Экспериментальная деятельность «КАКАЯ БЫВАЕТ ВОДА»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Филькова Наталья Юрьевна

Занятие по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста методом экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperiment_kakaya_byvaet_voda.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей методом экспериментирования. Расширить представление детей о значении воды для жизни человека и всего окружающего. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов. Приобщать детей к бережному отношению к воде.

Мы сегодня с вами побеседуем о воде.

 Дети садятся за столы.

Показать детям глобус. Кто знает что обозначают оттенками синего цвета на глобусе (ответы детей: моря, реки, океаны).

Да это вода. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека.

А как человек использует воду? (ответы детей: пьет, готовит пищу, моется, стирает, поливает растения)

Везде необходима и нужна вода.

Ребенок читает стихотворение:

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

–Ребята а кто скажет, где встречается вода?

реки и озера                                                моря и океаны

вода не соленая                                        соленая

пресная                                                имеет горьковатый вкус

можно пить                                                пить нельзя

Ребенок читает стихотворение:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда!

Вокруг оглянитесь:

В природу взгляните –

Нас окружает везде и всегда

Эта волшебница наша вода.

Вот так происходит и в природе (показ схемы круговорота воды в природе). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

Ребята представьте, что мы с вами превратились в ученых и оказались в научной лаборатории. Сейчас мы с вами познакомимся со свойствами воды.

Пригласить ребенка, предложить перелить ему воду из банки в прозрачную миску.

Что можно сказать о воде? – Льется, журчит, переливается.

Вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

У детей на столах два стаканчика, один с водой(питьевая), пластмассовая ложка.

Ребята у нас есть органы осязания : глаза, нос, рот.

ГЛАЗА: ПОСМОТРИТЕ – ЦВЕТ – ПРОЗРАЧНАЯ

НОС: ПОНЮХАЙТЕ – ЗАПАХ – НЕ ИМЕЕТ

РОТ: ПОПРОБУЙТЕ – ВКУС – НЕ ИМЕЕТ

Хотя вы знаете ребята, когда человеку очень хочется пить, он пьет воду и говорит

–«какая вкусная вода».

Работа детей за своими столами. Дети делают вывод что вода – это жидкость без цвета, запаха и вкуса.

Ребята, в каком еще состоянии бывает вода и где она встречается?

Ответы детей: –в твердом (когда замерзает)

                  –в газообразном(когда превращается в пар при нагревании)

Раздать детям фигурные льдинки, предложить рассмотреть их.

Воспитатель показывает термос с горячей водой.

– Сейчас мы откроем термос и подставим черный картон, видите идет пар.

Положить наверх термоса стёклышко. Пар охлаждается и превращается в капельки воды.

Физкультминутка «Капельки»

– Ребята, я буду мама-тучка, а вы капельки. Капельки прыгают, веселятся, резвятся. Надоело капелькам по одной бегать, соединились они в ручейки, ручейки соединились в реки, реки соединились в моря и океаны. Пригрело солнышко, стали капельки испаряться и вернулись обратно к маме-тучке.

А сейчас продолжим наше экспериментирование. На столе стоят две банки с водой, два сырых яйца и соль. Вызвать одного из детей, предложить размешать соль в одной банке. Опустить яйцо в банку с простой водой и опустить яйцо в банку с соленой водой, предложить детям понаблюдать что происходит. В соленой воде яйцо будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее и она выталкивает предмет. Поэтому плавать в море легче, чем в реке.

Следующий опыт проведем с газированной водой и виноградом. Налить в свободные стаканы газированную воду, раздать детям по одной виноградинке. Предложить детям опустить виноградинку в стакан с газированной водой и понаблюдать, что с ней произойдет. Виноградинка тяжелее воды и опустилась на дно. На неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Ребята, мы с вами должны беречь воду:

– не тратить ее понапрасну

– не засорять ручьи, реки мусором

– беречь окружающую природу

Ребенок читает стихотворение:

«Родник иссяк, ручей ослаб

а мы из крана – кап,

кап,

кап…

Мелеют реки и моря,

не тратьте воду зря,

зря,

зря…

А то пройдет немного лет

и нет водицы – нет,

нет,

нет…»

Обсуждение с детьми занятия, что понравилось и запомнилось при экспериментировании в нашей научной лаборатории.

Итог: Сегодня на занятии мы с вами говорили о том, какое огромное значение играет вода в жизни человека, животных, птиц, растений. О необходимости бережного отношения людей к воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Исследовательская деятельность в детском саду "Какой бывает вода"

Исследовательская деятельность в детском саду "Какой бывает вода"...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Какая она, вода?»

Группа ДОУ: 1 младшая (2-3 года)Цель: вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды....

Конспект образовательной деятельности: "Какая бывает вода"

Конспкет образовательной деятельности в старшей группе....

Открытое занятие для детей 5-6лет по экспериментальной деятельности «Какими бывают камни»

Цель: Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.Задачи:1. Закрепить умение определять свойства камней (цвет, форма, разме...

Открытое занятие для детей 5-6лет по экспериментальной деятельности «Какими бывают камни»

Цель: Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.Задачи:1. Закрепить умение определять свойства камней (цвет, форма, разме...