Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы (Подготовительная к школе группа)
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы
(Подготовительная к школе группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Балтасинский детский сад №2 общеразвивающего вида»
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы
(Подготовительная к школе группа)
Воспитатель высшей
категории Галимуллина
Лилия Галиевна
Балтаси 2013.
Тема: «В поход! За воздухом!»
Цель: Развивать у детей любознательность, интерес к поисковой деятельности; прививать чувство радости и удовлетворения от открытия (обнаружения) неизвестного, ранее ими ненаблюдаемого; от ощущения того, что было вне поля их зрения; от производства ряда преобразований с этим новым объектом наблюдения
Формировать у дошкольников исследовательские и познавательные умения.
Формировать первоначальные представления о воздухе как об объективной реальности, опираясь на имеющиеся у детей зрения о наличии воздуха в окружающем ребенка мире. Показать способы и приемы обнаружения воздуха.
Оборудование и материалы. Для воспитателя: аквариум с водой, стеклянная банка, стакан, бумажная салфетка, полиэтиленовый пакет, резиновые мешочки (или воздушный шарик), стеклянная воронка с надетым на узкую часть резиновым мешочком, маленькие пластмассовые шарики. Большая мягкая игрушка – Лунтик.
Для детей. На каждого: тазик с водой, стакан, бумажная салфетка, полиэтиленовые и резиновые мешочки, небольшие пластмассовые шарики.
Методические приемы: сюрпризы, демонстрация и рассказ воспитателя, фронтальный опыт детей.
Организация исследовательской деятельности: необходимое оборудование и материалы располагаются по усмотрению воспитателя. Движения и деятельность детей не ограничены жесткими рамками занятия.
Ход занятия.
Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит: «Мы сегодня пойдем туда - не знаю куда, искать то – не знаю что.
Там нас всегда ждут! Ждут – дожидаются разные разности. В дорогу мы соберем наш «чудесный» рюкзачок. На всякий случай положим туда полиэтиленовые пакеты, бумажные салфетки, разноцветные шарики. Вдруг пригодятся. Ну что, собрались? Посидим перед дорогой и пойдем».
«В походе за неизвестным» дети встречают игрушечного Лунтика. Воспитатель говорит: «Ой! Приключения начинаются! У нас сегодня неожиданная встреча. Это же Лунтик. Давайте подойдем к нему».
Воспитатель и дети «застают» Лунтика сидящем за столом, на котором стоит пустая стеклянная банка.
Воспитатель обращается к герою одноименного мультфильма:
- Здравствуй! Мы тебя знаем! Ты – Лунтик! Ты прибыл к нам с Луны. Ты очень симпатичный и нравишься нашим детям, потому что ты очень похож на них. Чем? Тем, что ты такой же любопытный, как они. У тебя в голове, как и у них миллион вопросов. И ты постоянно ищешь на них ответы. Примерно так, как это делают ученые на Земле. Они сначала замечают что-то необыкновенное. Потом долго наблюдают за тем, что их заинтересовало. Потом долго думают. Потом по-своему объясняют это. А затем ученые проверяют свой ответ с помощью опытов и экспериментов. А уже потом делятся с другими людьми.
- А что ты, увидел такого необыкновенного? О чем ты думаешь, Лунтик? Поделись с нами.
Лунтик показывает пустую банку и спрашивает у детей, что это, есть ли что-нибудь в этой банке. Дети отвечают, что это банка пустая, в ней ничего нет. Лунтик спрашивает, действительно ли банка пустая. Дети проверяют, заглядывают в банку, обследуют руками и вновь утверждают, что в банке ничего нет. Тогда воспитатель говорит детям, что они ошибаются: в банке что-то есть. Просто они не смогли увидеть. Возникает вопрос « А что же в банке?»
«Воздух», - отвечает воспитатель.
«Воздух? А что такое воздух?» - спрашивает Лунтик у детей. Дети дают объяснение понятию «воздух» так, как они понимают это. Выслушиваются все варианты ответов. Лунтик продолжает недоумевать. Тогда воспитатель предлагает всем посмотреть на воздух. И Лунтик и дети удивляются: «А разве это возможно?» «Возможно, - отвечает воспитатель.
– Для этого нам понадобится наш «чудесный походный рюкзачок».
Воспитатель предлагает детям достать из рюкзака полиэтиленовые мешочки и заполнить их шариками (сама также заполняет шариками свой мешочек). Она обращает внимание детей на то, что мешочек стал выпуклым. Предлагает детям добавить шарики в мешочек. Мешочек по мере заполнения увеличивается в объеме.
Воспитатель подводит детей к первому на этом занятии выводу: выпуклость мешочка зависит от количества содержимого в нем вещества. Предлагает им взять другие (пустые) полиэтиленовые мешочки, посмотреть их и ответить, есть ли что-нибудь в них. После ответов предлагает скрутить мешочки с отверствия. По мере скручивания мешочки вздуваются. Лунтик обращает на это внимание детей: «Смотрите, что делается с пакетом. Мешочек стал выпуклым. Но ведь выпуклым мешочек бывает тогда, когда в нем что-то есть. Но там ничего нет. Следовательно, что-то раздуло мешочек. Что же это?»
Подобными вопросами мы подводим детей к тому, что в мешочке есть воздух.
Воспитатель просит: «Подумайте, был ли этот воздух до скручивания в мешочке, или он появился там в момент скручивания». Задавая вопросы, мы подводим детей к пониманию того, что воздух вокруг нас везде, что воздух есть и в мешочке, и в стакане, и в пустой банке.
«Как здорово! – радуется Лунтик. – Никакого волшебства не надо. Чудо находится вокруг нас. Мы не можем видеть его, не можем потрогать его, но мы знаем что стеклянная банка не пуста. В банке находится воздух! Разве это не чудо».
Далее воспитатель объясняет детям и Лунтику, что, хотя воздух и невидим, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать. Проводится вторая часть эксперимента. Воспитатель проговаривает свои действия.
«Вот теперь нам понадобятся бумажные салфетки. Берем салфетку, мнем ее, вводим в стакан и прижимаем ко дну. Чтобы салфетка не выпадала, ко дну стакана прикрепляем маленький кусочек пластилина. Повернув стакан вверх дном (отверствием вниз), опускаем стакан в аквариум с водой так, чтобы вода покрыла стакан почти полностью. (Воспитатель, держа стакан в воде, просит детей проделать то же). А теперь то же самое сделайте и вы. Приложите салфетку ко дну стакана и осторожно опустите стакан в воду. Как вы думаете, есть ли вода в стакане?»
Дети отвечают, что должна быть.
Воспитатель: «Если так, то салфетка в стакане должна намокнуть. Давайте, посмотрим. Выньте стакан из воды и потрогайте салфетку. Салфетка какая? Салфетка сухая. Почему? Что вы думаете об этом?»
Тут воспитатель должен подвести детей ко второму на этом занятии выводу: «Раз салфетка сухая значит, вода в стакан не попала. Почему? Что ее туда не пустило?» Задавая вопросы, мы постепенно подводим детей к умозаключению, что воде не дал попасть в стакан воздух, который там был.
Лунтик удивлен: «Как же так? Не может быть. Салфетка, засунутая в воду, хотя бы и в стакане должна быть мокрой».
Воспитатель предлагает проделать контрольный эксперимент. «Давайте еще раз проверим. Для этого мы воронку с одетым на ее узкую часть резиновым мешочком опускаем широкой частью (раструбом) в воду. Смотрите. По мере опускания воронки мешочек на конце раздувается».
Лунтик спрашивает: «А почему раздулся резиновый мешочек? Дети, вы поняли? Объясните мне тоже».
Если дети пытаются объяснить, выдают приближенные к истине ответы, то занятие достигло цели. Занятие идет к завершению. Воспитатель: «Ну как Лунтик, ты больше не будешь смотреть на пустую стеклянную банку? Тебе было интересно с нами? А вам дети понравился поход в неизвестный мир? На сегодня достаточно. Нам пора собирать свой «чудесный рюкзачок» и идти обратно».
Лунтик: «Постойте! Мы же еще не все узнали про воздух. А какого он цвета? Какой формы? Большой или маленький? Звучит ли он?»
Воспитатель: «А мы еще придем сюда, правда дети. И все разузнаем. Будем вместе искать ответы на твои вопросы. Пока».
«По пути» воспитатель спрашивает детей все ли им было понятно, интересно; что они расскажут дома о сегодняшнем походе; что они могут показать своим родным. По возвращению проводится либо игра в кругу «Раздувайся пузырь, раздувайся большой», либо дети рисуют Лунтика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»
Тема: Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...
"Возможности метода экспериментирования в процессе ознакомления детей 3-4 лет с неживой природой"
"Детское экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопре...
Конспект наблюдения за объектами неживой природы для детей средней группы
Программные задачи:· Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре, научить определять силу ветра;· Развивать на...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЯВЛЕНИЯМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности....
План по самообразованию «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»
План по самообразованию работы с детьми по экологии в условиях ФГОС ДО....
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с объектами неживой природы»
Участники мастер-класса познакомятся с одной из современных педагогических технологий ознакомления детей с объектами неживой природы, это опытно-исследовательская деятельность....