Перспективное планирование экспериментальной деятельности в работе с дошкольниками
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

Соболева Любовь Ильинична

Представлено перспективное планирование по каждой возрастной группе детского сада по экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности  во 2-младшей группе.

Сентябрь: Адаптация, игры с песком и водой :                                                      « Подземные переходы»                                                                                        Цель: Сформировать элементарное представление о песке, о его форме.   Материал: песочница, песок; лопаточки, совочки, ведерки по количеству детей.                                                                                                            «Волшебные замки»                                                                                                        Цель:  Познакомить со свойствами песка, его особенностями .                Материал: песочница, песок; лопаточки, совочки, ведерки ,кубики  по количеству детей.                                                                                                                 «Волшебные фигуры»                                                                                              Цель: Расширить представление о свойствах песка, формировать навыки работы с песком.                                                                                          Материал: песочница, песок ; формочки для игр в песке, лопаточка, совочек по количеству детей.                                                                                   «Поливаем песочек»                                                                                                Цель: Продолжать знакомство со свойствами песка: сухой и мокрый.        Материал: песочница, песок, леечка, вода ; формочки для песка, совочки по количеству детей.

Октябрь:                                                                                                    «Испечем мы пирожки»                                                                                         Цель: Формировать навыки работы с песком, закрепить свойства песка: сухой и мокрый.                                                                                                              Материал: песок, вода , контейнер для работы с песком ,тарелочки ,салфетки. « Кашу варили и цыплят кормили»                                                                      Цель: Закрепить свойства песка сухой -сыпется , мокрый -не сыпется. Материал: песок, контейнер для работы с песком, вода, кастрюлька, цыпленок , ложечка, тарелочка, салфетки.                                                                     «В гостях у Капельки»                                                                                           Цель: Расширить представления о воде: вкус и цвет.                                Материал: «Капелька»(игровой персонаж), стаканчик с водой, ложечка , салфетки , альбомный лист.                                                                                                              «Волшебная мельница»                                                                                                   Цель: Сформировать представления о воде ,свойствах воды: переливается, разливается.                                                                                                       Материал: Мельница, вода, контейнер для работы с водой, Дедушка Ваня(игровой персонаж)

Ноябрь:                                                                                                                      «Как испечь нам пирожки?»                                                                                     Цель: Познакомить со свойствами песка: сухой можно просеять, мокрый-нет.         Материал: Песок ,сито, вода ,контейнер для работы с водой , салфетки, тарелочки, кукла и мишка (игровой персонаж).                                                          « Волшебная водичка»                                                                                             Цель: Расширить представление о свойстве воды: прозрачная.             Материал: стакан, вода, контейнер для работы с водой , мелкие игрушки, салфетки, Умка (игровой персонаж).                                                                      «Куда бежит ручеек?»                                                                                                    Цель: Знакомство со средой обитания воды - река.                                        Материал: Картинки о воде, альбомный лист, карандаши, «Капелька»(игровой персонаж).                                                                                « Вода у меня дома»                                                                                               Цель: Расширить представление о значении воды для жизни человека, о необходимости воды у нас дома ,ее экономии.                                           Материал: сюжетные картинки о назначении воды, «Капелька»(игровой персонаж),вода, контейнер для работы с водой ,детская  посудка , салфетки.

Декабрь:                                                                                                                     « Снежинки»                                                                                                                Цель: Знакомство со свойствами снега: холодный и тает на ладони.  Материал: снег, стаканчики , ложечки , «Снежинка»(игровой персонаж).       «Почему плачет снег?»                                                                                          Цель: Знакомство со свойствами снега: тает в помещении ,во дворе нет, так как там зима.                                                                                                    Материал: : снег, стаканчики , ложечки , «Снежинка»(игровой персонаж).       «Снегурочка»                                                                                                                  Цель: Закрепить свойства снега: холодный, но тает на ладони и в помещении, а во дворе нет.                                                                                                Материал: фигурка из снега («Снегурочка»)-игровой персонаж, контейнер для работы с водой , салфетки.                                                                                                                                                                                               « Заколдованная водичка»                                                                                      Цель: Знакомство со свойствами льда: гладкий, прозрачный ,вода при низкой температуре становиться льдом.                                                                       Материал: Льдинки, контейнер для хранения льда, Умка(игровой персонаж).

 Январь:                                                                                                           «Разноцветные льдинки»                                                                                           Цель: Знакомство со свойствами льда и красок: цветной и бесцветный.    Материал: льдинки, контейнер для работы с водой, краски, кисточки, салфетки, Умка(игровой персонаж).                                                          «Волшебная мельница»                                                                                              Цель: Сравнение свойств воды и песка: песок пересыпается, вода переливается.                                                                                                   Материал: вода, песок, контейнер для песка и воды, стаканчики, мельница (игровой материал).                                                                                            «Фокусы с водичкой»                                                                                                    Цель: Знакомство со свойством воды: переливание из больших сосудов в маленькие и наоборот.                                                                                     Материал: вода, контейнер для воды, маленькие и большие емкости для воды, Умка (игровой персонаж).

Февраль:                                                                                                                             «Мы делили апельсин»                                                                                             Цель:  Обогатить представления детей о разнообразных качествах (мягкая, тонкая, плотная) и свойствах (рвется, мнется, намокает) бумаги.              Материал: игрушки: волк и белка ,ваза ,коробка апельсинового сока .На каждого ребенка: “Апельсины”, вырезанные из салфеточной и альбомной бумаги ,салфетка, альбомный лист,  стаканы, сложенные способом оригами из салфеточной и альбомной бумаги ,тарелочка.                                   «Волшебная коробочка»                                                                                             Цель: Продолжать знакомить со свойствами бумаги: виды бумаги и применение.                                                                                                    Материал: бумага разного качества, коробочка, Умка (игровой персонаж). «Разноцветная водичка»                                                                                        Цель: Обогатить представления детей о свойствах воды: окрашивание воды с помощью красок.                                                                                            Материал: вода, контейнер для воды, краски разных цветов, салфетки, стаканчики, Умка(игровой персонаж).                                                         «Сказка про водичку и луковичку»                                                                         Цель: Расширить знания о значении воды для прорастания лука- проращивание лука в контейнере.                                                                 Материал: Контейнер с пророщенным луком, вода, (огород на окошке).

Март: 

 «В гостях у Незнайки»                                                                                               Цель: Обогатить знания детей о растворении различных веществ в воде: сахара, соли.                                                                                                       Материал: Незнайка(игровой персонаж), сахар, соль, стаканчики, салфетки. «Волшебный моторчик»                                                                                             Цель: Дать представление о свойствах магнита: притягивает предметы.   Материал: Мишка (игровой персонаж), машинки, игровое поле.   «Заколдованная водичка»                                                                                       Цель: Закрепление свойств снега.                                                                   Материал: вода, снег , контейнер для работы с водой, Умка (игровой персонаж).

 «Почему плачет сосулька?»                                                                                     Цель: Сформировать представление о состояние льда и снега при смене времени года.                                                                                                    Материал: сосулька,  контейнер для работы с водой, сюжетные картинки о состоянии снега и льда весной, Умка(игровой персонаж).

Апрель:

«Живая водичка»                                                                                                   Цель: Расширить представление о значении воды для растений.                   Материал: сюжетные картинки по теме, вода, цветы в горшочках.                «Готовим огород»                                                                                                      Цель: Обогатить знания детей о значении воды для семян: замачивание и проращивание семян.                                                                                       Материал: контейнер для семян, вода, семена , салфетки.                       «Волшебный горшочек»                                                                                            Цель: Закрепить знания детей о значении воды для роста растений. Материал: пророщенные семена, контейнер для семян, вода, салфетки.    «Маленький росточек»                                                                                           Цель: Провести экспериментирование с рассадой- значение воды для роста растений.                                                                                                          Материал: контейнер с рассадой, вода, салфетки, Мишка(игровой персонаж).

Май:

«Волшебный сундучок»                                                                                              Цель: Дать представление о камнях и их свойствах.                                     Материал: различные камешки, тарелочки, коробочка(сундучок), Умка(игровой персонаж).                                                                                     «Помоги Незнайке»                                                                                                Цель: Формировать умение сравнивать, находить сходство и различие. (песок и камни)                                                                                                                  Материал: Незнайка(игровой персонаж), камешки ,песок, контейнеры для работы с песком и камешками.                                                                   Диагностика.

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе

Сентябрь:                                                                                                                          « Волшебный сундучок»                                                                                         Цель: Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении.                                                                                  Материал: Сундучок с разными предметами, футляры от киндеров, чеснок, апельсин, лимон, сахар, соль ,Умка(игровой персонаж).               «Музыкальная комната»                                                                                  Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.                                                                                                            Материал: бубен, стакан , газета ,металлофон , деревянная линейка. «Прозрачная вода»                                                                                                    Цель:  Выявить свойства воды(прозрачная ,без запаха ,льется ,имеет вкус).       Материал: Две непрозрачные банки, стеклянная банка, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.                                               « Вода принимает форму»                                                                                            Цель:  Выявить, что вода принимает форму сосуда ,в который налита.  Материал: воронки ,узкий и высокий стакан , резиновая перчатка, надувной шарик, целофан.пакет, таз с водой подносы, цвет. Карандаши, альбомные листы с зарисован.формой сосудов.                                                                                      

Октябрь:                                                                                                                                « Какие предметы могут плавать?»                                                                 Цель: Дать представление о плавучести предметов.                                       Материал: большой таз с водой , резиновые , деревян. Шарики , гайки, шурупы, шишки , подносы ,сачки, по количеству детей.                                         « Мыльные пузыри»                                                                                                 Цель: Познакомить со свойствами мыльных пузырей , способом изготовления.                                                                                                     Материал: Мыло, жидкое мыло, петля с ручкой из проволоки, подносы , стаканчики, вода.                                                                                                 «Подушка из пены»                                                                                                     Цель:  Развивать представление о плавучести предметов в мыльной пене.    Материал: контейнер с водой , различные предметы, губка, мыльный раствор , пипетка, деревянные палочки.                                                                       «Воздух-Невидимка»                                                                                                Цель: Расширить представление о свойствах воздуха .                                  Материал: воздушные шары, целлофановые пакеты, альбомные листы, цветные карандаши.                                                                                          

Ноябрь:                                                                                                           «Волшебный воздух»                                                                                                 Цель: Дать представление о том , что воздух может двигать предметы. Материал: лист бумаги, палочка, кусочек пластилина, контейнер с водой.      « Каждому камешку свой домик»                                                                                  Цель: Классификация камней по форме , цвету, размеру, особенностями поверхности.                                                                                                       Материал: картинки–схемы ,различные камешки , коробочки.                                 « Камешек и глина»                                                                                                   Цель: Выявить свойства камня и глины.                                                         Материал: дощечки для лепки ,камешки , песок.                                                       «В гости к Мишке»                                                                                                          Цель: Закрепить представление о свойствах песка и глины.                         Материал: дощечки для лепки , вода, контейнер для воды, песок, глина, салфетки.

Декабрь:                                                                                                                          «Свет повсюду»                                                                                                         Цель: Показать значение света, познакомить с источниками света.               Материал: сюжетные картинки , лампочка, свеча, фонарик , сундучок.                           « Свет и тень»                                                                                                          Цель: Познакомить с образованием тени от предметов.                                    Материал: оборудование для теневого театра , фонарь.                                             « Волшебная льдинка»                                                                                                   Цель: Выявить ,что лед твердое вещество , плавает, тает, состоит из воды. Материал: картинки с изображением айсберга, маленькие льдинки, холодная вода , тарелочки.

Январь:                                                                                                                      «Тающая льдинка»                                                                                                       Цель:  Определить от чего тает лед, закрепить свойства воды.                       Материал: миска с холодной и горячей водой, формочки со льдом, краски , ложка, веревочки.                                                                                                             « Разноцветные шарики»                                                                                             Цель: Получить путем смешивания разных цветов разные оттенки.              Материал: баночки с водой, краски, гуашь, альбомные листы, Умка( игровой персонаж).                                                                                                                 «Цветной снеговик»                                                                                                      Цель: Закрепить свойства снега и воды.                                                             Материал: баночки с водой, краски, гуашь, салфетки, контейнер для работы с водой, снег.

Февраль:                                                                                                           «Таинственные картинки»                                                                                         Цель: Дать представление о свойствах цветного стекла.                             Материал: цветные стекла, карандаши, альбомные листы.                                  «Все увидим, все узнаем»                                                                                          Цель: Познакомит с приборами помощниками –лупой и ее назначением. Материал: лупа, мелкие предметы для рассматривания , альбомные листы, цветные карандаши.                                                                                          «Песочная страна»                                                                                                      Цель: Сформировать умение выделять свойства песка.                                 Материал: песок, вода, лупа, клеевые карандаши , листы плотной цветной бумаги.                                                                                                                              « Куда убежала вода?»                                                                                               Цель: Выявить ,что песок и глина по -разному впитывают воду, выделить их свойства.                                                                                                           Материал: контейнеры с песком и глиной, стаканчики, вода, лупа.

Март:                                                                                                                          «Водяная мельница»                                                                                                  Цель: Дать представление о том , что вода может двигать другие предметы. Материал: игрушечная мельница, контейнеры с водой, салфетки, фартуки.                                                                                         «Звенящая вода»                                                                                                         Цель: Показать, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Материал: подносы, ковшики, палочка-удочка с различными предметами.      « Волшебная коробочка»                                                                                         Цель: Показать детям , что вес предмета зависит от материала.                Материал: сенсорный ящик, различные предметы, емкость с песком, с водой.    « Ловись рыбка, и мала, и велика»                                                                          Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы         Материал: игра – магнитная рыбалка, несколько предметов, вода , рабочие листы.

Апрель:                                                                                                                      «Фокусы с магнитами»                                                                                             Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами.                    Материал: разные предметы, магнит, контейнер с водой, Волшебный гусь(игровой персонаж).                                                                                   «Солнечные зайчики»                                                                                              Цель: Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечные зайчики.                                                                                          Материал: зеркала.                                                                                                             « Что растворяется в воде?»                                                                                     Цель: Показать растворимость и нерастворимость в воде отдельных предметов.                                                                                                              Материал: мука, сахар, соль ,стиральный порошок , стаканы с водой , палочки , сюжетные картинки.                                                                                      « Волшебное зеркало»                                                                                                Цель: Познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать.                                                                                                           Материал: зеркала , ложки, стеклянная палочка, фольга, шарик воздушный , рабочие листы.

Май:                                                                                                                                 « Волшебное сито»                                                                                                           Цель: Познакомить со способом отделения камешков от песка , мелкой крупы от крупной при помощи сита.                                                                           Материал: крупы, песок, мелкие камешки, сито, ведерки, совки.

«Цветной песок»                                                                                                        Цель: Познакомить со способом изготовления цветного песка.                     Материал: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы.        « Игры с песком»                                                                                                      Цель: Закрепить представления детей о свойствах песка.                            Материал: песочница, игрушки для работы в песке.                                 «Фонтанчики»                                                                                                   Цель: Закрепить свойства воды и предметов. Диагностика.

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе.

Сентябрь:                                                                                                                 Диагностика.                                                                                                            Экскурсия в детскую лабораторию.                                                                                  Цель: Уточнить  представление о том, кто такой ученый, что такое наука, о назначении детской  лаборатории ,о правилах поведения в ней.                Материал: Умка(игровой персонаж), баночка с водой, яблоки, мяч,металлофон.

Октябрь:                                                                                                                              « Какая бывает вода?»                                                                                                             Цель:  Расширить  знания о свойствах воды.                                                       Материал:   сосуды разной формы, алгоритм  выполнения опыта соломинка-пипетка, контейнер с водой, передники, ведерки с водой, пипетки.                                                                                                     «Путешествие водички»                                                                                            Цель: Познакомить с веществами  растворяемыми в воде, способами очистки. Материал: контейнер с водой, сосуды разной формы, разные растворители, фильтры бумажные, передники.                                                                              «Сила тяготения»                                                                                                            Цель :Дать представление о силе тяготения.                                                  Материал: глобус, небьющиеся предметы, Умка(игровой персонаж).        «Упрямые предметы»                                                                                                    Цель: Познакомить со свойством  предметов –инерция.                            Материал: игрушечные машины, небольшие игрушки , монеты, простые карандаши, рабочие листы.

Ноябрь:                                                                                                               «Волшебные стеклышки»                                                                                        Цель: Познакомить детей с приборами для наблюдения- лупой, микроскопом, биноклем.                                                                                                              Материал: микроскоп , лупа, бинокль , различные мелкие предметы, сюжетные картинки.

«Волшебные игрушки»                                                                                            Цель: Познакомить с понятием «сила», «трение», закрепить умение работать с микроскопом.                                                                                                Материал: игрушки, мелкие предметы, микроскоп ,бумага , карандаши.           « Хитрые фокусы»                                                                                                     Цель: Познакомить с фокусом ,основанном на физическом явлении - инерция.                                                                                                               Материал: Сырые и вареные яйца, небьющиеся стаканы с водой, передники, листы бумаги.                                                                                                                « Поход в магазин»                                                                                                      Цель: Познакомить с прибором для измерения массы- чашечными весами , научить способам их использования.                                                             Материал: Вата, крупа, два пакета, весы , различные предметы для взвешивания.

Декабрь:                                                                                                                             « Волшебный воздух»                                                                                                            Цель: Расширить представления детей о свойствах воздуха. Закрепить умение  пользоваться чашечными весами.                                                    Материал: веер, чашечные весы ,листы бумаги, кусочки апельсина, воздушные шарики, чеснок.                                                                                    «Золотое солнышко»                                                                                              Цель: Познакомить с понятием световая энергия, свойства солнца.              Материал: настольная лампа ,предметы из различных материалов , бумага, ножницы, нитки.                                                                                                    «Почему дует ветер?»                                                                                       Цель: Познакомить с причиной возникновения ветра , уточнить представления о свойствах воздуха.                                                             Материал: рисунок, схема изготовления вертушки, свеча.                               «Почему не тонут корабли»                                                                                     Цель: выявить соответствие формы ,размера предмета с весом.                 Материал: контейнер с водой, различные предметы, Умка(игровой персонаж).

Январь:                                                                                                          «Путешествие Капельки»                                                                                       Цель: Познакомить с круговоротом воды в природе.  Значение воды для жизни человека.                                                                                                Материал: эл.чайник , стекло ,сюжетные картинки , схема круговорот воды в природе, глобус.                                                                                             «Волшебная линейка»                                                                                               Цель:  Расширить представления детей о мерах длины , познакомить с измерительными приборами.                                                                            Материал: Сантиметровая линейка, лента, бумага, простые карандаши , шнур.                                                                                                                 «Юный исследователь»                                                                                                  Цель: Развивать умение выполнять опыты по схеме, познавательную активность.                                                                                                           «Почему не тонут айсберги»                                                                                       Цель: Уточнить представления о свойствах льда.                                       Материал: контейнер с водой, кусочки льда, маленькие  пластм.рыбки , разные емкости, картины с изображением айсберга.

Февраль:                                                                                                         «Необитаемый остров»                                                                                              Цель: Объяснить детям почему появились острова.                                        Материал: Карта Мира, модель острова, передники салфетки.                 «Извержение вулкана»                                                                                                       Цель: Познакомить с природным явлением –вулканом, причиной его извержения.                                                                                                              Материал: карта, картина с изображением вулкана, сода ,уксус, клей картон, сухая краска, моющая жидкость , бумага ,пипетка.                                                   « Волшебная гора»                                                                                                      Цель: Познакомить детей со способами  изготовления соленого теста, опыты с ним.                                                                                                                   Материал: алгоритм приготовления соленого теста , миска, вода, соль, коробка, пищевой краситель.                                                                                         « Волшебная палочка»                                                                                                  Цель: Познакомить с явлением –магнетизм , проведение опытов.               Материал: магниты, компас, металлические предметы, воздушный шарик, резинка, карандаши, бумага.

Март:                                                                                                                           «Мой волшебный телефон»                                                                                       Цель: Познакомить с понятием звук, причиной возникновения звука. Материал: линейка, проволока, спички, нитки.                                                               « Как наладить телефон?»                                                                                         Цель: Обобщить представление о звуке.                                                          Материал: расческа, часы, чашечки , камешки, резиновый мяч, предметы из бросового материала, рабочие листы для опытов.                                         «Волшебная флейта»                                                                                                        Цель: Развивать умение сравнивать различные звуки, самостоятельную и познавательную активность.                                                                           Материал: пластинка, рупор, игла, ножницы, картинки –схемы, соломинки. «Юный космонавт»                                                                                                         Цель: Уточнить представление о солнечной системе ,развивать умение работать по алгоритму.                                                                                    Материал: сюжетные картинки, мука, линейка, карта, совок, картинки –схемы.

Апрель:                                                                                                                 «Секретные записки»                                                                                                  Цель: Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил , способы их проявления, развивать самостоятельную активность детей.                                                                                                                    Материал: лимон, чашки, листы бумаги ,настольная лампа, краски, помидор, яблоко, йод.                                                                                                                         «Что такое молния?»                                                                                                     Цель:   Познакомить с причиной возникновения молнии, понятием «электричество».                                                                                                 Материал:  воздушные шары, шарфик, линейка , пластилин, скрепка.                                                                                     «Почему горит фонарик»                                                                                          Цель: Уточнить представления о значении электричества для людей , познакомить с батарейкой.                                                                             Материал: карманный фонарик, картинки сюжетные, коллаж, лимоны, проволока , скрепки, бумага.                                                                         «Волшебный театр»                                                                                                     Цель: Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться , развивать любознательность.                                                                                             Материал: бумага, булавки, книги , огрстекло ,шаблоны разных фигурок ,простые карандаши , картон, калька.

Май:                                                                                                                     «Волшебная радуга»                                                                                                  Цель: Познакомить со свойством света превращаться в радужный свет , упражнять в изготовлении мыльных пузырей.                                               Материал: чайные ложки, стаканы ,миски , палочки , стеклянная призма, картинка « Радуга».                                                                                                           « Забавные фокусы»                                                                                                       Цель: Развивать любознательность , наблюдательность.                                       Материал: ложки, миски, два яблока, мелкие предметы, повязка.

Диагностика.

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Сентябрь:                                                                                                             Диагностика.                                                                                                                      Игры: «Что изменилось?», «Прятки».                                                                          Цель: Познакомить детей с новым оборудованием уголка любознательности, развивать любознательность, познавательную активность.                                 Материал: Умка (игровой персонаж), контейнеры для работы, материал для экспериментов, фартуки.

Октябрь:                                                                                                                   «Быстрые капельки»                                                                                                      Цель: Выявить способность воды проходить через грунт. Закрепить свойства воды.                                                                                                                     Материал: контейнер с водой, землей, песком, стаканчики, фартуки. «Фильтрование воды»                                                                                                Цель: Закрепить свойства воды, значение воды для жизни человека.    Материал: контейнер для воды, вода, бумажный фильтр, салфетки, фартуки.          «Путешествие по реке»(2занятия:Свойства бумаги и воды )                                       Цель: Обобщить знания детей о свойстве бумаги и воды.                                            Материал: контейнер с водой, сюжетные картинки, бумага, Умка ( игровой персонаж), кораблики бумажные.

Ноябрь:                                                                                                                               « Приключения Буратино»                                                                                              Цель: Познакомить детей со свойством дерева и его свойствах в воде.  Материал: Буратино(игровой персонаж), контейнер с водой, салфетки, бумага, карандаши.                                                                                                               « Замок Снежной королевы»                                                                                          Цель: Обобщить знания детей о свойствах воды при замерзании.                   Материал: контейнер с водой , маленькие льдинки, краски, гуашь, салфетки, поднос, стаканчики, фартуки.                                                                                        « Игрушки для лесной елочки»                                                                              Цель: Создать условия для расширения представлений детей о методах получения льда.                                                                                                  Материал: контейнер со льдом, краски, стаканчики, фартуки, поднос. «Встреча Снеговика и Ледовика»                                                                            Цель: Закрепить понимание связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. Развивать логическое мышление.                                           Материал: сюжетные картинки , снег в стаканчиках, маленькие льдинки в контейнерах.

Декабрь:                                                                                                             «Заплесневелый хлеб»   (долговременные опыты)                                                                                           Цель: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.  Материал: кусочки хлеба пшеничного, пакет, тарелочка.                                                                                                « Растущие малютки»                                                                                                   Цель: Подбор условий для  роста мельчайших организмов экспериментальным путем.                                                                                Материал: контейнер с водой, пакет, кусочек хлеба, тарелочка.

Январь:                                                                                                                             «Волшебная линеечка»                                                                                                 Цель: Обобщить знания детей об измерительных приборах, умения сравнивать их между собой.                                                                            Материал: линейка, метр, веревочка, лист бумаги, карандаши.                                                 «Строим сказочный городок»                                                                                      Цель: Закрепить умение пользоваться измерительными приборами. Материал: линейка, бумага, карандаши, Умка( игровой персонаж). «Волшебная бумага»     ( 2 занятия)                                                                                            Цель: Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон , выявлять зависимости.                                                                                       Материал: разная бумага, вода, контейнер для работы с водой , краски, клей, салфетки, фартучки, ножницы, Умка(игровой персонаж).    

  Февраль:                                                                                                                            « Копировальная бумага»                                                                                            Цель: Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка.                                 Материал: копировальная бумага, рисунки, карандаши, альбомные листы.     « Открытка папе»                                                                                                      Цель: Закрепить свойства копировальной бумаги. Подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.   Материал: копировальная бумага, рисунки, альбомные листы, карандаши.    «В гостях у Бумажной Феи»                                                                                             Цель: Закрепить знания детей о свойствах бумаги, развивать самостоятельную и познавательную активность детей при проведении опытов.                                                                                                             Материал: контейнер с водой, разная бумага, клей, стаканчики разной формы, альбомные листы, карандаши, краски, гуашь, салфетки, фартучки.

Март:                                                                                                                          «Звуки в воде»                                                                                                             Цель: Подвести детей к выявлению особенностей передачи звуков на расстоянии ( звук распространяется через жидкие и твердые тела).             Материал: контейнер с водой , различные предметы, стаканчики, палочки, стеклянная баночка, салфетки, фартучки.                                                          «Спичечный телефон»                                                                                               Цель: Развивать конструктивные и исследовательские способности. Материал: спичечные коробочки, нитка, ножницы, спички, бумага, карандаши, рисунок –схема.                                                                           «Солнечный зайчик»                                                                                                  Цель: Познакомить детей с явлением солнечный зайчик.                             Материал: зеркало, стекло, ткань, бумага ,настольная лампа.

«Разведчики»                                                                                                              Цель: Подвести детей к пониманию, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его нет.                      Материал: ширма, зеркало, настольная лампа.

Апрель:                                                                                                                      «Свеча в банке»                                                                                                          Цель: Выявить , что при горении изменяется состав воздуха( кислорода становится меньше).                                                                                           Материал: банка стеклянная , свеча, контейнер с водой, ширма, альбомные листы, карандаши.                                                                                                          «Как задуть свечку из воронки»                                                                                Цель: Выявить особенности взаимодействия огня и воздушного вихря.    Материал: банка, воронка, свеча, спички ,веер , контейнер с водой.                    «Как потушить огонь»                                                                                                Цель: Подвести детей к выявлению способов тушения огня различными материалами: вода, песок, пена, толстое одеяло.                                         Материал: контейнер с водой, вода, песок, толстое одеяло, банка, свеча, спички, воронка.

Май:                                                                                                                                    « Знакомство с весами»                                                                                               Цель: Подвести детей к еще одному способу измерения веса предметов; знакомство и сравнение различных видов весов.                                            Материал: различные весы, предметы из разного материала, тарелочки, бумага, карандаши.                                                                                                            «Сыр для пластилиновой вороны»                                                                              Цель: Подвести к пониманию, что при изменении формы предмета его вес остается неизменным.                                                                                        Материал:  Куски пластилина разной формы, бытовые весы, « Пластилиновая ворона» ( игровой персонаж), поднос, бумага, ручка.                                                                   Диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование экспериментальной деятельности

Материал для подготовительной группы, содержит описание опытов с водой, воздухом, почвой, песком....

Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить прис...

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.Задачи:• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментально...

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе

Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума,развивает стремление к познанию мира, все познавательные...

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Цель: развитие познавательного интереса и любознательности детей в процессе опытно-исследовательской деятельности....