Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему
5 блоков экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.
Цель способствовать изменению уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
1 блок занятий: экспериментирование с песком и глиной.
Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. "Конус"
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. А теперь попробуем высыпать глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко сыпать, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).
Эксперимент 2. «Сравнение частичек песка и глины»
Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
Эксперимент 3. «Как песок и глина пропускают воду»
Оборудование: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной
Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.
Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
2 блок занятий: экспериментирование с воздухом.
Цель: развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять, представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. "Поиск воздуха"
Предлагаем детям пощупать воздух руками и посмотреть можем ли потрогать воздух. Дети делают вывод что воздух невозможно потрогать. Ставим перед детьми вопрос, как можно потрогать воздух и везде ли он присутствует? Что бы ответить на эти вопросы, мы предлагаем детям полиэтиленовый пакет, и отправляемся в разные места для поимки воздуха.
Затем все собираемся за стол и делаем выводы, что воздух можно потрогать, и он находиться повсюду.
Эксперимент 2. "Реактивный шарик"
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
3 блок занятий: экспериментирование с водой.
Цель: знакомить детей со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, любознательность; совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. «Имеет ли вода цвет, вкус и запах?»
Оборудование: мы ставим на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладём лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная) .
Мы предлагаем понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)
Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Эксперимент 2. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный сок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
4 блок занятий: экспериментирование с сахаром.
Цель: познакомить со свойствами самой любимой сладости (сахаром); развивать наблюдательность, смекалку, любознательность; совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. «Пизанская башня»
Оборудование: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Что происходит: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
Эксперимент 2. «Разноцветный сахар»
Оборудование: стакан, две ложки сахара на десять ложек питьевой воды, пищевые красители, фольга и несколько блюдец (их количество равно числу пищевых красителей).
В стакане с водой тщательно размешайте сахар до полного растворения. Положите на каждое блюдце фольгу и налейте по две ложки сладкого раствора. Добавьте красители. Аккуратно перемешайте. После этого оставьте блюдца в теплом месте на три дня. Вода за это время испарится, а у вас останутся кристаллы цветного сахара. Их можно раздробить и перемешать, получится разноцветный сахар.
Что происходит: молекулы воды испаряются, т.е. переходят из жидкого состояния в парообразное, а молекулы сахара, смешанные с красителем, остаются.
5 блок занятий: экспериментирование с магнитом.
Цель: закрепить знания о магните и его свойствах; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, и делать выводы; совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. «Стальной барьер».
Материал: четыре маленькие металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель. Положите скрепки на стол и накройте их листом фольги, а сверху положите магнит. Приподнимите магнит и посмотрите, сдвинулись ли с места скрепки. Положите скрепки под шпатель.
Поместите на шпатель магнит. Поднимите шпатель с магнитом и посмотрите, сдвинулись ли скрепки. Магнит притягивает скрепки через фольгу, а через шпатель - нет.
Эксперимент 2. «Магнитные силы»
Предлагается выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, нужно поднести магнит и наблюдать за предметом, на большом расстоянии действие прекратится. Уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы, нужно положить предмет с одной стороны, а с другой – магнит и перемещать его. Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит.
Вывод: магнитные силы проходят через многие материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие с использованием экспериментов с объектом неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы....
Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста....
Картотека опытов для ознакомления с живой и неживой природой для детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование – один из более успешных способов ознакомления дошкольников с миром живой и неживой природы....
Элементарные опыты, как метод формирования знаний о явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста
Теоретические основы детского экспериментирования как научно-методической проблемы.Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о предметах и явлениях природы.Детское эксперименти...
Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека опытов для ознакомления с живой и неживой природой для детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование – один из более успешных способов ознакомления дошкольников с миром живой и неживой природы.Экспериментально-опытническая деятельность доступна детям уже с дошкольного возрас...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста
Все мы должны оберегать и любить малую Родину, ведь это частичка нашего «я».Именно в детстве формируются такое понятие, как Родина. Маленькая или Большая Родина – это память, это нев...