Исследовательская деятельность в детском саду "Какой бывает вода"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Исследовательская деятельность в детском саду "Какой бывает вода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakaya_byvaet_voda.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
МБДОУ № 136 г. Рязани
На тему: «Какая бывает вода».
Воспитатель: Демина О.И.
Тема: «Какой бывает вода».
Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о неживой природе. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения. Воспитывать у детей элементы экологического сознания.
Задачи:
- Систематизировать и обобщить личный опыт о свойствах воды, подвести детей к осознанию того, что привычная им вода таит в себе много неизвестного.
- Учить детей формулировать выводы, делать маленькие открытия о свойствах воды, связно рассказывать о ходе опытов.
- Воспитывать у детей ответственное отношение к воде в природе.
Оборудование: глобус, снимок Земли, стаканы с водой и молоком, трубочки для коктейля, кувшин, стакан с морской водой, поднос, лед, ёмкость, горох, кукла «Капелька», портреты, фруктовый лед, аудиозапись.
Ход занятия:
Приходит кукла – Капелька, брызгает на детей водой.
- Здравствуйте, ребятишки! Вы меня помните? Кто я? (Капелька). А когда я прихожу, мы с вами путешествуем. Я сегодня приглашаю вас в путешествие.
- Ребята, а вы знаете, что это? (Глобус. Модель нашей Земли). Какую форму имеет глобус? (Округлую). Вы видите темные пятна? Покажите. Что обозначено на глобусе темным цветом? (Суша). Вы видите голубые пятна? Покажите. А что обозначено голубым цветом? (Вода). Правильно, голубым цветом обозначена вода – океаны и моря. Маленькие овалы – это озера, тонкие синие линии – это реки.
- Ребята, скажите, какого же цвета больше на глобусе? (Голубого, синего). Да нашу планету, пожалуй, можно было бы назвать не «планета Земля», а «планета Вода». Посмотрите, вот снимок Земли, сделанный из космоса. Вы видите наша планета голубая – это цвет воды. Только благодаря такому количеству воды на ней стала возможна жизнь.
Капелька: - Совершенно верно, ребята, без воды не было бы жизни. Я сегодня в нашем путешествии покажу вам, какая же бывает вода. Итак отправляемся в путь. На первой нашей остановке мы узнаем прозрачная вода или нет.
- Ребята, посмотрите, что в стаканчиках перед вами. (В одном стаканчике вода, в другом – молоко). Положите в каждый стаканчик трубочку. В каком из стаканчиков она видна? В каком нет? Почему вода – прозрачная, а молоко – нет. Надеюсь, все запомнили? (2-3 ребенка повторяют). Воспитатель: - Ребята, а вы помните, что в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Ответы детей). Почему? Поэтому такие реки не существуют. А теперь какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей). Правильно, что жить обитатели водоёмов могут только в прозрачной воде. Повторите. Именно поэтому мы всегда говорим, что водоёмы засорять нельзя.
Капелька: - Продолжаем путешествие. Хотите узнать есть ли вкус и запах у воды? На следующей остановке мы узнаем об этом. Мы уже знаем, что вода прозрачная. А теперь попробуйте воду из стаканчика, и скажите: «Какой у нее вкус?» (Ответы детей.) Сладкая? Горькая? Кислая? (Уточнить у каждого ребенка вкус воды). Вода не имеет вкуса. Такая вода называется пресная. А теперь давайте попробуем воду из-под крана. Какая она на вкус? (Пресная). А в чайник мы откуда воду наливаем? (Из-под крана). Человек пьет пресную воду. Да, пресная вода это речная, озерная вода.
Капелька: - Дети, кто-нибудь отдыхал на море? Помните, какая там вода? Я вам принесла «морскую» воду. Хотите попробовать «морскую» воду? (Да) какая она на вкус? (Очень соленая). Можно ли ее пить? Попробовать можно. Да, (пробует воспитатель) но я бы не стала ее пить.
Капелька: - Да, ребята, в морях – соленая вода, поэтому моряки, отправляясь в плавание, берут большой запас пресной воды. Недаром говорят о море: «Кругом вода, а с питьем беда».
Воспитатель: - Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Поэтому ее надо беречь. А теперь давайте понюхаем пресную воду. Есть ли запах у воды? (Ответы детей). Понюхайте еще раз и вы убедитесь, что пресная вода не имеет запаха.
Капелька: - Иногда вода из водопроводного крана имеет запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Воспитатель: - А чтобы еще лучше очистить воду, существуют домашние фильтры. Вот такие, как этот. (Показ). Из фильтра выходит вода необыкновенно чистая и безопасная. Есть ли у вас дома фильтры? И это правильно.
- А давайте попробуем получить капельку воды. Этот опыт вам будет удобнее выполнять стоя. Если вынуть трубочку из воды и подержать ее над подносом, вот и получается что…(капелька). (Показ воспитателя). А теперь попробуйте вы. Из чего же состоит вода? (Из маленьких капелек).
Капелька: - Хотите,
я вас превращу в такие же маленькие капельки? (Да). (Звучит музыка). Закройте глаза и повторяйте за мной:
Без меня не будет моря,
Океана и реки,
Даже лужицы, в которой
Бултыхаются щенки.
Раз и два. Раз и два
Станьте капелькой как я.
А поскольку вы теперь капельки, давайте поиграем в игру «Дождик». Капельки будьте внимательны. Повторяйте за мной:
Дождик капнул на ладошку, одна ладошка
На цветы и на дорожку вторая
Льется, льется, ой-ой-ой, хлопки в ладоши
Побежать бы нам домой ладонь об ладонь
Дождик, дождик, ты не лей, хлопки по
Уж и так бежит ручей. бедрам
Веселей, ребята, в пляс, топают ногами
Дождик слушается нас!
Дождик, дождик, ты не лей, хлопки по
Нам не нужен твой ручей. бедрам
Льется, льется, ой-ой-ой, ладонь об ладонь
На не хочется домой. хлопки в ладоши
На ладошке каплей стал. одна ладошка
Тише, тише, перестал. Вторая
(Играем 2 раза).
Помощник воспитателя приносит поднос со льдом и говорит: «Ребята, я вам принесла твердую воду!»
Воспитатель: (Удивительно) – твердую воду?
Тогда отправляемся с вами на 3 остановку. Посмотрите, что же это такое? (Лед). Какой он? (Гладкий, скользкий, холодный…) Попробуйте сжать его. Получается? Разломить. Постучите лед об стол. Ой, ребята, почему-то мокрые руки стали у меня? А у вас? Как думаешь Вадим, почему у тебя мокрые ладошки? (Лед тает, получается вода). (Спросить 2-3 детей). Как вы думаете, что будет со льдом, если поместить его в воду? (Ответы детей). Давайте проверим. Что же происходит? (Лед плавает в воде).
Капелька: - Лед легче воды, поэтому…(не тонет)
Повтори (2-3 ребенка).
Воспитатель: - А давайте понаблюдаем, что происходит со льдом на подносе. Что вы заметили? (Он тает, изменяет форму, становится меньше, превращается в воду). Почему? (В группе тепло).
- Капелька, а та знаешь, что воду называют жидкостью?
Капелька: - Я знаю. А вы, ребята, хотите узнать, почему воду называют жидкостью. Об этом я вам расскажу на 4 остановке.
Воспитатель: - перед вами два стаканчика: один с водой, второй без воды. Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? (Потому что она жидкая). Как вы думаете, если вода не была бы жидкой, она смогла бы течь в реках и ручейках? А из крана? Почему? (Вода – это жидкость). А если мы попробуем перелить горох. У нас получиться перелить? (Нет). Льется горох? (Сыплется). Да, я его пересыпаю. Это не жидкость. А теперь еще раз попробуйте перелить жидкость – воду, и скажите, что вы делаете? (Я переливаю воду).
Капелька: - Я хочу, чтобы вы запомнили новое слово жидкость» Как называют воду? (Жидкость). (2-3 ребенка).
- Сегодня наше путешествие подошло к концу. Вы теперь знаете, какая бывает вода. Назовите. (Ответы детей). Совершенно верно. Я хочу подарить вам свои портреты, чтобы вы разместили их в тех местах группы, где мы встречаем воду. (Выполняют задание).
Обратите внимание, как много стало вокруг голубого цвета. Значит, нас окружает везде и всегда эта волшебница чудо- вода.
- На прощание я приготовила вам угощение. Отгадайте какое? Оно твердое, но тает; сладкое, но не конфета; холодное, но не снег. Как вы думаете, что это? (Мороженное). Да, ребята, вы угадали это мороженое – фруктовый лед. Угощайтесь. А мне пора прощаться. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование опытно-исследовательской деятельности по теме "Стихия природы (вода) для детей старшего дошкольного возраста
Исследовательская деятельность с водой....
Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».
Основная задача формирование реалистического представления о природе, круговороте воды в природе; продолжение обучения сравнивать, анализировать, обогащение причинно-следственных свя...
Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».
Задача: формировать реалистические представления о природе, круговороте воды в природе; продолжать учить сравнивать, анализировать, обогащать причинно-след-ственные связи, способствовать развити...
Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»
Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Тип исследования: опыты Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.Программные задачи:Познакомить дете...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...
Исследовательская деятельность в детском саду на тему «Свойства воды»
Задачи:Øрасширять представления о воде;Øформировать познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности;Øразвивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элеме...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми "Какая бывает вода?"
В занятии решаются следующие задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, не имеет формы); уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни; ра...