Занятие по патриотическому воспитанию на тему «Я и мое имя», для детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие для детей старшей группы на тему "Я и мое имя".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie3_word.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по патриотическому воспитанию
на тему «Я и мое имя»,
для детей старшей группы.
Цель: познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека. Научить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться.
Оборудование: куклы или рисунки с изображением героев сказки Н. Носова «Незнайка и его друзья», мяч.
Музыка: песни, в которых упоминаются имена.
Ход занятия:
Введение в тему.
В гости к ребятам приходит Домовенок Кузя (герой сказки). Он загадывает детям русскую народную загадку: « Без чего человеку жить нельзя?».
Выслушав мнения детей, дать ответ к загадке: «Человеку нельзя жить без имени».
- У каждого человека есть свое имя. Для чего оно дается? Дети высказывают свои предположения.
Кузя подводит детей к следующему выводу:
«Имя - это отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого».
- Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли. Дети высказывают предположения.
Воспитатель предлагает детям и Кузе послушать отрывок из сказки английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».
- Без имени нам было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идет речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени.
Воспитатель предлагает детям изготовить для Кузи свои именные карточки. По окончании занятия Кузя вместе с детьми рассматривает именные карточки.
Кузя: Ребята, у каждого из вас есть полное и неполное имя.
Попробуйте ответить на вопросы: «Как тебя зовут дома и в саду? Как будут звать, когда ты станешь взрослым? »
Дети называют Кузе свои полные и неполные имена.
а) дети представляются (Меня зовут .. .);
б) ребенок называет свое неполное имя, а его товарищи говорят, как будет звучать его имя полное;
в) ребенок называет свое полное имя, а остальные - его неполное имя;
г) воспитатель называет неполное имя, встают все дети с таким именем и хором говорят свое полное имя.
Кузя говорит детям, что каждого человека можно назвать по имени ласково. Затем читается рассказ О. Кириллова «Книга ласковых имен».
Детям предлагается:
- изменить свое имя так, чтобы оно звучало ласково;
- назвать своего друга всеми ласковыми именами («расколдовать» его);
- придумать ласковые прозвища для Кузи.
Разыгрывание этюдов:
1. Детям предлагается разыграть ситуацию знакомства с Кузей. Можно использовать для знакомства разные формы обращения к другому человеку. Например:
-Разрешите (позвольте) познакомиться: Петя Иванов.
-Разрешите (позвольте) представиться: Катя Полякова.
-Давайте познакомимся. Меня зовут Оля Денисова (Я Оля Денисова).
Ответы могут быть такими:
-Я рад(а) с вами познакомиться.
-Очень приятно. Меня зовут Света Петрова.
2. Детям предлагается разыграть ситуацию, в которой нужно представить своего друга Кузе.
Для этого можно использовать разные формы обращения:
- Разрешите (позвольте) вас познакомить: это - Саша, это - Кузя.
-Кузя, познакомься, пожалуйста, с Сашей.
Важно использовать разные формы ответов: - Очень приятно! -я много о вас слышал!
-Привет! Будем знакомы!
Тексты, используемые в занятии:
АЛИСА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ
-Надсюсъ, вы не намерены потерять свое имя?
-Конечно нет, - растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю, - пробормотал Комар. - Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске ... » - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
-Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй», или еще как-нибудь.
Л.Кэрролл
ЗАГАДКА
Элизабет, Лиззи, Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой отправились в лес.
В гнезде на березе, где не было птиц,
Нашли они пять розоватых яиц.
Им всем четверым по яичку досталось,
И все же четыре на месте осталось.
РАЗГАДКА
Хоть разные названы здесь имена (Элизабет, Лиззи, Бэтси и Бэсс),
Но так называлась девчонка одна.
Она и ходила с корзинкою в лес. (Из английского фольклора)
КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЕН
Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
-Ты чего горюешь? - спросил я.
-О-о-о-х ... - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-пипетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, пообещал я. Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем «Светлана» и прочитал:
- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок. Как только я произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось.
-Бежим расколдовывать девчонок! - крикнула она.
-А разве они тоже?. - спросил я уже на бегу.
- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть ...
Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем темном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
- Наталя, Натуля, Натуся. Ната, Таша, Таля, Тата, - прочитал я.
И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:
-Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.
-Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдем ласковые имена? - робко спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.
- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имен», сказал я. - В нем вы найдете все ласковые имена.
Олег Кириллов
КОГДА Я БЫЛ МАЛЕНЬКИМ
Когда я был маленьким, мама называла меня по-разному: Пушей и Петушком, Солнышком и Котенком, Петенькой и Одуванчиком. Я думал, что так и надо.
Однажды мы с мамой вышли во двор погулять. Я там увидел маленького щенка и пошел за ним, даже моя мама не заметила, как меня во дворе не стало.
На дороге меня остановила чужая бабушка: - Куда ты, мальчик?
Потом к нам подошла какая-то тетя, и бабушка ей сказала, что я, наверно, потерялся. Тетя спросила, как зовут меня. Тут я заметил, что пропал мой щенок и стал оглядываться вокруг.
- Так как же тебя зовут, мальчик? - снова спросила тетя. Я сказал ей, что меня зовут Солнышком. Тетя заулыбалась. А бабушка вслух подумала: - Куда же теперь девать это Солнышко?
И обе они захотели узнать, где я живу. Я сказал им, что живу во дворе, и хотел уйти, но тут к нам подошли другие тети и дяди и все стали спрашивать: «Как тебя зовут, мальчик?» Я рассердился на них за то, что щенка не стало, и им ответил, что меня зовут Одуванчиком, Умницей, Петей, Котенком и еще по-разному. И пошел вперед. Но люди тоже за мной пошли.
И вдруг к нам подошел милиционер. Он спросил:
- Граждане, кто тут потерялся? И тогда я сказал, что потерялся щенок. Все засмеялись. А милиционер повел меня куда-то с собою.
Около магазина меня увидела мама. Она была очень взволнована. Милиционер ей сказал:
-Спокойно, гражданка.
-Что случилось? - спросила мама у милиционера.
-Потерялся мальчик, - ответил милиционер.
-Это же мой Петенька! - громко сказала мама.
С тех пор я понял, что Петенька - мое настоящее имя.
Т. Пеmрушuна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологическому воспитанию на тему «Планета Земля в опасности», для детей подготовительной группы.
Занятие для детей подготовительной группы по экологическому воспитанию....
Занятие по познавательному развитию на тему"Человек и его здоровье"для детей старшей группы №10
Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...
Конспект занятия по речевому развитию на тему «Эти мудрые русские сказки» для детей старшей группы
Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками....
Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Глаза-наши важные помощники» для детей старшей группы
Цель: Помочь детям осознать важность зрительного анализатора для познания окружающего мира человеком и некоторые его особенности....
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Бережем природу – сортируем мусор» для детей старшей группы
.Воспитывать бережное отношение детей к окружающему миру....
Конспект занятия по экономическому воспитанию в ДОУ: «Экономия тепла, света, воды» (для детей старшей группы)
Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Эколята - молодые защитники и друзья прирды" для детей старшей группы
Цель: Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в природе; продолжать знакомить детей с разнообразием живой природы и формирование осознанного, ...