Проект "Зеленый лучок"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Вот идет в огород развеселый народ.
Надо лучок посадить, всех в округе удивить
Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.
Дружно все копаем, лучок мы сажаем.
Не успели посадить, надо нам лучок полить
В руки лейку мы взяли, лучок поливали
Солнышко припекай наш лучок согревай
Лучок вырастет большой,
Будем кушать мы с тобой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektzelenyy_luchok.doc_luk1.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ЗЕЛЕНЫЙ ЛУЧОК»
Проект «Зеленый лучок» разработан в МБДОУ «Детский сад №2 «Сказка» Чувашской Республики г. Ядрин воспитателем 1-ой квалификационной категории Сторожевой Галиной Меркурьевной, под руководством заведующей ДОУ Карповой Т.Е., ст. воспитателя ДОУ Барченковой О.М.
Проект предусматривает целенаправленную работу по закреплению знаний об овощах и формированию представлений о ценности лука. Срок проекта – 2 месяца. Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, предметной среды ДОУ. Проект превышает стандартный образовательный уровень дошкольников. В ДОУ созданы условия для развития проекта «Зимний сад», наглядный материал в методкабинете, ИКТ, участок земли на территории детского сада для выращивания овощей, природный уголок в групповых комнатах, «грядки на подоконниках».
Введение
История репчатого лука теряется в глубине веков. Считается, что лук был «окультурен» человеком по крайней мере 4 тысячи лет тому назад. Случилось это где-то в Азии, скорее всего на территории современного Ирана или Афганистана. Изображения лука найдены на стенах пирамид древнеегипетских фараонов. Это растение упоминается в клинописи древних шумеров и в Библии. В Древнем Риме его выращивали для нужд армии на специальных участках специально обученные люди. Уже в то время человечество было хорошо осведомлено о лечебных свойствах лука. Он считался универсальным лечебным средством, и современная медицина это не опровергает. Употребление в пищу лука очень полезно при атеросклерозе и болезнях сердца, особенно если основу питания составляют продукты с высоким содержанием жира. Вещества, содержащиеся в этом растении, подавляют синтез холестерина и тем самым уменьшают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Регулярное употребление лука препятствует повышению содержания сахара в крови. Кроме того, лук насыщает наш организм витаминами, подавляет вредные микробы и является отличным профилактическим средством против гриппа, насморка и простуды. Помогает он и при кашле: для этого рекомендуют съесть луковицу, отваренную в молоке.
Так что совсем недаром на Руси когда-то говорили: «Лук помогает от семи недуг». Впрочем, особенно увлекаться луком не стоит. Все хорошо, но в меру. Специалисты московского Института питания Академии медицинских наук считают оптимальным потребление каждым человеком 7-10 килограммов лука ежегодно. Злоупотреблять им не стоит тем, у кого имеются тяжелые заболевания почек, печени и желудка, например, язва желудка и двенадцатиперстной кишки. В этом случае лук просто противопоказан.
Так же лук ценился как приправа к блюдам, поэтому немаловажное значение лук имеет в жизни человека.
Анализ внешней среды
Не секрет, что дети дошкольного возраста с самого рождения по природе своей исследователи, первооткрыватели того мира, который их окружает. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Всем известно, что детей пяти лет называют «почемучками». Ребенок самостоятельно не может найти подробный ответ на интересующие его вопросы. Ему в этом готовы помочь всегда педагоги дошкольного звена. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Лук, хоть репчатый, хоть зеленый, издавна ценился и почитался людьми.
Лук применялся как лечебное средство, как дополнение к пище. Нередко дети боятся и не любят этот горький овощ. И задача педагогов: расширить знания детей о луке, привить к нему уважение и интерес.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Анализ внутренней среды
Наблюдая за детьми во время еды, я обратила внимание, что дети не любят лук; замечая лук в пище, не хотят есть то или иное блюдо, или едят без аппетита.
Возникла проблема, которую нужно решать.
Конечно, не лук главное в еде, но и не последе. А чтобы полюбить его, нужно узнать , как он появился, как его люди стали применять в пищу; как его выращивать и понять, сколько сил, труда и терпения нужно приложить, чтобы у нас на столе был лук.
В различных программах, реализуемых в процессе образовательной деятельности дошкольных учреждений, этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Наш детский сад «Сказка» располагает большим участком земли, отведенной под выращивание овощей. В магазинах есть отделы реализации овощей, рынок. Дети часто видят, как их родители покупают лук; люди, живущие в частном секторе, выращивают лук на приусадебных участках. Поэтому, хотелось бы привить детям знания о выращивании лука, о его пользе.
В средней группе, чтобы систематизировать работу по проекту, провела первичную диагностику по образовательной области «Познание». Что выявило поверхностные знания детей о луке, его ценности. Поэтому, в мае месяце совместно дети с родителями под руководством воспитателя решили разбить на приусадебном участке детского сада грядки для выращивания лука.
Цель проекта:
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.
Задачи проекта:
1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком.
2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц, делать выводы.
3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в почве, стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.
4. Повторение правильного и бережного отношения к природе.
5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда, рассказывать о своей деятельности
6. Учить выделять полезные свойства лука.
Объекты исследований:
- Строение, функции и значение частей растения (корень, луковица, перья)
- Фактор неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на рост и развитие растения.
- Применение человеком (в приготовление пищи, консервирование, в лечебных целях).
Ожидаемый результат:
- Умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Иметь представление о значении лука в жизни человека.
Этапы осуществления проекта:
- Подготовительный этап:
- Создание технической базы для детского экспериментирования(оборудование, природный материал-лук).
- Диагностика.
- Отражение цели и задач.
- Реализация проекта:
- Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
- Практическая часть:
- Беседа
- Чтение литературы
- Наблюдения
- Игровая деятельность
- Продуктивная деятельность
- Позавательно-исследовательская деятельность (опыты)
- Просмотр детских презентаций
- Практическая деятельность в огороде
- Заключительный этап:
Обобщение результатов работы, анализ, закрепление, диагностика (результативно-сравнительный анализ)
Формы работы над проектом «Зеленый лучок»
- Беседа
- Работа с моделями
- Рассматривание иллюстраций
- Просмотр презентаций
- Наблюдение
- Чтение литературы
- Развлечение
- Продуктивная деятельность
План мероприятий:
- Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зеленый лучок» (социализация) май
- Познание «Знакомство с луком» май
- Практическая деятельность: разбивка грядок вместе с родителями, совместная воспитателя с детьми посадка лука. май
- Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке (чтение художественной литературы) Май-июнь
- Составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке», «Зелёный доктор» (коммуникация) Май июнь
- Уход за луком: поливка, прополка, рыхление. В течение реализации проекта
- Дидактические игры « Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Собери картинку» (социализация - дидактические игры) В течение реализации проекта
- Беседы «Полезная пища» (здоровье) июнь
- Оформление стенгазеты для родителей «Лук от семи недуг» июнь
- Оформление выставки детей «Зеленый лучок из природного материала» июль
- Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Лучок – золотой бочок» июль
- Практическая деятельность: сбор урожая, приготовление витаминного салата. середина июля
- Развлечение «Праздник лука» Середина июля
Заключение
Учитывая особенности детского мышления, я работу строила, опираясь на наглядность и доступность излагаемого материала. В группе организовала выставку книг о луке, муляжей, картин и другого иллюстрированного материала, знакомящего детей с огородом, инвентарем.
На познавательных занятиях и в совместной образовательной деятельности рассматривали и сравнивали лук в целом и в разрезе, разные сорта лука. Пополняла знания детей чтением художественной литературы и познавательной литературы. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
В качестве домашнего задания предложила детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о луке. Это задание заинтересовало детей, что они до сих пор что то новое находят и рассказывают друг другу.
Одним из самых интересных детям явилась практическая работа : посадка лука, уход за луком, сбор урожая и приготовление витаминного салата. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
В процессе работы над проектом дети узнали, что лук является важным овощем, как много усилий и труда нужно прилагать для его выращивания, что он полезен «от семи недуг..». постарались привить уважение к труду взрослых. Дети приобрели различные знания, уточняли и углубили представления о луке.
В завершении проекта состоялось развлечение «ПРАЗДНИК ЛУКА».
Литература:
- Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я».
- Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
- Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
- Смирнов А. «Зачем луку луковица».
- Журнал «Дом солнца».
- Под редакцией О.В.Драгуновой «Программа воспитания ребенка – дошкольника» Чебоксары чувашское книжное издательство, 1995г.
- Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Москва , 2012г.
- Под редакцией П.Г.Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой», Москва Просвещение, 1983г.
- И.В.Романова «Технология проектирования образовательной деятельности»2011г.
Литература для детей:
- А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва Просвещение, 1985г.
- Л.Е.Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!!» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003г.
- В.В.Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома» хрестоматия , Москва, 2005г.
Литература для родителей:
- Т.Зезина «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»
- С.Н.Николаева «Как приобщать ребенка к природе», Москва, 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...
Образовательная деятельность на тему: "Волшебный лучок"
опытно-экспериментальная деятельность...
Экологический проект "Зелёный лучок"
В данном материале представлен опыт работы по проектной деятельности в детском саду....
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Исследовательский - творческий проект «Зеленый лучок»
Исследовательский - творческий проект «Зеленый лучок»Подготовила:Воспитатель I кв.категорииВасильева Марина Валерьевна.МКОУ Школа-сад № 42Вид проекта - исследовательско – творче...
Проект "Зелёный лучок на подоконнике"
"Зеленый лучок на подоконнике"...
Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему: "Лучок-наш витаминчик"
Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему: "Лучок-наш витаминчик"...