Программа сенсорного развития детей 2-3 лет Умники и умницы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме
В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания: на основе ощущений развивается восприятие, затем память, речь, а восприятие является фундаментом для мышления.
Особенно это проявляется в дошкольный период, когда сенсорные процессы являются ведущими в ходе знакомства ребенка с миром. Поэтому в школах раннего развития и в дошкольных учреждениях необходимо уделять внимание развитию всех видов восприятия (слухового, тактильного, зрительного), поскольку отставание в сенсорном развитии задерживает интеллектуальное развитие ребенка, что может оказаться невосполнимым на более поздних этапах психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_programma_umniki_i_umnitsy_2-3_goda_1_god_obucheniya.docx | 69.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 76 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Программа сенсорного развития
для детей 2 – 3 лет
«Умники и умницы»
(1 год обучения)
Составитель: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 76 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Заговорич И.М. |
г. Сыктывкар
Программа сенсорного развития «Умники и умницы» с детьми 2 – 3 лет
В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания: на основе ощущений развивается восприятие, затем память, речь, а восприятие является фундаментом для мышления.
Особенно это проявляется в дошкольный период, когда сенсорные процессы являются ведущими в ходе знакомства ребенка с миром. Поэтому в школах раннего развития и в дошкольных учреждениях необходимо уделять внимание развитию всех видов восприятия (слухового, тактильного, зрительного), поскольку отставание в сенсорном развитии задерживает интеллектуальное развитие ребенка, что может оказаться невосполнимым на более поздних этапах психического развития.
Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности.
Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.
Различают следующие виды восприятия:
- восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в раннем и младшем дошкольном возрасте от рождения и до 3 лет, он учится различать предметы прежде всего по форме;
- восприятие цвета,
- восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
- восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорций, положения; формируется по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
- восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящий жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; совокупность этих признаков закрепляется в таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).
- восприятие движений тела – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
- восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
- восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
- восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.
Данная работа начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, литературных произведений, природы, отношений между людьми, восприятию действий и музыки.
Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. Для целенаправленного обучения восприятию в настоящее время создана система педагогических приемов, которые опираются на психологические закономерности, специфические для каждого вида восприятия. На основе наблюдений в возрастных группах психологи отмечают следующие особенности освоения детьми различных видов восприятия в возрасте от 1-го до 3-х лет.
В ходе данной работы использовала рекомендации таких педагогов, как Аксарина Н.М. «Дошкольное учреждение и ребенок в нем», Алямовская В.Г. «Ясли – это серьезно», Ватутина Н.Д. «Ребенок поступает в детский сад», Ноткина Н.А. «Воспитателю о психологических особенностях детей раннего возраста», Печора К.Л. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Сафронова В.М. «Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения». Построила свою профессиональную деятельность с учетом физиологических и возрастных особенностей, отмечаемых такими психологами, как Аркин Е.А. «Ребенок в дошкольные годы», Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество», Миронов А.И. «Критические периоды детства», Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», поэтому текст системы будет представлен не полностью.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (2 год обучения)
Месяц, № занятия | Задачи | Формы организации педагогического процесса | Развивающая среда | Компонент ДОУ | Результат | |
Информационно-методической обеспечение | Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми | |||||
Сентябрь | Начальная диагностика | |||||
Октябрь 1: | -продолжать учить детей выполнять действия с предметами, имеющими сквозное отверстие (разбирать и собирать пирамидку из 5 колец); -продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук (брать кольцо кончиками большого, указательного и среднего пальцев и нанизывать на вертикальный стержень); -продолжать расширять сенсорный опыт детей при действии с разноцветными предметами; | занятие | вертикальный стержень высотой 20-25 см (от пирамидки), 5 разноцветных колец для нанизывания (диаметр 2-2,5 см), коробочка (размер 20*20*5 см) на каждого ребенка | наглядный – показ воспитателя (снимает кольца со стрежня по одному и выкладывает перед собой, нанизывает кольца по одному на стержень), словесный – описание действия снимания колец со стержня и нанизывания на стержень, предметно-манипулятивный – поочередное снимание колец со стержня детьми с помощью воспитателя и нанизывание колец на стержень, игровой – самостоятельное снимание колец со стержня и нанизывание колец на стержень в любой последовательности | физпауза «Заинька» | повторение способов снимания колец одинакового размера со стержня и нанизывания колец на стержень в любой последовательности |
2: | -продолжать учить детей получать информацию о предмете через выполнение действия с предметами, имеющими сквозное отверстие (разбирать и собирать пирамидку из любого колец); -продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук (брать кольцо кончиками большого, указательного и среднего пальцев, ощупывать, чтобы получить информацию о предмете и нанизывать на вертикальный стержень); -продолжать расширять сенсорный опыт детей при действии с разноцветными предметами через ощупывание предмета и называния всех его характеристик, которые доступны при ощупывании; | разнообразные по материалу пирамидки с кольцами разного цвета и величины | наглядный – показ воспитателя (снимает кольца со стрежня по одному, ощупывает, называя характеристики колец – материал, размер, поверхность, нанизывает кольца по одному на стержень в зависимости от заданного качества, воспринимаемого на ощупь – только по величине, только из определенного материала, только гладкие или шершавые), словесный – описание действия снимания колец со стержня и нанизывания на стержень, предметно-манипулятивный – поочередное снимание колец со стержня детьми самостоятельно, ощупывание при помощи воспитателя и нанизывание колец на стержень, игровой – самостоятельное снимание колец со стержня и нанизывание колец на стержень в заданной последовательности с учетом полученных на ощупь качеств | физпауза «Заинька» | повторение способов снимания колец одинакового размера со стержня, повторение способов ощупывания для получения информации о предмете и нанизывания колец на стержень в заданной последовательности | |
3: | -продолжать знакомить детей с особенностями куба в процессе практических действий (устойчивая геометрическая фигура, одинаковые грани); -продолжать развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить и т.д.; -продолжать формировать стремление детей манипулировать предметами (ощупывать предмет, перекладывать из руки в руку и т.д.); | занятие | пять кубиков одного цвета и размера (4 куб. см) и 2 коробки (10*10*3 см и 5*5*15 см) на каждого ребенка | наглядный – показ воспитателя (вынимает кубики из коробки и выкладывает на стол, показывая устойчивость), словесный – описание действия вынимания кубиков поочередно, рассказ о том, что коробка была полная, а теперь стала пустая (показ – переворачивание пустой коробки), предметно-манипулятивный – вынимание кубиков из своих коробок детьми при помощи воспитателя и выкладывание их на поверхности стола, игровой – самостоятельное вынимание кубиков из коробок детьми, выкладывание их на стол, постройка простых конструкций: домик, поезд, башенка и т.д. | физпауза «Стук да стук» | повторение способов выкладывания кубиков из низкой коробки, накладывание кубиков друг на друга для создания конструкции, создание конструкций, придуманных самостоятельно или по заданию |
4: | -продолжать учить детей получать информацию о предмете через выполнение действий с кубом (устойчивая геометрическая фигура, одинаковые грани, качество материала, из которого он изготовлен, поверхность, величина); -продолжать развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить, ощупать и сложить по заданному качеству и т.д.; -продолжать формировать стремление детей манипулировать предметами (ощупывать предмет, перекладывать из руки в руку, пробовать катать, характеризовать предмет и его качества и т.д.); | занятие | Кубики разного цвета и величины, изготовленные из разных материалов и 2 коробки (10*10*3 см и 5*5*15 см) на каждого ребенка | наглядный – показ воспитателя (вынимает кубики из коробки и выкладывает на стол, показывая устойчивость, ощупывает и называет качества, предлагает классифицировать по выявленным качествам), словесный – описание действия вынимания кубиков поочередно, рассказ о том, что чувствуют руки при ощупывании и какие качества можно выделить только на ощупь, предметно-манипулятивный – вынимание кубиков из своих коробок детьми и выкладывание их на поверхности стол, самостоятельный анализ кубиков, игровой – самостоятельное вынимание кубиков из коробок детьми, выкладывание их на стол, постройка простых конструкций: домик, поезд, башенка и т.д., фантазирование и построение конструкций по своему замыслу | физпауза «Стук да стук» | повторение способов выкладывания кубиков из низкой коробки, повторение способов ощупывания и выделение качеств на ощупь, накладывание кубиков друг на друга для создания конструкции, создание конструкций, придуманных самостоятельно или по заданию |
5: | -продолжать учить детей выполнять действия с предметами, имеющими сквозное отверстие (разбирать и собирать пирамидку из разного количества деталей разной формы, величины на ощупь (не глядя); -продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук (правильно брать деталь, ощупывать не глядя и выбирать детали с заданной характеристикой только на ощупь, нанизывать на вертикальный стержень не глядя); -продолжать расширять сенсорный опыт детей при действии с разноцветными предметами разной величины и разными качественными характеристиками; | занятие | разнообразные пирамидки с деталями, имеющими сквозное отверстие, но не круглой, а иной формы | наглядный – показ воспитателя (не глядя, ощупывает деталь пирамидки, дает характеристику и нанизывает на соответствующий стержень), словесный – описание действия снимания деталей со стержня, описание процесса ощупывания и нанизывания на соответствующий стержень, предметно-манипулятивный – поочередное снимание деталей со стержня детьми, ощупывание и нанизывание деталей на соответствующий стержень, игровой – самостоятельное манипулирование с деталями пирамидки | физпауза «Заинька» | повторение способов ощупывания не глядя, умение рассказать о детали пирамидки, подбор стержней, соответствующих выбранной детали |
6: | -продолжать знакомить детей с особенностями куба в процессе практических действий по получению информации о материале, величине, устойчивости, его поверхности не глядя; -продолжать развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи по сравнению: выложить, переложить, классифицировать, объединить и т.д.; -продолжать формировать стремление детей самостоятельно оперировать с предметами кубической формы, создавая разнообразные постройки по собственному замыслу; | занятие | кубики из разнообразных материалов, разные по величине, поверхности на каждого ребенка (не менее 10 штук) | наглядный – показ воспитателя (ощупывание не глядя), словесный – описание того, что чувствует воспитатель при ощупывании и сравнение полученных ощущений с реальным предметом, предметно-манипулятивный – самостоятельной ощупывание кубиков с называнием его качеств и сравнением с предыдущими кубиками, игровой – самостоятельное создание разнообразных построек из кубиков по собственному замыслу | физпауза «Стук да стук» | повторение способов ощупывания и определения качеств кубиков не глядя, создание собственных построек по замыслу ребенка |
7: | -продолжать работу по сравниванию предметов по величине через формирование у них умения пользоваться уже известными приемами установления тождества и различия объектов по величине (наложение и приложение), учить активно использовать слова «такой же», «не такой, как», «большой», «маленький», «больше, чем», «меньше, чем»; -продолжать развивать умение описывать имеющиеся геометрические фигуры путем непосредственного манипулирования ими и «на глаз» (зрительно); -формировать желание создавать разнообразные объекты из имеющегося материала для развития творческого воображения; | занятие | плоские фигурки квадратов, кругов, треугольников трех размеров по 5 больших, средних и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые) | самостоятельно-опытный - манипулирование геометрическими фигурами для установления размерных соотношений с применением слов для сравнения, игровой – самостоятельное создание разнообразных объектов по собственному замыслу | физпауза «Стук да стук» | повторение способов сравнения предметов по величине путем наложения их друг на друга или приложения друг к другу, создание собственных объектов из имеющегося набора геометрических фигур |
Ноябрь 1: | -на эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить детей с физическими свойствами предметов конической формы в процессе практических действий (устойчивая геометрическая фигура, неустойчивая вершина, сужение предмета от основания к вершине); -продолжать развивать целенаправленные действия левой и правой рук при действии с колпачками большого размера и пальцев кистей рук при действии с колпачками маленького размера (складывать пальцы щепотью); -обогащать сенсорный опыт детей (ощупывать предмет, перекладывать из руки в руку для создания его описания (характеристики) и т.д.); | занятие | восемь, последовательно вкладывающихся один в другой, колпачков разного цвета в соответствии с основными цветами спектра | наглядный – показ воспитателя колпачков (выставляются колпачки на стол так, что детям виден только верхний – самый большой), словесный – опрос детей (что стоит на столе? Что вы видите?), описание действий каждого ребенка при снимании колпачков поочередно, сравнение колпачков по размеру после снимания всех колпачков, предметно-манипулятивный – поочередное снимание колпачков всей рукой или щепотью пальцев и выкладывание их перед собой, игровой – самостоятельное снимание колпачков, начиная с большого к самому маленькому и выкладывание их перед собой, обратное нанизывание колпачков друг на друга | физпауза «Дует ветер» | повторение способов манипулирования с предметами через снимание колпачков всей кистью руки и щепотью пальцев |
2: | -продолжать знакомить с различной величиной предметов-вкладышей через использование народной игрушки-матрешки; -продолжать учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но разные по величине (маленькие, большие); -продолжать развивать эмоциональное отношение к предметному манипулированию игрушками для создания общего представления о данном предмете; | занятие | двенадцать матрешек (шесть больших и шесть маленьких), два столика разной величины, двенадцать чашек (шесть больших и шесть маленьких), тележка для матрешек | наглядный – показ матрешек, которые приехали в гости к детям, словесный – рассказ воспитателя о том, что большие и маленькие матрешки приехали в гости, но произошла неприятность, они все рассыпались и не могут найти свою вторую половинку, чтобы стать целыми, предметно-манипулятивный – самостоятельное рассматривание половинок матрешек и попытки собрать их, создав целую (у каждого ребенка по три матрешки: 2 больших, 1 маленькая или 1 большая, 2 маленьких), игровой – рассаживание матрешек за соответствующие столы (больших за большой, маленьких за маленький) и угощение матрешек чаем | физпауза «Маленькие ножки, большие ножки» | повторение способов соотнесения предметов в соответствии с их размером через сравнение и непосредственное прикладывание деталей друг к другу |
3: | -на эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить детей с физическими свойствами предметов конической формы в процессе практического действия: ощупывания конусов разного размера, изготовленных из материала, с разной на ощупь поверхностью; -продолжать развивать мелкую моторику при манипулировании конусами; -продолжать обогащать сенсорный опыт детей (ощупывать предмет, перекладывать из руки в руку и т.д.); | занятие | восемь, последовательно вкладывающихся один в другой, колпачков разного цвета в соответствии с основными цветами спектра, а так же колпачки, изготовленные из разных материалов и разной величины | наглядный – показ воспитателя колпачков (выставляются колпачки на стол так, что детям виден только верхний – самый большой), показ принципа ощупывания колпачков разного размера и сравнивание размеров на ощупь, то есть не глядя, словесный – опрос детей (что стоит на столе? Что вы видите?), описание действий каждого ребенка при снимании колпачков поочередно, сравнение колпачков по размеру после снимания всех колпачков, предметно-манипулятивный – поочередное снимание колпачков всей рукой или щепотью пальцев и выкладывание их перед собой, непосредственное ощупывание колпачков, изготовленных из разных материалов и описание их характеристик, игровой – самостоятельное снимание колпачков, начиная с большого к самому маленькому и выкладывание их перед собой, обратное нанизывание колпачков друг на друга, создание возможных построек с составлением небольшого рассказа | физпауза «Дует ветер» | повторение способов снимания колпачков всей кистью руки и щепотью пальцев и непосредственного манипулирования колпачками при ощупывании для получения информации и качественных характеристиках |
4: | -продолжать знакомить с различной величиной предметов-вкладышей через использование народной игрушки-матрешки (для обыгрывания сказки «Репка»; -продолжать учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но разные по величине (маленькие, большие); -продолжать развивать эмоциональное отношение к предметному манипулированию игрушками; | занятие | набор игрушек-матрешек для инсценирования сказки «Репка», декорации для инсценировки | наглядный – показ игрушки-матрешек, которая приехала в гости к детям, сюрпризный момент – разложение одной матрешки на персонажей сказки «Репка» словесный – рассказ воспитателя о том, что все персонажи приехали в гости, чтобы показать сказку, предметно-манипулятивный –рассматривание персонажей и сравнивание их по величине и внешним характеристикам (чем и как отличаются персонажи друг от друга), игровой – обыгрывание сказки «Репка» | физпауза «Тянем-потянем» | повторение способов соотнесение предметов в соответствии с их размером через сравнение друг с другом, инсценировка сказки «Репка» |
5: | -на эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить детей с физическими свойствами предметов цилиндрической формы в процессе практических действий (устойчивая геометрическая фигура, подвижна, катается, если положить на бок); -продолжать развивать целенаправленные действия левой и правой рук при действии с цилиндрами большого размера и пальцев кистей рук при действии с цилиндрами маленького размера (складывать пальцы щепотью); -продолжать обогащать сенсорный опыт детей (ощупывать предмет, перекладывать из руки в руку и т.д.); | занятие | восемь, последовательно вкладывающихся один в другой, цилиндров разного цвета в соответствии с основными цветами спектра и разного размера (самый большой: высотой – 10 см, диаметр сечения – 10 см, маленький: высотой – 3 см, диаметр сечения – 3 см) | наглядный – показ воспитателя цилиндров (выставляются цилиндры на стол так, что детям виден только верхний – самый большой), словесный – опрос детей (что стоит на столе? Что вы видите?), описание действий каждого ребенка при снимании цилиндров поочередно, сравнение цилиндров по размеру после снимания всех цилиндров, предметно-манипулятивный – поочередное снимание цилиндров всей рукой или щепотью пальцев и выкладывание их перед собой, игровой – самостоятельное снимание цилиндров, начиная с большого к самому маленькому и выкладывание их перед собой, обратное нанизывание цилиндров друг на друга | физпауза «Маленькие ножки, большие ножки» | повторение способов снимания цилиндров всей кистью руки и щепотью пальцев |
6: | -познакомить детей с процессом соотнесения объемных геометрических тел и плоских геометрических фигур (куб, шар) через процесс обрисовывания контура геометрического тела и получение изображения геометрической фигуры; -развивать целенаправленные действия при соотнесении геометрического тела и геометрической фигуры через накладывание тела на фигуру и наоборот; -продолжать обогащать сенсорный опыт детей через непосредственное манипулирование телами и фигурами; | занятие | наборы из геометрических тел и фигур (куб - квадрат, шар - круг) на каждого ребенка | наглядный – показ воспитателя пары: геометрическое тело и геометрическая фигура одной величины и цвета, сравнивание тела и фигуры путем наложения тела на фигуру и наоборот, словесный – опрос детей (что вы видите? Что можете сказать об этой паре? Почему они похожи?), описание действий при соотнесении геометрического тела и геометрической фигуры, подведение к выводу о том, что геометрическое тело можно изобразить при помощи геометрической фигуры на плоскости, предметно-манипулятивный – поочередное сравнивание тела и фигуры детьми с анализом полученных результатов, игровой – самостоятельное сравнивание и создание объектов как из геометрических тел, так и из геометрических фигур | физпауза «Тянем-потянем» | подведение к пониманию того, что любое геометрическое тело может быть изображено как геометрическая фигура |
7: | -познакомить детей с процессом соотнесения объемных геометрических тел и плоских геометрических фигур (конус, цилиндр) через процесс обрисовывания контура геометрического тела и получение изображения геометрической фигуры; -развивать целенаправленные действия при соотнесении геометрического тела и геометрической фигуры через накладывание тела на фигуру и наоборот; -продолжать обогащать сенсорный опыт детей через непосредственное манипулирование телами и фигурами; | занятие | наборы из геометрических тел и фигур (куб - квадрат, шар - круг) на каждого ребенка | наглядный – показ воспитателя пары: геометрическое тело и геометрическая фигура одной величины и цвета, сравнивание тела и фигуры путем наложения тела на фигуру и наоборот, словесный – опрос детей (что вы видите? Что можете сказать об этой паре? Почему они похожи?), описание действий при соотнесении геометрического тела и геометрической фигуры, подведение к выводу о том, что геометрическое тело можно изобразить при помощи геометрической фигуры на плоскости, предметно-манипулятивный – поочередное сравнивание тела и фигуры детьми с анализом полученных результатов, игровой – самостоятельное сравнивание и создание объектов как из геометрических тел, так и из геометрических фигур | физпауза «Тянем-потянем» | подведение к пониманию того, что любое геометрическое тело может быть изображено как геометрическая фигура |
Декабрь 1: | -познакомить с процессом соотнесения изображения геометрической фигуры с объемной фигурой (геометрическим телом); -развивать действия соотнесения формы изображённого предмета с геометрической фигурой и подбора предметов по геометрическому образцу; -воспитывать желание манипулировать с разнообразными предметами для их познания; | занятие | Пять карт делят на 6 частей клетки, одну угловую клетку вырезают. Для прорези изготавливаются карточки с изображением геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник) – всего 5 шт. Для остальных пяти клеток изготавливаются карточки с изображением предметов разной формы, по 5 каждой формы, всего 25 шт. | пердметно-манипулятивный – дети сами рассматривают карточки с изображением предметов разной формы словесный – обсуждение детьми изображений на карточках, беседа о форме предметов фигур - какая она: круглой формы мяч, яблоко, шар и т.д., квадратной – коврик, платок, кубик и т.д. игровой – игра под руководством педагога, которая перерастает в самостоятельную игровую деятельность, если дети в состоянии справиться сами | физпауза «Маленькие ножки, большие ножки» | закрепление понимания того, что геометрическое тело может быть изображено как фигура на плоскости |
2: | -продолжать работу по закреплению способа соотнесения предметов по величине (наложение и приложение) при сравнении двух сериационных рядов предметов; -продолжать развивать действия соотнесения формы изображённого предмета с геометрической фигурой и подбора предметов по геометрическому образцу; -продолжать воспитывать желание манипулировать с разнообразными предметами для их познания; | занятие | картинки с изображением зверей – медведь, лиса, мышка, кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький), магнитная доска и по три квадрата постепенно убывающей величины на каждого ребенка. | наглядный – показ педагогом изображений зверей, словесный – обсуждение ситуации, в которой встретились трое друзей - медведь, лиса и мышка. Словесный – описание героев: были очень разные: медведь большой, лиса поменьше, а мышка самая маленькая, но давно дружили и решили жить вместе, предметно-манипулятивный – дети под руководством педагога, а затем самостоятельно пытаются построить один большой дом, многоэтажный, чтобы жить героям всем вместе. Игровой – драматизация через рассказ от имени героев: я медведь и я самый большой, мне нужна самая большая комната, пусть она будет внизу; я лиса и я поменьше, мне нужна комната поменьше, пусть она будет повыше; и я мышка и я самая маленькая, мне нужна самая маленькая комната, пусть она будет на самом верху. Сравнительно-поисковый - смотрите, девочки и мальчики, какой дом получился у зверей, как башня. Сравним комнаты – эта большая, эта поменьше, эта самая маленькая. А вы сможете построить такую башню? Давайте попробуем. Я думаю, что у вас всё прекрасно получится. Идём к столам и строим башню. | физпауза «Стук да стук, строим дом» | Закрепление понимания того, что все предметы отличаются друг от друга и основное качество – величина, по которой можно сравнивать предметы (в данном случае – герои) |
3: | -способствовать закреплению способа соотнесения предметов по величине (наложение и приложение) при сравнении двух сериационных рядов предметов; -закреплять способы действия соотнесения формы изображённого предмета с геометрической фигурой и подбора предметов по геометрическому образцу; -продолжать воспитывать желание манипулировать с разнообразными предметами для их познания; | занятие | картинки с изображением людей (семья) – папа, мама, ребенок, кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький), магнитная доска и по три квадрата постепенно убывающей величины на каждого ребенка. | наглядный – показ педагогом изображений людей, словесный – обсуждение ситуации, в которой семья собирается переехать в новый дом, чтобы у каждого была своя комната. Словесный – описание героев: были очень разные: папа большой - высокий, мама поменьше – не очень высокая, среднего роста, а ребенок самый маленький, но давно живут вместе и хотят для себя дом побольше. Обсуждение вопроса – почему людям разного роста необходимо комнаты разного размера, предметно-манипулятивный – дети под словесным руководством педагога, а затем самостоятельно пытаются построить один большой дом, многоэтажный, чтобы жить героям всем вместе, сравнительно-поисковый - смотрите, девочки и мальчики, какой дом получился у этой семьи. Сравним комнаты – эта большая, эта поменьше, эта самая маленькая, игровой – обыгрывание ситуации заселения людей в свои комнаты | физпауза «Стук да стук, строим дом» | Закрепление понимания того, что все предметы отличаются друг от друга и основное качество – величина, по которой можно сравнивать предметы (в данном случае – герои) |
4: | -обобщить весь ранее изученный материал с целью закрепления способов манипулирования с предметами (наложение, сравнение, сопоставление), -развивать умение работать самостоятельно через метод проб и ошибок в предметном манипулировании, -воспитывать чувство взаимопомощи при работе с материалами, | занятие | геометрические фигуры и объемные тела, раздаточный материал – игрушки животных, людей, машин и т.д. на каждого ребенка | -словесный – обсуждение способов манипулирования предметами и сравнения, -игровой – самостоятельное манипулирование предметами и создание построек по собственному замыслу | физпауза «Стук да стук, строим дом» | Развитие творческого воображения через создание построек по замыслу |
Декабрь 5, 6, 7 – Январь1, 2, 3, 4 | каникулы | |||||
Январь 5: | -знакомить детей с предметами круглой формы (шар) через простое манипулирование предметом (катать по ровной поверхности, катать между ладонями); -продолжать развивать целенаправленные действия с предметами круглой формы через нанизывание шаров одного цвета на стержень пирамидки; -продолжать обогащать сенсорный опыт детей через ощупывание предметов круглой формы; | занятие | пирамидки на каждого ребенка с нанизывающимися шариками (одного размера, одного размера) на стрежень, шарики одного цвета, но разного размера на каждого ребенка, коробочка для шаров, | наглядный – показ воспитателя шариков (выкладываются шарики разного размера на стол так, что детям виден каждый шарик), аналогично с шариками, нанизывающимися на стержень, словесный – опрос детей (что стоит на столе? Что вы видите?), описание действий каждого ребенка при ощупывании каждого шарика, сравнение шариков по размеру, аналогично и с шариками, нанизывающимися на стержень, предметно-манипулятивный – поочередное катание шариков по поверхности стола и в руках, снимание шариков со стержня всей рукой или щепотью пальцев и выкладывание их перед собой, игровой – самостоятельное снимание шариков и выкладывание их перед собой, обратное нанизывание шариков на стержень | физпауза «Шарики разбежались» | овладение способом снимания и нанизывания шариков на стержень, понимание формы шарообразных предметов через непосредстенное манипулирование, ощупывание и катание шариков по поверхности стола, пола и в руках |
6: | -знакомить детей с предметами, имеющими грани (кубиками) через ориентировочно-исследовательскую деятельность; -развивать пространственное воображение, умение сравнивать предметы по цвету и величине с опорой на действие вкладывания; -воспитывать умение помогать, сопереживать при выполнении задания; | занятие | восемь кубиков одного размера и цвета, две коробки разного размера с соответствующими крышками, | наглядный – показ воспитателя действия манипулирования кубиками (постройка домика, башни), словесный – опрос детей (что стоит на столе? Что вы видите? Что с этим можно делать?), описание действий каждого ребенка при ощупывании кубиков, сравнение кубиков по размеру и цвету, предметно-манипулятивный – самостоятельное ощупывание кубиков, проверка кубиков на возможность прокатить его по поверхности стола, самостоятельный поиск крышки к коробке для укладывания кубиков в коробку и ее закрывания, игровой – самостоятельное построение разнообразных поделок из имеющегося количества кубиков (домик, башенка, паровозик и т.д.), самостоятельная уборка игрового материала в коробки | физпауза «Стук да стук» | овладение способом манипулировать предметами, имеющими грани, создание построек по своему смотрению, умение соотносить предметы по величине |
7: | -знакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больший, накрывание меньшего большим; -развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения большого, среднего и указательного пальцев; -воспитывать ощущение величины предметов, выполняя задание с ориентировкой на одно свойство – величину; | занятие | набор из восьми одноцветных полых кубок (коробок), | наглядный – показ воспитателя полых предметов (кубиков или коробок) одного цвета, словесный – опрос детей (что стоит на столе? Что вы видите?), описание действий каждого ребенка при ощупывании кубиков, сравнение кубиков по размеру и цвету, предметно-манипулятивный – самостоятельное ощупывание кубиков, проверка кубиков на возможность прокатить его по поверхности стола, самостоятельное манипулирование кубиками – снимание кубиков друг с друга поочередно, вкладывание кубиков друг в друга, постройка башни через выставление кубиков по принципы меньший на больший, игровой – самостоятельное построение разнообразных поделок из имеющегося количества кубиков или коробок (домик, башенка, паровозик и т.д.) | физпауза «Большой и маленький» | овладение способом вкладывания и вынимания полых предметов относительно друг друга |
Февраль 1: | -учить действовать со сборно-разборными игрушками разного цвета и величины (бочата), состоящими из двух одинаковых частей (половинок) и учить открывать и закрывать бочата через разъединение и соединение двух одинаковых половинок; -развивать глазомер, мелкие движения пальцев, их цепкость и силу; -воспитывать чувство эмоционального удовлетворения от выполненной работы (подбора и соединения половинок в правильном порядке); | занятие | бочата – по две штуки на каждого ребенка (разной высоты и разного цвета), ленточки, бубенчики, салфетки, звучащие наполнители крупного размера, | наглядный – показ бочат, словесный – опрос детей (что стоит на столе? Что вы видите?), описание действий каждого ребенка при ощупывании бочат, сравнение их по размеру и цвету, объяснение, что в бочатах что-то лежит, предметно-манипулятивный – показ воспитателя и самостоятельное ощупывание бочат, самостоятельные попытки открыть и закрыть бочата, соединив последовательно обе половинки друг с другом, самостоятельное манипулирование бочатами – открывание, закрывание, поиск половинки для своего бочонка, проверка на звучание лежащих внутри предметов, игровой – самостоятельные игровые действия с бочатами всех размеров и цветов, поиск пары к своему бочонку, постройка башенок из половинок | физпауза «Кто в домике живет?» | овладение способом соединять две половины одного целого путем подбора и самостоятельной ориентировки среди предлагаемых предметов |
2: | -учить выполнять действия по соотнесению с эталоном геометрических фигур, различных по цвету, величине, пропорциям, -продолжать развивать способы манипулирования с плоскими предметами, -воспитывать ощущение величины предметов, выполняя задание с ориентировкой на одно свойство – форму; | занятие | два больших листа бумаги с контурным изображением круга и овала – «домики» фигурок-человечков, раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров по 3-4 штуки на каждого ребёнка, | -наглядный – показ изображений «домиков» для человечков и фигурки человечков, -словесный – рассказ педагога о том, что сегодня дети встречаются с жителями Царства фигурок-человечков. Знакомство с их именами: Это Круг. Это Овал. Сравнение фигур: Чем они похожи? Правильно, они катятся, без углов. Чем круг и овал отличаются друг от друга? Овал вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у круга, -предметное манипулирование – рассматривание домиков круга и овала и их сравнение через наложение, -игровой – самостоятельное оперирование маленькими кругами и овалами при поиске домиков для маленьких человечков – кругов и овалов | физпауза «Шарики разбежались» | закрепление способов сравнения фигур округлой формы через наложение фигур друг на друга и поиск подобных фигур при поиске домиков для маленьких кругов и овалов |
3: | -учить выполнять действия по соотнесению с эталоном геометрических фигур, различных по цвету, величине, пропорциям, -продолжать развивать способы манипулирования с плоскими предметами, -воспитывать ощущение величины предметов, выполняя задание с ориентировкой на одно свойство – форму; | занятие | два больших листа бумаги с контурным изображением квадрата, треугольника и прямоугольника – «домики» фигурок-человечков, раздаточный: квадраты, треугольники, прямоугольники разных цветов и размеров по 3-4 штуки на каждого ребёнка, | -наглядный – показ изображений «домиков» для человечков и фигурки человечков, -словесный – рассказ педагога о том, что сегодня дети встречаются с жителями Царства фигурок-человечков. Знакомство с их именами: Это Квадрат. Это Треугольник. Это Прямоугольник. Сравнение фигур: Чем они похожи? Правильно, они не катятся, у них есть углы. Чем они отличаются друг от друга?, -предметное манипулирование – рассматривание домиков треугольника, квадрата и прямоугольника и их сравнение через наложение, -игровой – самостоятельное оперирование маленькими квадратами, треугольниками и прямоугольникамми при поиске домиков для маленьких человечков – кругов и овалов | физпауза «Стук да стук, строим дом» | закрепление способов сравнения фигур с углами через наложение фигур друг на друга, при пересчете углов этих фигур и поиск подобных фигур при поиске домиков для маленьких квадратов, треугольников, прямоугольников. |
4: | -продолжать учить строить сериационный ряд через расположение предметов в порядке убывания; -развивать способы сравнения фигур при построении сериационного ряда через прикладывание фигур друг на друга; -продолжать воспитывать желание манипулировать с разнообразными предметами для их познания; | занятие | Картинка с изображением елочки, треугольники разной величины по 4-5 штук на каждого ребенка | -наглядный – показ картинки с изображением ёлки; образец построенной ёлки из треугольников разной величины, -словесный – анализ изображения елочки и построенной елочки из треугольников разной величины: Посмотрите на эту картинку. Это ель. Какого цвета ель? Да, зелёного. Даже осенью, когда все деревья желтеют, ель остаётся зелёной. И даже зимой ель зелёная. Есть такая загадка: зимой и летом одним цветом. Это ёлочка. Похоже, что на ствол дерева надеты юбочки: снизу большая, затем поменьше, ещё поменьше и самая маленькая. Посмотрите, я сделала ёлочку из цветной бумаги: снизу большая юбочка, т.е. большой треугольник, затем поменьше, ещё поменьше и самый маленький треугольник на самом верху. Эту ёлочку я сделала специально для вас, -предметное манипулирование – построение елочки из 4-5 треугольников разной величины | физпауза «Дует ветер нам в лицо» | закрепление способов сравнения фигур треугольной формы через наложение фигур друг на друга и поиск подходящих по величине фигур, закрепление способов манипулирования геометрическими фигурами при построении сериационного ряда |
5: | -продолжать закреплять представления об основных геометрических фигурах; -продолжать работу по развитию начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу); -продолжать воспитывать желание манипулировать с разнообразными предметами для их познания; | занятие | Фигурки-человечки Круг и Овал, Квадрата и Прямоугольника, игрушки-персонажи: кошка, заяц, геометрические фигуры квадрата и прямоугольника, раздаточный материал на каждую пару детей: круг, овал, кошка, заяц | -наглядный – показ фигурок-человечков Круга и Овала, Квадрата и Прямоугольника, -словесный и предметно-манипулятивный – беседа педагога о том, что сегодня мы снова встречаемся с жителями Царства фигурок-человечков. Давайте вспомним их имена. Это Круг. Это Овал. Чем они похожи? Правильно, они катятся, без углов. Чем круг и овал отличаются друг от друга? Овал вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у круга. А это Прямоугольник и его брат – Квадрат. Чем они похожи? И углов поровну, и сторон поровну. А чем прямоугольник отличается от квадрата? Прямоугольник вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у квадрата. -игровой – поиск подходящих ковриков после рассказа педагога: Я расскажу вам, что случилось с Прямоугольником и Квадратом, его родным братом. К ним в гости пришли Киска и Зайка и подарили им совершенно одинаковые коврики. Как же братьям разобраться и за коврики не драться? Киска и Зайка сказали, что надо на коврики наклеить картинки. Это была очень хорошая идея. Ведь у нас в д/с на шкафчиках наклеены картинки или ваши имена и дети ничего не путают, берут только своё. Киска: Ты не против того, чтобы я сделала коврик для Квадрата? Зайка: Хорошо, договорились. А я сделаю коврик для Прямоугольника. Киска взяла квадрат и наклеила его на один коврик. Зайка взял прямоугольник и наклеил его на другой коврик. Теперь Прямоугольник и Квадрат не перепутают свои коврики. Смотрите, какие красивые коврики получились. Это потому, что Киска и Зайка работали вместе, дружно. Посмотрите, Квадрат и Прямоугольник улыбаются, им понравились коврики. А теперь я хочу вам рассказать, что случилось с Кругом и Овалом. Они купили совершенно одинаковые коврики и теперь не могут разобраться, где чей. Мы поможем им? Да, попробуем. Я думаю, что у нас всё прекрасно получится. Дети делятся на пары по желанию, воспитатель раздаёт каждой паре игрушечных кошку и зайца, проговаривая вместе с ними, кто будет Киской, а кто – Зайкой и какие фигуры они будут наклеивать. Каждый ребёнок в паре наклеивает на свой лист бумаги (коврик) одну из геометрических фигур – круг или овал. | Физпауза «Кошка и птички» | закрепление способов манипулирования геометрическими фигурами при сравнении различных геометрических фигур |
6: | -продолжать работу на развитие представлений о необходимости единой точки отсчёта при соизмерении объектов по величине (высоте); -продолжать воспитывать желание манипулировать с разнообразными предметами для их познания; | занятие | Куклы-девочки разного роста, куб | -словесный – рассказ о том, что дети пришли в д/с и заспорили, кто из них выше. Обсуждение вопроса о том, как же узнать кто выше. На примере кукол - куклы меряются ростом. Куклы спорят, -предметно-манипулятивный - дети помогают разрешить спор: ставят кукол спинками, определяют, кто выше. Куклы продолжают меряться ростом, воспитатель незаметно подставляет под ноги кукле меньшего роста куб, -поисковый - перед детьми проблемная задача – правильно ли померились ростом куклы-девочки? Дети самостоятельно приходят к выводу, что при измерении ноги девочек-кукол должны быть на одной высоте. | Физпауза «Чтоб высоким стать, надо на носочки встать» | закрепление способов манипулирования геометрическими фигурами при сравнении различных геометрических фигур |
Март 1: | -продолжение работы по ознакомлению детей с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону; -закрепление способов манипулирования геометрическими фигурами с целью сравнения и выделения основных признаков; -обогащение сенсорного опыта детей. | занятие | Демонстрационный: большие фигуры - круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребёнка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины. | -словесный – рассказ-напоминание о Царстве фигурок-человечков. -игровой – игра с геометрическими фигурами Я умею рисовать круг, Могу в воздухе его нарисовать, Нарисую повсюду вокруг, Нарисую опять и опять. Я умею рисовать круг, На полу его могу нарисовать, Нарисую повсюду вокруг И могу без конца повторять. Я умею рисовать круг, Нарисую у тебя на спине, Нарисую повсюду вокруг, А кто нарисует мне? -предметно-манипулятивный – сравнение разнооборазных геометрических фигур методом наложения и выделения основных признаков -игровой – игра с фигурками-человечками. Давайте поиграем с фигурками-человечками. Будем укладывать их спать. Вот их кроватки. Это кроватка для круга. Посмотрите, она как раз ему впору, и т.д. Давайте всех уложим спать в свои кроватки. Дети переходят к столам, где выполняют задание. | Физпауза «Надуваем пузырь» | Закрепление способов манипулирования геометрическими фигурами для проведения операций анализа и синтеза |
2: | -продолжение развития представлений об основных цветах спектра; -развитие способов подбора предметов по словесному описанию; -обогащение сенсорного опыта детей. | занятие | Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями. | Словесный – описание хода игры, -игровой - сегодня мы будем играть в лото «Цвет». Вот карты, рассмотрите их. На каждой карте нарисованы предметы разных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового. Смотрите, у Дани есть самолёт и у Вани есть самолёт. Но у Дани самолёт красного цвета, а у Вани синего. Сейчас мы будем искать полностью одинаковые картинки. Будьте внимательны, и у вас всё прекрасно получится. Я достаю из коробки картинку, но вам не показываю. Скажу только, что на этой картинке самолет. Найдите у себя на карте самолёт. На карточке самолёт синего цвета. У кого на карте есть самолёт синего цвета? У кого самолёт синего цвета?... Правильно, Ваня, у тебя самолёт синего цвета. Возьми картинку и накрой ею свою карту, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у детей. Примечание. В более «сильной» подгруппе дети получают по две карты лото (т.о. играют трое детей). В более «слабой» подгруппе дети получают по одной карте лото (т.о. играют шестеро детей). | Физпауза «машинки и самолетики» | Закрепление представления об основных цветах спектра |
3: | -закрепление действий соотнесения формы различных предметов с эталоном, -продолжение работы по развитию начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по роли). | занятие | геометрические фигуры пяти форм (чеки), по одному предмету каждой из этих форм, тот же материал на каждую пару детей. | -словесный – описание ситуации и чтение стихотворения: В магазин пришли с работы Покупатели-еноты Покупать у продавца Два солёных огурца. - словесный – обсуждение ситуации: Кто бывает в магазине? Да, продавцы и покупатели. Что делает продавец? Что делает покупатель? -игровой – совместная игра воспитателя и детей, самостоятельная игра детей в парах | Физпауза «Разноцветная игра» | Закрепление способов соотнесения формы |
4: | -продолжение работы по ознакомлению с отношениями по величине при установлении соответствия между 2-3 предметными рядами; -развитие способов манипулирования предметами при сравнение предметов; -обогащение сенсорного опыта детей. | занятие | картинка с изображением 8-10 мишек, стоящих по росту с разницей в 2 см, 8-10 мисочек постепенно убывающей величины, 8-10 ложек в соответствии с величиной мисок; 8-10 мисочек, 8-10 ложек постепенно убывающей величины. | -словесный – описание сказочной ситуации с домиком: Дети, посмотрите, какой красивый домик! Как вы думаете, кто в нём живёт? Узнать, кто живёт в этом домике, нам поможет загадка: зимой спит, летом - ульи ворошит (медведь). Сейчас я подойду и посмотрю, кто живёт в этом домике. Да, мы отгадали загадку правильно, в этом домике живут медведи. Сейчас они придут к нам на полянку погулять. А я расскажу вам сказку про этих медведей… -игровой – имитация прогулки медведей: Давайте встанем и покажем, как медведи гуляли на полянке: как двигается мишка – тяжеловесный шаг вперевалку, но не топая, я мягко пружиня в коленях; руки мягко-округло разведены в стороны, вся поза «расширена» наружу – для передачи больших размеров персонажа. Медведи гуляют и разговаривают. Медведи пошли в свой домик. Воспитатель подводит детей к столам, на которых расположены лежащие в беспорядке миски и ложки. Покажите, как медведи расстроились, что мисочки и ложечки перепутаны. -игровой – самостоятельное кормление медведей с подбором соответствующей посуды для каждого из медведей | Физпауза «Мишка косолапый» | Закрепление работы по соотнесению предметов по величине и их назначению |
5: | -продолжение работы, направленной на развитие действия соотнесения формы различных предметов с эталонами; -закрепление способов манипулирования предметами в соответствии с поставленной целью; -обогащение сенсорного опыта детей. | занятие | Геометрические фигуры пяти форм, по два предмета каждой из этих форм, обруч. | -предметно-манипулятивный - оперирование предметами и игрушками разной формы. Дети определяют их форму – круглая, овальная и т.д. -игровой - воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому, к кому покатился обруч, взять фигуру, выбрать игрушку такой же формы и назвать эту форму. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы. Примечание: в более сильной подгруппе на столе могут лежать по три предмета каждой формы. | Физпауза «Сидели два медведя…» | Закрепление способов соотнесения предметов различной формы с эталонами |
6: | -продолжение работы по развитию действий соотнесения цвета предметов (включая оттенки) с эталоном цвета; группировка по цвету; -воспитание чувства эмоциональной отзывчивости при работе других детей | занятие | Листы бумаги шести цветов, и игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, листы бумаги, разделённые на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребёнка. | -словесный – рассказ педагогом сказки о сказочном царстве, где живут игрушки. Все игрушки живут в своих домиках: все синие игрушки – в синей комнате, все зелёные игрушки – в зелёной комнате, а красные (оранжевые, жёлтые, фиолетовые) игрушки?... А хотите сами посмотреть? -игровой – самостоятельное манипулирование предметами и соотнесение их по цвету с эталоном. Вот эти игрушки идут из детского сада домой и каждая должна попасть в свою комнату. Вот эта игрушка жёлтая, её комната – жёлтая и т.д. А хотите сами попробовать распределить игрушки по комнатам? Примечание: В более сильной подгруппе можно давать большее количество игрушек и их оттенков. | Физпауза «разноцветная игра» | Закрепление способов действий при соотнесении предмета с эталоном |
7: | -продолжать работу по закреплению представлений об овале, прямоугольнике и их названиях, -продолжение работы по обследованию формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону, -обогащение сенсорного опыта детей и развитие мелкой моторики и воображения. | занятие | фигурки-человечки (картонные Овал и Прямоугольник), два прямоугольных листа бумаги для работы на магнитной доске: один – с контурным изображением овала, другой – с изображением прямоугольника; по одному овалу и прямоугольнику, магниты. | -словесный – припоминание истории про Круг и Овал, -предметное манипулирование сь словесным пояснением – сравнение фигур: Это Прямоугольник. На какую фигуру он похож? … Да, прямоугольник похож на квадрат. Только прямоугольник более вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у квадрата. Если обвести пальцем прямоугольник, то мы почувствуем, что он похож на квадрат, только вытянутый, длинненький. Нарисуем пальцем в воздухе прямоугольник. Молодцы. А это Овал. На какую фигуру он похож? Да, овал похож на круг. Только овал более вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у круга. Если обвести пальцем овал, то мы почувствуем, что он похож на круг, только вытянутый, длинненький. Нарисуем пальцем в воздухе овал. У вас получился прекрасный овал! -самостоятельная игровая деятельность – украшение салфеток геометрическими фигурами, дети садятся за столы и выполняют аппликацию, наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарят салфетки той фигурке, для кого она сделана. | Физпауза «Разноцветная игра» | Закрепление представления о геометрических фигурах с углами и без них |
Апрель 1: | -продолжать работу, направленную на развитие представлений об отдельных параметрах величины предмета (длина); -закрепление способов применения правильной терминологии при назывании длины, высоты предметов (длинный, высокий); -обогащение сенсорного опыта детей | занятие | Две ленты одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета (красная – 1м, синяя – 50 см), закреплённые на палочках. | -наглядный – педагог выкладывает перед детьми две одинаковые по ширине ленты с контрастной разницей по длине и предлагает сыграть в игру «Кто скорей свернёт ленту», -игровой – игра «Кто быстрее свернет ленту?» Правила игры: вызванные дети по сигналу сворачивают ленту, вот так (показ воспитателя); выигрывает тот, кто скорей свернёт ленту. Внимание на длине лент не фиксируется. Выигрывает, естественно, тот, у кого лента короче. –поисковый – после проведения игры проводится ее анализ и дети замечают, что тот, у кого лента длиннее проигрывает. -проблемный- проведение повторно игры, при анализе игры указывается, что вызванные дети стремятся выбрать короткую ленту, чтобы обеспечить себе выигрыш в соревновании. «Почему вы выбираете именно синюю ленту?» -словесный – рассуждение и объяснение: если лента длиннее, то скручивается дольше, а если короче, то быстрее. -практическое предметное манипулирование - проверим, действительно ли ленты разной длины - сравниваем, прикладывая их друг к другу. | Физпауза «Паровозик» | Закрепление представлений об отдельных параметрах величины предметов и способах их сравнения |
2: | -продолжение работы по ознакомлению детей с шестью цветами спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, их названием и действием приравнивания к эталону; -развитие представления о цветовой гамме окружающих предметов; -обогащение сенсорного опыта у детей | занятие | листы бумаги (20х15см) шести цветов, посередине белый квадрат (8х8см), на котором нарисована мышка – мышкин домик; квадраты (10х10) тех же шести цветов – дверцы; игрушка – кошка. Раздаточный такой же материал меньшего размера – цветные листы (10х8см), белые квадраты на них (5х5см); цветные квадраты (6х6см); по три домика и шесть дверец на каждого ребёнка. | -словесный – загадка: Мохнатенькая, Усатенькая, Молоко пьёт, Песенки поёт. (Кошка или котик.) Мяу – мяу! Ой, кто это мяукает? … Наверное, к нам в гости пришёл котик. И правда, вот он! (Показ игрушки – кошки). Это кот Васька. -словесный – описание игрушки совместно с детьми: Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные! (Васька. К.Д. Ушинский) -игровой - игра с воспитателем: Боится мышка Ваську, спряталась в домик, а дверцу закрыть забыла. (Показать указкой, что именно имеется в виду под домиком и дверцей). Ай да мышка! Плохо позаботилась о своей безопасности – дверцу не закрыла. Девочки и мальчики, посмотрите на мою мышку. Сейчас я помогу ей получше спрятаться от Васьки. Я закрою дверцу в мышином домике. У моей мышки домик зелёного цвета. Какого цвета домик у моей мышки? … Я беру дверцу (нарочно жёлтую) и закрываю вход. Ой, ребята, посмотрите, как некрасиво получилось! Эта дверца не такого цвета, как домик. Домик моей мышки зелёного цвета, а дверцу я приставила жёлтого. Нет, здесь нужна зелёная дверца. Попробую ещё раз. (Нарочно беру дверцу красного цвета). А эта дверца такого цвета, она зелёная? … Нет, эта дверца красная. (То же с оранжевой, синей, фиолетовой дверцей). А эта дверца такого цвета (приставляю зелёную дверцу), как домик? … Да, правильно. Домик зелёного цвета и дверца зелёного цвета. Запомните: дверца должна быть такого же цвета, как и домик. Мышка спряталась в домике, кот Васька её ищет, кот Васька мышку чует, а достать не может. Ай да молодцы, спасли мышку. Но и Васька не сдаётся, пошёл других мышек искать. -самостоятельная игра детей Берегись, мышиный род, Васька всех ловить идёт! И правда, посмотрите, эта мышка не одна к нам в гости пришла, с нею вся её родня – весь мышиный род. (Рукой показываю детям столы, на которых приготовлен раздаточный материал). Проходите за столы, идём как мышки, тихонечко, на носочках, глазками смотрим на мышек, ручками не трогаем. Это мышки. Каждая мышка в домике. Мышки боятся Васьки и поэтому спрятались в свои домики. А дверцы закрыть забыли. Нам надо помочь мышкам закрыть дверцы, не забывая, что у дверцы и домика цвет должен быть одинаковый. Посмотрите, как я закрываю дверцы: красному домику красную дверцу, оранжевому домику оранжевую дверцу, жёлтому домику жёлтую дверцу, зелёному домику зелёную дверцу, синему домику синюю дверцу, фиолетовому домику фиолетовую дверцу. Теперь ваша очередь закрывать дверцы. Помогите мышкам спрятаться от Васьки. Закрывайте дверцы старательно, чтобы мышку не было видно. Я думаю, что у вас всё прекрасно получится! Положите перед собой первую мышку. У Вани первая мышка в фиолетовом домике, Ваня, какую дверцу будешь искать для домика? … Правильно, фиолетовую. Как ты думаешь, какая здесь дверца фиолетовая?... Давай проверим - прикладывай дверцу на своё место. Подходит эта дверца к этому домику? … Правильно, подходит/ Нет, не подходит, попробуй другую дверцу. Проверим, получится у Васьки съесть твою мышку. Нет, не получается. Васька не может достать твою мышку. Молодец, Ваня, с первым домиком у тебя всё получилось. Отложи его в сторону и закрой дверцу второго домика. А я посмотрю, как другие ребята закрывают дверцы. Котик ходит, котик смотрит, чью бы мышку ему съесть. Ай да молодцы ребята, всех мышек спрятали, всё правильно сделали. Так и остался Васька голодный. Не ешь, Васька мышек. Есть специальный кошачий корм. Я пойду домой, куплю в магазине корм и угощу тебя. | Физпауза «Тише, мыши, кот на крыше» | Закрепление названий шести цветов спектра |
3: | -закрепление представления у детей о круге, квадрате, треугольнике и их основных характеристиках (катится-не катится, есть углы-нет углов и т.д.) и их названиями, -закрепление приёмов обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону; -обогащение сенсорного опыта детей | занятие | Большие картонные фигуры: круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки. Одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера на каждого ребёнка. | -наглядный – показ персонажей истории: Колобок, Квадрат и Тругольник, -словесный – рассказ педагога о приключениях Треугольника и Квадрата, и обсуждение того, почему Треугольник и Квадрат не может кататься как Круг или Колобок, -манипулятивный – обведение силуэтов геометрических фигур в воздухе и пальчиком на столе Я умею рисовать круг, Могу в воздухе его нарисовать, Нарисую повсюду вокруг, Нарисую опять и опять. Я умею рисовать круг, На полу его могу нарисовать, Нарисую повсюду вокруг И могу без конца повторять. Я умею рисовать круг, Нарисую у тебя на спине, Нарисую повсюду вокруг, А кто нарисует мне? -игровой - д/и «Найди такую же» Колобок покатился по дорожке, вот так. Треугольник запрыгал по дорожке, вот так. Квадрат заскользил по дорожке, вот так. Долго ли, коротко ли - пришли они в один город. Давайте и мы с вами отправимся в этот город. Мы будем прыгать, как треугольник. (Дети прыгают к столам). В этом городе наступил вечер, и мамы стали звать детей с улицы домой. Сейчас я раздам вам мам, вы повторите за мной их названия и обведёте их пальцем. (Раздаю по одной фигуре - кругу, называя). А вот детки. (Раскладываю на стол по несколько фигур для приравнивания к эталону). Найдите мамам их деток. Вот так: берём, прикладываем и смотрим, подходит или нет; если не подходит, то ищем другую фигурку. Надо найти такую же фигуру. (То же с треугольником и квадратом). | Физпауза «Колобочки» | Закрепление представления об основных признаках геометрических фигур |
4: | -продолжать работу по развитию ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины); -закрепление умения манипулировать предметами с разными признаками с целью сравнения; -обогащение сенсорного опыта детей. | занятие | Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами (все фигуры на карте разного цвета); тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов, большей величины. | наглядный и словесный – показ фигур по одной фигуре и спрашивает: «У кого такая?» Если ребёнок отзывается, он получает её и закрывает соответствующую фигуру на карте. Если никто не отзывается, фигура откладывается в сторону, -игровой – продолжение игры до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах детей | Физпауза «Надуваем пузырь» | Закрепить умение ориентироваться на несколько признаков предмета для объединения их в группы |
5: | -продолжение работы по развитию представлений об основных цветах спектра, -продолжать формировать умение вести подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов, -обогащение сенсорного опыта детей | занятие | Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями. | -наглядный – рассматривание карт, где на каждой карте нарисованы предметы разных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового (показываю), -предметно-манипулятивный – работа со своими картами и сравнение их с картами других детей (смотрите, у Дани есть самолёт и у Вани есть самолёт. Но у Дани самолёт красного цвета, а у Вани синего. Самолёт есть не только у Дани и Вани, смотрите внимательно на свои карты, у кого ещё есть самолёт?) -словесный – беседа: У меня в руках самолёт синего цвета. У кого на карте есть самолёт синего цвета? У кого такая же картинка, то же самое и такого же цвета? ... Правильно, Ваня, у тебя такая же картинка. Возьми у меня картинку и накрой ею такую же картинку на своей карточке. В этой игре нужно на своих карточках найти точно такой же предмет, точно такого же цвета, как у меня на карточке. Будьте внимательны, и у вас всё прекрасно получится. Я достаю следующую картинку, посмотрите на неё внимательно. У кого такая же?... и т.д., -игровой - игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у детей. Примечание. В более «сильной» подгруппе дети получают по две карты лото (т.о. играют трое детей). В более «слабой» подгруппе дети получают по одной карте лото (т.о. играют шестеро детей). | Физпауза «Машины и самолеты» | Закрепление представлений об основных цветах спектра, закрепление умени вести подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов |
7: | -продолжать работу на развитие представлений об отдельных параметрах величины предметов; -обогащать сенсорный опыт детей | занятие | Набор парных предметов, в каждой паре отличие по одному из параметров (длине, высоте, ширине, толщине). | -игровой - водящий ребёнок выходит из комнаты, а в это время прячется один из парных предметов (например, толстая книга). Ребёнок должен отгадать, что спрятано. Игра повторяется, пока водящими не побудут все дети. | Физпауза не нужна, так как дети все время находятся в движении | Закрепление представлений об отдельных параметрах величины предметов |
8: | -продолжать закреплять умение у детей различать цвета и использовать названия цветов в речи; -продолжать закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник); -продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание. | занятие | Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры | -словесный – обсуждение ситуации с зайчиком и зайчихо: Появляется зайчиха с корзинкой и плачет, при этом рассказывает, что она купила своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона), -поисковый – решение с детьми ситуации, как же можно помочь зайчихе и ее зайчатам, -предметное минапулирование – поиск заплатки, при этом воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа. | Физпауза «Заинька, топни ножкой» | Закрепление способов различения цветов и названий цветов, а так же геометрических фигур |
Май: | Конечная диагностика |
Анализ результатов усвоения данной системы работы и ее продуктивности проводится на основании данных педагогического мониторинга для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с реализуемой «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сенсорного развития детей 1,5 - 2 лет Умники и умницы
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внеш...
Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы»
Цель:Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопо...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Викторина «Умники и умницы».
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены,...
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте "Умники и умницы"
Игра развивающей направленности...
Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы».
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь....
Речевое развития для родителей и детей подготовительной группы КВН «Умники и умницы»
Привлечение родителей к совместному мероприятию для установления хороших, доверительных отношений с детьми, способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от с...