Детско- родительский проект "Огонь- друг или враг?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
В данном материале раскрыт проект разрешения противоречия выведенного детьми подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детско- родительский проект "Огонь-друг или враг?" | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» г.Сыктывкара
Проект по образовательной области познание
«Детско – родительский проект «Огонь - друг или враг?»
Возрастная группа: подготовительная
Подготовил:
Шемелина Ольга Александровна– воспитатель
Сыктывкар 2011
Паспорт проекта
Тема: «Огонь - друг или враг»
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный. С 2 ноября по 2 декабря.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Сказка», воспитатели группы, родители.
Образовательная область: познание, художественное творчество, социализация, безопастность, коммуникация, музыка.
Актуальность темы: дети в недостаточной степени имеют представление об осторожном обращении с огнём, о правилах пожарной безопасности: не знают правил безопасности при пользовании электроприборами и горючими веществами, не знают как вести себя при пожаре в квартире, в лесу; не имеют представления о работе пожарных. Участие детей в проекте «Огонь - друг или враг? » позволит максимально обогатить знания и представления детей по данной теме, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Девиз проекта: ««Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой! ».
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей и воспитание твёрдых противопожарных навыков.
Задачи проекта:
-Систематизировать знания детей по данной проблеме и создать общий положительный эмоциональный настрой.
- Развивать умение вести проектную деятельность, волевые действия.
-Воспитывать у детей твёрдые навыки осторожного обращения с огнём.
Предполагаемый результат:
-Дети должны получить представления о правилах пожарной безопасности, о необходимости осторожного обращения с огнём, о правилах безопасности при пользовании электроприборами и горючими веществами.
-Иметь простейшие представления о правилах поведения при пожаре в квартире, в лесу; иметь представления о работе пожарных.
-Различать понятия: чрезвычайная ситуация, происшествие, несчастный
случай, пожарник и пожарный.
-Выступить перед детьми другого детского сада с презентацией проекта «Огонь - друг или враг?»
Работа с детьми:
1.Рассматривание рисунков и фотографий в энциклопедиях и в художественной литературе.
2.Знакомство с литературными произведениями: С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
К. Чуковский «Путаница».
Е. Пермяк сказка « Как огонь воду замуж взял»
отрывки из познавательных энциклопедий, в которых отражены вопросы по данной теме.
3. Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы», «Что ты знаешь о…», «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Что будет, если…», « Кто быстрее потушит дом?», « Река времени»
4.Заучивание стихотворения «Огонь бушует…»
5.Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»
6.Непосредственно образовательная деятельность: коммуникация: развитие речи; познание: ознакомление с окружающим.
7.Диагостика знаний детей на тему: «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?» (до и после проекта)
8.Экскурссия в пожарную часть.
9.Экскурсия в библиотеку на тематическую выставку.
Роль родителей в реализации проекта:
1.Родительское собрание на тему: «Проекты - это серьёзно!»
Цель: знакомство родителей с педагогической технологией на примере любого детско- родительского проекта.
2.Оформление плана-схемы реализации проекта. Например: договориться о встрече с пожарными и т.д.
3.Участие семьи в мини-проектах. Например темы мини – проектов: «История пожарного транспорта», «Горючие вещества », «Народные пословицы и поговорки про пожар, огонь, спички», « Чем опасен дым?»,«Я бы в пожарные пошёл, пусть меня научат!», «История возникновения пожарной службы в Республике Коми»
4.Семейный конкурс плакатов на тему «Если в доме пожар…» изготовление из бросового материала макетов противопожарной техники используемой в старину, в наше время, в будущем.
5.Иллюстрирование сказки «Как огонь приручили… »
6.Подготовка мини-сценок в стихотворной форме на тему «Пожарный- герой!»
7.Мини - консультации в форме папок-передвижек на темы «Детские шалости с огнём », « Осторожно - электроприборы!», «Горючие вещества».
8. Участие семьи в мини-проектах. Например, темы мини – проектов: «История пожарного транспорта», «Горючие вещества », «Народные пословицы и поговорки про пожар, огонь, спички», « Чем опасен дым?», «Я бы в пожарные пошёл, пусть меня научат!», «История возникновения пожарной службы в Республике Коми» .
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
1.Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Противопожарные знаки».
2.Занятие по физкультуре на тему: « Огнеборцы»
3.Пение песни «Пожарные».
Продукт проектной деятельности:
Книжка для малышей « Если в доме пожар » , сборник стихов и песен по теме,, мини-доклады ( мини- проекты) , плакаты на тему «Если в доме пожар…» , подборка пословиц и поговорок , рекламные листовки: «Лесной пожар», сценарий презентации проекта: детско-родительское развлечение «Огонь – друг или враг!? »
Итоговое мероприятие. Открытое мероприятие детско-родительское развлечение «Огонь – друг или враг!? »
Этап | Раздел проекта | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Подготовительный | Утро, вечер. | познание, социализация. безопасность | Вводная беседа с детьми «Огонь – друг или враг!?» | «Народные пословицы и поговорки про пожар, огонь, спички» | Создание маршрута проекта для родителей совместно с детьми о начале проектной деятельности. | |||
Непосредственная образовательная деятельность | ||||||||
Утро, вечер. | физическая культура | НОД «Огнеборцы» | мини-сценки в стихотворной форме на тему «Пожарный- герой!» | плакаты на тему «Если в доме пожар…» (Акция) | ||||
Прогулка | познание, художественное творчествосоциализация. | Утренняя гимнастика «Огнеборцы» | Выставка книг «Пожарный герой» | |||||
Утро, вечер. | познание, художественное творчествосоциализация, музыка | НОД «Пение песни «Пожарные». » | Список домашних бесед с детьми (мини-доклады) | |||||
Утро, вечер. | познание, социализация. безопсность | НОД«Я бы в пожарные пошёл, пусть меня научат!» | Настольно-ПечатнаяИгра « Кто быстрее потушит дом?», | |||||
Утро, вечер. | познание социализация. ЧХЛ, художественное творчество | Иллюстрирование сказки «Как огонь приручили… » | ||||||
Утро, вечер. | познание, социализация. Безопсность, коммуникация | НОД ««История возникновения пожарной службы в Республике Коми» . » | Изготовление альбомов совместно с детьми (подборка пословиц и поговорок) | |||||
Прогулка | познание, социализация. коммуникация | Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» | «Что будет, если…», | |||||
Утро, вечер. | познание, художественное творчествосоциализация,коммуникация, музыка | НОД художественное творчество рекламные листовки: «Лесной пожар»» | Вернисаж «Работы детей» | Изготовление альбомов-докладов по теме «» | ||||
Утро, вечер. | познание, социализация коммуникация | Экскурсия в библиотеку на тематическую выставку. | Изготовление настольно-печатной игры ««Что было бы, если бы» | папка-передвижка « Осторожно - электроприборы!», | ||||
Прогулка | познание, социализация. коммуникация | Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» | Игра ««Что ты знаешь о…», , «Польза-вред», | |||||
Утро, вечер. | познание, художественное творчествосоциализация | НОД художественное творчеств «Противопожарные знаки» | Изготовление д/игры «Хорошо-плохо» | Изготовление книжек-малюток, раскрашек. | ||||
Утро, вечер. | познание, социализация. | НОД «Заучивание стихотворения «Огонь бушует…»» | Список рассказов, сказок для домашнего чтения в рамках проекта. | |||||
Утро, вечер. | познание, художественное творчествосоциализация,коммуникация | Выставка «Детские работы по теме проекта» | Настольно-ПечатнаяИгра « Кто быстрее потушит дом?» | |||||
Утро, вечер. | познание, художественное творчествосоциализация. | Чтение рассказов по теме проекта | Д/и « Река времени» | |||||
Прогулка | познание, художественное творчествосоциализация. | Экскурссия в пожарную часть | Издание книжек-раскрашек на тему | Выпуск книжек-малюток Книжка для малышей « Если в доме пожар » | ||||
Прогулка | познание, художественное творчествосоциализация. | |||||||
Заключительный | Утро, вечер. | познание, художественное творчествосоциализация,коммуникация, музыка. | Открытое мероприятие «Огонь – друг или враг!?» | папка-передвижка «Детские шалости с огнём » | ||||
Утро, вечер. |
Вывод:
Данный проект помог решить ряд поставленных нами задач:
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- освоить детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствовал развитию творческих способностей детей;
- способствовал умению наблюдать;
- способствовал умению слушать;
-способствовал развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствовал развитию мышления;
- увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развить воображение;
- развить внимание, память, речь.
Мы создали условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Результатом нашей проектной деятельностью стал открытый показ НОД «Огонь – друг или враг!?»
Опираясь на личный опыт можно сделать вывод, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Приложение№3
Цель:
В помощь в реализации проекта предложен практический материал:
- Паспорт проекта
- Содержание поэтапного планирования проекта
- Модель беседы (начало проекта)
- Сценарий презентации проекта (окончание проекта)
- Содержание сюжетно-ролевой игры «Пожарные»
Примечание:
В ходе проекта рекомендуется использовать следующую литературу ( как источник дидактических игр, художественного слова, материала для бесед и непосредственной образовательной деятельности, оформления плакатов, папок-передвижек и др.)
- Азбука здоровья в картинках. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. – 64 с.
- Журнал « Весёлая нотка» №6,2006г
- «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» Т.А. Шорыгина –М.: Творческий центр 2006.-64 с.
- Шалаева, Г. П. Большая книга профессий / Г. П. Шалаева. – М.: Филол. общество СЛОВО, 2005. – 239 с.
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
Содержание сюжетно-ролевой игры «Пожарные»
Цели: создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, её необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей.
Примерные игровые действия:
- вызов по тревоге
- использование техники специального назначения
- осмотр места происшествия, ориентировка на местности
- спасение пострадавших
- оказание первой медицинской помощи
- доставка необходимых предметов в район происшествия
- возвращение на базу
Предметно-игровая среда. Оборудование:
- набор техники специального назначения;
- рации, телефоны;
- планы, карты;
- символика пожарной службы;
- инструменты;
- защитные каски, перчатки;
- фонари, тросы, пульты управления;
- использование атрибутов из других игр, например «строители»
Модель беседы в подготовительной группе на тему: «Правила пожарной безопасности » (как начало проекта)
Цель: совершенствование знаний, умений и навыков детей по данной теме.
Задачи:
Образовательные: обогатить знания и представления детей о важности соблюдений противопожарных правил.
Развивающие: способствовать развитию умения делать обобщающие выводы. (аналитико-синтезирующее мышление.)
Воспитательные: воспитывать привычку осторожного обращения с огнём.
Оборудование и реквизит:
Плакат с изображением пожарного ((эмблема проекта и одновременно карта (план) маршрута проекта))
Ход:
Я хочу представить вам самого главного пожарного. Он приглашает нас ответить на его вопросы и вступить в общество «Друзей пожарных», но для этого надо правильно ответить на все его вопросы. Вы согласны? Тогда закроем глаза и все вместе дружно скажем волшебные слова: «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой!»
Посмотрите, появился конверт, а в нём листок с вопросами, ответив на которые правильно, мы сможем вступить в это общество.
Перечень вопросов: (они используются как диагностические в начале и в конце проекта)
1.Почему говорят: «в одном коробке сто пожаров?»
2.Почему возникают лесные пожары?
3.Почему во время пожара нужно стараться передвигаться нагнувшись?
4.По какому номеру нужно звонить при пожаре?
5.Какими должны быть пожарные?
6.Почему иногда новогодние ёлки являются причиной пожара?
7.Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
8. Почему иногда неисправные электроприборы являются причиной пожара?
9. Огонь - друг или враг?
Далее дети говорят свои версии ответов, возникает спор, на некоторые вопросы не находят ответа. Так возникает проблема, для решения которой требуется помощь разнообразных источников информации. Совместно с детьми воспитатель разрабатывает карту маршрута проекта (экскурсии в пожарную часть, поход в библиотеку, участие в семейных проектах, изготовление плакатов, листовок и т. д.). Эта карта помещается на видном месте в раздевалке, родители подключаются к проекту. Также в карте определяется дата завершения проекта в виде ток-шоу «Огонь - друг или враг?».
Поэтапное планирование проекта
ЭТАП | СОДЕРЖАНИЕ | РЕЗУЛЬТАТ |
1.Подготовительный Выбор темы | 1.Опрос детей на тему «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?» (Диагностика знаний детей до и после проекта) 2.Выбрать с детьми тему и девиз проекта 3.Спросить у детей что бы они предложили выполнить, куда сходить по данной теме. | - Вывод по ожидаемым ответам: у детей недостаточно точные знания, нет страха. - Оформить с детьми план – схему реализации проекта. |
2. Разработка проекта | ||
3. Реализация проекта | Сбор информации: - 1.Рассматривание рисунков и фотографий в энциклопедиях и в художественной литературе. 2.Знакомство с литературными произведениями: отрывки из познавательных энциклопедий, в которых отражены вопросы по данной теме. 3. Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы», «Что ты знаешь о…», «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Что будет если…», « Кто быстрее потушит дом?», « Река времени» 4.Заучивание стихотворения « Огонь бушует…» 5.Сюжетно-ролевая игра « Служба спасения» 6.Непосредственно образовательная деятельность: коммуникация: развитие речи; познание: ознакомление с окружающим; изодеятельность; физическая культура. 7.Экскурссия в пожарную часть. (с ответным словом детей: стихи, песни) 8. посещение библиотеки (с целью получения более полной информации: стихи, рассказы…) 9. выход в соседнюю группу 10.просмотр мультфильмов на противопожарную тематику. |
Результат: -Накопление познавательного материала, новой информации |
4. Анализ | - Книжка для малышей « Если в доме пожар » , сборник стихов и песен по теме,, мини-доклады ( мини- проекты) , плакаты на тему «Если в доме пожар…» , подборка пословиц и поговорок и загадок , рекламные листовки: «Лесной пожар», сценарий презентации проекта. Выставка работ, поделок, рисунков.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».
Тема встречи «Цветные ладошки» Применение нетрадиционных способов рисования в ИЗО деятельности....
Детско-родительское тренинговое занятие "Вместе играем, друг-друга понимаем! "
Данное занятие предназначено для того, чтобы показать родителям различные формы игрового взаимодействия с ребенком и улучшения эмоциональной обстановки в семье. Может использоваться в работе педагога ...
Конспект детско-родительского тренинга "Навстречу друг другу"
Конспект детско-родительского тренинга "Навстречу друг другу"...
Конспект сценария встречи в детско-родительском клубе"Навстречу друг другу"тема встречи:"Умницы и умники"старшего дошкольного возраста.
Конспект встречи разработан для детей старшего возраста....
Тренинг детско - родительских отношений "Как мы чувствуем друг друга!"
Гармонизация эмоциональных связей в семье....
Сценарий встречи в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу», по теме:«По сказочным дорожкам».
Сценарий встречи способствует развитию у детей и родителей коммуникативных способностей, умению владеть вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа, готовности к импровиза...
Детско-родительский тренинг «Мы друг другу улыбнемся»
laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет...