СТАТЬЯ "Использование воспитательного пространства Санкт - Петербурга по развитию экологической культуры"
статья по окружающему миру
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о родном крае. Дети знакомятся со всем богатством красок, звуков, форм и запахов окружающей природы. Чем больше органов чувств участвует в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Осуществляется сенсорное восприятие на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. Помощь в этом окажет посещение музеев, прогулки по паркам и улицам Санкт - Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_guseva_l._a._sotsializatsiya_deteydoshkolnogo_vozrasta.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО»
Гусева Лариса Алексеевна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №2 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Дошкольный возраст – яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир взрослых отношений. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Детям дошкольного возраста необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений. Процесс социализации вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития. Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом, шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира. В соответствии с ФГОС ДО в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, приятной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха. Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости. Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции. Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться. Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития. При всех условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного сотрудничества «педагог – дети – родители».
Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка: умение ребенка войти в детское общество; умение ребенка действовать совместно с другими; умение следовать и уступать общественным нормам; умение ребенка контролировать свои желания и др. Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу. Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения. Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям. Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей. Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль. Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом. Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения. Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия. Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений. К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий. Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других. Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие). Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других. Для детей дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры. Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам. Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные. Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские. Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность. Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре. Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.
Список использованной литературы:
- Н. В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. № 6;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155);
- Синяпкина Е. И., Звягина О. Н. Социализация и социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО // Образование и воспитание. 2016. №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование новых технологий в активизации интереса детей к истории,культуре Санкт- Петербурга и развитии познавательных способностей"
В материале представлен материал по знакомству детей с Санкт -Петербургом С использованием ТРИЗ(а), мнемотехники....
Проект: «Апостолы Петр и Павел в архитектурном пространстве Санкт-Петербурга».
Реализация педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурным наследием Санкт-Петербурга...
Ребенок в социокультурном пространстве Санкт– Петербурга
Рекомендации для родителей по посещению музеев Санкт-Петербурга...
Статья Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Особенности развития общения с взрослыми у дошкольников».
В настоящее время все большее количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в общении со взрослыми, что пагубным образом отражается на их развитии. Актуальность изучения проблемы формиров...
Формирование исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга
Игровые технологии краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста...
ОСОБЫЙ РЕБЁНОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Что такое "особый" ребенок? Причины возникновения речевого недоразвития у детей дошкольного возраста. Характеристика детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием....
Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"
С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...