Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Какая она, вода?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему
Группа ДОУ: 1 младшая (2-3 года)
Цель: вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.65 КБ |
![]() | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
«Какая она, вода?»
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Цель: вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.
Задачи:
1. Образовательные:
— расширять знания детей о воде и её физических свойствах: не имеет запаха, безвкусная, прозрачная, жидкая, растворяет краску);
— формировать элементарные навыки экспериментирования, умение делать простейшие выводы;
— закреплять основные цвета спектра.
2. Развивающие:
— развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, самостоятельность, мышление во время поисковой деятельности;
3. Воспитательные:
— стимулировать развитие интереса к совместным играм; формировать умение общаться, соблюдать элементарные нормы и правила поведения.
Активизация словаря: вода, водичка, жидкая, прозрачная, чистая, безвкусная, бесцветная, течёт, моем, стираем, поливаем, купаемся,
Индивидуальная работа: помощь детям, испытывающим затруднения в процессе экспериментальной деятельности.
Предварительная работа:
— беседа «Зачем нужна вода?»
— рассматривание иллюстрации об использовании воды в быту;
— слушание музыки «Зайчик»;
— дидактическая игра «Купание куклы»:
— подвижная игра «Капельки и тучка»;
— наблюдения: за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя; за дождем из окна; на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя;
— чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: ноутбук, телевизор, фартук, емкость с водой, пакет с соком (нектар), белая пластиковая ложка, 2 прозрачных пластиковых больших стакана, 2 больших стакана с водой, пипетка, кристаллы марганцевого купороса, раствор бриллиантового зелёного.
Для детей: 2 стола, стулья по количеству детей, маленькие стаканчики с соком (по одному на каждого ребёнка), белая пластиковая ложка (по одной на каждого ребёнка), фартуки, одноразовые стаканчики (по 2 на ребенка), коктельные трубочки (по 2 на ребенка), салфетки, стаканчики-непроливайки по количеству детей, гуашь разного цвета, кисточки для рисования, бутылочки с водой и «секретом» для каждого ребёнка, детские музыкальные инструменты (колокольчики), презентация к занятию, аудиозаписи: «Ручеек», «Зайчик».
Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, подвижная игра), наглядный (слайдовая презентация, картинки-«помогалочки»), практический (опыты), словесный (наводящие и проблемные вопросы, поощрение, объяснение, показ, художественное слово).
Ход совместной деятельности.
Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зайчик» (муз. Е. Тиличеевой)
Часть 1 – вводная.
Воспитатель.
— Как вы думаете, кто к нам пришел в гости? (появление Зайца на слайде после музыки). В гости пришёл Зайчик и хочет рассказать вам свою историю.
Показ слайдовой презентации.
— Однажды Зайчик прогуливался по лесу. Солнышко ярко светило, было тепло и весело. Но вдруг в небе появились хмурые тучи, закрыли солнышко, и пошел дождик. На землю стали падать дождевые капли.
— Я весь до ниточки промок! Какие вы мокрые и холодные, капельки воды! — сказал Зайчик.
— Зато мы очень нужные, — ответила одна из капелек.
— А зачем нужна вода? — спросил Зайка.
А капелька в ответ:
— Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Воспитатель.
— Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна вода? Что мы делаем с водой?
Дети называют действия, которые демонстрируются на слайдах («Умываемся», «Пьем воду», «Моем посуду», «Варим кушать», «Поливаем цветы», «Моем пол», «Купаемся»).
Воспитатель.
— Действительно, без воды нам не обойтись, поэтому нужно бережно к ней относиться. Капелька ещё много интересного рассказала Зайчику о воде. Хотите узнать, какая бывает вода? Для этого нас Зайчик приглашает в лабораторию, где мы будем исследовать воду, познакомимся со свойствами воды. Для этого нам нужно надеть фартуки. Ну а теперь: один, два, три – в лабораторию проходи.
Часть 2 – элементарное экспериментирование.
Воспитатель подводит детей к столам и предлагает сесть.
— Посмотрите, что находится в стаканчиках? Правильно, вода. Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет? (Дети нюхают воду и делают выводы). Вода не имеет запаха. Ребята, чтобы вы лучше запомнили, какая бывает вода, я буду показывать вам картинки – “помогалочки”. (Показ картинки «вода не имеет запаха»).
— Давайте попробуем воду из стакана. Есть ли у нее вкус? (Дети пьют воду, в стаканчиках трубочки для питья, делают выводы). Мы не можем сказать, какой у воды вкус. У воды нет вкуса. Она безвкусная (воспитатель просит детей повторить слово «безвкусная» хором и индивидуально).
Воспитатель ставит на стол поднос, на котором находятся стаканчики с соком.
— А теперь я вам предлагаю попробовать сок, и сказать, какой у него вкус? Сок какой? (ответы детей). Сок вкусный, сладкий, а вода какая? (безвкусная). Хоть вода и не имеет вкуса, но все равно, она полезна и необходима. (Показ картинки «вода не имеет вкуса»)
— Я налью в стакан воду, и поставлю в него ложку. Вы видите ложку? Какого цвета ложка? Мы видим в воде ложку, и даже можем сказать какого она цвета. Это значит, что вода прозрачная. (Показ картинки «вода прозрачная»).
Детям предлагается хором сказать слово «прозрачная», затем индивидуально.
— Я налью в другой стакан сок, и поставлю туда ложку. Вы видите ложку? Мы можем сказать, что сок прозрачный? Нет, сок непрозрачный, потому, что в нем не видно ложки.
Педагог предлагает детям хором сказать слово «непрозрачный», затем индивидуально.
— А в воде мы видим ложку. Значит, она какая? Правильно, прозрачная.
Ребята, Зайчик зовёт нас немного передохнуть и поиграть в музыкальную игру. Вода состоит из многих, многих капелек, которые умеют бегать друг за другом, и превращаются в весёлый ручеёк. И мы с вами тоже поиграем в весёлую музыкальную игру «Ручеек».
Физкультминутка.
Воспитатель предлагает детям взять колокольчики. Звучит фонограмма «Ручеёк», дети берут колокольчики, звенят ими («капельки»), затем бегут легким бегом за воспитателем, изображая «ручеек».
Воспитатель.
— Сейчас давайте перельем воду из одного стакана в другой. Возьмите пустой стакан и налейте в него аккуратно воду и наоборот. (Дети переливают воду). Что делает вода? (Льется, плещется, журчит, течет, переливается).
— Значит, вода жидкая. Какая вода, ребята? (Жидкая). Вода – это жидкость. (Активизация слова «жидкость»).
— А теперь я вам покажу фокус (на столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка и марганец; этот опыт проделывает только воспитатель). Сейчас я в воду добавлю волшебный кристаллик, и мы посмотрим, что с ней произойдет. Какой стала вода? В другой стакан с водой я добавлю волшебную капельку. Что произошло с водой? Да, она стала зеленой.
А сейчас вы можете тоже побыть волшебниками и показать фокус.
У вас на столе лежат кисточки, стаканы с водой и краски. Берем аккуратно кисточкой волшебную краску, и промываем кисточку в воде. Что произошло? Какого цвета стала вода? (воспитатель обращается к каждому из детей). Вот какие вы фокусники! Вода приняла цвет той краски, которую вы в неё добавили. Значит, воду можно покрасить в любой цвет. Что вы сделали с водой? (Покрасили. Показ картинки «окрашивание воды»).
Часть 3 – заключительная.
Воспитатель.
— Ребята, мы сегодня много нового узнали о воде. Спасибо Зайчику, что он пригласил нас в лабораторию. Вам понравилось исследовать воду? Нам пора возвращаться: один, два, три – в группу дружно заходи. Давайте закрепим с помощью картинок-«помогалочек», какая бывает вода? (Ответы детей). Мы узнали, что вода не имеет запаха, она безвкусная, прозрачная, вода – это жидкость, и она окрашивается.
— Вот и пришла пора Зайчику возвращаться в лес, но он на прощанье приготовил для вас бутылочки с секретом: нужно только ее сильно потрясти. (Внутри на каждой крышке бутылки нанесена гуашь разного цвета, при встряхивании воды вода в бутылке окрашивается, что приводит детей в восторг).
Список используемых источников:
- Мартынова Е.А. , И. М. Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий». / Мартынова Е.А. , И. М. Сучкова. – Волгоград: "Учитель", 2014.
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
- Рыжова Н. А. «Волшебница-вода». / Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА
ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА
ВОДА – ЭТО ЖИДКОСТЬ
ВОДА ОКРАШИВАЕТСЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»
Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"
Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»
Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...