Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие по весенним сказкам"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка.
Предложенный конспект построен на материале из художественных произведений, объединенного общим сюжетом «Путешествие по весенним сказкам». Содержание работы заключается в подборе материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии детей при реализации сюжета образовательной деятельности. Ребёнку предлагается стать участником действия, оказать помощь героям сказок. По ходу развития сказочного сюжета у ребёнка появляется необходимость опосредованно, от имени героя, выражать своё отношение к происходящему, то есть проговаривать, а наличие модулей, заготовок вызывает желание взять в руки и произвести какие-либо действия. Это способствует развитию мелкой моторики ребёнка, а согласованные действия слова и движения руки облегчают коммуникативный процесс.
Использование современных педагогических технологий (технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технология музыкального воздействия, мультимедийные технологии) позволяет расширять кругозор воспитанников, развивает познавательную деятельность; формирует способность к сотрудничеству, чувство коллективизма, коммуникативные качества личности детей. Технология музыкального воздействия (запись звуков: пение птиц, вой ветра, плач) используются в качестве вспомогательного средства для поддержания интереса, повышения эмоционального настроя. Презентация «Путешествие по весенним сказкам» помогает привлечь внимание и развивает активность воспитанников в процессе обучения; способствует более эффективному усвоению знаний.
Таким образом, на протяжении всего занятия дети активны, заинтересованы, реализуют свой творческий потенциал.
По ходу развития сюжета у ребёнка появляется необходимость выражать своё отношение к происходящему, то есть и в моральном аспекте и речевом. Интегрированный характер совместной деятельности вызывает интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения детей на разнообразные виды деятельности. Включение в НОД игр делает её увлекательной, высокоэффективной, укрепляет психологическую базу речи: память, внимание, восприятие, логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Путешествие по весенним сказкам" | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 32
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию
для детей подготовительной группы
на тему: «Путешествие по весенним сказкам»
Подготовила
старший воспитатель
Неклюенко Людмила Анатольевна
ст. Каневская
2014г.
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной группы
Тема: «Путешествие по весенним сказкам»
Программные задачи:
Образовательные:
- прививать детям любовь к природе, продолжать учить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы;
- уточнить знания о времени года - весна, её приметах;
- содействовать усвоению знаний об изменениях в живой природе весной (прилет птиц, появление первоцветов и насекомых); о взаимосвязях в природных явлениях.
- формировать нравственные эмоции детей;
- пополнить речь прилагательными;
- повышать интерес детей к различным видам деятельности через сказку (умение мастерить поделки, конструировать).
Развивающие:
- развивать в детях оригинальное творческое восприятие содержания знакомых сказок;
- стимулировать развитие внимания, воображения, мышления;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Воспитательные:
- воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в этом нуждается;
- воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству;
- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности.
Использование современных педагогических технологий:
- технология сотрудничества - для реализации партнёрства в отношениях педагога и ребёнка;
- игровые технологии:
дидактические: загадки о весне, показ картин о весне - расширяется кругозор воспитанников, развивается познавательная деятельность;
воспитывающие: хороводная игра «Весна» - способность к сотрудничеству, чувство коллективизма, коммуникативные качества личности детей;
развивающие: игра «Что лишнее и почему?», «Расставь картины» - развиваются внимание, память, речь, мышление, воображение;
социализирующие: хороводная игра – развитие совместных действия.
- здоровьесберегающие технологии: этюд «Весенний лес», хороводная игра, пальчиковая гимнастика направлены на сохранение здоровья ребенка;
- технология музыкального воздействия: музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» этюд «Весенний лес» с музыкальным сопровождением, запись звуков: пение птиц, вой ветра, плач - используются в качестве вспомогательного средства для поддержания интереса, повышения эмоционального настроя.
- мультимедийные технологии: используется программа Microsoft PowerPoint – презентация «Путешествие по весенним сказкам» для привлечения внимания и развития активности воспитанников в процессе обучения; способствующая более эффективному усвоению знаний.
- развивающее обучение: «Расставь картины», «Что лишнее» - используются развивающие приемы для развития высших психических функций дошкольников: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Предварительная работа: разучивание хороводной игры «Весна», разучивание пальчиковой гимнастики, чтение сказок «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Заюшкина избушка»; проведение экспериментов с водой, льдом, снегом.
создание презентации «Весна», наблюдение, рассматривание картин о весне.
Используемые методы и приемы: приемы привлечения внимания детей, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости детей, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, воспитательные моменты, контроль за речью детей, выявление и своевременное исправление допущенных ошибок, адекватность предъявляемых требований с учетом возрастных возможностей и особенностей личности каждого ребенка, доступность и четкость формулировки вопросов, наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание (формирование целостной картины мира), познание (познавательно-исследовательская и продуктивная) здоровье, музыка, художественное творчество, социализация, физическая культура,
Оборудование: мультимедийная установка, экран, магнитофон, колокольчик, блюдо и яблоко (один магнит крепится к муляжу яблока, а второй передвигается с тыльной стороны блюда), сундучок, весенние веточки, «ствол дерева» с отверстиями для веточек, заготовки для подснежников (стебелек на подставке), корзина для подснежников, кусочек льда, фонарик, «лучики солнца»,
записи звуков (пение птиц, вой ветра, плач) и музыкального сопровождения этюда «Весенний лес», музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Воспитатель звенит колокольчиком.
Тише, тише, тишина, приходит к детям старина.
В сказку дверь я отворю,
за собою позову.
Скажем дружно: «Раз-два-три!»
Сказка к нам скорей приди!
(звучит русская народная мелодия)
1.Вводная часть:
(Слайд № 1 Бабушка - сказительница)
(Голос за кадром) Здравствуйте, ребятишки, девчушки и мальчишки! Хожу я по белу свету, сказки сказываю, да уму разуму у добрых людей учусь. Вот и к вам пришла, да не с пустыми руками - сундучок волшебный принесла. Любите вы сказки слушать? А загадки разгадывать умеете? Ну что ж, сундучок мой вам загадки загадает, кто смышленый разгадает.
Воспитатель: Ребята, вы готовы разгадать загадки? (открывает сундучок и загадывает загадки)
- На шесте - дворец
Во дворе - певец.
А зовут его (скворец) (слайд № 2)
- На ветках -
Плотные комочки
В них дремлют
Клейкие листочки (почки) (слайд № 3)
- Зимой на земле лежал,
Весной в реку побежал (ручей) (слайд № 4)
- Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна…Зовут меня … (Слайд №5 картинка «Весна»).
- ответы детей
Правильно, дети, это Весна.
2.Основная часть:
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, поиграть в хороводную игру «Весна»
Хоровод «Весна»: Вот и матушка весна отворяй-ка ворота (дети идут по кругу)
первый март пришел (идут в круг) – белый снег сошел (идут из круга, движения ладонями внизу),
а за ним и апрель (идут в круг) – отворяй окно и дверь (из круга, руки у груди, разводят в стороны),
ну а как придет май (идут в круг) – солнце в терем приглашай (руки вверху, пальцы широко раздвинуть).
Воспитатель: кто назовет весенние месяцы?
Рада я вашим ответам и хочу с вами поиграть.
Игровые упражнения: «Расставь картины» (дети соотносят изображение с названием месяца), «Что лишнее» (определить лишнее, не подходящие к весне изображения, объяснить почему).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Кто мне ответит, о каком времени года загадал загадки нам волшебный сундучок? Правильно о весне.
Идёт весна по свету,
И вот уж нет зимы,
По радостным приметам
Весну узнали мы.
И сказки у нас сегодня будут солнечные, весенние. Где мои помощники - серебряное блюдечко, да наливное яблочко?
Засиделись, чай, с утра,
Уж и в сказочку пора!
«Катись, катись яблочко - по серебряному блюдечку.
(вращает яблочко по блюду)
Покажи нам сказочку, да не простую, а весеннюю.
А наши ребятушки глазки закрыли...
Итак, глазки открываются,
Сказка начинается ».
(запись звуков: пение птиц)
Воспитатель: Оглянитесь вокруг. Яблочко наливное привело нас в весенний лес. Прислушайтесь, как весело щебечут птицы. Кто мне назовет перелетных птиц (дети называют птиц).
Давайте с вами изобразим сказочный весенний лес. (дети берут веточки с почками и листочками) (под музыкальное сопровождение исполняют творческую импровизацию «Весенний лес»).
Воспитатель: Молодцы, настоящий весенний лес получился у нас с вами. С приходом весны - красны, что появилось на веточках, ребята? (Рассматривают веточку) Правильно, сначала почки, затем клейкие, молоденькие листочки. (В предварительно подготовленный ствол дерева вставляют веточки ). Ребятушки, слышите, кто-то плачет. (запись: плач) Смотрите, да это же зайка. (Слайд № 6)
-Здравствуй, зайка, почему ты плачешь? Что случилось?
(Голос за кадром) Зайка:
Жил я в лубяной избушке
Здесь на этой вот опушке,
А лисица - в ледяной.
Как растаял лёд весной.
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
– Ребята, догадались, в какую сказку привело нас яблочко? Правильно, «Заюшкина избушка». Успокоить надо зайку. Давайте утешим зайку.
Не плачь, зайка, мы поможем твоему горю. Успокойся, миленький, в беде тебя не оставим.
Полно, зайка, слёз не лей ты море!
Твоему поможем горю!
– Успокоился наш зайка, перестал плакать. Зайка, мы с ребятами сейчас поговорим, посоветуемся и обязательно найдём выход, как помочь твоей беде. Кто мне скажет, из какого материала была построена избушка зайчика?- из деревянных брёвен, а у лисы? - изо льда. Пришла весна, что случилось с ледяной избушкой лисы? Пригрело солнышко, лёд стал таять. Растаяла избушка. Я вам сейчас покажу, как это происходит. (воспитатель берет кусочек льда и фонарик) Кусочек льда - это домик лисы. Фонарик - солнышко. Подставьте ладошки. Ощущаете тепло. Светит ярко наше солнышко, пригревает. Посмотрите, лёд начал потихоньку таять. Так случилось и с избушкой лисы. Кто мне, ребята, подскажет, как помочь зайке? Построим ему новый дом. (Строят из модулей)
(Голос за кадром) Зайка: (Слайд № 7 весёлый зайка)Спасибо вам, ребятушки, за новый дом. Повеселел я сразу. Играть снова захотелось. Поиграйте со мной. (Пальчиковая гимнастика)
На опушке дом стоит
На дверях замок висит
За дверями стоит стол
Вокруг дома частокол
«Тук-тук-тук - дверь открой
Заходите, я не злой ».
Воспитатель: Зайка, помогли мы тебе, пора нам отправляться в следующую сказку. До свидания.
Воспитатель берет блюдо и яблочко.
«Катись, катись яблочко - по серебряному блюдечку.
Покажи нам сказочку, да не простую, а весеннюю.
А наши ребятушки глазки закрыли...
Итак, глазки открываются,
Сказка начинается ».
Мы сейчас, друзья, не в зале,
В сказку новую попали.
(звуковой фрагмент: «Вой ветра»)
Воспитатель: Что-то холодом повеяло.
Ветер воет, снег кружится,
На деревья всё ложится.
А дороги замело,
И вокруг белым — бело. (Слайд № 8 из сказки «Двенадцать месяцев»)
(Голос за кадром) Настя:
Что мне делать, как мне быть?
Где цветы мне раздобыть?
Как же я домой приду,
Коль цветов я не найду?
Воспитатель: Здравствуй, красная девица!
Как тебя зовут?
(Голос за кадром): Настя!
Воспитатель: Что ты, Настенька, по лесу в такую погоду ходишь? Да ещё с корзинкой?
(Голос за кадром) Настя:
Ой, не по своей воле хожу.
Злая мачеха велела мне подснежников нарвать и без них не возвращаться.
Воспитатель: Ребята, я догадалась, в какую сказку мы с вами попали. А вы?
Правильно. «Двенадцать месяцев». Задала тебе мачеха задачу, Настенька. Ну что, ребята, поможем девочке? Настенька, маменька с сестрицей явно что-то перепутали.
Скажите, детки, цветы подснежники зимой, в декабре месяце цветут? Нет. А в какое время года они цветут? Весной. Подснежники — весенние цветы. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май) Подснежники зацветают в апреле месяце.
Весёлый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума подснежник проснулся
И на проталинке встал.
Воспитатель: Как помочь нашей Настеньке? (предположения детей) Я, кажется, знаю, ребята. Мы соберём полную корзинку подснежников. Настенька, а ты только успевай собирать. (на предварительно заготовленные стебельки крепят лепестки (из тыквенных семян))
(звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов») (Слайд № 9 Настенька собирает подснежники)
(Голос за кадром) Настя:
Не знаю я, как благодарить вас, ребята.
Воспитатель: Это тебе, Настенька, за сердце доброе!
И в беде, и в радости мы твои друзья!
Счастливого тебе пути!
Ждёт нас в гости еще сказочка.
«Катись, катись яблочко - по серебряному блюдечку.
Покажи нам сказочку, да не простую, а весеннюю.
А наши ребятушки глазки закрыли...
Итак, глазки открываются,
Сказка следующая начинается ».
Сказка эта зимой начинается, а весной заканчивается. (краткое содержание сказки «Снегурочка») (Слайд № 10 - 11)
Воспитатель: О какой сказке я говорю?
Правильно, «Снегурочка»
Зима студеная, снега глубокие,
Снега глубокие, насты высокие.
Полно зимушке зимовати, пора
Матушке - весне наступати.
Начало пригревать солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.(Слайд № 12) Кто помнит и расскажет как, растаяла Снегурочка? Побежала Снегурочка в свой черёд за подружками. Прыгнула через костер и вдруг ...(давайте с вами посмотри, как это произошло) (опыт)
Вот так и Снегурочка. Прыгнула через костёр и растаяла, обратилась в белое облачко. (Слайд 13)Поднялось облачко высоко в небе. (Слайд 14)
Не заметили мы ребята, как время пролетело, пора домой нам возвращаться.
Ну-ка, яблочко, катись
по серебряному блюдечку
Верни нас с ребятами в детский сад.
Мы из сказки прям сейчас
Попадем-ка в наш детсад.
(Голос за кадром) (Слайд №15) Бабушка – сказительница: Хорошо было с вами, ребята, интересно, познавательно путешествовать по весенним сказкам. Пришло время расставаться. Пойду дальше по белому свету сказки сказывать, уму разуму учиться. Ведь учиться-то никогда не поздно. Сундучок свой волшебный не забыть бы, а то без него мне никуда. Ой, да мне кажется, что в сундучке моём шорох какой-то.
Воспитатель: Приоткрою крышку, посмотрю. Ребята, здесь загадка одна-одинёшенька осталась. Самая тёплая, солнечная.
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Слайд № 16 Солнце)
Воспитатель: Солнце в небе засияло,
Всё цветами заиграло,
Пусть в природе всё растёт,
Жизнь и радость нам несёт.
– Подставляйте свои ладошки. Солнышко дарит вам свои тёплые, весенние лучики за ваши добрые, отзывчивые сердечки. (Звучит песня: «Солнышко и я»)
(Голос за кадром) Бабушка – сказительница: Пожалуй, теперь всё. До свидания, ребята. До скорой встречи!
Итог образовательной деятельности.
Вопросы педагога: «Что понравилось?», «Что запомнилось?», «Почему?» «Понравилась ли путешествовать по сказкам?», «С каким временем года связаны эти сказки?», «С героями каких сказок встретились?», «Чем смогли им помочь?», «Готовы ли отправиться в путешествие по осенним, зимним сказкам» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР
совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...
Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.
Непосредственно образовательная совместная деятельностьпо познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в п...
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"
Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»Цель: Развитие музыкальных и творче...
Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....
Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»
Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»...