"Использование новых технологий в активизации интереса детей к истории,культуре Санкт- Петербурга и развитии познавательных способностей"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

  В материале представлен материал  по знакомству детей  с Санкт -Петербургом  С использованием ТРИЗ(а), мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Znakomstvo__s_Sankt-Peterburgom.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Калининского административного района   Санкт -Петербурга

«Использование новых технологий

в активизации интереса детей дошкольного возраста

 к истории, культуре

Санкт-Петербурга  и  развитии познавательных способностей»

                                                        Воспитатель

                                                     Покис Т.В.

                                                     

 Санкт-Петербург

2011 г.

                                                           «Люблю тебя , Петра творенье,

                                        Люблю твой строгий, стройный вид,

                                        Невы державное теченье,

                                        Береговой ее гранит…»  (А.С.Пушкин)

        

                                                                                                                        Академик   Дмитрий  Лихачев сказал: «Хорошие манеры могут быть  очень  внешними,  но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее».                

        Тема «Город»,  очень актуальна в наше время, когда взрослые и дети сталкиваются  с грубостью, жестокостью,  насилием, невниманием  друг к другу, к своему городу и Родине.

   Поэтому необходимо  обращать особое внимание на воспитание у детей нравственных качеств, которые традиционно были свойственны петербуржцам.  Это   станет основой для формирования следующих задач:

- вызвать у детей интерес к нашему городу, который  является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие;

 - вызвать гордость за свое отечество, воспитывать уважение к создателю нашего города, великим согражданам;

- закреплять знания о поведении в общественных местах, воспитывать культурные навыки достойные петербуржца;

- прививать желание изменить город к лучшему;

- познакомить детей с основными памятниками архитектуры, истории,

 узнавать объекты, высказывать свое впечатление, давать оценку действиям и событиям;

- обогатить знания о районе, о его роли в городе, формировать представление об уникальности нашего города, уметь видеть в привычном городском пейзаже элементы необычного;

- развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать, планировать, комбинировать.

  Для детей, имеющих диагнозы: дизартрия, ОНР, иногда задержку психического развития, а также  сопутствующие диагнозы неврологического характера и проблемы в личностной сфере, традиционные формы работы не всегда дают возможность вызвать живой интерес к данной теме, а тем более сделать разработанную программу программой каждого ребенка. Ведь она ориентирована на передачу дошкольникам необходимой суммы знаний,  на их количественный прирост, на отработку того, что ребенок уже умеет делать.

         Использование  в работе инновационных технологий:  ТРИЗ, методики интеллектуального развития А.З.Зака,  сказкотерапии,  арт-терапии, психогимнастики ,  муз – терапии,  мнемотехники, компьютерных технологий, фоторамки,  DVD, а также практических формы работы интересных для детей: выжигание по дереву, тиснение на фольге, баррельф- ной лепки, создание коллажей,  строительных  и сюжетно- ролевых  игр, создают большое поле деятельности  для развития умения использовать информацию, развивают и корректируют психические процессы, благоприятно влияют  на развитие эмоциональную сферу ребёнка.

Именно эти технологии  позволяют  педагогу организовать интересную совместную деятельность.

Проведённый  мониторинг показывает  что дети дошкольного возраста  плохо знакомы  с ближайшим окружением: не знают  состава семьи, своего адреса, не могут назвать общественных  зданий,  имеют слабое представление  о  достопримечательностях города.(ФГТ)

   Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. 


   Дошкольный возраст– это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).      Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов

  «ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)  в активизации интереса детей  к истории и культуре  Сакт -Петербурга успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.     Использование ТРИЗ  по знакомству с городом– это система коллективных игр,  призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.                        

 

Перечень  дидактических  упражнений

  1.  «Логический поезд»
  2. «Дорисуй»
  3.   «Цепочка слов»
  4.  « На что похоже»
  5. «Скажи наоборот»
  6. « «Хорошо – плохо»
  7.    «Да – нет»
  8. «Отставай-Забегай»
  9.  «Дели –объединяй»

           Методы и приёмы, используемые в работе

  1. Девятиэкраннная  система мышления

 2.  Морфологический анализ.

 3. Вещественно- полевые ресурсы

 4  Мозговой штурм

Использование  в совместной деятельности  игровых  упражнений : «Дорисуй здание », «Дострой мост»  «Построй здание  из геометрических фигур”, «На что это похоже?”, "Найди сходства”,  "Найди различия”. . «Найди лишнее», «Город весёлый  и грустный» способствуют  развитию фантазии, воображения и памяти,  что необходимо

для формирования учебной деятельности.  

Знакомя с Летним садом и Невой  для детей интересны игры   с  элементами  фантазирования: «О чём шепчутся деревья», «Что может рассказать падающий лист»,  «Разговор  волн». «Откуда прикатился шар», «О чем думают львы»,а игра « Хорошо –плохо» помогает детям не только закреплять полученные знания , но и увидеть  в обыкновенном городском пейзаже своего района и города  в целом  что –то необычное и  интересное.        

 

              Метод «Системный анализ ( 9-ти экранник )

 учит детей анализу и синтезу помогает рассмотреть город  в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, зданий, украшений  удобно функционирующих между собой . Используя игровой  приём «Дели –давай» легко увидеть части Петропавловской крепости  или Адмиралтейства, Казанского или Исаакиевских соборов . Игровое упражнение «Отставай -забегай»- помогает  заглянуть  в прошлое  рассматриваемого объекта,  придумать  и нарисовать дома будущего,   смоделировать  парк  или центр отдыха

С помощью  морфологической таблицы дети с удовольствием придумают,  театры,  школы, сады и парки.

Морфологическая  таблица помогает детям составить интересный описательный рассказ, придумать

самостоятельно  загадки,  сравнить   Петропавловскую крепость и Адмиралтейство, конструировать  корабли   будущего.

 Морфологический анализ –это    тренинг, позволяющий  иначе взглянуть на

известное  и неизвестное.

.                        

                         «Мозговой штурм»

                            Метод ассоциаций.

 Игры  «Цепочка слов», «Брошенное слово развивают воображение ,речь, формируют способности  к созданию целостного образа на основе ассоциаций .  Кто- то из детей или взрослых называет архитектурный памятник,  например, Аничков мост. Ребёнок вспоминает отличительные особенности этого моста - (кони) и называет другой памятник имеющий что-то общее с Аничковым мостом, это может быть  «Медный всадник,» Александрийский столп, (змея)   Петропавловская крепость (ангел ).

 В игре  «Логический поезд» дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

«Волшебный квадрат» - это выкладывание ряда картинок по диагонали  или вертикали по одному  признаку.   Например,: 1й ряд – здания  со шпилями, 2й -  с  куполами , 3й-здания на Невском проспекте

 

Игры «Да –нет», « Я загадала здание»  побуждают  детей чётко поставить вопрос, ответ на который может быть положительным или отрицательным.

             Использование   мнемотехники

 Заучивая стихи, песни, о Санкт –Петербурге с помощью мнемотехники

(пиктограммы)

у детей развивается память, внимание, творческие способности.  Дети  запоминают  части зданий,  без особого труда составляют   описательные рассказы  об архитектурном памятнике.

. Знакомясь  с галереей великих людей особое место отводиться А.С. Пушкину, А.Крылову.  Познакомившись  со сказками   и выполнив коллаж дети   без особого  труда  узнают героев произведений .

 Познакомившись  с баснями  Крылова  для детей будет интересна игра «Кто Я ?»      В этой игре  развивается воображение, формируется умение вставать на точку зрения другого, вырабатывается умение анализировать текст.(Ребёнок  вытаскивает карточку  с изображением героев произведения, остальные дети отгадывают  героя от лица которого он говорит. )

                                   

                

Использование  в совместной деятельности  презентаций, музыки и сказкотерапии ( героев книги Л. Шиф «Путешествие по Санкт-Петербургу» Алика и Гусарика,  и других  сказочных персонажей    значительно повышают  интерес  к городу. Дети фантазируют, придумывают  необычные истории

                   

    Знакомя  с соборами: Казанским, Исаакиевским, Смольного монастыря дети узнают, что храм- это место памяти.    Использование компьютерных презентаций  помогают детям   расширить представление о городе- герое Ленинграде, о памятниках защитникам города, о блокаде, которая не сломила ленинградцев. Представляя  ансамбли  стрелки  Васильевского острова и  Дворцовой  площади и закрепляя  знания о других ансамблях нашего города,  детям важно показать взаимную согласованность и единство частей,  каждая из которых представляет собой вполне самостоятельное целое.

    Использование игр с фишками, лото,  мнемотаблиц,  игрового поля с 25 квадратами (Зак),  поисковых игр  9-ти экранника  помогает закрепить   полученные знания детей и развивает познавательные способности,  воспитывает  интерес к окружающему.  внимания, логического мышления, умения анализировать, планировать, комбинировать.

        Словарь детей постепенно обогащается словами, которые редко встречаются в повседневном общении.

Дети узнают по внешнему виду и по описанию здания, памятники,  составляют  с помощью схем, а затем и без них описательные рассказы, фантазируют о будущем нашего города, у них появляется  желание помогать и беречь город, формируется понятие о тесной связи города и горожанина, о правилах поведения в общественных местах, о великих гражданах нашего города в прошлом и настоящем

Итогом работы является вечер досуга «Фестиваль  в Петербурге», который  посвящается дню рождения города.

   Хочется  надеяться,  что  системно  и творчески думая,  бережно относясь к друг другу,  мы сможем  сохранить  накопленное,  на основе которого, будет  создано достойное настоящее  и  площадка   в будущее, а  первоначальные знания о городе,  его архитектуре, правилах поведения не пройдут бесследно, а послужат началом для воспитания настоящего петербуржца, знающего и  любящего свой город.

               

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей.

В этой статье  освещены вопросы актуальности использования малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей в речевой группе...

Санкт-Петербурга Конспект По развитию познавательных способностей речи «Здоровые зубы - здоровый организм» (с использованием опытно-экспериментальной деятельности)

Закрепить представление детей о значении гигиенических процедур (для чего необходимо чистить зубы). Углубить представление о правилах ухода за полостью рта зубами. Освоить приемы чистки зубов. Ра...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться  к обучению сч...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...

Выступление на педсовете «Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей»

ыступление на педсовете«Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей»...

«Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

На первом этапе мы создали естественную, комфортабельную, уютную,рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразнымидидактическими средствами и игровыми материалами. Условно эти...