ОСОБЫЙ РЕБЁНОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Светлана Петровна Терентьева

Что такое "особый" ребенок? Причины возникновения речевого недоразвития у детей дошкольного возраста. Характеристика детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobyy_rebenok.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЫЙ РЕБЁНОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

С. П. Терентьева

ГБДОУ детский сад № 70 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

     Что такое «особый» ребёнок? Это ребенок, который имеет в своем развитии отклонение или ряд отклонений от нормы, возникающих в результате заболеваний центральной нервной системы: это задержка психического развития, временная задержка умственного развития, сопутствующая некоторым формам речевого недоразвития или нарушений слуха, тяжёлые нарушения речи различной этиологии[1].

     За последние годы значительно возрос процент  детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины возникновения таких явлений различны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, гипоксия плода,  различные внутриутробные инфекции,  хронические заболевания матери.  Целый ряд причин возникает в постнатальный период  -  заболевания ребёнка, травмы и др. К сожалению, в специализированное дошкольное детское учреждение дети с речевыми нарушениями часто попадают только перед школой, в лучшем случае после пяти лет, и самый значимый для развития ребёнка возраст – до трех-пяти лет – оказывается упущенным. В школе у такого ребёнка возникают проблемы с устной и письменной речью. А ведь этого могло бы и не быть, если бы родители и врачи своевременно выявили предрасполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению. [2]

    Необходимо как можно раньше  выделять детей в группы риска по возникновению у них патологии в речи. И вот на что надо обращать особое внимание.

     - Если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный.

     - Ранний отказ ребёнка от грудного вскармливания. Возможно у младенца слабые  мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно-  или  двусторонний парез губ).

     - Если в состоянии покоя рот ребёнка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва), жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).

     - Парез языкоглоточного нерва может придать голосу ребёнка назальный оттенок – незначительную гнусавость.

     Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы у детей грудного возраста, и в  последствии  могут привести к патологии речевого развития и риску возникновения общего недоразвития речи у таких детей.

     Общее недоразвитие речи – дефект полиэтиологический.  Он может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия,  дизартрия, ринолалия и т.д. (Т. Б. Филичева) .[3]

     Самостоятельным, или единственным, дефект речи считается, когда у детей с нормальным  слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается системное нарушение речевой сферы, а именно,  звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи.

     У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и распознавание звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Причинами такого общего недоразвития речи могут быть:

  1. Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми и с другими детьми, наличие няни, говорящей на другом языке, проживающие с глухими родителями т.д.).
  2. Недостаточность речевого общения детей, воспитывающихся в условиях домов ребенка, детских домов.
  3. Билингвизм, например, в детском саду с ребёнком говорят на русском языке, а в семье – на другом.
  4. Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается

 ребёнок.

     В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи.

     При первом уровне речевого развития речевые средства ребёнка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

    При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает.  Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром.

     Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости  слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

     Третий уровень  речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций.  Лексика ребёнка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы.  Ребёнок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажениях, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

     Четвертый уровень речевого развития (Т. Б. Филичева) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребёнка. Отмечается недостаточная дифференциация определенных звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слова, проявляющиеся в неспособности ребёнка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребёнок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

     Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью. Нарушения внимания и памяти  у таких детей в большей степени затрагивает произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.

     Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти, а это часто приводит к общей невнятности, смазанности речи.

     У значительного большинства детей с недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

     Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, мышление детей  с общим недоразвитием речи несколько ниже возрастной нормы.

    Нам, как педагогам, работающим в специальных логопедических группах  детских садов, заметны личностные особенности детей с данной речевой патологией. Отклонения от нормы у таких малышей проявляются на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Они быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать на занятиях, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие дети напротив, сидят тихо, но на вопросы отвечают невпопад, или не отвечают вообще.

     Общаясь между собой, дети проявляют повышенную возбудимость. Одни слишком подвижны и трудно управляемы. Другие дети не проявляют интереса к играм. Они вялые и апатичные. Среди таких детей встречаются ребята  с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью в нахождении и  выборе подхода к трудным и неконтактным детям.

      Из всего выше сказанного следует что,  общее недоразвитие речи – это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий и комплексного подхода со стороны логопедов, воспитателей, врачей, и, естественно, родителей.

Наша задача, как задача педагогов, помочь родителям в воспитании и обучении «особых» детей, детей с речевой патологией. Дать родителям ряд советов на основе накопленного опыта, личных наблюдений и непосредственно индивидуальной работы с такими детьми. Мы считаем, что правильно организованное семейное воспитание – важнейшее условие для физического и умственного развития ребёнка.

     В семьях наших детей мы нередко наблюдаем две крайности. Первая – ребенку не уделяют должного внимания, предоставляя его самому себе, либо требуют от него невозможного, наказывая за то, что он сам не может сделать, чему его не учили. И вторая – родители чрезмерно жалеют и балуют ребенка. Оберегая его от всех трудностей, стремятся всё выполнить за него, невольно внушая ему этим, что он больной, слабый, немощный. В результате такого воспитания дети становятся беспомощными, эгоистичными, безвольными и заметно отстают в своем развитии. Иногда родители путают неумение, затруднение ребёнка выполнить то или иное задание с нежеланием. Мы говорим родителям, что надо уметь понять ребёнка, выявить его возможности и только тогда побуждать к действию.  От «особого» ребенка нужно требовать, как от совершенно здорового, не делая скидок на заболевание, но прежде всего его надо терпеливо всему научить, то есть серьезно и ответственно заняться его воспитанием и обучением в семье.

Литература

  1. Если в семье «особый» ребёнок. (Дефектологи советуют родителям). Ассоциация логопатологов  Санкт-Петербурга.А. И. Усынина, Г. С. Мельникова,  СПб.: Изд-во  «Фолиум»,1992.
  2. Нарушение речи. Причины и ранняя коррекция. С. П. Смирных  «Дошкольная педагогика». Петербургский научно-практический журнал для педагогов и родителей. № 5, 2003.
  3. Особенности речевого развития дошкольников. Т. Б. Филичева. «Дети с проблемами в развитии». Научно-практический журнал. №1, 2004.
  4. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева. СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
  5. Если дошкольник плохо говорит. Т. А. Ткаченко. СПб.: Изд-во «Акцидент»,1997.

     

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "Использование воспитательного пространства Санкт - Петербурга по развитию экологической культуры"

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о родном крае. Дети знакомятся со всем богатством красок, звуков, форм и запахов окружающей природы. Чем больше органов чувств уч...

Проект: «Апостолы Петр и Павел в архитектурном пространстве Санкт-Петербурга».

Реализация педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурным наследием Санкт-Петербурга...

Ребенок в социокультурном пространстве Санкт– Петербурга

Рекомендации для родителей по посещению музеев Санкт-Петербурга...

«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»

Предметно развивающая среда ДОУ нацелена на наиболее эффективное развитие и коррекцию психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальных особенностей....

Создание доступной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения

В статье прописаны необходимые условия для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обобщен накопленный опыт муниципального бюджетного дошкольного о...

Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...