Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте.(песок и вода)
опыты и эксперименты по окружающему миру

Марина Анатольевна Канажевская

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.

Социальная значимость проекта: Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экспериментирование с материалами и веществами является одним из основных видов деятельности детей в возрасте от 1 года до 3‐х лет.                                                                                                         Формы проведения: эксперименты, ОД, игры, беседы, опыты, наблюдение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №86» муниципального образования города Братска

Проект на тему ««Развитие  любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте.(песок и вода)

       Подготовили: Канажевская Марина Анатольевна, 1кв.категория

г.Братск 2021г

«Развитие  любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы»

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.

Социальная значимость проекта: Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экспериментирование с материалами и веществами является одним из основных видов деятельности детей в возрасте от 1 года до 3‐х лет.                                                                                                         Формы проведения: эксперименты, ОД, игры, беседы, опыты, наблюдение.

Сроки проведения: долгосрочный(2020-2021 уч. год)

При этом решаются следующие задачи:                                                                                               − знакомить детей со свойствами объектов неживой природы (вода, песок, воздух, камни);                                                                                                                                                − формировать умение выполнять разнообразные предметно‐практические действия; − обогащать словарь детей, упражнять в назывании признаков объектов и действий с ними;                                                                                                                     − развивать любознательность и активность в процессе игр‐экспериментирований;                                                                                                                    − развивать умение устанавливать простейшие связи и зависимости, отвечать на вопросы и задавать их;                                                                                                            − воспитывать интерес к элементарной исследовательской деятельности;                                − воспитывать первичные волевые черты характера (целенаправленность, умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

1. Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной деятельности детей в процессе экспериментирования;

2. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

3. Формирование и расширение представлений у детей об объектах неживой природы через практическое самостоятельное познание;

4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

                                                                                                                                  Актуальность проекта :

Ранний возраст – период активного знакомства с окружающим миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые объекты, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами, познает их качества и свойства, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. В процессе такого исследования развивается любознательность ребенка, расширяются его представления об окружающем мире, он приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Дети раннего возраста с интересом включаются в предложенные взрослым игры – экспериментирования с различными веществами; с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия; радуются своим открытиям. Это объясняется тем, что им присуще наглядно‐действенное и наглядно‐образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Зачем ребенку нужны игры с песком и водой? И вода, и песок – это уникальные вещества, свойства которых делают игры с ними отличным способом познавательного развития. Игрушки, предназначенные для игр с песком и водой, дают малышу простор для разнообразных экспериментов. Игры с водой и песком вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскрепощённости  детей, что очень важно для создания благоприятного микроклимата в группе.

С учетом реализации поставленных задач мы разработали перспективный план игр – экспериментирований с объектами неживой природы периодичностью 1 раз в неделю. План включает в себя 2 цикла игр:                           − 1 цикл: игры – экспериментирования с водой «Волшебница вода»;                           − 2 цикл: игры – экспериментирования с песком «Песочные сказки»;      Каждый цикл состоит из следующих этапов:                                                                                       − ознакомление со свойствами объекта неживой природы;                                                             − овладение разнообразными практическими действиями;                                                                       − преобразование, взаимодействие объектов неживой природы.

Этапы реализаций:

1 этап - подготовительный

-изучение и накопление теоретического материала по теме, составление паспорта проекта, подготовка материала для экспериментальной деятельности, подбор игр, загадок, стихов.

Предварительная работа:

• подбор литературы;

• подбор материала для экспериментирования;

• подбор дидактических игр;

• оформление уголка по экспериментированию в группе;                                                   • наблюдение в природе на прогулке.

2 этап - основной

-разработать и реализовать план-программу по проекту. Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Пополнение опытно – экспериментального уголка.

2. Консультация для родителей «Детское экспериментирование».

3. Рекомендовать родителям во время прогулок проводить наблюдение за интересными объектами, явлениями в природе. Ставить вопросы и вместе искать на них ответы, делать выводы. Давать детям больше самостоятельности в своих суждениях.

4. Проведение совместного мероприятия с родителями «Путешествие в мир экспериментов»

3 этап - заключительный

-подвести итоги и представить результаты.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В будущем планируется продолжать заниматься опытно – экспериментальной деятельностью в группе раннего возраста по следующим направлениям:

1. Непосредственная работа с детьми по экспериментальной деятельности с объектами: воздух, камни;

2. Пополнение уголка опытно – экспериментальной деятельности;

3. Пополнение картотеки игр – экспериментов и методической литературы;

4. Привлечение и активное участие родителей в проектах.

  Результаты работы:

    Показателем результативности проведенной работы является развитие у детей:

− наблюдательности, любознательности и активности (дети активны в выборе материала для игр – экспериментирований; действия с объектами неживой природы выполняют уверенно, с интересом);

− умения применять разнообразные предметно‐практические действия в

процессе игр с объектами неживой природы;

− расширение словарного запаса (дети называют свойства объектов и действия с ними);

− умения устанавливать простейшие связи и зависимости, отвечать на вопросы и задавать их;

− навыков элементарной экспериментальной деятельности;

− первичных волевых черт характера: целенаправленности, умения не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата;

− эмоциональной сферы ребенка (в процессе игры дети испытывают положительные эмоции);

− интереса к совместным со взрослым и сверстниками деятельности.

Тема: «Вода»

Свою работу мы начали с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На ОД  дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На ОД по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Перспективный план опытно- экспериментаторской деятельности детей раннего возраста.

ТЕМА:
Д/Упражнения:
«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки».

Цель: Учить детей манипулировать с водой . Дать представление о том , что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. ( Форма организации – предметно-манипуляторная деятельность, режимные моменты).

Вода:

«Водичка-водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. (форма организации – режимные моменты).

«Напоим куклу чаем»
Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. (форма организации — часть занятий).

«Чистые ручки»
Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. (форма организации игра).

«Помощники»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. (форма организации- режимные моменты).

«Найди пингвинёнка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная. (Форма организации- опыт).

«Прятки»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.(форма организации опыт).

«Разноцветная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. (форма организации часть занятия).

«Будем пить»
Цель: Дать детям представление о том, что вода имеет вкуса. (форма организации- режимные моменты).

«Что получится»
Цель: Дать детям представление о том , что некоторые вещества в воде растворяются. (форма организации опыт).

«Вкусная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус. (форма организации-опыт).

«Заморозили»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд. (форма организации опыт).

«Разогреем»
Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду. (форма организации опыт).

«Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной.(форма организации-часть занятия).

«Куда делась вода?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться. (форма организации – опыт).

 «Высушим»
Цель: Дать детям представление о том , что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. (форма организации – часть развлечения).

Песок:

«Песочек»
Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.(форма организации -игра).

«Посыпалки»
Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт).

«Испечём угощение»
Цель: Дать детям представление о том , что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации – часть занятия)

«Следы»
Цель: Дать детям представление о том , что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра).

«Песчинки»
Цель: Дать детям представления о том , песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение на прогулке).

Картотека опытов

Эксперименты с водой
Тема: 
«Что получиться?»
Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.
Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком
Тема: 
«Следы»
Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается?(Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (По тому что песок намочили).

Вывод: На мок ром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Экспериментирование с водой:

1«Вода теплая – холодная».

Закрепление понятий «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой». Здесь у нас работает осязание. Что получится, если смешать холодную и горячею воду (теплая).

2. « Окрашивание воды».

Используем разноцветную гуашь.

3. « Рябь на воде» -тренируем дыхательный аппарат.

4. «Круги на воде».

Наливаем воду и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем, по воде пойдут круги. Наблюдаем, как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя «круги на воде».

5. «Дождик».
Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду. 
6 . «Веселые пузыри».

Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.

7. «Мыльные пузыри».

7.«Тонет - не тонет» 
Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы тяжелее или легче воды.

8. «Разноцветные кораблики» 
Ребенку предлагается опускать в воду разноцветные кораблики- В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, формировать умение группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому — с красными. 
9. «Бросаем камешки в воду».
Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой. 
10. « Собери большие и маленькие камешки».
В емкости находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую

11. «Следы на доске».
Взрослый предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.
12. «Ловим рыбу сачком и удочкой».
Продолжать знакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек; развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Взрослый обращает на них внимание ребенка, предлагая ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.
Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом

13. «Игра - забава заводными игрушками для воды ».

Экспериментирование с песком.

Игры на поверхности сухого песка.

1«Здравствуй, песок! (Знакомство с песком). 
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.
2. « Песочный дождик»
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого, на свою ладонь.
3. «Угадай, что спрятано в песке». (используются мелкие игрушки).

4. «Необыкновенные следы».
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Консультация для родителей «Детское экспериментирование

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Важнейшим условием для организации практического экспериментирования является оборудование. В группе имеется центр «Вода-песок» наполненный прокаленным песком. Вначале ребенку доставляет большое удовольствие знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большей ёмкости в меньшую и наоборот. Для этих целей предлагаем детям сита, совочки, воронки, стаканчики, ложки, дощечки, бутылочки. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков, используем пластмассовые формочки, ведёрки, лопатки, совочки.

Для экспериментов с водой используем пластиковые тазы, лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки, изготовленные из пенопласта . Во избежание намокания одежды, для игр с водой были изготовлены клеенчатые передники. Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, заботимся о температуре (+ 18°, +20°), следим за длительностью игры и состоянием одежды детей.

Кроме того, в своей работе мы использовали разнообразные методы.

Игровые — они ведущие в данном возрасте, без героя или сюрпризного момента не обошлась ни одна игра- эксперимент, дети с удовольствием помогали матрёшке найти бусинки, отсеивая сухой песок через сито. Взбивали мыльную пену для куклы («Мыльные пузыри). Делали снежные пирожные из снега для снеговика. Наши герои играли с детьми в подвижные игры- с целью снятия психомоторного напряжения и создания положительных эмоций. Дети показывали героям, как они умеют играть пальчиками (пальчиковая гимнастика «Водичка, водичка», «Ветер дует нам в лицо» ). Наряду с игровыми использовались словесные методы — разъяснение, пояснение, объяснение, художественное слово (стишки, потешки, загадки), указание к действию. Используя репродуктивные методы, такие как зеркальные действия — «Налей водичку в стаканчик» и синхронные действия «Давай вместе, насыплем песок в ведёрко» развивали в детях уверенность в себе, умение повторить то, что делает взрослый.

Применяя исследовательский метод — наблюдение развивали внимание ребёнка. Наблюдая за происходящим экспериментом, ребёнок сам участвовал в элементарных опытах и экспериментах, делал на основе наблюдений элементарные, простейшие умозаключения — тем самым развивая мышление.

Главная задача экспериментальной предметно- развивающей среды- формирование у ребёнка навыков практического экспериментирования как во время игры- занятия, так и в свободной деятельности, на прогулке, а также соблюдение правил безопасности при работе с песком и водой (не кидать песок в товарища, не разливать воду на пол ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Проект: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы"

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания са...

«Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с водой, песком и камнями»

В раннем возрасте происходит активное знакомство ребенка с окружающим миром. Все, что окружает малыша, - вещи, игрушки, растения, животные, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. ...

Проект на тему ««Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы» в раннем возрасте. (второй год)

Социальная значимость проекта: Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экспериментирование с материалами и веществами является одним из основных видо...