План - конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают»подготовительная группа Образовательная область «Познание»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannoy_nod.docx | 376.89 КБ |
prilozhenie3.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Верещагинского муниципального района
Пермского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89» г. Верещагино
тема: «Почему осенью листья опадают»
Образовательная область «Познание»
Интеграция ОО: коммуникация,
чтение художественной литературы, музыка.
Ситникова Екатерина Павловна
МБДОУ «Детский сад № 89»
воспитатель
1 квалификационная категория
подготовительная группа
г. Верещагино 2013г.
Пояснительная записка
План - конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают»
подготовительная группа Образовательная область «Познание»
Направление: Познавательно-речевое
Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность
Цели:
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
образовательные:
- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
- Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
развивающие:
Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, жилки) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
воспитательные:
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом
Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации), практические
Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран
Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы
Предварительная работа:
- На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
- Сбор листьев разной формы и окраски.
- Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
- Беседы об осени;
- Чтение художественных произведений: «Листопадничек»
И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени
А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
- Разучивание стихов и поговорок об осени;
- Пение песен об осени и слушание музыки;
- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
- Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
- Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
- Наблюдение за деревьями на прогулке;
- Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть:
Дети под музыку заходят в зал: (Классическая музыка «Осень»)
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года … (Дети: осенью зовется)
Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
-Сейчас какая осень? (поздняя)
-Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь)
Воспитатель : Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Раздаётся звонок электронной почты (общение через скайп)
Учёный: Здравствуйте, ребята! Я- учёный Иван Васильевич профессор биологических наук
- А вы знаете кто такие учёные? (Дети: это кто исследует, изучает объект и делает открытие).
- Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле, и вот решил пообщаться с детьми из детского сада.
- А как ваш детский сад называется и в какую группу ходите? (Мы ходим в детский сад №89, в подготовительную группу «Ромашка»)
Учёный: - Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)
- А какие приметы осени вы знаете? ( Дети: птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)
Учёный: -А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
-И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
-Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
- А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете.
Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого?
Ответы детей( нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
- А что нам понадобится для наших исследований:
(Лупа, микроскоп, листья, салфетка, кубик) Приложение1
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)
Проблемный вопрос:
- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
1. Опыт «Почему лист зеленый?»
- Что нам понадобиться для этого эксперимента Приложение2
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.
2. Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы
- Профессор предполагал , что листья опадают потому что они плохо переносят холод и ветер
-А я предлагаю сообщить наши предположения профессору (Общение через скайп)
-Из каких частей состоит лист? (слайд №1)Приложение3
-Почему листья зелёные? (слайд№2)
-Почему листья меняют свою окраску и опадают? (слайд №3)
-Как листья опадают? (слайд №4,№5)
Профессор: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это я высылаю вам по электронной почте сертификаты и присваиваю Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.
Рефлексия: А Вам понравилось общаться со мной? О каких явлениях природы вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга). Я вам оставляю адрес электронной почты обращайтесь в любое время. До новых встреч!
Используемая литература
- Г.В. Родионова «Конспекты занятий исследовательского цикла для детей старшего дошкольного возраста» Пермь 1997г.
- А. В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно!» лига-Пресс Москва 2004г.
- А. И. Иванова «Экологическое наблюдение и эксперименты в детском саду» Москва 2005г.
- А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2005г.
- А. М. Федотова «Экологическое воспитание дошкольников» Пермь 1992г.
- С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Москва «Просвещение» 2002г.
- А. И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду Издательство «Учебная литература» 2005г.
- http://potomy.ru/fauna/556.htm
- http://www.novgorod.fio.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл. Но работает он только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго – листья зеленые .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...
План - конспект НОД с детьми средней группы. Образовательная область: познание. ФЦКМ. Тема: "Цветы не только для красы"
На основе данного материала дети получают знания о том, что цветы являются важным и необходимым звеном в экологической цепочке. У детей пробуждается желание бережного отношения к природе....
Конспект проведения организованной образовательной деятельности в средней группе образовательная область «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Поздняя осень»
Обобщение и систематизация знаний детей об осени....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»....
Конспект занятия по ФЭМП «Занимательное путешествие» в подготовительной группе (образовательная область «Познание»)
Конспект занятия по математике для подготовительной группы...
План-конспект ОД тема: «С чего начинается Родина» старшая группа Образовательная область «Социально-коммуникативная + развитие речи»
Задачи: образовательные: а) уточнить знания детей о государственной символике Россииб)познакомить детей с понятием «неофициальные символы России»: матрёшка, берё...