимой, в декабре месяце цветут? Нет. А в какое время года они цветут? Весной. Подснежники — весенние цветы. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май) Подснежники зацветают в апреле месяце.

                                        Весёлый апрель улыбнулся,

                                        Запел, загалдел, заиграл,

                                        От шума подснежник проснулся

                                        И на проталинке встал.

Воспитатель:    Как помочь нашей Настеньке? (предположения детей) Я, кажется, знаю, ребята. Мы соберём полную корзинку подснежников. Настенька, а ты только успевай собирать. (на предварительно заготовленные стебельки крепят лепестки (из тыквенных семян))

     (звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»)   (Слайд № 9 Настенька собирает подснежники)    

 (Голос за кадром)  Настя:            

                                     Не знаю я, как благодарить вас, ребята.

Воспитатель:            Это тебе, Настенька, за сердце доброе!

                                     И в беде, и в радости мы твои друзья!

                                     Счастливого тебе пути!

Ждёт нас в гости еще сказочка.

                                     «Катись, катись яблочко - по серебряному блюдечку.

                                       Покажи нам сказочку, да не простую, а весеннюю.

                                       А наши ребятушки глазки закрыли...

                                       Итак, глазки открываются,

                                       Сказка  следующая начинается ».

Сказка эта зимой начинается, а весной заканчивается. (краткое содержание сказки «Снегурочка»)  (Слайд № 10 - 11)

Воспитатель:             О какой сказке я говорю?

 Правильно, «Снегурочка»

                                       Зима студеная, снега глубокие,

                                       Снега глубокие, насты высокие.

                                       Полно зимушке зимовати, пора

                                       Матушке - весне наступати.

Начало пригревать солнышко.  Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.(Слайд № 12) Кто помнит и расскажет как,  растаяла Снегурочка? Побежала Снегурочка в свой черёд за подружками.  Прыгнула через костер  и вдруг ...(давайте с вами  посмотри, как это произошло) (опыт)

Вот так и Снегурочка. Прыгнула через костёр и растаяла, обратилась в белое облачко. (Слайд 13)Поднялось облачко высоко в небе. (Слайд 14)

Не заметили мы  ребята, как время пролетело, пора домой нам возвращаться.

                                     Ну-ка, яблочко, катись

                                     по серебряному блюдечку

                                     Верни нас с ребятами в детский сад.

                                     Мы из сказки прям сейчас

                                     Попадем-ка в наш детсад.

 (Голос за кадром) (Слайд №15) Бабушка – сказительница: Хорошо было с вами, ребята, интересно, познавательно путешествовать по весенним сказкам. Пришло время расставаться.  Пойду дальше по белому свету сказки сказывать, уму разуму учиться. Ведь учиться-то никогда не поздно. Сундучок свой волшебный не забыть бы, а то без него мне никуда. Ой, да мне кажется, что в сундучке  моём  шорох какой-то.

Воспитатель: Приоткрою крышку, посмотрю. Ребята, здесь загадка одна-одинёшенька осталась. Самая тёплая, солнечная.                    

                                    Светит, сверкает,

                                     Всех согревает. (Слайд № 16 Солнце)

Воспитатель:           Солнце в небе засияло,

                                    Всё цветами заиграло,

                                    Пусть в природе всё растёт,

                                    Жизнь и радость нам несёт.    

 – Подставляйте свои ладошки. Солнышко дарит вам свои тёплые, весенние лучики за ваши добрые, отзывчивые сердечки. (Звучит песня: «Солнышко и я»)

(Голос за кадром) Бабушка – сказительница: Пожалуй,  теперь всё. До свидания, ребята. До скорой встречи!

Итог образовательной деятельности.

Вопросы педагога: «Что понравилось?», «Что запомнилось?», «Почему?»  «Понравилась ли путешествовать по сказкам?», «С каким временем года связаны эти сказки?», «С героями каких сказок встретились?», «Чем смогли им помочь?», «Готовы ли отправиться в путешествие по осенним, зимним сказкам» и т. д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.

Непосредственно   образовательная  совместная  деятельностьпо познавательному развитию   и   формированию  естественнонаучных представлений в п...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности  с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»Цель: Развитие музыкальных и творче...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной  группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»...