Программа сенсорного развития детей 1,5 - 2 лет Умники и умницы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umniki_i_umnitsy_1_god_obucheniya.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 76 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Программа сенсорного развития
для детей 1,5-2 лет «Умники и умницы»
(1 год обучения)
Составитель: Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 76 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Заговорич Ирина Михайловна |
г. Сыктывкар
Актуальность:
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Занятия по сенсорному развитию, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Цель сенсорной работы в 1,5-2 года: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная.
Литература:
1. Венгер Л.А.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М.:1988, с.3-14, 34-80.
2. Под ред. Салахетдинова В. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Киев: «Полиграфкнига», 1973, с. 16-27
3. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
Краткое описание содержания работы:
№ | Тема занятия | Цель и содержание | Дидактический материал |
сентябрь | |||
1 | Подготовительная работа | ||
2 | Подготовительная работа | ||
3 | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания | Игрушки и игры из уголка сенсорного развития |
4 | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания | Игрушки и игры из уголка сенсорного развития |
5 | «большой», «маленький» | Познакомить детей с понятиями «большой» и «маленький» и учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». | Фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые) |
октябрь | |||
1 | «такие же» (одинаковые, похожие) | Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые» (наложение, приложение, совмещение). | Круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего) |
2 | «большой», «маленький» | Продолжать учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький» и оперировать ими. | Фигурки квадратов (кругов) трех размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего |
3 | «частички» | Формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т.д. Учить использовать знакомые геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т.п.) | Геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка |
4 | «такие же» (одинаковые) | Продолжать учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». | Круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего |
5 | «разные» | Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». | Круги и овалы одинаковые по цвету, величине, фактуре |
ноябрь | |||
1 | «вкладыши» | Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм | Грани геометрического куба (геометрические фигурки к ним) каждому ребенку |
2 | «разные» | Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». | Квадраты и прямоугольники одинаковые по цвету, величине, фактуре |
3 | «геометрическое лото» | Учить детей узнавать контуры знакомых геометрических фигур, изображенные на карточках | Карточки для геометрического лото с двумя видами геометрических фигур: круг и квадрат (различия в цвете) |
4 | «цветные палочки» | Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», « не такой», «разные». | Палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый. |
5 | «фигурки» | Учить детей сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы. | Геометрический куб с фигурками |
декабрь | |||
1 | «цветные палочки» | Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов спектре. | Палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый. |
2 | «бусинки» | Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. | Веревки по количеству детей, бусинки |
3 | «частички» | Продолжать формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т.д. Учить использовать знакомые плоские геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т.п.), пользуясь терминами «похож», «такое же как», «напоминает» | Геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка. Для продуктивности данного вида деятельности можно использовать не только круги, квадраты и треугольники, но и ввести другие многоугольники (5,6,8 угольники) без указания точного названия через использование понятия «многоугольник – потому что много углов» |
4 | Каникулы | ||
5 | Каникулы | ||
январь | |||
1 | Каникулы | ||
2 | Каникулы | ||
3 | «бусинки» | Повторять и закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. | Веревки по количеству детей, бусинки нетрадиционной формы: макароны, геометрические бусины, стержни от фломастеров и т.д. |
4 | «курочка и цыплята» | Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | Мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, желтого цвета) |
5 | «уголки» | Продолжать целенаправленную работу по ознакомлению с многоугольниками через использование многоугольников в создании разнообразных картин | Разнообразные многоугольники (по цвету, величине и количеству уголков) |
февраль | |||
1 | «домики и флажки» | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | Мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, красного цвета) |
2 | «огоньки ночью» | Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. | Гуашь красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4, черная бумага с альбомный лист |
3 | «снежинки» | Продолжить подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных). Закрепить технике нанесения мазка способом примакивания. Акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти. | Гуашь красная, зеленая, белая, синяя, кисть №4, черная или синяя бумага с альбомный лист |
4 | «апельсин» | Проводить детей к самостоятельному выбору цвета для изображения знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 возможных цвета, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением. | Гуашь красная, оранжевая, желтая, кисть №4, синяя бумага 1/2 |
5 | «частички» | Продолжать формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из самых разных частей, при объединении которых можно получить что-то целое. | Пазлы с крупными и легко узнаваемыми картинками для детей (от 2 деталей и более) |
март | |||
1 | «елочки и грибочки» | Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету | Мозаика или элементы конструктора «лего» (зеленого, красного цвета) |
2 | «гуси с гусятами» | Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов3 заданных цветов из пяти предложенных. | Мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, желтого цвета) |
3 | «помоги куклам найти свои игрушки» | Закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. | Куклы однотонных платьях (или с разноцветными бантиками) 8 цветов, грибочки и палочки |
4 | «бусинки большие и маленькие» | Продолжать учить детей чередовать предметы по величине. | Шнурки, бусинки разной величины и фактуры |
5 | «частички» | Закреплять представление о том, что все окружающие предметы состоят из самых разных частей, при объединении которых можно получить что-то целое. | Пазлы с крупными и легко узнаваемыми картинками для детей (от 4 деталей и более) |
апрель | |||
1 | «бусинки» | Учить детей чередовать предметы по форме. | Шнурки, бусинки |
2 | «двухцветная игра» | Учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства | Два ведёрка (большое-красное, маленькое-желтое), игрушки желтого и красного цвета, чудесный мешочек, игрушки Кошка и Собачка. |
3 | «бусинки» | Учить детей чередовать предметы по цвету. | Шнурки, бусинки |
4 | «шарики» | Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. | Шарики разного цвета |
5 | «большой», «маленький» | Закрепить умение детей подбирать предметы по величине, используя в обиходе слова «такой», «не такой», «большой», «маленький»; формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине. | Игрушки разной величины |
май | |||
1 | «форма» | Учить детей различать и называть знакомые геометрические объемные формы: шарик, кубик, кирпичик, пирамида. | Шарики, кирпичики и кубики и т.д. по количеству детей |
2 | «подбери по цвету» | Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету. | Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. |
3 | «умелые ручки» | Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение действовать согласно речевой инструкции воспитателя. | книга, кусочки ваты, камушки, перья, колючие резиновые шарики по количеству детей. |
4 | «форма» | Продолжать учить детей различать и называть знакомые геометрические объемные формы: шарик, кубик, кирпичик, пирамида, конус и шар. | Шарики, кирпичики и кубики и т.д. по количеству детей |
5 | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания | Игрушки и игры из уголка сенсорного развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сенсорного развития детей 2-3 лет Умники и умницы
В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания: на основе ощущений развивается восприятие, затем память, речь, а восп...
Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы»
Цель:Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопо...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Викторина «Умники и умницы».
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены,...
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте "Умники и умницы"
Игра развивающей направленности...
Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы».
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь....
Речевое развития для родителей и детей подготовительной группы КВН «Умники и умницы»
Привлечение родителей к совместному мероприятию для установления хороших, доверительных отношений с детьми, способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от с...