Цикл игр – экспериментов с объектами неживой природы Экспериментирование с водой
учебно-методическое пособие по окружающему миру по теме

Цель проведения серии экспериментов – развивать познавательный интерес, видеть и выделяеть проблему, принимать и ставить цель, решать возникающие при экспериментировании проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы для экспериментирования, самостоятельной деятельности, последовательно осуществлять эксперимент, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_eksperiment.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл игр – экспериментов с объектами неживой природы

Экспериментирование с водой

Цель проведения серии экспериментов – развивать познавательный интерес, видеть и выделяеть проблему, принимать и ставить цель, решать возникающие при экспериментировании проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы для экспериментирования, самостоятельной деятельности, последовательно осуществлять эксперимент, делать выводы.

1.1. Текучесть.

Задачи: показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход. Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2 - 3 предмета, выполненные из твердого материала, например, кубик, линейка, деревянная ложка. Определить форму этих предметов. Задать вопрос: "Есть ли форма у воды?". Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

1.2. Вода не имеет запаха и вкуса.

Задачи: показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.

1.2.1.Ход. Спросить, чем пахнет вода. Предложить детям понюхать простую кипяченую воду, воду с растворами сахара, соли. Затем незаметно в один из стаканов налить пахучий раствор и спросить, чем теперь пахнет вода.

Вывод: вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.

1.2.2.Ход. Спросить у детей, какая вода на вкус. После этого дать попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой сахар, размешать и дать попробовать. Спросить, какой вкус приобрела вода.

Вывод: вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.

1.3. Прозрачность, бесцветность.

Задачи: подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная", показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.

1.3.1. Ход. Приготовить 2 баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические пластины). Выяснить, как усвоено понятие "прозрачный": предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стаканы, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: "Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?". Выслушать ответы, затем - продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и 

размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить, всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной; Прозрачна ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: чистая вода прозрачна, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачна.

1.3.2. Ход. Спросить у детей, какого цвета вода. Поставить стакан воды и стакан молока, за ними поместить лист белой бумаги. Когда лист бумаги уберется, будет ясно, что вода бесцветна.

Вывод: чистая вода не имеет цвета, она бесцветна.

1.4. Животворное свойство воды.

Задачи: показать важное свойство воды давать жизнь живому.

Ход.

- Наблюдение за срезанными веточками тополя, поставленными в воду: они оживают, появляются корни.

- Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой.

- Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: вода дает жизнь живому.

1.5. Очистка воды.

Задача: познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров.

Ход. Предложить рассмотреть баночки с водой (вода грязная, мутная, непрозрачная). Спросить, как ее можно сделать чистой. Предложить профильтровать воду через сито, песок, вату, марлю, активированный уголь; спросить, где получилась самая чистая вода, а где осталась мутной.

Вывод: качество очистки воды зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.

1.6. Взаимодействие воды с другими веществами.

Задача: познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.

Ход. Обсудить, как будут взаимодействовать между собой вода и различные вещества (сахар, соль, краска, песок, дерево, металл).

Продемонстрировать опыты, показывающие взаимодействие воды:

- с песком (песок не растворяется в воде),

- с деревом (дерево плавает на поверхности воды),

- с металлом (металл опускается на дно),

- с краской (краска полностью растворяется, окрашивая воду в свой цвет),

- с сахаром (сахар растворяется),

- с солью (соль также полностью растворяется в воде).

Решение проблемы: бесконечен ли процесс растворения соли и сахара, как долго можно добавлять эти вещества в воду. Выслушать ответы детей и продемонстрировать опыт: взять стакан воды и поместить в него стакан сахара (или соли); растворяемое вещество полностью не растворилось. Выяснить, почему процесс не дошел до конца (количество воды было недостаточным для растворения этого количества сахара или соли, для полного растворения нужно добавить еще воды).

Вывод: вода взаимодействует с разными веществами по - разному: растворяет одни (соль, сахар, краска), и не растворяет другие (песок, металл, дерево и др.); способность воды к растворению зависит от количества взятого вещества.

После проведения вышеперечисленных опытов, у детей появились попытки самостоятельно ставить опыты. В них дети вначале повторяли познавательную задачу, поставленную ранее перед ними воспитателем: «Я хочу узнать, будут у меня прорастать дома семена с водой без воды», «Я хочу поставить ветки в темное и светлое место и посмотреть, где они будут лучше расти».

Увеличилось количество вопросов, задаваемых детьми. Эти вопросы были направлены на установление фактов, названий предметов и явлений, с которыми сталкивались дети, вместе с тем появлялись вопросы, в которых обнаруживалось стремление проникнуть в суть явлений: «Почему в темном месте растут растения медленнее?», «Почему вода бывает разноцветная?».

Дети стали проявлять инициативу, ставить познавательные задачи самостоятельно: «Интересно, как пьют воду веточки?», «Интересно, а веточки тополя в темном месте растут хуже?».

Используя каждую возникшую у детей задачу, мы помогали детям организовать опыты, вести наблюдения до тех пор, пока они не придут к правильному выводу. В процессе экспериментирования мы обращали внимание на следующее:

1) учили детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций;

2) не сдерживали инициативы детей;

3) не делали за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4) не спешили с вынесением оценочных суждений;

5) помогали детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

     а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

     б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

     в) учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению
информации».

Экспериментирование с воздухом

2.1.Что в пакете? 

Задача: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Рассмотрите вместе пустой полиэтиленовый пакет. Спросите, что находится в пакете. Отвернувшись от ребенка, наберите в пакет воздух и закрутите открытый конец так, чтобы пакет стал упругим, затем покажите ребенку наполненный воздухом закрытый пакет и повторите свой вопрос. Откройте пакет — в нем ничего нет. Когда вы открыли пакет, тот перестал быть упругим. Почему это произошло? Оказывается, в нем был воздух! Спросите, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

2.2.Воздух и соломинка.

Задача: обнаружить воздух внутри человека. Рассмотрите вместе с ребенком трубочки, спросите, для чего нужны отверстия (через них что-нибудь вдувают и выдувают).

Предложите ребенку подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спросите, что он почувствовал, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Расскажите, что воздух нужен человеку для дыхания, он попадает внутрь при вдохе, его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. На поверхности воды появляются пузырьки, которые потом исчезают (это из нас выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

2.3.«Свечка в банке». 

Задачи: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

Вот задачка для ребенка: педагог предлагает подумать и сказать, как можно погасить свечку (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. «Давай я покажу тебе, как это можно сделать», — говорит педагог. Он зажигает свечу, накрывает ее банкой, и вместе наблюдают, как гаснет пламя. «А почему в банке свеча не горит?» — конечно же, спросит ребенок. А все очень просто: для того чтобы поддерживать огонь, нужен газ — кислород. Кислород сгорает и превращается в другой газ — угарный. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен (мы накрыли свечку банкой), огонь гаснет. Дальше рассказываем, что это свойство используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). А еще для того, чтобы потушить пламя, его можно засыпать землей (тогда кислород не будет поступать, и пламя погаснет).

2.4. Если ли воздух в почве ?

Задача: Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

2.5. Воздух «ушел».

Задача: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

2.6. Где живёт воздух ?

Задача: продолжать формировать у детей познавательный интерес, побуждать к поиску правильных объяснений, логически рассуждать, делать выводы.

Ход:

Воспитатель смотрит на аквариум и рассуждает вслух:

Воспитатель: Интересно, просто удивительно.

           (подходят дети, заинтересованные данным высказыванием).

Дети: Что интересного происходит?

Воспитатель:  Вот смотрю на рыбок и удивляюсь, живут себе в воде, прекрасно себя чувствуют. Чем они там дышат? (ответы детей)

Дети: Воздухом!

Воспитатель: А как проверить, что в воде аквариума есть воздух?

Дети: Надо посмотреть, а лучше через увеличительное стекло.

Воспитатель: И что мы увидим? (предположения детей).

Вооружаемся увеличительным стеклом, смотрим.

Дети: Воздух!  Возле растений есть пузырьки.

Воспитатель: А откуда он там берётся?

 Дети вспоминают, что растения могут дышать (из ранее проведённых опытов). Делают вывод, что рыбки дышат воздухом, который выделяют растения.

Воспитатель: А как вы думаете везде есть ли воздух?

Дети: Мы ведь дышим воздухом, если бы его не было, мы  все бы погибли.

Воспитатель: Согласны?  Все согласны или у кого есть другие варианты ответов? А Дима как бы ответил на вопрос «Везде ли есть воздух?».

 -   А во всех предметах есть воздух? (предположения детей)

 Можем ли мы это проверить? Как?  (дети выдвигают свои версии)

 Дети: Я думаю, что почти во всех предметах живут воздушные человечки.

 Воспитатель: А как  вы думаете? Это можно проверить? Как?

 Дети:

 -  если в воду опустить предмет, то воздушным человечкам придётся выйти, и мы    их увидим; можно рассмотреть через увеличительное стекло, если на предмете есть дырочки, значит, внутри их живут воздушные человечки.

Воспитатель: А эту вашу догадку, что  если на предмете есть дырочки, значит, внутри их живут воздушные человечки, мы сможем проверить? Как?

Кто потеснит воздушных человечков? И что мы увидим?

 Проверим правильность ваших рассуждений? Что нам для этого понадобится? Что понадобится Кати, Оли …? Что ты хочешь узнать с помощью этих предметов? А что узнает Лиля? С чего начнем?

 Дети самостоятельно отбирают предметы, готовят рабочее место и проверяют наличие воздуха в предмете путём опускания предметов в воду.

Дети:  Ой, появились пузырьки.

Это воздушные человечки вышли купаться, а к ним в гости зашли водные человечки; они поменялись местами.

Воспитатель: Ой, смотрите, кубик утонул. Почему?

Дети: Кубик стал тяжёлым, в него поселились водные человечки, вода тяжелее воздуха.

             Дети делают массу выводов:

  • вода тяжелее воздуха;
  • воздух есть везде, где есть отверстия;
  • воздух не даёт предметам утонуть, если он находится внутри них.

Воспитатель:  Я выбрала  железный брусок?  Как вы думаете, он будет плавать или утонет? Почему вы так думаете?

 Дети рассматривают его при помощи увеличительного стекла:  в нём нет дырочек, значит, внутри нет воздуха, воздушным человечкам нет места, он утонет.  Опускаем в воду,– вокруг него образовались пузырьки.

Воспитатель:  А откуда же взялись пузырьки? (удивленно) Значит, в железном бруске тоже есть воздушные человечки? Тогда почему же он тонет?

Дети: Их там мало, очень мало, чуточку. Это воздушные человечки они сидят везде.

Воспитатель: Так какой же вывод   сделаем, отвечая на вопрос «Во всех ли предметах есть воздух?»

 Дети:  Воздушные человечки есть везде.

Воспитатель: И на нас есть воздушные человечки? Удивленно: «И это мы можем проверить? Как?»

Дети: Опустить руку в воду,  и рассмотреть через увеличительное стекло.

Воспитатель: Проверяем?

Дети: Ой, сколько дырочек у меня на руке.

  • у меня то же;
  • значит, рука тоже дышит;
  • и ноги тоже.

Значит, мы дышим не только носом, ртом, но и вся наша кожа дышит.

Воспитатель: А чтобы лучше дышать, что нужно знать?

Дети:   Чтобы дырочки были чистыми.

Воспитатель: Правильно. Нужно содержать в чистоте наше тело.

Ребята, какое открытие сегодня каждый из вас сделал для себя?

Дети рассказывают.  Воспитатель выражает радость за детей, сколько открытий они сделали для себя и сколько им еще предстоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы (Подготовительная к школе группа)

Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы(Подготовительная к школе группа)...

Цикл игр – экспериментов с объектами неживой природы

Экспериментирование с водойЦель проведения серии экспериментов – развивать познавательный интерес, видеть и выделяеть проблему, принимать и ставить цель, решать возникающие при экспериментировании про...

Познавательное развитие с использованием экспериментов с объектом неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы....

Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

5 блоков экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста....

Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте.(песок и вода)

Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.Социальная значимость про...