"Как Солнце Весне помогало"
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) на тему

Елена Анатольевна Кулик

Конспект НОД по позновательному развитию "Как Солнце Весне помогало"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_solntse_vesne_pomogalo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как Солнце Весне помогало»

Цель. Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Упражнять составлять рассказы по опорным картинкам. Закреплять знания о смене времен года. Дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Закладывать основы экологического воспитания. Развивать умение у детей создавать в воображении образ на основе схемы.

Материал и оборудование. Конверт с письмом. Карточки с изображением лампочки, костра, солнца; характерных признаков весны; перелётных птиц; диких животных. Модель берёзы с распускающимися листьями. Ширма-домик. Игрушка ежик. Круг из желтой бумаги с прикрепленными к нему одним концом желтыми лентами. Вырезанные из желтой бумаги солнышки.

Ход занятия.

Создать организационный момент.

Воспитатель. Встаньте на дорожку, подравняйте ножки и выставьте ладошки».

Проходит вдоль детей и хлопая по их ладошкам, пословно проговаривает фразу: «Мы знаем много названий диких животных». (Хлопая по ладоням одного ребёнка, говорит одно слово.) затем возвращается к первому ребёнку и подставляет ему свои ладони и просит назвать дикое животное. Ребёнок должен хлопнуть по ладоням воспитателя и одновременно произнести название животного. Воспитатель выслушивает ответ каждого малыша.

Воспитатель. Сейчас девочки будут изображать лисичек. Они пойдут к своим стульчикам красивой легкой походкой.

Когда девочки сядут, воспитатель просит мальчиков изобразить медведей и пройти к стульчикам не спеша, вперевалочку.

Воспитатель. Сегодня утром у двери нашей групповой комнаты я обнаружила конверт. Решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. На конверте написано: «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да.) Давайте прочитаем.

«Жили – были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покровом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Воспитатель. Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костёр и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет  Весне? (Солнце.) Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А ещё оно какое?

Игра «Сравни и назови».

Воспитатель начинает фразу. Дети заканчивают.

Солнце желтое, как (одуванчик).

Солнце круглое, как (мячик).

Солнце ласковое, как (бабушка).

Солнце румяное, как (блинчик).

      Сказка закончилась? (Нет.) Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Давайте прислушаемся. Может, звуки нам помогут? (Звучит аудиозапись «Ручей».) Что вы услышали? (Шум, журчанье ручья.) Верно. Посмотрите, а конверте есть ещё карточки. (Выставляет карточки с изображением признаков ранней весны.) Давайте продолжим сказку, а карточки нам помогут.

Дети. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель.

Воспитатель. А что же было дальше? (Выставляет карточку с изобра-жением ветки с лопнувшими почками.) Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья. (Выставляет карточки с изо-бражением первоцветов и молодой травы.)

Дети. Появились первые цветы, начала зеленеть трава.

Воспитатель. У нас под берёзкой тоже выросли цветы. (Выставляет карточки под макет березы.) Назовите их. (Примула, ландыш, мать-и-мачеха, подснежник.) Мы будем их срывать, в букеты собирать?

 Ребёнок.      Если я сорву цветок,

                      Если ты сорвешь цветок…

                      Если все: и я, и ты,

                      Если мы сорвём цветы,

                      То окажутся пусты

                      И деревья, и кусты…

                      И не будет красоты.

                      И не будет доброты.

                      Если только я и ты –

                      Если мы сорвём цветы…

                                                    (Тим Собакин.)

Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на мягкую зелёную травку.

Упражнение на релаксацию «Нарисуй то, о чём говорили».

Дети садятся на ковер по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют» капель, солнышко, ручьи, цветы и т.д.

   

      Воспитатель. Какие чудесные цветы! Увидев их, закружились над     лужайкой красивые бабочки и другие насекомые. А вот и нарядная божья коровка. Давайте отправим её за солнышком.

Ребёнок. Божья коровка, Улети на небо! Дам тебе хлеба, Черного и белого,  Только не горелого.

Воспитатель. Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы.) Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц».) что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение.) как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелетные.)

Игра «Хорошо – плохо».

      Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.)

      Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.)

Воспитатель (прикрепляет к берёзе карточки с изображением перелётных птиц). Посмотрите, на нашей берёзе сидят птицы. Каких перелётных птиц вы знаете? (Скворец, жаворонок, иволга, трясогузка, грач, соловей.) Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (Проверяют старые гнёзда, строят новые. Откладывают яйца, выводят птенцов.)

     Прислушайтесь ещё к звукам леса. (Слышен шелест листвы от ветра.)

Проводится физкультминутка.

                    Ветер дует не спеша,

                      (Дети дуют)

                     Тихо листьями шурша.

                         (Говорят «ш-ш-ш»)

                      Где листок к листку прилип,

                         (Хлопают)

                      Появился чудо–гриб.

                         (Поднимают руки вверх)

                      Кто нашёл его, друзья?    (Пожимают плечами)

Сюрпризный момент – появление мягкой игрушки – ёжика.

Ёжик.         Ну, конечно, это я!

Всю зиму я спал в норке под корнями старой елки. А что происходит, пока я сплю, не знаю.

Воспитатель. Мы расскажем тебе о зиме. Ты, ёжик, будешь составлять предложение о весне, а дети – о зиме. Договорились?

Ёжик. Весной полянки и лужайки покрывается зелёной травой и цветами. А зимой? (зимой земля покрыта белым снегом.)

      Весной на деревьях распускаются липкие листочки. А зимой? (Зимой деревья стоят без листьев, на их ветках лежит снег.)

      На реках и озерах плавают водоплавающие птицы. А зимой? (Зимой реки и озёра замерзают, покрываются льдом, а птицы зимуют в теплых краях.)

Воспитатель. Ёжик, может, ты подскажешь, в чём главная причина того, что за зимой приходит весна?

Ёжик. Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее греет землю.

Воспитатель. Приглашаю всех пройти на нашу лужайку и сесть в кружок. (Дети садятся на ковер.) Скажите, вы любите весну? (Да.) Сейчас каждый будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Дети произносят по предложению («Я люблю весну за весёлую, звонкую капель». И т.д.) и вытягивают ленты.

Воспитатель. Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце.) А вы – его добрые умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

   Из-за ширмы-домика выходит девочка старшей группы в костюме Весны.

Весна. Ребята, как вы мне помогли, солнце разыскали. Теперь я сумею победить холод. Зима уступит место мне, Весне.  А на память я вам дарю маленькие солнышки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КАК СОЛНЦЕ ВЕСНЕ ПОМОГАЛО" (непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с использованием опорных картинок в старшей группе).

Автором представлен конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, основными задачами которого являются:Уточнить и расширить представлени...

интегрированая НОД 2-младшая группа детей от3-4 лет "Как солнце весне помогало"

интегрированая НОД 2-младшая группа детей от3-4 лет "Как солнце весне помогало"...

Конспект интегрированного занятия по развитию и окружающему миру "Как солнце Весне помогало"

На занятии используются здоровьесберегающие, проблемные, игровые, личностно-ориентированные технологии. Дети уточняют и расширяют представления о весенних изменениях живой и неживой природы, перелётны...

Конспект ООД по речевому развитию " Как солнце весне помогало".

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе....

Как солнце весне помогало.

Обобщить знания детей о весенних месяцах,развитие речи детей,воспитание любви к природе....

"Как солнце весне помогало"

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми подготовительной к школе группы«Как солнце Весне помогало»...