"Использование новых технологий в активизации интереса детей к истории,культуре Санкт- Петербурга и развитии познавательных способностей"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
В материале представлен материал по знакомству детей с Санкт -Петербургом С использованием ТРИЗ(а), мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Znakomstvo__s_Sankt-Peterburgom.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Калининского административного района Санкт -Петербурга
«Использование новых технологий
в активизации интереса детей дошкольного возраста
к истории, культуре
Санкт-Петербурга и развитии познавательных способностей»
Воспитатель
Покис Т.В.
Санкт-Петербург
2011 г.
«Люблю тебя , Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…» (А.С.Пушкин)
Академик Дмитрий Лихачев сказал: «Хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее».
Тема «Город», очень актуальна в наше время, когда взрослые и дети сталкиваются с грубостью, жестокостью, насилием, невниманием друг к другу, к своему городу и Родине.
Поэтому необходимо обращать особое внимание на воспитание у детей нравственных качеств, которые традиционно были свойственны петербуржцам. Это станет основой для формирования следующих задач:
- вызвать у детей интерес к нашему городу, который является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие;
- вызвать гордость за свое отечество, воспитывать уважение к создателю нашего города, великим согражданам;
- закреплять знания о поведении в общественных местах, воспитывать культурные навыки достойные петербуржца;
- прививать желание изменить город к лучшему;
- познакомить детей с основными памятниками архитектуры, истории,
узнавать объекты, высказывать свое впечатление, давать оценку действиям и событиям;
- обогатить знания о районе, о его роли в городе, формировать представление об уникальности нашего города, уметь видеть в привычном городском пейзаже элементы необычного;
- развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать, планировать, комбинировать.
Для детей, имеющих диагнозы: дизартрия, ОНР, иногда задержку психического развития, а также сопутствующие диагнозы неврологического характера и проблемы в личностной сфере, традиционные формы работы не всегда дают возможность вызвать живой интерес к данной теме, а тем более сделать разработанную программу программой каждого ребенка. Ведь она ориентирована на передачу дошкольникам необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребенок уже умеет делать.
Использование в работе инновационных технологий: ТРИЗ, методики интеллектуального развития А.З.Зака, сказкотерапии, арт-терапии, психогимнастики , муз – терапии, мнемотехники, компьютерных технологий, фоторамки, DVD, а также практических формы работы интересных для детей: выжигание по дереву, тиснение на фольге, баррельф- ной лепки, создание коллажей, строительных и сюжетно- ролевых игр, создают большое поле деятельности для развития умения использовать информацию, развивают и корректируют психические процессы, благоприятно влияют на развитие эмоциональную сферу ребёнка.
Именно эти технологии позволяют педагогу организовать интересную совместную деятельность.
Проведённый мониторинг показывает что дети дошкольного возраста плохо знакомы с ближайшим окружением: не знают состава семьи, своего адреса, не могут назвать общественных зданий, имеют слабое представление о достопримечательностях города.(ФГТ)
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольный возраст– это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов
«ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в активизации интереса детей к истории и культуре Сакт -Петербурга успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Использование ТРИЗ по знакомству с городом– это система коллективных игр, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Перечень дидактических упражнений
- «Логический поезд»
- «Дорисуй»
- «Цепочка слов»
- « На что похоже»
- «Скажи наоборот»
- « «Хорошо – плохо»
- «Да – нет»
- «Отставай-Забегай»
- «Дели –объединяй»
Методы и приёмы, используемые в работе
1. Девятиэкраннная система мышления
2. Морфологический анализ.
3. Вещественно- полевые ресурсы
4 Мозговой штурм
Использование в совместной деятельности игровых упражнений : «Дорисуй здание », «Дострой мост» «Построй здание из геометрических фигур”, «На что это похоже?”, "Найди сходства”, "Найди различия”. . «Найди лишнее», «Город весёлый и грустный» способствуют развитию фантазии, воображения и памяти, что необходимо
для формирования учебной деятельности.
Знакомя с Летним садом и Невой для детей интересны игры с элементами фантазирования: «О чём шепчутся деревья», «Что может рассказать падающий лист», «Разговор волн». «Откуда прикатился шар», «О чем думают львы»,а игра « Хорошо –плохо» помогает детям не только закреплять полученные знания , но и увидеть в обыкновенном городском пейзаже своего района и города в целом что –то необычное и интересное.
Метод «Системный анализ ( 9-ти экранник )
учит детей анализу и синтезу помогает рассмотреть город в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, зданий, украшений удобно функционирующих между собой . Используя игровой приём «Дели –давай» легко увидеть части Петропавловской крепости или Адмиралтейства, Казанского или Исаакиевских соборов . Игровое упражнение «Отставай -забегай»- помогает заглянуть в прошлое рассматриваемого объекта, придумать и нарисовать дома будущего, смоделировать парк или центр отдыха
С помощью морфологической таблицы дети с удовольствием придумают, театры, школы, сады и парки.
Морфологическая таблица помогает детям составить интересный описательный рассказ, придумать
самостоятельно загадки, сравнить Петропавловскую крепость и Адмиралтейство, конструировать корабли будущего.
Морфологический анализ –это тренинг, позволяющий иначе взглянуть на
известное и неизвестное.
.
«Мозговой штурм»
Метод ассоциаций.
Игры «Цепочка слов», «Брошенное слово развивают воображение ,речь, формируют способности к созданию целостного образа на основе ассоциаций . Кто- то из детей или взрослых называет архитектурный памятник, например, Аничков мост. Ребёнок вспоминает отличительные особенности этого моста - (кони) и называет другой памятник имеющий что-то общее с Аничковым мостом, это может быть «Медный всадник,» Александрийский столп, (змея) Петропавловская крепость (ангел ).
В игре «Логический поезд» дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
«Волшебный квадрат» - это выкладывание ряда картинок по диагонали или вертикали по одному признаку. Например,: 1й ряд – здания со шпилями, 2й - с куполами , 3й-здания на Невском проспекте
Игры «Да –нет», « Я загадала здание» побуждают детей чётко поставить вопрос, ответ на который может быть положительным или отрицательным.
Использование мнемотехники
Заучивая стихи, песни, о Санкт –Петербурге с помощью мнемотехники
(пиктограммы)
у детей развивается память, внимание, творческие способности. Дети запоминают части зданий, без особого труда составляют описательные рассказы об архитектурном памятнике.
. Знакомясь с галереей великих людей особое место отводиться А.С. Пушкину, А.Крылову. Познакомившись со сказками и выполнив коллаж дети без особого труда узнают героев произведений .
Познакомившись с баснями Крылова для детей будет интересна игра «Кто Я ?» В этой игре развивается воображение, формируется умение вставать на точку зрения другого, вырабатывается умение анализировать текст.(Ребёнок вытаскивает карточку с изображением героев произведения, остальные дети отгадывают героя от лица которого он говорит. )
Использование в совместной деятельности презентаций, музыки и сказкотерапии ( героев книги Л. Шиф «Путешествие по Санкт-Петербургу» Алика и Гусарика, и других сказочных персонажей значительно повышают интерес к городу. Дети фантазируют, придумывают необычные истории
Знакомя с соборами: Казанским, Исаакиевским, Смольного монастыря дети узнают, что храм- это место памяти. Использование компьютерных презентаций помогают детям расширить представление о городе- герое Ленинграде, о памятниках защитникам города, о блокаде, которая не сломила ленинградцев. Представляя ансамбли стрелки Васильевского острова и Дворцовой площади и закрепляя знания о других ансамблях нашего города, детям важно показать взаимную согласованность и единство частей, каждая из которых представляет собой вполне самостоятельное целое.
Использование игр с фишками, лото, мнемотаблиц, игрового поля с 25 квадратами (Зак), поисковых игр 9-ти экранника помогает закрепить полученные знания детей и развивает познавательные способности, воспитывает интерес к окружающему. внимания, логического мышления, умения анализировать, планировать, комбинировать.
Словарь детей постепенно обогащается словами, которые редко встречаются в повседневном общении.
Дети узнают по внешнему виду и по описанию здания, памятники, составляют с помощью схем, а затем и без них описательные рассказы, фантазируют о будущем нашего города, у них появляется желание помогать и беречь город, формируется понятие о тесной связи города и горожанина, о правилах поведения в общественных местах, о великих гражданах нашего города в прошлом и настоящем
Итогом работы является вечер досуга «Фестиваль в Петербурге», который посвящается дню рождения города.
Хочется надеяться, что системно и творчески думая, бережно относясь к друг другу, мы сможем сохранить накопленное, на основе которого, будет создано достойное настоящее и площадка в будущее, а первоначальные знания о городе, его архитектуре, правилах поведения не пройдут бесследно, а послужат началом для воспитания настоящего петербуржца, знающего и любящего свой город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей.
В этой статье освещены вопросы актуальности использования малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей в речевой группе...
"Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей, культурой народов Прибайкалья»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Санкт-Петербурга Конспект По развитию познавательных способностей речи «Здоровые зубы - здоровый организм» (с использованием опытно-экспериментальной деятельности)
Закрепить представление детей о значении гигиенических процедур (для чего необходимо чистить зубы). Углубить представление о правилах ухода за полостью рта зубами. Освоить приемы чистки зубов. Ра...
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению сч...
Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...
Выступление на педсовете «Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей»
ыступление на педсовете«Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей»...
«Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»
На первом этапе мы создали естественную, комфортабельную, уютную,рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразнымидидактическими средствами и игровыми материалами. Условно эти...