Конспект занятия для дошкольников среднего возраста по ознакомлению с окружающим «Шестиногие малыши»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Расширить и закрепить знания детей о насекомых, местах их обитания, об особенностях поведения в природе.
Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для дошкольников среднего возраста по ознакомлению с окружающим
«Шестиногие малыши»
Цель: Расширить и закрепить знания детей о насекомых, местах их обитания, об особенностях поведения в природе.
Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал: Маски, картинки с изображением насекомых и деревьев, искусственные цветы, елка искусственная, модель муравейника.
Предварительная работа: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках», беседы о весне и лете, наблюдение на участке за насекомыми и растениями, разучивание стихотворений и загадок о насекомых, изготовление масок с изображением насекомых.
Ход занятия
Воспитатель читает письмо от Старичка-Лесовичка. Он приглашает детей на экскурсию в лес – понаблюдать за насекомыми.
Воспитатель: (показывает картинки с изображением пчел).
Побываю я в лесу,
Там я пчелок найду.
И шумят, и жужжат,
И работать спешат!
Инсценировка рассказа К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках». (Участники воспитатель и дети).
Воспитатель: Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки. Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули она в окошечко – разведать: ушел ли снег, и лед и холодный северный ветер?
Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке.
Пчелки: Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали!
Яблонька: Нет. Вы прилетели слишком рано; мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни разузнать.
Воспитатель: Полетели пчелки к вишенке.
Пчелки: Вишенка, милая! Нет ли у тебя цветочков для голодных пчелок?
Вишня: Наведайте, милочки, завтра. Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.
Воспитатель: Полетели пчелки к тюльпану; заглянули в его пеструю головку; но не было в них запаха, ни меду. Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветок. Это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата, и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой веселенькие.
Кто строит домики для пчел? (Человек)
Как они называются? (Улей, ульи).
(Показывает картинки с изображением пчелиных сот и ульев).
Пчела из воска строит соты – большие пластины с шестигранными ячейками. Сюда они откладывают нектар, который со временем подсохнет и превратится в мед. Вспомним загадку о пчеле?
Ребенок: Домовита хозяйка
Пролетает над лужком.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Воспитатель: Мед очень полезен. Им лечатся при кашле и простуде.
Дети, назовите насекомое, похожее на пчелу. Правда, он толще, тяжелее. (Шмель).
Посмотрите, он летит к нам.
Шмель: Шмель, тяжелый,
Полосатый,
Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал: - Трудна работа!..
Ведь цветам в саду
Нет счета!
Воспитатель: Шмель тяжелый, а крылья у него маленькие, но сильные. Они бьют по воздуху часто-часто. (Показ картинки).
Ребенок: Я веселый майский жук,
Знаю все сады вокруг.
Над полянами кружу,
А зовут меня Жу-Жу.
Почему зовут Жу-жу?
Потому что я жужжу!
(Летит и находит другого жука, который «сидит на листочке»).
Инсценировка стихотворения М.Веховой «Разговор с жуком».
1-ый жук: Эй, Жук! Мой друг!
Расскажи, где ты живешь?
Что нас в гости не зовешь?
Ты себе построил дом?
2-ой жук: А зачем мне строить дом?
Я живу под лопухом!..
Широка его ладошка, будто взлетная дорожка!
Посмотри, я зажужжал…
Я завелся! Побежал…
И взлетел! И лечу, куда хочу-у-у-у-у…
(«Летит» за своей подружкой – божьей коровкой).
Божья коровка: Платье в горошек у божьей коровки.
Божьей коровке плохо в коробе.
Божью коровку пальцем не трогай,
Пусть уползает зеленой дорогой,
Пусть улетает синей дорогой,
Божью коровку не надо, не трогай!
Воспитатель: (Показ картинки с изображением жуков).
Почему нельзя обижать насекомых? (Ответы).
Каких жуков вы еще знаете? (Ответы)
Игра «Жуки»
Дети встают в круг. Воспитатель выводит за его пределы несколько детей – жуков. Это большая комната, в которой много окон. Все ушли, а окна в комнате не закрыли (дети расцепляют руки).
Вдруг влетели жуки, загудели «ж-ж-ж», стали летать по комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись (дети берутся за руки). Попались жуки!
Но они смело полетели к окнам, ударились о стекло и упали. Лежат на спинке барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам, перевернем их на брюшко, откроем окна и выпустим на волю. Пусть улетают.
Дети давайте пройдемся по «лесу», остановимся у ели и рассмотрим муравейник под ней.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион! (Муравейник)
Что за жильцы живут в этом домике? (Муравьи)
Как муравьи находят свой домик? (По муравьиной дорожке)
А как найти дорожку? (По запаху)
Посмотрите, сам муравей идет к нам!
Ребенок: Муравьишки-торопышки, не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке тащат зернышки да крошки.
Муравью нельзя ленится, муравей живет трудом:
Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай!
Воспитатель: Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он домой ее несет.
Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
Но зато, какой хороший муравьи возводят дом.
Давайте, ребята, превратимся в муравьев и поползаем как эти насекомые.
Дети, посмотрите, какие красивые цветы. Возьмите по цветку и разложите их на ковре. Какая красивая поляна получилась! А теперь уберите цветы. Что произошло? (Не стало красоты). Снова разложите. А теперь красиво? (Ответы).
Ребенок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Воспитатель: Какие цветы появляются весной первыми? (Мать-и-мачеха, фиалка, медуница). (Показ картинок)
Какое насекомое издали напоминает цветок, а подойдешь поближе, оно вспорхнет и улетит? (Бабочка).
(Вылетают бабочки).
1-ый ребенок: Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел…
2-ой ребенок: Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел…
(Показ картинок с бабочками, спрашивает каких они знают).
Давайте полетаем, как бабочки.
А сейчас поиграем в игру «Кого не стало».
(Четыре ребенка в шапочках (масках) насекомых становятся в ряд. Дети называют насекомых, а затем отворачиваются. Одно насекомое улетает. Дети поворачиваются, определяют, какого насекомого не стало).
Ребенок: Я на кусте у родника не тронул сети паука.
Я поглядел на муравьев: У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал и никого не напугал.
Нигде воды не замутил.
В лесу я просто погостил!
Воспитатель: Вот мы и погуляли в лесу; не разрушили муравейника, не сорвали цветов, не нарушили тишины. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Ознакомление с качествами предметов" для детей младшего дошкольного возраста
Учить детей различать и называть качества "твердый", "мягкий", активизировать в речи детей слова "мнется", "нельзя мять". Развивать наблюдательность, внимание....
Конспект-занятия по обучению детей правильному дыханию "Зачем носик малышам"
От правильного дыхания во многом зависит здоровье ребенка , его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо — и кровообращение в легких, снижают спазм бр...
Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Построим городок малышам»
Программное содержание:Активизировать поисковую деятельность детей.Продолжать учить детей анализировать схемы и образцы построек.Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми дет...
Конспект занятия НОД Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением/социальным миром в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет. «23 февраля-день рождения Российской армии»
Дать детям представления об армии, о родах войск, о том, что 23 февраля - день рождения Российской армии....
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением и социальным миром) в группе раннего возраста «Кто в домике живет?».
Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, приучать находить и показывать игрушки по названию....
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в группе раннего возраста «Петушок и его семейка».
Учить детей узнавать на картинке и в игрушках домашних птиц ( петушок, курица) и их детенышей (цыпленок) и называть их....
Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. Тема: формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста "Экспериментальная лаборатория"
Материал и оборудование: белые халаты-2 детских,1 взрослый; различные изделия из стекла; стакан- пластмассовый, бумажный, керамический; разноцветные стеклянные шарики; трубочки; карточки для игры, инт...