Ознакомление с окружающим миром на тему: «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Ознакомление с окружающим миром.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми в старшей группе на тему: «Свойства воды». Технология экспериментирования.
Цель:
Образовательные:
-познакомить со свойствами воды( отсутствие собственной формы; прозрачность; вода-растворитель; очищение воды);
-развивать навыки проведения лабораторных опытов (умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, стеклянными палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые правила безопасности).
Воспитательные :
-развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;
-развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
-формировать бережное отношение к воде.
Развивающие: активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Материалы для занятии:
1.Для этого занятия понадобится специальное оборудование:
-прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие). Сосуды фигурной формы;
-стеклянные воронки и стеклянные палочки;
-фильтровальная бумага;
-вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, сахарный песок, соль, травяной настой календулы или ромашки, настой мяты, любое растительное масло.
2.Понадобятся также иллюстрации воды в природе.
Организация детей на занятии:
Все занятие построено на экспериментальной работе детей, поэтому его целесообразно проводить подгруппами не более 10 человек. Дети сидят за лабораторными столами, одетые в белые халаты.
Чтобы экспериментальная работа детей, проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо помнить и соблюдать следующие правила:
-перед проведением опыта обязательно сформировать перед детьми цель и конкретизировать задачи;
-вместе с детьми найти пути достижения цели;
-любой опыт включает специально организованное наблюдение;
-после завершения опыта необходимо привлечь детей к формированию вывода о результатах опыта;
-необходимо обеспечить связь опыта с реальной жизнью детей.
Ход:
-Какие вы знаете водоемы на нашей планете? (ответы детей)
-Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной? (ответы детей)
-Вода-источник жизни для человека и всего живого на нашей планете. Она, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека. Прежде всего, это источник питьевой воды.
(Рассматривание фотоиллюстраций различных источников воды и водоемов на Земле).
-А какие свойства воды, вы знаете?
-Да, она прозрачная; у нее нет формы; вода-растворитель; в ней растворяется сахарный песок, когда мы делаем чай. Воду можно заморозить, будет лед.
-В каком виде может быть вода? (ответы детей)
-Снег это вода? (ответы детей)
-Конечно, под воздействием теплой температуры снег тает и весной бегут ручьи, и появляются проталины.
-Наблюдая за весенними ручьями, можно видеть, что вода всегда течет с более возвышенных мест вниз. Недаром все реки начинаются на возвышенностях.
(рассматривание фотоиллюстраций).
-Сейчас проведем простой опыт. Выявим три свойства воды: жидкое, парообразное и твердое.
Сначала вскипячу воду в чайнике электрическом. При закрытой крышке вырывается пар, из носика хорошо всем видно, струйку пара?
-Откуда он взялся в чайнике? (ответы детей).
-При высокой температуре нагревания вода превращается в пар.
-Теперь подставим холодное стекло, подержу его над паром (чайник выключен, и убран). Посмотрите, что произошло со стеклом? На нем образовались капли воды. Откуда? (ответы детей).
-Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
-И давайте посмотрим в холодильник (в морозилку), там я заморозила воду налитую в кубики.
-Что случилось с водой? (ответы детей).
Вода превратилась в лед, если сейчас мы оставим кубики в группе. Мы уведем , что будет опять? (ответы детей).
(Физкультурная минутка).
-У вас на столах прозрачные сосуды. Мы будем проводить опыты, и узнаем еще свойства воды. Вещества, которые мы будем растворять в воде это мука, сахарный песок, саль. Растительное масло, гуашь.
(Показываю и объясняю, как из фильтрованной бумаги, установить фильтр в воронку, и вставить в чистый стакан).
-теперь вливаем по не многу раствор в воронку с фильтром, вода отфильтрована.
-Делаем выводы:
-Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно хуже всего растворилось в воде; на фильтре хорошо видны следы масла;
-хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, чернила или туши, хотя после фильтрования чернил фильтр и изменил свой цвет, но и отфильтрованный раствор тоже остался окрашенным;
-после фильтрования раствора крахмала или муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр; на самом фильтре осталась большая часть муки или крахмала.
А теперь поиграем: « Круги на воде». Развитие творческого воображения, активизация словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"...
Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства воды» в старшей группе.
Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства воды»в старшей группе....
Конспект открытого занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.
Занятие построено с применением технологии исследовательской деятельности.Воспитателем реализовывались следующие задачи: Познакомить детей со свойствам...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ознакомлению с окружающим миром «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» с детьми старшей группе
Цель: формировать целостное восприятие окружающего мира посредством познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:Образовательные:Расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и с...
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Удивительная вода» (экспериментально- исследовательская деятельность)
Дети очень любознательны и наблюдательны. Познание окружающего мира через увлекательные опыты и эксперименты открывают новые и интересные факты об окружащем мире....
Конспект открытого занятия ООД по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности. в старшей группе
Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды....
Ознакомление с окружающим миром "Нужны ли растениям вода, тепло и свет?" 04.2024
Ознакомление с окружающим миром "Нужны ли растениям вода, тепло и свет?" 04.2024...