Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Горелова Людмила Павловна

Занятие для детей старшей группы "Откуда пришел хлеб?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи.

«Откуда хлеб пришел»

Старшая группа

Воспитатель Горелова Л.П.

Программное содержание.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

Развивающие задачи:

  • развивать связную речь, обогащать словарь.

Обучающие задачи: 

  • уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба.

Материалы:

Иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; картина И.Шишкина «Рожь», хлеб на подносе; колоски ржи, пшеницы, овса; Бабушка - Загадушка .

Воспитатель. 

Отгадайте, ребята, что лежит у меня на подносе под салфеткой.

Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним.

- Дети, из чего пекут хлеб? ( Из муки.)

- А из чего муку получают? (Из зерна.)

- В какое бремя года сеют зерно? (Весной.)

Трактора выходят в степи,

Тянут плуги на прицепе.

Режьте, плуги, как ножом,

Сочный, жирный чернозем!

-        Ребята, как же готовят трактористы землю к посеву? ( Пашут плугами землю.) Затем в поле выходит борона. Что она делает?

(Разбивает комья земли, чтобы маленьким росточкам легче было пробиваться.)

Гребнем частым, борона,

Расчеши земельку,

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

Затем агроном проверяет землю. Как вы думаете, какой должна быть земля?  (Прогретой солнышком и достаточно влажной.)

- С помощью каких машин засевают зерно? ( Сеялки.) Молодцы!

Роет борозды проворно,

В них укладывает зерна.

Уж ты, семечко-зерно,

Ляжешь в борозду на дно,

Ты не бойся, золотое,

Ничего что там темно.

-        Ребята, какую работу выполняют сеялки? ( Делают борозды, укладывают зерна.)

- Семенами каких зерновых засевают поля?

(Пшеница, рожь, oвec.)

Быстро проросли семена из теплой и влажной земли, подросли, прошли дни, стало жарко.

Как плита земля нагрета,

Пить растения хотят:

Пить,- печально шелестят.

- А как хлеборобы поят землю? ( С помощью оросительной системы: по трубам подают воду на поля и там ее распыляют.)

Пшеница начинает колоситься, созревают колосья.

Педагог показывает детям картину «Рожь»

Посмотрите на картину И.Шишкина, которая называется «Рожь».

- С чем можно сравнить хлебное поле – (Предложения детей.)

Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? ( Предложения детей.)

- Как и у моря у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле еще называют словом - нива. Повторите это новое для вас слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Нива от слова низ, т.е. поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле. Смотрите на картину И. Шишкина и слушайте стихотворение:

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, слезно в синем море,

Волны так и ходят – ходят на  просторе...

Воспитатель. Посмотрите, какое красивое поле! Чтобы вырастить такой урожай, хлеборобы все время внимательно следят за ростом колосков. А что может помешать росту колосьев? ( Сорняки.) Что же делают хлеборобы с сорняками? ( Пропалывают.)

А еще нашему урожаю может помешать суховей - сильный сухой ветер.

Мы построили в полки

Клены, липы и дубки.

Суховей, тебе закрыли путь,

Ты разбойничать забудь!

- Как же защитили хлеборобы урожай? ( Посадили деревья вокруг полей.)

- Как узнать, что колосья уже поспели? ( Желтого цвета и легко отделяются от стебля.)

Педагог показывает на картинках детям, колоски ржи и пшеницы. Дети рассматривают их и сравнивают, находят сходства и различия.

- Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?

- А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? ( Короче и толще, чем у ржи, а усики у него длиннее и зернышки круглее.)

Воспитатель. Поле очень красиво, когда созрел урожай. Посмотрите, как художник И.Шишкин показал красоту поля. В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора - жатва, уборка урожая.

Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет. (Комбайн)

Куда же отвозят собранное зерно? ( На элеватор, там оно храниться.)

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

На элеваторе зерно высушивают, очищают и отправляют на мельзавод.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

-        Дети, а как называют этот порошок? ( Мука.) Молодцы!

Стали зернышки мукою,

Не дадут и ей покою,

На большой хлебозавод

Грузовик муку везет.

На большом хлебозаводе

Тесто в печь быстрей давай-

И народился каравай!

-        Ребята, какие изделия пекут из муки? ( Баранки, печенье, хлеб.) Вот видите, ребята, какой большой путь проходит хлеб, прежде чем он попадет к нам на стол. А как называют людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.) Какими же качествами должны они обладать, ведь у них такая ответственная работа? ( Быть сильными, смелыми, добрыми, умелыми.) Верно, а еще они мужественные люди. Труд их нелегкий, но они любят его и гордятся им. А мы все должны бережно относиться к хлебу, очень трудно его вырастить.

Склонила тяжелую голову рожь,

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо, земля, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

А нынче они урожай берегут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом, от стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного.

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану, и к людям приду.

(Я. Дягуте)

Мы с вами уже говорили о том, что зерна сажают весной, а в этом стихотворении говорится, что под снегом зерно лежало. Как называют зерна, которые сажают осенью, под зиму? ( Озимые.)

Проводится физкультминутка.

Появляется Бабушка - Загадушка.

Бабушка-Загадушка. Здравствуйте, ребята! Решила я к вам в гости прийти, побеседовать с вами, загадки позагадывать.

За околицей станичной,

Между рощей и рекой

Начинается пшеничный

Ярко-бронзовый прибой.( Пшеничное поле)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном. (Колос)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто

Вырос он под синим небом,

И пришел на стол он        ( Хлебом )

Дети отгадывают загадки.

Бабушка-Загадушка.А знаете ли вы, ребятки, пословицы и поговорки о хлебе? Вот послушайте, какие я вам расскажу!

Весенний день год кормит.

Как в мае дождь - так и будет рожь.

Кто спит весною, тот плачет зимою.

Всякое семя знает свое время.

Нет хлеба, так нет и обеда.

Обсудить с детьми пословицы.

Бабушка-Загадушка. Так кто же для нас с вами хлеб выращивает? Кто первым в поле выходит? ( Тракторист.) Кто проверяет земли перед посевом? ( Агроном.) Кто убирает хлеб? ( Комбайнёры.) Где хранится хлеб? (На элеваторе.) Где зёрна превращают в муку? ( На мельнице, на мукомольном заводе.) Где пекут хлеб? ( На хлебозаводе,) А кто любит хлебобулочные изделия кушать? Принесла я вам в подарок изделия из хлеба, угощайтесь!

Бабушка - Загадушка угощает детей баранками, печеньем, пряниками и т.д.

Воспитатель. Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и, я думаю, тоже будете с уважением относиться к хлебу:

  • его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;
  • Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н

Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой.  Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...

Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Весна"

Итоговое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Весна"...

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...

К О Н С П Е К Т интегрированного занятия по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада «Перелётные птицы»

Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, их особенности. Выделить существенные различия; закрепить представления о пользе п...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе:" Знакомство с животными севера и жарких стран".

Формирование представлений у детей о диких животных. Развитие связной речи,расширение словарного запаса у дошкольников. Расширять и углублять представление детей о диких животных: о северном олене, о ...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием приёмов сказкотерапии

    Дидактическая цель:Развитие вербального и не вербального воображения, включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка. Создание позитивной психологической об...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Зимушка-Зима»

Данный конспект прогулки зимой предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе игр...