Конспект НОД с учетом интеграции образовательных областей для детей 5-6 лет «Чудо-город!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Росицкая Галина Евгеньевна

Конспект непосредственной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация», «Музыкальное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Формирование элементарных математических представлениий», с использованием приемов, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, логического мышления, анализа и синтеза, восприятия, мелкой и общей моторики с детьми старшей возрастной группы на лексическую тему: «Петербурговедение». Используемые современные информационно-коммуникационные технологии.

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о родном городе: достопримечательности города, символики, истории создания. Развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста любви к своему городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc947 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с учетом интеграции образовательных областей для детей 5-6 лет «Чудо-город!»

 

Конспект непосредственной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация», «Музыкальное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Формирование элементарных математических представлениий», с использованием приемов, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, логического мышления, анализа и синтеза, восприятия, мелкой и общей моторики с детьми старшей возрастной группы на лексическую тему: «Петербурговедение». Используемые современные информационно-коммуникационные технологии.

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о родном городе: достопримечательности города, символики, истории создания. Развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста любви к своему городу.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о родном городе, его историческом прошлом и настоящем; закрепить знания детей о достопримечательностях, истории создания  и символики города. Приобщать к словесному искусству, обогащать активный и пассивный словарь детей. Развивать связную речь -  закрепить навыки составления рассказа с опорой на схематический план, использовать в речи  простые распространенные предложения  с указанием причинно-следственных связей.  Формировать интерес к «малой Родине». Закрепить навыки рисования цветным песком по трафарету. Воспитывать у детей музыкально-художественный вкус. Способствовать развитию самостоятельного проявления  детей в различных видах музыкальной деятельности. Закрепить навык игры в ансамбле, навык пения протяжным звуком, умение слышать свой голос; навыки хорового исполнения, не нарушая единства его звучания.

Развивающие: Развивать процессы  зрительной и слуховой произвольной памяти; логического и  ассоциативного мышления, мелкой и общей моторики, комбинаторных способностей; анализа и синтеза, художественного  восприятия; чувства темпа и ритма; эстетическое восприятия. Развивать образность движений, способноствовать проявлению музыкально-творческих способностей.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, узнавая музыку «Гимна Великому городу» композитора Глиэра.  Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности

Оборудование: звукозапись гимна Санкт-Петербурга  Р.М,  Глиэр для  балета «Медный всадник»; детали для конструирования  герба Санкт-Петербурга – щит, речной и морской якори, скипетр; бандероль, конверт с письмом;  набор предметных картинок: крыло,  2, лицо человека, мост,  лев, палитра с кисточкой, 4, река с берегами,  монета, подарочная коробка, фонарь, улица города,  цепь,  львиная лапа, железная ограда,  пирамида,  железный шар; наборное полотно;  набор разрезных картинок: дом-балерина, дом- певец, дом- кукловод, дом- скрипач; набор музыкальных инструментов: металлофон, бубенцы, деревянные палочки, колокольчик.  Трафареты с изображениями  Исаакиевского собора,  Медного всадника, Ростральной  колонны, Крейсера  Авроры,  Казанского собора, Стерегущего, грифона; сфинкса;  альбомные листы; баночки для клея,  жесткая кисточка для клея, баночки с набором цветного песка, деревянные шпатели, салфетки.  Презентация к занятию «Чудо-город», мультимедийная установка, аудиозапись вальса к кинофильму «Берегись автомобиля», аудиозапись вальса Свиридова «Метель».

Предвартиельная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Санкт-Петербург»; беседы «Мы живем в Санкт-Петербурге»; чтение и заучивание стихотворений о городе; сюжето-ролевые игры; конструирование; дидактические и развивающие игры, рисование по трафарету.

Взаимодействие с другими специалистами: музыкальный руководитель ГБДОУ.

План:

  1. Организационный момент
  2. Символы города (конструирование герба)
  3. Имя города -  «Назови лишнее слово», год – «Угадай число»
  4. Крепости (составление рассказа по плану)
  5. Река Нева, малые реки (ребусы)
  6. Коллаж
  7. Мнемотаблица «мост»
  8. Острова (Васильевский) «Найди ошибку»
  9. Львы (ассоциативное мышление)
  10.  Подвижная игра «Каменный лев»
  11. Разрезные картинки (театры)
  12. Оркестр
  13. Рисование цветным песком с использованием трафаретов.
  14. Песня

Организационный момент.

(дети входят в музыкальный зал под гимн города, строятся полукругом)

В-ль: Ребята, мы с вами вошли в зал под звучание необычной музыки. Кто  узнал это музыкальное произведение?

Дети: Это гимн нашего города.

В-ль: Гимн – это необычная музыка. Можно ли танцевать под эту музыку?

Дети: Нет

В-ль:  Верно! Только торжественная, особенная музыка может называться гимном. Гимн звучит в особенных, очень важных  случаях – при  проведении парадов,   при праздновании важных праздников города, при поднятии и спуске флага. То есть в самые важные и торжественные моменты. И мы свами сегодня вошли в зал под необычную торжественную музыку. Значит и занятие наше сегодня тоже будет необычным. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними.    

(дети здороваются с гостями и садятся на стульчики)

В-ль: Гимн- это особенный знак, который отличает страну, город. Такие особенные знаки называются символами. Есть ли еще каие-нибудь символы, отличающие одни город от другого? 

Дети: Флаг и герб.

В-ль: А у Санкт-Петербурга есть герб?

Дети: Да.

В-ль: Давайте рассмотрим герб Санкт-Петербурга: Как он выглядит, о чем может рассказать?

(выставляет ковролинограф и размещает на нем, по ходу рассказа, элементы герба)

Дети:  Щит с  якорями.

В-ль: Все предметы на гербе не случайны, они рассказывают о городе.  О чем нам рассказывают предметы на гербе Санкт-Петербурга?

(выставляет на ковролинограы изображение щита)

Дети: Щит – это защита.

В-ль: Что означает красный  цвет щита?

Дети: Смелость, храбрость.

В-ль: Сколько якорей на гербе?

Дети: Два – морской и речной

                                                                                           

В-ль:  Город был построен для защиты границ страны, в нашем городе есть  морской  и речной  порты. Кроме якорей на гербе находится еще одни предмет – это скипетр с двуглавыми орлами – предмет царской власти. На гербе он  находится не случайно. Город был  основан царем, многие годы в Петербурге жили и правили страной русские цари, он много  лет был столицей России.  А какой еще есть символ у  Петербурга?

Дети: Флаг.

В-ль: На красном прямоугольном полотне изображен герб города.

(воспитатель демонстрирует флаг города)

(стук в дверь)

В-ль: Кто-то из гостей спешит.

(Открывает дверь. Входит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте! Вам прислали письмо. 

В-ль: Нам?

Почтальон: Санкт-Петербург, проспект Металлистов дом 20, д/с 22, группа 6 «Солнышко» -  ваш адрес?

В-ль: Да.

Почтальон: На ваш адрес пришло письмо. Получите.

В-ль: Спасибо.

Почтальон: До свидания, ребята!

Дети: Досвидания! Спасибо!

В-ль:  (раскрывает конверт)

Диск и письмо!!! (удивленно)

(читает письмо)

Письмо

    Здравствуйте, ребята! Мы высылаем вам видеописьмо. Включите компьютер, вставьте диск и  увидите наше послание.

В-ль: Ну что же, давайте посмотрим это необычное послание.

(вставляет диск)

СЛАЙД №1

Видеописьмо

(Буратино, Красная Шапочка, Карлсон, Чиполлино, персонажи из мультфильма Чунга-Чанга, Щелкунчик, Дюймовочка)

 

   Здравствуйте, ребята- петербуржцы! Мы, жители Сказочной страны, много слышали о вашем городе, но никогда не были в нем. Мы не можем покидать свои сказки.  Нам очень хотелось бы узнать об удивительном городе и познакомиться с вами. Расскажите нам о  своем городе  и о том, в какие игры вы любите играть.

В-ль: Как же быть? Нам нужно  расказать о городе и познакомить своих друзей с нашими играми? А что, если мы превратим свой рассказ в игру? Попробуем?

Дети: Да.

В-ль: Первая игра -  «Назови  лишнее слово». Петроград, Ленинград, Москва, Петербург

Дети: Лишнее слово – Москва. Остальные слова – это название нашего города.

В-ль: Правильно! У нашего города было три имени.

СЛАЙД №2

На фоне города с  высоты Иссаакиевского собора высвечиваются поочереди названия города Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург)

В-ль: Кто дал первое имя городу?

Дети: Петр I.

В-ль:  Петр I назвал город своим именем?

Дети: Нет. Петр I назвал его в честь своего ангела- хранителя.

В-ль: Правильно, Петр I назвал город в честь Святого Петра и переводится имя города, как «город Святого Петра». Это имя несколько раз менялось – Петроград, Ленинград. Несколько лет назад решили городу вернуть его первое имя.

В-ль: Об имени города мы рассказали, а сколько ему лет? Рассказать об этом поможет вторая игра «Угадай число»

СЛАЙД №3

  В-ль: Я буду загадывать вам число, если вы правильно его назовете, то в нужной клетке появится цифра загаданного числа. Готовы? Начнем!

- В первой клетке должно быть число, которе меньше 2-х на 1. (1)

- Во второй клетке число, которое идет после числа 6. (7)

-В третьей клетке -  число, обозначающее пустое место (0)

-В четвертой клетке число, которое больше 2-х, но меньше 4-х. (3).

(на слайде высвечивается число

1

7

0

3

В-ль: Год рождения города  -1703 год. Нашему городу в  этом году в мае  исполнится

СЛАЙД № 4

311лет

Для человека это очень большой возраст, ни один человек не может прожить столько лет. А для города – этот возраст не большой. По сравнению с другими городами – наш город считается молодым. Но у него  уже есть своя интересная, героическая  и богатая история.

СЛАЙД №4

(Щелкунчик, Стойкий Оловяный солдатик)

     

       

                                                               

Мы солдаты сказочной армии. Охраняем страну от злых волшебников. Каждый день следим со стен Загадочной  крепости, не грозит ли опасность. Какие только хитрости не придумывают колдуны и ведьмы, чтобы пробраться в сказки. Но мы умеем разгадывать любые загадки и хитрости. А вы, ребята умеете  их разгадывать?

Дети: Конечно, умеем.

В-ль:  И даже, самые непростые, например, как эта. Посмотрите на эти картинки.  Название, какого места в городе, в ней загадано?

СЛАЙД №5

(картинки: остров, заяц, река, корабль, крепостная стена, дерево, камень,  собор, шпиль, ангел, часы, пушка, 1, 3)

 

     1   3

                                           

Дети: Это Петропавловская крепость.

СЛАЙД № 6

Петропавловская крепость

                                                   

В-ль: Верно! Молодцы! А теперь, пользуясь этими картинками-подсказками,  давайте расскажем  о  ней.

СЛАЙД №5

В-ль: Где была построена крепость?

Дети: На заячьем острове.

В-ль: Почему именно на берегу Невы стали строить крепость?

Дети: Чтобы охранять город от кораблей врагов. А если бы корабли появились на Неве, то стали бы стрелять по ним из пушек.

В-ль: Из чего стали строить стены крепости?

Дети: Сначала строили   из бревен, а потом из камня, чтобы ни вода, ни огонь не разрушили их.  

В-ль: А что было построено внутри крепости?

Дети: Церковь.

В-ль: Большая церковь. Большую церковь называют – собором. В Петропавловской крепости собор назвали в честь Святых Петра и Павла – Петропавловский собор. По названию собора и крепость стала называться - Петропавловской. А это что за предмет изображен?

 Дети: Это шпиль - крыша колокольни. На шпиле  установлен ангел.

В-ль:  Что еще находится на колокольне Петропавловского собора?

Дети: Часы-куранты.

В-ль: Эти часы каждые 15 минут играют красивую мелодию. Но что-то еще в Петропавловской крепости напоминает горожанам о времени?

Дети: Пушка. Она стреляет 1 раз в  день в  середине дня.

В-ль: Осталось только отгадать, что означает число 3?

Дети: Раньше пушка стреляла три раза, чтобы предупредить людей о наводнении.

В-ль: А сейчас приходится стрелять из пушки, чтобы предупредить нас о наводнении?

Дети: Нет. На Финском заливе построили дамбу, которая сдерживает воду.

В-ль: Да, благодаря дамбе, в нашем городе больше не случается такой беды, Нева не выходит из своих берегов. Что же напоминает нам о том, что раньше такая беда случалась в городе?

Дети: Музей наводнений, который находится в Петропавловской крепости.

В-ль:  Петропавловская крепость была построена, как военная крепость для защиты города и границ страны. А сейчас, она тоже остается военной крепостью?

Дети: Нет, сейчас – это музей города.

Шум воды

СЛАЙД № 10

(Русалочка)

Русалочка: Дорогие ребята! Я, живу в Царстве Водяного царя и  хотела бы узнать, какие реки есть в вашем городе.

В-ль: А для этого рассказа, у нас есть другая игра – «Ребусы»

             

     

               О=А                             ,  Ф=Х

 tovar-479593                  i?id=25005844-09-72&n=21                   i?id=562153125-48-72&n=21    КА

              ,,

НЕ  i?id=223046824-22-72&n=21                              

 Дети: Мойка, Фонтанка, Охта, Нева.

В-ль: Какая из этих рек самая большая?
Дети: Нева.

В-ль: Откуда берет Нева свое начало: из болота, моря, ручейка, озера, фонтана?
Дети: Из Ладожского озера.

В-ль: Куда впадает Нева: в Финское озеро, Финское водопад , Финский залив?

Дети: В Финский залив.

В-ль:  А из Финского залива  -в Балтийское море. Нева – глубоководная, капризная река.  Раньше часто выходила из своих берегов.  Берега Невы укрепили, чтобы не  размывались и  не обрушались. Из какого материала были сделаны укрепления: из песка, камня, железных решёток?

Дети: Из камня.

В-ль: Да, берега Невы укреплены камнем – гранитом. Какие стали берега?

Дети: Гранитные.

В-ль: Чтобы рассказать о нашей красавице Неве, мы поиграем в игру «Подбери пару».

СЛАЙД №

(коллаж)

В-ль: В середине картинки находится фотография нашей реки. Подберите из остальных картинок к  ней  пару и объясните, почему вы составили эту пару.

(работа с коллажем)

В-ль: Ребята, пары вы прекрасно подобрали и рассказали отлично. А я загадала еще одно слово, оно тоже подойдет к Неве.

СЛАЙД №12

( Мнемотаблица)

Корабль

1

2

2

Радуга

3

Острова

4

М

5

Дома

6

Арка

7

Река берегам

8

Машина

9

Что это за слово?

Дети: Мост.

В-ль: (работа с таблицей) Как вы догадались?

Дети: Слово «мост» начинается со звука [М], который записывается буквой М. Арка и радуга похожи на мост и тоже соединяют, как и мост две стороны, а мост два берега. У реки два берега. Мосты соединяет берега островов, на которых построены дома города. Под мостами по реке проходят корабли . Мосты через Неву состоят из двух частей и разводятся по  ночам, чтобы пропустить корабли. Днем по мосту едут машины, ходят люди с одного берега на другой.

В-ль: Посмотрите внимательно на таблицу, постарайтесь запомнить, где  какие были нарисованы картинки.

СЛАЙД №

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В-ль: Напомните мне, где были нарисованы. Если вы их правильно назовете, то в нужной клетке появится эта картинка.

(Работа с таблицей)

3

7

2

8

5

9

1

6

4

В-ль: В таблице были нарисованы острова,  и вы сказали, что наш город построен на островах. В нашем городе много островов. О маленьком Заячьем острове мы рассказали, что нам нем находится. А  об одном  большом острове  нам поможет рассказать игра  «Найди ошибку»

СЛАЙД №

(Рисунок Васильевского острова, на нем расположены:  два памятника, вместо Биржи - корабль)

Дети: Это Васильевский остров. Но только вместо памятников там находятся Ростральные колонны – это маяки.  Нет корабля, а стоит здание Биржи.

В-ль: А зачем на острове были построены маяки – колонны?

Дети: Раньше на Васильевском острове был порт, сюда приплывали корабли и привозили разные товары.  На Бирже договаривались о покупке и продаже товаров.

В-ль: И сейчас на стрелке  Васильевского  острова  находится порт?

Дети: Нет.

В-ль: Какой, самый любимый всеми детьми, музей  находится на Васильевском острове?

Дети: Зоологический музей.

В-ль: Кто из вас уже ходил в этот музей? Что вы видели в залах музея?

(ответы детей)

В-ль: В Зоологическом музее мы можем посмотреть, какие животные обитают на нашей планете. А в нашем городе мы можем увидеть необычных и удивительных зверей. Названия этих почти сказочных зверей мы узнаем, когда соберем цепочку картинок.

СЛАЙД №

Золотое крыло        2      лицо человека

Мост               лев           палитра с кисточкой     4

Рекас берегами         монета      подарочная коробка

      фонарь     улица города                цепь  львиная лапа

Железная ограда      пирамида       железный шар

В-ль: Здесь запрятаны названия нескольких необычных животных в нашем городе. Подберите несколько картинок, назовите их. Я выложу их в один ряд  и тогда мы сможем назвать этих животных.

Дети: (называют картинки,  вос-ль выкладывает картинки на наборное полотно)

- Лев, голова человека, 2, река, палитра с кисточкой, подарочная коробка, пирамида, улица города.

Дети: Это сфинксы – тело льва с головой человека, их два, стоят на берегу Невы у здания, где учатся художники, это подарок Египта нашему городу.

- лев, крыло,  монета, мост , 4,  фонарь

Дети: Это грифоны – крылатые львы, их четыре, они стоят на Банковском мосту, над головой у них висят фонари, которые освещают мост

- лев, цепь, ограда, река

Дети: Львиная ограда, несколько львов держат  в пасти железную цепь, находятся на Берегу Невы.

- Лев, лапа,  шар.

Дети: Это Стерегущий лев, который держит лапой шар.

В-ль: Молодцы. Но мы можем не только рассказать о наших знаменитых каменных львах, но и поиграть в игру «Каменный лев» Вставайте в круг. Мы поиграем в эту игру.

(проводится подвижная игра «Каменный лев)

В-ль:  Ребята, в посылке был еще одни конверт от Буратино (раскрывает конверт). В нем он прислал нам странные картинки. Так это же игра «Собери картинку». Давайте соберем их. Посмотрим, что получилось

(набор разрезных картинок: дом-балерина, дом- певец, дом- кукловод, дом- скрипач).

В-ль: Ребята, я поняла. Буратино вместе со своими друзьями выступают в кукольном театре. Вот он и придумал для нас загадки о театрах, какие бывают театры.  В каком театре артисты рассказывают историю танцем?

Дети: Театр балета.

В-ль: А в каком театре артисты во время спектакля не говорят, а поют?

Дети: В оперном театре.

В-ль: В каком театре мы видим на сцене не людей, а кукол?

Дети: В кукольном театре.

В-ль: А где мы можем послушать выступление музыкантов?

Дети: В концертном зале.

В-ль: Или в филармонии. К нам часто приезжают артисты с выступлением из детской Петербуржской филармонии.  

Дети: Да.

В-ль: И наши дети часто выступают на праздниках.  У нас есть свой  инструментальный оркестр, который сейчас исполнит для гостей музыкальное произведение петербуржского композитора …

Выступление детского оркестра

СЛАЙД

Слайд-шоу видо Петербурга: театры, Дворцовая площадь, Невский проспект, соборы.

 В-ль: Молодцы, ребята! А в завершении нашего рассказа, давайте приготовим для наших гостей красивые открытки о городе на добрую память. Подойдите к столам, выберите понравившийся вам трафарет. Сегодня мы будем с вами  рисовать необычным материалом – цветным песком. Под трафареты вложены листы картона, на столе лежат тюбики клея. Намажте клеем картон и тонким слоем насыпьте цветной песок. Деревянной палочкой разравняйте песочек и прижмите. Положите сверху салфетку и прижмите песок ладошками. Салфетку уберите и оставьте работы подсохнуть.

(Дети садятся за столы и выполняют работы)

В-ль: Расскажите, кто что нарисовал.

Дети: Я нарисовал Исаакиевский собор (Медного всадника, Росстральную колонну, Крейсер Аврору,  Казанский собор, Стерегущего, грифона)

В-ль: Ребята, вот и подошел к концу наш сегодняшний рассказ. Вы так хорошо, просто отлично рассказали о городе. Этот рассказ и  игры, в которые мы с вами сегодня играли, мы записали на диск и отправим его нашим друзьям в Сказочную страну. Но в завершении давайте  для них споем нашу песню о городе.

(Дети исполняют песню « Песня о Санкт-Петербурге)

В-ль: Молодцы! Попрощайтесь с нашими гостями и поблагодарите их, за то,  что они  пришли к нам сегодня на наше занятие. Дети прощаются с гостями и уходят из зала.

Конспект НОД с учетом интеграции образовательных областей для детей 5-6 лет «Чудо-город!»

 

Конспект непосредственной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация», «Музыкальное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Формирование элементарных математических представлениий», с использованием приемов, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, логического мышления, анализа и синтеза, восприятия, мелкой и общей моторики с детьми старшей возрастной группы на лексическую тему: «Петербурговедение». Используемые современные информационно-коммуникационные технологии.

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о родном городе: достопримечательности города, символики, истории создания. Развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста любви к своему городу.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о родном городе, его историческом прошлом и настоящем; закрепить знания детей о достопримечательностях, истории создания  и символики города. Приобщать к словесному искусству, обогащать активный и пассивный словарь детей. Развивать связную речь -  закрепить навыки составления рассказа с опорой на схематический план, использовать в речи  простые распространенные предложения  с указанием причинно-следственных связей.  Формировать интерес к «малой Родине». Закрепить навыки рисования цветным песком по трафарету. Воспитывать у детей музыкально-художественный вкус. Способствовать развитию самостоятельного проявления  детей в различных видах музыкальной деятельности. Закрепить навык игры в ансамбле, навык пения протяжным звуком, умение слышать свой голос; навыки хорового исполнения, не нарушая единства его звучания.

Развивающие: Развивать процессы  зрительной и слуховой произвольной памяти; логического и  ассоциативного мышления, мелкой и общей моторики, комбинаторных способностей; анализа и синтеза, художественного  восприятия; чувства темпа и ритма; эстетическое восприятия. Развивать образность движений, способноствовать проявлению музыкально-творческих способностей.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, узнавая музыку «Гимна Великому городу» композитора Глиэра.  Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности

Оборудование: звукозапись гимна Санкт-Петербурга  Р.М,  Глиэр для  балета «Медный всадник»; детали для конструирования  герба Санкт-Петербурга – щит, речной и морской якори, скипетр; бандероль, конверт с письмом;  набор предметных картинок: крыло,  2, лицо человека, мост,  лев, палитра с кисточкой, 4, река с берегами,  монета, подарочная коробка, фонарь, улица города,  цепь,  львиная лапа, железная ограда,  пирамида,  железный шар; наборное полотно;  набор разрезных картинок: дом-балерина, дом- певец, дом- кукловод, дом- скрипач; набор музыкальных инструментов: металлофон, бубенцы, деревянные палочки, колокольчик.  Трафареты с изображениями  Исаакиевского собора,  Медного всадника, Ростральной  колонны, Крейсера  Авроры,  Казанского собора, Стерегущего, грифона; сфинкса;  альбомные листы; баночки для клея,  жесткая кисточка для клея, баночки с набором цветного песка, деревянные шпатели, салфетки.  Презентация к занятию «Чудо-город», мультимедийная установка, аудиозапись вальса к кинофильму «Берегись автомобиля», аудиозапись вальса Свиридова «Метель».

Предвартиельная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Санкт-Петербург»; беседы «Мы живем в Санкт-Петербурге»; чтение и заучивание стихотворений о городе; сюжето-ролевые игры; конструирование; дидактические и развивающие игры, рисование по трафарету.

Взаимодействие с другими специалистами: музыкальный руководитель ГБДОУ.

План:

  1. Организационный момент
  2. Символы города (конструирование герба)
  3. Имя города -  «Назови лишнее слово», год – «Угадай число»
  4. Крепости (составление рассказа по плану)
  5. Река Нева, малые реки (ребусы)
  6. Коллаж
  7. Мнемотаблица «мост»
  8. Острова (Васильевский) «Найди ошибку»
  9. Львы (ассоциативное мышление)
  10.  Подвижная игра «Каменный лев»
  11. Разрезные картинки (театры)
  12. Оркестр
  13. Рисование цветным песком с использованием трафаретов.
  14. Песня

Организационный момент.

(дети входят в музыкальный зал под гимн города, строятся полукругом)

В-ль: Ребята, мы с вами вошли в зал под звучание необычной музыки. Кто  узнал это музыкальное произведение?

Дети: Это гимн нашего города.

В-ль: Гимн – это необычная музыка. Можно ли танцевать под эту музыку?

Дети: Нет

В-ль:  Верно! Только торжественная, особенная музыка может называться гимном. Гимн звучит в особенных, очень важных  случаях – при  проведении парадов,   при праздновании важных праздников города, при поднятии и спуске флага. То есть в самые важные и торжественные моменты. И мы свами сегодня вошли в зал под необычную торжественную музыку. Значит и занятие наше сегодня тоже будет необычным. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними.    

(дети здороваются с гостями и садятся на стульчики)

В-ль: Гимн- это особенный знак, который отличает страну, город. Такие особенные знаки называются символами. Есть ли еще каие-нибудь символы, отличающие одни город от другого? 

Дети: Флаг и герб.

В-ль: А у Санкт-Петербурга есть герб?

Дети: Да.

В-ль: Давайте рассмотрим герб Санкт-Петербурга: Как он выглядит, о чем может рассказать?

(выставляет ковролинограф и размещает на нем, по ходу рассказа, элементы герба)

Дети:  Щит с  якорями.

В-ль: Все предметы на гербе не случайны, они рассказывают о городе.  О чем нам рассказывают предметы на гербе Санкт-Петербурга?

(выставляет на ковролинограы изображение щита)

Дети: Щит – это защита.

В-ль: Что означает красный  цвет щита?

Дети: Смелость, храбрость.

В-ль: Сколько якорей на гербе?

Дети: Два – морской и речной

СЛАЙД

Морской и речной якори

                                                                                           

В-ль:  Город был построен для защиты границ страны, в нашем городе есть  морской  и речной  порты. Кроме якорей на гербе находится еще одни предмет – это скипетр с двуглавыми орлами – предмет царской власти.

СЛАЙД
Скипетр

В-ль: На гербе он  находится не случайно. Город был  основан царем, многие годы в Петербурге жили и правили страной русские цари, он много  лет был столицей России.  А какой еще есть символ у  Петербурга?

Дети: Флаг.

В-ль: На красном прямоугольном полотне изображен герб города.

СЛАЙД

Флаг Санкт-Петербурга

( раздается стук в дверь)

В-ль: Кто-то из гостей спешит.

(Открывает дверь. Входит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте! Вам прислали письмо. 

В-ль: Нам?

Почтальон: Санкт-Петербург, проспект Металлистов дом 20, д/с 22, группа 6 «Солнышко» -  ваш адрес?

В-ль: Да.

Почтальон: На ваш адрес пришло письмо. Получите!

В-ль: Спасибо.

Почтальон: До свидания, ребята!

Дети: До свидания! Спасибо!

В-ль:  (раскрывает конверт)

Диск и письмо!!! (удивленно)

(читает письмо)

Письмо

    Здравствуйте, ребята! Мы высылаем вам видеописьмо. Включите компьютер, вставьте диск и  увидите наше послание.

В-ль: Ну что же, давайте посмотрим это необычное послание.

(вставляет диск)

СЛАЙД

Видеописьмо

(Буратино, Красная Шапочка, Карлсон, Чиполлино, персонажи из мультфильма Чунга-Чанга, Щелкунчик, Дюймовочка)

   Здравствуйте, ребята- петербуржцы! Мы, жители Сказочной страны, много слышали о вашем городе, но никогда не были в нем. Мы не можем покидать свои сказки.  Нам очень хотелось бы узнать об удивительном городе и познакомиться с вами. Расскажите нам о  своем городе  и о том, в какие игры вы любите играть.

В-ль: Как же быть? Нам нужно  рассказать о городе и познакомить своих друзей с нашими играми? А что, если мы превратим свой рассказ в игру? Попробуем?

Дети: Да.

В-ль: Первая игра -  «Назови  лишнее слово». Петроград, Ленинград, Москва, Петербург

Дети: Лишнее слово – Москва. Остальные слова – это название нашего города.

В-ль: Правильно! У нашего города было три имени.

СЛАЙД

На фоне города высвечиваются имена города

В-ль: Кто дал первое имя городу?

Дети: Петр I.

В-ль:  Петр I назвал город своим именем?

Дети: Нет. Петр I назвал его в честь своего ангела- хранителя.

В-ль: Правильно, Петр I назвал город в честь Святого Петра и переводится имя города, как «город Святого Петра». Это имя несколько раз менялось – Петроград, Ленинград. Несколько лет назад решили городу вернуть его первое имя.

В-ль: Об имени города мы рассказали, а сколько ему лет? Рассказать об этом поможет вторая игра «Угадай число»

СЛАЙД

  В-ль: Я буду загадывать вам число, если вы правильно его назовете, то в нужной клетке появится цифра загаданного числа. Готовы? Начнем!

- В первой клетке должно быть число, которе меньше 2-х на 1. (1)

- Во второй клетке число, которое идет после числа 6. (7)

-В третьей клетке -  число, обозначающее пустое место (0)

-В четвертой клетке число, которое больше 2-х, но меньше 4-х. (3).

(на слайде высвечивается число

1

7

0

3

В-ль: Год рождения города  -1703 год. Нашему городу в  этом году в мае  исполнится

СЛАЙД  

311лет

Для человека это очень большой возраст, ни один человек не может прожить столько лет. А для города – этот возраст не большой. По сравнению с другими городами – наш город считается молодым. Но у него  уже есть своя интересная, героическая  и богатая история.

СЛАЙД №4

(Щелкунчик, Стойкий Оловяный солдатик)

     

                                                               

Мы солдаты сказочной армии. Охраняем страну от злых волшебников. Каждый день следим со стен Загадочной  крепости, не грозит ли опасность. Какие только хитрости не придумывают колдуны и ведьмы, чтобы пробраться в сказки. Но мы умеем разгадывать любые загадки и хитрости. А вы, ребята умеете  их разгадывать?

Дети: Конечно, умеем.

В-ль:  И даже, самые непростые, например, как эта. Посмотрите на эти картинки.  Название, какого места в городе загадано?

СЛАЙД №5

(картинки: остров, заяц, река, корабль, крепостная стена, дерево, камень,  собор, шпиль, ангел, часы, пушка, 1, 3)

Дети: Это Петропавловская крепость.

СЛАЙД

Петропавловская крепость

В-ль: Верно! Молодцы! А теперь, пользуясь этими картинками-подсказками,  давайте расскажем  о  ней.

СЛАЙД

В-ль: Где была построена крепость?

Дети: На заячьем острове.

В-ль: Почему именно на берегу Невы стали строить крепость?

Дети: Чтобы охранять город от кораблей врагов. А если бы корабли появились на Неве, то стали бы стрелять по ним из пушек.

В-ль: Из чего стали строить стены крепости?

Дети: Сначала строили   из бревен, а потом из камня, чтобы ни вода, ни огонь не разрушили их.  

В-ль: А что было построено внутри крепости?

Дети: Церковь.

В-ль: Большая церковь. Большую церковь называют – собором. В Петропавловской крепости собор назвали в честь Святых Петра и Павла – Петропавловский собор. По названию собора и крепость стала называться - Петропавловской. А это что за предмет изображен?

 Дети: Это шпиль - крыша колокольни. На шпиле  установлен ангел.

В-ль:  Что еще находится на колокольне Петропавловского собора?

Дети: Часы-куранты.

В-ль: Эти часы каждые 15 минут играют красивую мелодию. Но что-то еще в Петропавловской крепости напоминает горожанам о времени?

Дети: Пушка. Она стреляет 1 раз в  день в  середине дня.

В-ль: Осталось только отгадать, что означает число 3?

Дети: Раньше пушка стреляла три раза, чтобы предупредить людей о наводнении.

В-ль: А сейчас приходится стрелять из пушки, чтобы предупредить нас о наводнении?

Дети: Нет. На Финском заливе построили дамбу, которая сдерживает воду.

В-ль: Да, благодаря дамбе, в нашем городе больше не случается такой беды, Нева не выходит из своих берегов. Что же напоминает нам о том, что раньше такая беда случалась в городе?

Дети: Музей наводнений, который находится в Петропавловской крепости.

В-ль:  Петропавловская крепость была построена, как военная крепость для защиты города и границ страны. А сейчас, она тоже остается военной крепостью?

Дети: Нет, сейчас – это музей города.

СЛАЙД

(Русалочка)

Русалочка: Дорогие ребята! Я, живу в Царстве Водяного царя и  хотела бы узнать, какие реки есть в вашем городе.

В-ль: А для этого рассказа, у нас есть другая игра – «Ребусы»

СЛАЙДЫ

Ребусы

 Дети: Мойка, Фонтанка, Охта, Нева.

В-ль: Какая из этих рек самая большая?
Дети: Нева.

В-ль: Откуда берет Нева свое начало: из болота, моря, ручейка, озера, фонтана?
Дети: Из Ладожского озера.

В-ль: Куда впадает Нева: в Финское озеро, Финское водопад , Финский залив?

Дети: В Финский залив.

В-ль:  А из Финского залива  - в Балтийское море. Нева – глубоководная, капризная река.  Раньше часто выходила из своих берегов.  Берега Невы укрепили, чтобы не  размывались и  не обрушались. Из какого материала были сделаны укрепления: из песка, камня, железных решёток?

Дети: Из камня.

В-ль: Да, берега Невы укреплены камнем – гранитом. Какие стали берега?

Дети: Гранитные.

В-ль: Чтобы рассказать о нашей красавице Неве, мы поиграем в игру «Подбери пару».

СЛАЙД

(коллаж)

В-ль: В середине картинки находится фотография нашей реки. Подберите из остальных картинок к  ней  пару и объясните, почему вы составили эту пару.

(работа с коллажем)

В-ль: Ребята, пары вы прекрасно подобрали и рассказали отлично. А я загадала еще одно слово, оно тоже подойдет к Неве.

СЛАЙД

( Мнемотаблица)

В-ль: Что это за слово?

Дети: Мост.

В-ль: (работа с таблицей) Как вы догадались?

Дети: Слово «мост» начинается со звука [М], который записывается буквой М. Арка и радуга похожи на мост и тоже соединяют, как и мост две стороны, а мост два берега. У реки два берега. Мосты соединяет берега островов, на которых построены дома города. Под мостами по реке проходят корабли . Мосты через Неву состоят из двух частей и разводятся по  ночам, чтобы пропустить корабли. Днем по мосту едут машины, ходят люди с одного берега на другой.

В-ль: Посмотрите внимательно на таблицу, постарайтесь запомнить, где  какие были нарисованы картинки.

СЛАЙД №

Пустая таблица

В-ль: Напомните мне, где были нарисованы. Если вы их правильно назовете, то в нужной клетке появится эта картинка.

(Работа с таблицей)

Воспитатель

Дети

Что было нарисовано в нижнем левом углу?

арка

Что было нарисовано в верхнем правом углу?

радуга

Что было нарисовано в верхнем левом углу?

корабль

Что было нарисовано в нижнем правом углу?

машина

Что было нарисовано в середине?

Буква М

Что было нарисовано между аркой и машиной?

река

Что было нарисовано между кораблем и радугой?

Цифра 2

Что было нарисовано между кораблем и аркой?

острова

Что было нарисовано между радугой и машиной?

дома

В-ль: В таблице были нарисованы острова,  и вы сказали, что наш город построен на островах. В нашем городе много островов. О маленьком Заячьем острове мы рассказали, что нам нем находится. А  об одном  большом острове  нам поможет рассказать игра  «Найди ошибку»

СЛАЙД

(Рисунок Васильевского острова, на нем расположены:  два памятника, вместо Биржи - корабль)

Дети: Это Васильевский остров. Но только вместо памятников там находятся Ростральные колонны – это маяки.  Нет корабля, а стоит здание Биржи.

В-ль: А зачем на острове были построены маяки – колонны?

Дети: Раньше на Васильевском острове был порт, сюда приплывали корабли и привозили разные товары.  На Бирже договаривались о покупке и продаже товаров.

В-ль: И сейчас на стрелке  Васильевского  острова  находится порт?

Дети: Нет.

В-ль: Какой, самый любимый всеми детьми, музей  находится на Васильевском острове?

Дети: Зоологический музей.

В-ль: Кто из вас уже ходил в этот музей? Что вы видели в залах музея?

(ответы детей)

В-ль: В Зоологическом музее мы можем посмотреть, какие животные обитают на нашей планете. А в нашем городе мы можем увидеть необычных и удивительных зверей. Названия этих почти сказочных зверей мы узнаем, когда соберем цепочку картинок.

СЛАЙД

В-ль: Здесь запрятаны названия нескольких необычных животных в нашем городе. Подберите несколько картинок, назовите их. Я выложу их в один ряд  и тогда мы сможем назвать этих животных.

Дети: (называют картинки,  вос-ль выкладывает картинки на наборное полотно)

- Лев, голова человека, 2, река, палитра с кисточкой, подарочная коробка, пирамида, улица города.

Дети: Это сфинксы – тело льва с головой человека, их два, стоят на берегу Невы у здания, где учатся художники, это подарок Египта нашему городу.

СЛАЙД

Сфинкс

- лев, крыло,  монета, мост , 4,  фонарь

СЛАЙД

Сфинкс

Дети: Это грифоны – крылатые львы, их четыре, они стоят на Банковском мосту, над головой у них висят фонари, которые освещают мост

СЛАЙД

Грифоны

- лев, цепь, ограда, река

Дети: Львиная ограда, несколько львов держат  в пасти железную цепь, находятся на Берегу Невы.

СЛАЙД

Львиная ограда

- Лев, лапа,  шар.

Дети: Это Стерегущий лев, который держит лапой шар.

СЛАЙД
Стерегущий

В-ль: Молодцы. Но мы можем не только рассказать о наших знаменитых каменных львах, но и поиграть в игру «Каменный лев» Вставайте в круг. Мы поиграем в эту игру.

(проводится подвижная игра «Каменный лев)

В-ль:  Ребята, в посылке был еще одни конверт от Буратино (раскрывает конверт). В нем он прислал нам странные картинки. Так это же игра «Собери картинку». Давайте соберем их. Посмотрим, что получилось

(набор разрезных картинок: дом-балерина, дом- певец, дом- кукловод, дом- скрипач).

В-ль: Ребята, я поняла. Буратино вместе со своими друзьями выступают в кукольном театре. Вот он и придумал для нас загадки о театрах, какие бывают театры.  В каком театре артисты рассказывают историю танцем?

Дети: Театр балета.

В-ль: А в каком театре артисты во время спектакля не говорят, а поют?

Дети: В оперном театре.

В-ль: В каком театре мы видим на сцене не людей, а кукол?

Дети: В кукольном театре.

В-ль: А где мы можем послушать выступление музыкантов?

Дети: В концертном зале.

В-ль: Или в филармонии. К нам часто приезжают артисты с выступлением из детской Петербуржской филармонии.  И наши дети часто выступают на праздниках.  У нас есть свой  инструментальный оркестр, который сейчас исполнит для гостей музыкальное произведение петербуржского композитора  …

Выступление детского оркестра под аккомпонирование вальса Петрова к кинофильму «Берегись автомобиля»

 В-ль: Молодцы, ребята! А в завершении нашего рассказа, давайте приготовим для наших гостей красивые открытки о городе на добрую память. Подойдите к столам, выберите понравившийся вам трафарет. Сегодня мы будем с вами  рисовать необычным материалом – цветным песком. Под трафареты вложены листы картона, на столе стоят банчки с клееми кисточки.. Намажте клеем картон и тонким слоем насыпьте цветной песок. Деревянной палочкой разравняйте песочек и прижмите. Положите сверху салфетку и прижмите песок ладошками. Салфетку уберите и оставьте работы подсохнуть.

(Дети садятся за столы и выполняют работы)

СЛАЙДШОУ с видами Санкт-Петербурга под звучание вальса Свиридова «Метель»

В-ль: Расскажите, кто что нарисовал.

Дети: Я нарисовал Исаакиевский собор (Медного всадника, Ростральную колонну, Крейсер Аврору,  Казанский собор, Стерегущего, грифона, сфинкса)

В-ль: Ребята, вот и подошел к концу наш сегодняшний рассказ. Вы так хорошо, просто отлично рассказали о городе. Этот рассказ и  игры, в которые мы с вами сегодня играли, мы записали на диск и отправим его нашим друзьям в Сказочную страну. Но в завершении давайте  для них споем нашу песню о городе.

(Дети исполняют песню « Песня о Санкт-Петербурге)

В-ль: Молодцы! Попрощайтесь с нашими гостями и поблагодарите их, за то,  что они  пришли к нам сегодня на наше занятие.

(Дети прощаются с гостями и уходят из зала.)

Конспект НОД с учетом интеграции образовательных областей для детей 5-6 лет «Чудо-город!»

 

Конспект непосредственной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация», «Музыкальное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Формирование элементарных математических представлениий», с использованием приемов, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, логического мышления, анализа и синтеза, восприятия, мелкой и общей моторики с детьми старшей возрастной группы на лексическую тему: «Петербурговедение». Используемые современные информационно-коммуникационные технологии.

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о родном городе: достопримечательности города, символики, истории создания. Развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста любви к своему городу.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о родном городе, его историческом прошлом и настоящем; закрепить знания детей о достопримечательностях, истории создания  и символики города. Приобщать к словесному искусству, обогащать активный и пассивный словарь детей. Развивать связную речь -  закрепить навыки составления рассказа с опорой на схематический план, использовать в речи  простые распространенные предложения  с указанием причинно-следственных связей.  Формировать интерес к «малой Родине». Закрепить навыки рисования цветным песком по трафарету.

Развивающие: Развивать процессы  зрительной и слуховой произвольной памяти; логического и  ассоциативного мышления, мелкой и общей моторики, комбинаторных способностей; анализа и синтеза, художественного  восприятия; чувства темпа и ритма; эстетическое восприятия.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному городу.

Оборудование: звукозапись гимна Санкт-Петербурга  Р.М,  Глиэр для  балета «Медный всадник»; детали для конструирования  герба Санкт-Петербурга – щит, речной и морской якори, скипетр; бандероль, конверт с письмом;  набор предметных картинок: крыло,  2, лицо человека, мост,  лев, палитра с кисточкой, 4, рекас берегами,  монета, подарочная коробка, фонарь, улица города,  цепь,  львиная лапа, железная ограда,  пирамида,  железный шар; наборное полотно;  набор разрезных картинок: дом-балерина, дом- певец, дом- кукловод, дом- скрипач; набор мухыкальных инстримунтев: металофон, бубуцы, деревянные палочки, колокольчик;  Трафареты с изображением Исаакиевского собора,  Медного всадника, Росстральной  колонны, Крейсера  Авроры,  Казанского собора, Стерегущего, грифона; альбомные листы; тюбики-карандаши  клея,  баночки с набором цветного песка, деревянные шпатели, салфетки.  Презентация к занятию «Чудо-город», мультимедийная установка, аудиозапись вальса к кинофильму «Берегись автомобиля».

Предвартиельная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Санкт-Петербург»; беседы «Мы живем в Санкт-Петербурге»; чтение и заучивание стихотворений о городе; сюжето-ролевые игры; конструирование; дидактические и развивающие игры, рисование по трафарету.

Взаимодействие с другими специалистами: музыкальный руководитель ГБДОУ.

План:

  1. Организационный момент
  2. Символы города (конструирование герба)
  3. Имя города -  «Назови лишнее слово», год – «Угадай число»
  4. Крепости (составление рассказа по плану)
  5. Река Нева, малые реки (ребусы)
  6. Коллаж
  7. Мнемотаблица «мост»
  8. Острова (Васильевский) «Найди ошибку»
  9. Львы (ассоциативное мышление)
  10.  Подвижная игра «Каменный лев»
  11. Разрезные картинки (театры)
  12. Оркестр
  13. Рисование цветным песком с использованием трафаретов.
  14. Песня

Организационный момент.

(дети входят в музыкальный зал под гимн города, строятся полукругом)

В-ль: Ребята, мы с вами вошли в зал под звучание необычной музыки. Кто  узнал это музыкальное произведение?

Дети: Это гимн нашего города.

В-ль: Гимн – это необычная музыка. Можно ли танцевать под эту музыку?

Дети: Нет

В-ль:  Верно! Только торжественная, особенная музыка может называться гимном. Гимн звучит в особенных, очень важных  случаях – при  проведении парадов,   при праздновании важных праздников города, при поднятии и спуске флага. То есть в самые важные и торжественные моменты. И мы свами сегодня вошли в зал под необычную торжественную музыку. Значит и занятие наше сегодня тоже будет необычным. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними.    

(дети здороваются с гостями и садятся на стульчики)

В-ль: Гимн- это особенный знак, который отличает страну, город. Такие особенные знаки называются символами. Есть ли еще каие-нибудь символы, отличающие одни город от другого? 

Дети: Флаг и герб.

В-ль: А у Санкт-Петербурга есть герб?

Дети: Да.

В-ль: Давайте рассмотрим герб Санкт-Петербурга: Как он выглядит, о чем может рассказать?

(выставляет ковролинограф и размещает на нем, по ходу рассказа, элементы герба)

Дети:  Щит с  якорями.

В-ль: Все предметы на гербе не случайны, они рассказывают о городе.  О чем нам рассказывают предметы на гербе Санкт-Петербурга?

(выставляет на ковролинограы изображение щита)

Дети: Щит – это защита.

В-ль: Что означает красный  цвет щита?

Дети: Смелость, храбрость.

В-ль: Сколько якорей на гербе?

Дети: Два – морской и речной

                                                                                           

В-ль:  Город был построен для защиты границ страны, в нашем городе есть  морской  и речной  порты. Кроме якорей на гербе находится еще одни предмет – это скипетр с двуглавыми орлами – предмет царской власти. На гербе он  находится не случайно. Город был  основан царем, многие годы в Петербурге жили и правили страной русские цари, он много  лет был столицей России.  А какой еще есть символ у  Петербурга?

Дети: Флаг.

В-ль: На красном прямоугольном полотне изображен герб города.

(воспитатель демонстрирует флаг города)

(стук в дверь)

В-ль: Кто-то из гостей спешит.

(Открывает дверь. Входит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте! Вам прислали письмо. 

В-ль: Нам?

Почтальон: Санкт-Петербург, проспект Металлистов дом 20, д/с 22, группа 6 «Солнышко» -  ваш адрес?

В-ль: Да.

Почтальон: На ваш адрес пришло письмо. Получите.

В-ль: Спасибо.

Почтальон: До свидания, ребята!

Дети: Досвидания! Спасибо!

В-ль:  (раскрывает конверт)

Диск и письмо!!! (удивленно)

(читает письмо)

Письмо

    Здравствуйте, ребята! Мы высылаем вам видеописьмо. Включите компьютер, вставьте диск и  увидите наше послание.

В-ль: Ну что же, давайте посмотрим это необычное послание.

(вставляет диск)

СЛАЙД №1

Видеописьмо

(Буратино, Красная Шапочка, Карлсон, Чиполлино, персонажи из мультфильма Чунга-Чанга, Щелкунчик, Дюймовочка)

   Здравствуйте, ребята- петербуржцы! Мы, жители Сказочной страны, много слышали о вашем городе, но никогда не были в нем. Мы не можем покидать свои сказки.  Нам очень хотелось бы узнать об удивительном городе и познакомиться с вами. Расскажите нам о  своем городе  и о том, в какие игры вы любите играть.

В-ль: Как же быть? Нам нужно  расказать о городе и познакомить своих друзей с нашими играми? А что, если мы превратим свой рассказ в игру? Попробуем?

Дети: Да.

В-ль: Первая игра -  «Назови  лишнее слово». Петроград, Ленинград, Москва, Петербург

Дети: Лишнее слово – Москва. Остальные слова – это название нашего города.

В-ль: Правильно! У нашего города было три имени.

СЛАЙД №2

На фоне города с  высоты Иссаакиевского собора высвечиваются поочереди названия города Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург)

В-ль: Кто дал первое имя городу?

Дети: Петр I.

В-ль:  Петр I назвал город своим именем?

Дети: Нет. Петр I назвал его в честь своего ангела- хранителя.

В-ль: Правильно, Петр I назвал город в честь Святого Петра и переводится имя города, как «город Святого Петра». Это имя несколько раз менялось – Петроград, Ленинград. Несколько лет назад решили городу вернуть его первое имя.

В-ль: Об имени города мы рассказали, а сколько ему лет? Рассказать об этом поможет вторая игра «Угадай число» 

  В-ль: Я буду загадывать вам число, если вы правильно его назовете, то в нужной клетке появится цифра загаданного числа. Готовы? Начнем!

- В первой клетке должно быть число, которе меньше 2-х на 1. (1)

- Во второй клетке число, которое идет после числа 6. (7)

-В третьей клетке -  число, обозначающее пустое место (0)

-В четвертой клетке число, которое больше 2-х, но меньше 4-х. (3).

(на слайде высвечивается число

В-ль: Год рождения города  -1703 год. Нашему городу в  этом году в мае  исполнится

СЛАЙД № 4

Для человека это очень большой возраст, ни один человек не может прожить столько лет. А для города – этот возраст не большой. По сравнению с другими городами – наш город считается молодым. Но у него  уже есть своя интересная, героическая  и богатая история.

СЛАЙД №4

(Щелкунчик, Стойкий Оловяный солдатик)

     

                                                               

Мы солдаты сказочной армии. Охраняем страну от злых волшебников. Каждый день следим со стен Загадочной  крепости, не грозит ли опасность. Какие только хитрости не придумывают колдуны и ведьмы, чтобы пробраться в сказки. Но мы умеем разгадывать любые загадки и хитрости. А вы, ребята умеете  их разгадывать?

Дети: Конечно, умеем.

В-ль:  И даже, самые непростые, например, как эта. Посмотрите на эти картинки.  Название, какого места в городе, в ней загадано?

СЛАЙД №5

(картинки: остров, заяц, река, корабль, крепостная стена, дерево, камень,  собор, шпиль, ангел, часы, пушка, 1, 3)

Дети: Это Петропавловская крепость.

СЛАЙД № 6

Петропавловская крепость

В-ль: Верно! Молодцы! А теперь, пользуясь этими картинками-подсказками,  давайте расскажем  о  ней.

СЛАЙД №7

В-ль: Где была построена крепость?

Дети: На заячьем острове.

В-ль: Почему именно на берегу Невы стали строить крепость?

Дети: Чтобы охранять город от кораблей врагов. А если бы корабли появились на Неве, то стали бы стрелять по ним из пушек.

В-ль: Из чего стали строить стены крепости?

Дети: Сначала строили   из бревен, а потом из камня, чтобы ни вода, ни огонь не разрушили их.  

В-ль: А что было построено внутри крепости?

Дети: Церковь.

В-ль: Большая церковь. Большую церковь называют – собором. В Петропавловской крепости собор назвали в честь Святых Петра и Павла – Петропавловский собор. По названию собора и крепость стала называться - Петропавловской. А это что за предмет изображен?

 Дети: Это шпиль - крыша колокольни. На шпиле  установлен ангел.

В-ль:  Что еще находится на колокольне Петропавловского собора?

Дети: Часы-куранты.

В-ль: Эти часы каждые 15 минут играют красивую мелодию. Но что-то еще в Петропавловской крепости напоминает горожанам о времени?

Дети: Пушка. Она стреляет 1 раз в  день в  середине дня.

В-ль: Осталось только отгадать, что означает число 3?

Дети: Раньше пушка стреляла три раза, чтобы предупредить людей о наводнении.

В-ль: А сейчас приходится стрелять из пушки, чтобы предупредить нас о наводнении?

Дети: Нет. На Финском заливе построили дамбу, которая сдерживает воду.

В-ль: Да, благодаря дамбе, в нашем городе больше не случается такой беды, Нева не выходит из своих берегов. Что же напоминает нам о том, что раньше такая беда случалась в городе?

Дети: Музей наводнений, который находится в Петропавловской крепости.

В-ль:  Петропавловская крепость была построена, как военная крепость для защиты города и границ страны. А сейчас, она тоже остается военной крепостью?

Дети: Нет, сейчас – это музей города.

Шум воды

СЛАЙД № 10

(Русалочка)

Русалочка: Дорогие ребята! Я, живу в Царстве Водяного царя и  хотела бы узнать, какие реки есть в вашем городе.

В-ль: А для этого рассказа, у нас есть другая игра – «Ребусы»

 Дети: Мойка, Фонтанка, Охта, Нева.

В-ль: Какая из этих рек самая большая?
Дети: Нева.

В-ль: Откуда берет Нева свое начало: из болота, моря, ручейка, озера, фонтана?
Дети: Из Ладожского озера.

В-ль: Куда впадает Нева: в Финское озеро, Финское водопад , Финский залив?

Дети: В Финский залив.

В-ль:  А из Финского залива  -в Балтийское море. Нева – глубоководная, капризная река.  Раньше часто выходила из своих берегов.  Берега Невы укрепили, чтобы не  размывались и  не обрушались. Из какого материала были сделаны укрепления: из песка, камня, железных решёток?

Дети: Из камня.

В-ль: Да, берега Невы укреплены камнем – гранитом. Какие стали берега?

Дети: Гранитные.

В-ль: Чтобы рассказать о нашей красавице Неве, мы поиграем в игру «Подбери пару».

СЛАЙД №11

(коллаж)

В-ль: В середине картинки находится фотография нашей реки. Подберите из остальных картинок к  ней  пару и объясните, почему вы составили эту пару.

(работа с коллажем)

В-ль: Ребята, пары вы прекрасно подобрали и рассказали отлично. А я загадала еще одно слово, оно тоже подойдет к Неве.

СЛАЙД №12

( Мнемотаблица)

Что это за слово?

Дети: Мост.

В-ль: (работа с таблицей) Как вы догадались?

Дети: Слово «мост» начинается со звука [М], который записывается буквой М. Арка и радуга похожи на мост и тоже соединяют, как и мост две стороны, а мост два берега. У реки два берега. Мосты соединяет берега островов, на которых построены дома города. Под мостами по реке проходят корабли . Мосты через Неву состоят из двух частей и разводятся по  ночам, чтобы пропустить корабли. Днем по мосту едут машины, ходят люди с одного берега на другой.

В-ль: Посмотрите внимательно на таблицу, постарайтесь запомнить, где  какие были нарисованы картинки.

СЛАЙД №13

В-ль: Напомните мне, где были нарисованы. Если вы их правильно назовете, то в нужной клетке появится эта картинка.

(Работа с таблицей)

В-ль: В таблице были нарисованы острова,  и вы сказали, что наш город построен на островах. В нашем городе много островов. О маленьком Заячьем острове мы рассказали, что нам нем находится. А  об одном  большом острове  нам поможет рассказать игра  «Найди ошибку»

СЛАЙД №14

(Рисунок Васильевского острова, на нем расположены:  два памятника, вместо Биржи - корабль)

Дети: Это Васильевский остров. Но только вместо памятников там находятся Ростральные колонны – это маяки.  Нет корабля, а стоит здание Биржи.

В-ль: А зачем на острове были построены маяки – колонны?

Дети: Раньше на Васильевском острове был порт, сюда приплывали корабли и привозили разные товары.  На Бирже договаривались о покупке и продаже товаров.

В-ль: И сейчас на стрелке  Васильевского  острова  находится порт?

Дети: Нет.

В-ль: Какой, самый любимый всеми детьми, музей  находится на Васильевском острове?

Дети: Зоологический музей.

В-ль: Кто из вас уже ходил в этот музей? Что вы видели в залах музея?

(ответы детей)

В-ль: В Зоологическом музее мы можем посмотреть, какие животные обитают на нашей планете. А в нашем городе мы можем увидеть необычных и удивительных зверей. Названия этих почти сказочных зверей мы узнаем, когда соберем цепочку картинок.

СЛАЙД №15

В-ль: Здесь запрятаны названия нескольких необычных животных в нашем городе. Подберите несколько картинок, назовите их. Я выложу их в один ряд  и тогда мы сможем назвать этих животных.

Дети: (называют картинки,  вос-ль выкладывает картинки на наборное полотно)

- Лев, голова человека, 2, река, палитра с кисточкой, подарочная коробка, пирамида, улица города.

Дети: Это сфинксы – тело льва с головой человека, их два, стоят на берегу Невы у здания, где учатся художники, это подарок Египта нашему городу.

Слайд № 16

(сфинкс)

- лев, крыло,  монета, мост , 4,  фонарь

Дети: Это грифоны – крылатые львы, их четыре, они стоят на Банковском мосту, над головой у них висят фонари, которые освещают мост

Слайд №17

(грифон)

- лев, цепь, ограда, река

Дети: Львиная ограда, несколько львов держат  в пасти железную цепь, находятся на Берегу Невы.

Слайд № 18

(львиная ограда)

- Лев, лапа,  шар.

Дети: Это Стерегущий лев, который держит лапой шар.

Слайд № 19

(Стерегущий)

В-ль: Молодцы. Но мы можем не только рассказать о наших знаменитых каменных львах, но и поиграть в игру «Каменный лев» Вставайте в круг. Мы поиграем в эту игру.

(проводится подвижная игра «Каменный лев)

В-ль:  Ребята, в посылке был еще одни конверт от Буратино (раскрывает конверт). В нем он прислал нам странные картинки. Так это же игра «Собери картинку». Давайте соберем их. Посмотрим, что получилось

(набор разрезных картинок: дом-балерина, дом- певец, дом- кукловод, дом- скрипач).

В-ль: Ребята, я поняла. Буратино вместе со своими друзьями выступают в кукольном театре. Вот он и придумал для нас загадки о театрах, какие бывают театры.  В каком театре артисты рассказывают историю танцем?

Дети: Театр балета.

В-ль: А в каком театре артисты во время спектакля не говорят, а поют?

Дети: В оперном театре.

В-ль: В каком театре мы видим на сцене не людей, а кукол?

Дети: В кукольном театре.

В-ль: А где мы можем послушать выступление музыкантов?

Дети: В концертном зале.

В-ль: Или в филармонии. К нам часто приезжают артисты с выступлением из детской Петербуржской филармонии.  

Дети: Да.

В-ль: И наши дети часто выступают на праздниках.  У нас есть свой  инструментальный оркестр, который сейчас исполнит для гостей музыкальное произведение петербуржского композитора …

Выступление детского оркестра

СЛАЙД-ШОУ

(Слайд-шоу видов Петербурга)

 В-ль: Молодцы, ребята! А в завершении нашего рассказа, давайте приготовим для наших гостей красивые открытки о городе на добрую память. Подойдите к столам, выберите понравившийся вам трафарет. Сегодня мы будем с вами  рисовать необычным материалом – цветным песком. Под трафареты вложены листы картона, на столе лежат тюбики клея. Намажте клеем картон и тонким слоем насыпьте цветной песок. Деревянной палочкой разравняйте песочек и прижмите. Положите сверху салфетку и прижмите песок ладошками. Салфетку уберите и оставьте работы подсохнуть.

(Дети садятся за столы и выполняют работы)

В-ль: Расскажите, кто что нарисовал.

Дети: Я нарисовал Исаакиевский собор (Медного всадника, Росстральную колонну, Крейсер Аврору,  Казанский собор, Стерегущего, грифона)

В-ль: Ребята, вот и подошел к концу наш сегодняшний рассказ. Вы так хорошо, просто отлично рассказали о городе. Этот рассказ и  игры, в которые мы с вами сегодня играли, мы записали на диск и отправим его нашим друзьям в Сказочную страну. Но в завершении давайте  для них споем нашу песню о городе.

(Дети исполняют песню « Песня о Санкт-Петербурге)

В-ль: Молодцы! Попрощайтесь с нашими гостями и поблагодарите их, за то,  что они  пришли к нам сегодня на наше занятие. Дети прощаются с гостями и уходят из зала.

План:

  1. Организационный момент
  2. Символы города (конструирование герба)
  3. Имя города -  «Назови лишнее слово», год – «Угадай число»
  4. Крепости (составление рассказа по плану)
  5. Река Нева, малые реки (ребусы)
  6. Коллаж
  7. Мнемотаблица «мост»
  8. Острова (Васильевский) «Найди ошибку»
  9. Львы (ассоциативное мышление)
  10.  Подвижная игра «Каменный лев»
  11. Разрезные картинки (театры)
  12. Оркестр
  13. Рисование цветным песком с использованием трафаретов.
  14. Песня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с учетом интеграции образовательных областей

Государственное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад№45Калининского района г. Санкт-петербурга   Конспект совместной организованной образовательной деятельности с ...

Конспект совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе с учетом интеграции образовательных областей "ШКОЛА КОСМОНАВТОВ"

Конспект совместной  деятельности  взрослого и   детей в подготовительной группе с учетом интеграции образовательных   областей...

Конспект занятия для детей 6-7 лет с учетом интеграции образовательных областей

Занятие для детей подготовительной группы по теме "Космос"...