Экспериментирование с объектами неживой природы в старшей группе. «Экспериментирование с песком и глиной» Воспитатель Лапина Л.В.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Развитие интереса у детей к исследовательской и познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pesok_i_glina.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование с объектами неживой природы в старшей группе. «Экспериментирование с песком и глиной»
Воспитатель Лапина Л.В.
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей, создание художественных образов на основе природных форм (рисование на камешке)
Задачи:
1. Закрепить знания детей с такими объектами неживой природы, как песок и глина, а также с их свойствами.
2. Познакомить детей с отличительными особенностями песка и глины, сравнить, в чем они различаются, определить и наглядно показать, как свойства этих веществ проявляются в природе (сочетание эксперимента и наблюдения).
3. Развивать познавательный интерес детей посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
4. Учить детей делать выводы, развивать логическое мышление.
5. Развивать навыки речи, обогащать и активизировать словарь.
6. Воспитывать чувство сотрудничества и умение работать в группе по 2 человека, интерес к неживой природе, воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование и материалы: песок, глина, емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки, банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, трубочки для коктейля, баночки с водой, краски , кисточки, морские камушки.
Методы и приемы: опытническо-исследовательский, словесный, рассматривание, выводы, рисование на камне.
Интегрированная деятельность: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание песка на прогулке, изготовление форм из влажного и сухого песка, рассматривание кусков глины и изделий из глины.
Ход занятия.
Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Сегодня мы с вами станем проводить опыты и исследования. Исследования проводят в лаборатории. Сейчас мы с вами отправимся в лабораторию. Вы будете младшими научными сотрудниками, а я – старшим научным сотрудником. Согласны? Проходите, занимайте свои рабочие места. Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним как надо вести себя в лаборатории.
Дети: В лаборатории ведут себя тихо, не разговаривают, не мешают друг другу.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой природный материал приготовлен у вас на столе?
Дети: Песок и глина.
Воспитатель: А к какой природе относится песок и глина? К живой или неживой?
Дети: К неживой природе.
Воспитатель: Правильно. И сейчас мы с вами начнём опыты.
ОПЫТ №1
Воспитатель: Возьмите образцы песка и глины. Что можно сказать о цвете песка и глины?
Дети: Песок жёлтый, глина коричневая.
Воспитатель: Давайте возьмем лупу или увеличительное стекло и рассмотрим песок. Из чего он состоит?
Дети: Из зернышек-песчинок.
Воспитатель: Как выглядят песчинки?
Дети: Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные и жёлтые.
Воспитатель: Все ли песчинки похожи одна на другую? Чем похожи и чем они отличаются?
Дети: Похожи (Непохожи)
Воспитатель: А теперь возьмём глину и тоже рассмотрим её через лупу. Что вы теперь видите? Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
Дети: Нет.
Воспитатель: В песке песчинки лежат отдельно. Они прилипают друг к другу?
Дети: Нет. Песчинки не прилипают к своим соседям.
Воспитатель: А в глине – очень мелкие слипшиеся частички, из которых получаются плотные комочки. Если мы глину разотрём в порошок, то мы увидим, что глина состоит из пылинок (частичек). Итак, какой мы с вами, младшие научные сотрудники, сделаем вывод?
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, "не дружат", а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
ОПЫТ №2
Воспитатель: Возьмём стаканчики с песком и аккуратно насыплем немного песка на листы бумаги. Легко ли сыплется песок?
Дети: Легко.
Воспитатель: А теперь так же попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыпется – песок или глина?
Дети: Песок.
Воспитатель: Правильно, дети, поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Что вы слышите в этом слове? Давайте вместе повторим его. А вам не кажется, что в этом слове так и слышится шуршание, пересыпание песка. Ведь когда пересыпаешь песок, он шуршит, вот и в слове этом слышится шуршание. Повторите ещё раз – «сыпучий».
Глина слипается комочками, поэтому её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Какой же вывод мы сделаем?
Вывод: Песок рыхлый, а глина – нет, она плотнее.
ОПЫТ №3
Воспитатель: Дети, а сейчас подойдите все ко мне. В банках лежат (тонким слоем, банка – на боку) песок и глина. Сейчас я создам сильный искусственный (игрушечный) ветер. Что сейчас происходит с песчинками?
Дети: Они легко двигаются, сдуваются.
Воспитатель: А теперь ветер направим на кусочки глины. Что мы видим теперь? Двигаются ли кусочки глины также легко, как песчинки?
Дети: Нет, они сдуваются труднее, или вообще не сдвигаются.
Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Песчинки легко сдуваются, «улетают» от ветра, а кусочки глины сдуваются труднее, или совсем не двигаются.
ОПЫТ №4
Воспитатель: Возьмём палочку и попробуем вставить её по очереди в стаканчик с песком и глиной. Представьте, что мы сажаем маленькое деревце. Куда легче её поместить?
Дети: В песок.
Воспитатель: Правильно, так как в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы уже выяснили, что песок сыпучий, рыхлый.
Вывод: Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно, а в песок – легко.
ОПЫТ №5
Воспитатель: А теперь перед вами стаканчики с водой. Полейте воду в песок. Что наблюдаете? Какого цвета стал песок? Потрогайте его.
Дети: Песок стал тёмно-коричневого цвета, влажным, мокрым.
Воспитатель: А куда исчезла вода?
Дети: Она «затекла, спряталась» в песок и уютно устроилась между песчинками.
Воспитатель: Теперь "сажаем" палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый?
Дети: В мокрый.
Воспитатель: Теперь наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается – быстро или медленно?
Дети: Медленно (медленнее, чем в песок)
Воспитатель: Посмотрите, часть воды остается сверху, на глине. Сажаем «деревце» во влажную глину.
Дети: Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.
Воспитатель: Вспомним, когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.
Вывод: Во влажный песок (глину) легче сажать растения.
Воспитатель: Сейчас выходите на ковер мы с вами попробуем превратимся в песок и глину.
Физкультминутка.
Где используют глину?
Дети: Делают посуду, кирпичи, игрушки. (слайд)
Воспитатель: Есть ещё глина серая, голубая, белая, медицинская (слайд)
А для чего применяется песок?
Дети: На строительстве дорог, делают стекло, песочные часы, которые нужны в медицине, скульптуры из песка, дети играют в песочнице. (слайд)
Вывод: Глина и песок полезны для человека.
Воспитатель: Сейчас проходите за столы. У вас на столе лежат камни это еще один объект неживой природы. Камни неживые давайте на них нарисуем, и камушки сразу оживут. Берите кисточки, краски приступайте к работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
Цель моей работы:развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...
Конспект занятия на тему: Экспериментирование с объектами неживой природы.
Формировать навыки поисково-познавательной деятельности детей путём экспериментирования....
Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)
В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...
Перспективное планирование поисково – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
Данный материал поможет педагогам спланировать поисково - исследовательскую деятельность как на занятиях, так и во время прогулок....
"Экспериментирование с объектами неживой природы в старшем дошкольном возрасте"
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений....
Экспериментирование с объектами неживой природы в средней группе.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства пред...