Конспект проведения организованной образовательной деятельности в средней группе образовательная область «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Поздняя осень»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Обобщение и систематизация знаний детей об осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД в средней группе "Поздняя осень" | 84 КБ |
Самоанализ занятия | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения организованной образовательной деятельности
в средней группе образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Природное окружение»)
Тема: «Прощание с осенью» (интеграция содержания образовательной области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие»).
Цель. обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
закрепить и уточнить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
- закреплять знания о подготовке к зиме людей, животных;
- закреплять знания о водоплавающих и перелетных птицах;
- развивать умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, слева, справа.
- воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее;
- формировать умение слушать собеседника, не перебивать, воспитывать дружеские отношения между детьми;
- развивать общую и мелкую моторику, формировать потребность в двигательной деятельности;
- Обогащать активный словарь детей, учить высказываться и делать простейшие выводы; отвечать на вопросы полным предложением, согласовывать движения с речью;
Организация детских видов деятельности:
- общение ребенка с взрослым;
- игровая деятельность;
- исследовательская деятельность (исследовательская практика).
Тип, форма и методы используемые в ООД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – комбинированный
Методы – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.
Активизация словаря: водоплавающие птицы, зимующие птицы нашего края, листопад, название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, грибник, суровая, запасиха, подбериха, маршрут
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мнемотаблица «Осень»; картинки заготовки овощей и фруктов; грибочки для угощения.
Ход организованной образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ задачи |
Вводная часть (организационный момент) | Воспитатель обращает внимание на куклу Осень. | Вот и наступают последние осенние деньки, и Осень с нами распрощается. Вы помните, как 3 месяца, 3 братца осени называются? Что же вы, узнали про осень, пока она у нас гостила? | Собрать детей вокруг себя Ответы детей. | Создание условий для психологического комфорта в группе: обеспечение интереса и эмоциональности детей |
Вводная часть (мотивационный момент) Художественное слово: Осень – запасиха, зима – подбериха. | Предложить детям мнемотаблицу для составления рассказать об осени | Воспитатель обращается от имени Осени к детям: Осень очень хочет услышать от вас, что же вы, узнали про нее, пока она у нас гостила? | Дети составляют рассказ об осени по мнемосхеме предложенной воспитателем | Условия для выражения детьми своих мыслей, знаний Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для развития самостоятельности и инициативы |
Воспитатель обобщает рассказ детей об осени и предлагает детям выполнить ее просьбу и помочь ей. | Молодцы, вы многое узнали об осени. Осень – очень важный период года. Осенью все много трудились не только мы люди но и насекомые, звери, чтобы подготовится к суровой зиме. Не даром, в народе говорят: Осень - запасиха, зима - подбериха. Осень уже собралась в дорогу, но очень волнуется, и просит нас помочь ей проверить все ли успели подготовиться к зиме. Вот она нам подготовила маршрут, по которому мы с вами пройдем, посмотрим и расскажем ей, как все подготовились к приходу зимы. Вы согласны помочь Осени? | Предположения детей. | ||
Основная часть Проблемная ситуация: Помочь Осени проверить все ли готовы к зиме. | воспитатель показывает карту- маршрут по которому нужно идти | Воспитатель: откуда мы начнем свое путешествие | Дети называют первый пункт на карте – дом и двор | Условия для развития пространственного мышления (умений ориентироваться по карте) Условия для закрепления порядкового счёта. |
обсуждение сложившейся ситуации) | Вместе идут к макету дома и двора | Ребята, а нужно ли дом и домашних животных готовить к зиме? И что для этого делают? | Ответы детей | Условия для развития, речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки речевой активности. Условия для оздоровления детей и двигательной активности: длительность в зависимости от степени утомляемости детей. |
Физкульминутка: Для работы дружно встали, Топоры мы в руки взяли. Раз- два, раз-два, Быстро колются дрова. Стой дружочек отдохни, В право, в лево посмотри. И опять берись за дело Все их быстро соберем, И в сарай их занесем. Теплым будет деду дом. | Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей. | Воспитатель: У дедушки не газа, что нужно ему, чтобы не замерзнуть холодной зимой? Как мы можем помочь дедушке? Ну вот мы и помогли дедушке подготовиться к зиме, смотрим на карту, куда пойдем дальше | обсуждение сложившейся ситуации Дети предлагают свою помощь. | |
Идут к картинке с изображением огорода | Воспитатель: Совершенно верно, мы пойдем в огород. Какие овощи собирают в огороде? Как и где хранят овощи зимой? А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту? Давайте и мы с вами насолим капусты на зиму.
| . Ответы детей Пальчиковая игра «Солим капусту» | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для взаимодействия детей со взрослым. Условия для развития мелкой моторики рук, умения согласовывать движения со словами текста | |
Атрибуты для исследования Семена укропа, лук, чеснок, моркови. Игра «Узнай по запаху» | Воспитатель: А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – У кого родители сделали это? В огороде у нас порядок можно идти дальше. | Ответы по ходу исследовательских действий детей. | Условия для развития исследовательских действий. Условия для закрепления нового материала. | |
Художественное слово Кто же в детстве не мечтал Самым сильным быть и рослым. Только вот не каждый знает: Тайна- в витаминах роста.. Витамины- это сила, Это буйство ярких красок, Это кожи цвет красивый, Это блеск волос и глазок. | В огороде у нас порядок можно идти дальше. В какое место мы сейчас с вами отправимся? | Ответы детей | Условия для проявления поисковой деятельности. Условия для развития познавательной активности Условия для выражения детьми своих мыслей. | |
работа на коврографе «Ларчик» | Во и сад, что растет на деревьях в саду? Почему говорят, что овощи и фрукты полезные продукты? Совершенно верно, они богаты витаминами, что необходимо нам для здоровья. А что же делают с фруктами? Посмотрите, бабушка Федора заготовила на зиму компоты, овощи, да вот тяжело ей старушке расставить все по местам. Как мы можем ей помочь? | Ответы детей обсуждение сложившейся ситуации Дети предлагают свою помощь. | ||
Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для закрепления умения ориентироваться в пространстве, умение считать да 4. | ||||
Задания для детей: Поставить грушевый компот на верхнюю полку. Яблочный компот поставить на нижнюю полку. Мешок с картошкой в правый нижний угол подвала. Ящик яблок в левый нижний угол. Вязанку лука повесить в правый верхний угол. | Воспитатель: Молодцы быстро справились с работой, теперь и бабушка Федора подготовилась к зиме. А нам нужно идти дальше. | Дети определяют направление дальнейшего маршрута | Условия для взаимодействия детей со взрослым. Условия для развития и стимулирования речевой активности. | |
Воспитатель обращает внимание на макет леса | Правильно мы сейчас отправимся в лес, но вначале давайте вспомним правила поведения в лесу? | Ответы детей. | Условия для развития, и стимулирования речевой активности. | |
Ребята, посмотрите, гнезда пусты, где же птицы?
Правильно, как вы уже знаете, осенью улетают птицы, а в ноябре от нас улетают водоплавающие птицы. Каких водоплавающих птиц вы знаете? А почему они улетают? Все ли птицы улетают на юг? Назовите птиц, которые остаются зимовать с нами. А что делают люди для того чтобы птицам легче было пережить суровую зиму? Чем мы подкармливаем птичек зимой? | Ответы детей | Условия для развития, и стимулирования речевой активности, выражения детьми своих мыслей. | ||
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики перед интерактивной доской просмотр видео-презентации «Как звери готовятся к зиме» | Хорошо ли подготовились звери к зиме, как вы думаете? | Ответы детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для проявления познавательной активности. | |
Воспитатель обращает внимание на корзинку под деревом и записку в ней, читает ее | Посмотрите, а что это за корзинка стоит? Что в ней? Как называют людей, которые собирают грибы? Все ли грибы можно кушать? | Условия для проявления познавательной активности | ||
Рефлексия: итог ООД. Оценка деятельности детей. - | Вы молодцы очень много знаете об осени, и как к ней надо готовиться, о птицах, животных и растениях. Читает: Ребята вот мы сегодня с вами и попрощаемся, через несколько дней наступит зима. Но я спокойна за птиц, животных, деревья вы о них позаботились, и я вижу, что все готово к зиме. Это Осенние грибочки вам в подарок за вашу помощь. До свиданья, Осень. Как много вы рассказали про осень. А чтобы продлить наши воспоминания, давайте мы для осени в подарок споем песню. | Ответы детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для развития песенного творчества |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения организованной образовательной деятельности
в средней группе образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Природное окружение»)
Автор конспекта: Катькова Лариса Анатольевна, воспитатель МБДОУ №7"Аленушка», с. Развильное
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: закрепить и уточнить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
- закреплять знания о подготовке к зиме людей, животных;
- закреплять знания о водоплавающих и перелетных птицах;
- развивать умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, слева, справа.
Задачи ОО в интеграции.
1.Социально-коммуникативное развитие воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее, формировать умение слушать собеседника, не перебивать, воспитывать дружеские отношения между детьми;
2.Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику, формировать потребность в двигательной деятельности.
3.Речевое развитие: Обогащение активного словаря детей, учить высказываться и делать простейшие выводы; отвечать на вопросы полным предложением, согласовывать движения с речью; пение.
4. Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетический вкус.
Предварительная работа: Беседы об осени, заучивание стихов, пословиц и поговорок, работа с календарем погоды, чтение стихотворений, разучивание песен; наблюдение вовремя прогулок за изменениями в природе, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин по данной теме, сбор осенних листьев для гербария.
Активизация словаря: перелетные птицы, зимующие птицы нашего края, листопад, название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, грибник, суровая, запасиха, подбериха, маршрут.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мнемотаблица «Осень», картинки заготовки овощей и фруктов, грибочки для угощения.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).
Содержание ООД | Образовательная деятельность (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
1.Ситуативный разговор, | Познавательное развитие | подгрупповая | дидактическая кукла Осень | Формировать представление об осени, как времени года | Воспитывать любовь к природе. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
Содержание ООД | Образовательная деятельность (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
1.составление рассказа об осени с помощью мнемотаблицы | Речевое развитие | подгрупповая | Мнемотаблица «Поздняя осень» | Уточнить знания детьми примет осени | Обладает начальными знаниями о природном мире |
2. знакомство детей с пословицей «Осень – запасиха, зима – подбериха» | Речевое развитие | подгрупповая | Знакомство с народным фольклором | Проявляет интерес к устному народному творчеству | |
3. определение маршрута по карте | Познавательное развитие | подгрупповая | Нарисованная карта | Развивать пространственные представления | |
3. беседа «Как люди готовятся к зиме" | Речевое развитие | подгрупповая | Развивать крупную моторику. | Использовать речь для выражения своих мыслей, строить свои речевые высказывания | |
4. Физминутка | Физическое развитие | подгрупповая | Осенние листочки с клена, березы и дуба. | Развивать крупную моторику рук | Контролирует свои движения и управляет ими |
5. беседа «Заготовки на зиму»» | Познавательное развитие | индивидуальная | Иллюстрация с изображением огорода, картинки трафареты заготовок из овощей | Уточнить знания об овощах и способах их хранения | Обладает начальными знаниями о птицах родного края. Проявляет патриотические чувства, гуманность. |
6. пальчиковая игра «Солим капусту» | Физическое развитие | подгрупповая | Развивать мелкую моторику рук Уточнить знания о их пользе и переработке. | Контролирует свои движения и управляет ими | |
6. исследовательская деятельность | Познавательное развитие | подгрупповая | Семена лука, чеснока, укропа | Вовлечь в исследовательскую деятельность, | Проявляет интерес к исследованию |
7. беседа о пользе фруктов и их хранении | познавательное развитие | Индивидуальная | Иллюстрация с изображением осеннего сада | Использовать речь для выражения своих мыслей, строить свои речевые высказывания | |
8. чтение стихотворения «Витамины» | Речевое развитие | Подгрупповая | |||
9. Дидактическая игра «Сделай, как скажу» | Познавательное развитие | Индивидуальная | Коврограф «Ларчик» заготовок овощей и фруктов. | Развивать пространственные представления | Испытывает положительные эмоции от правильно решенных поставленных задач |
10. повторение правил Поведения в природе | Речевое развитие | Подгрупповая | Уточнить знание правил поведения в природе | Знает элементарные правила поведения в природе | |
11. беседа о птицах | Речевое развитие | подгрупповая | Панно осенний лес Картинки птиц | Уточнить знания о перелетных и зимующих птицах | Отвечает на разнообразные вопросы взрослого |
11. просмотр видео-презентации «Осенние хлопоты в лесу» | Познавательное развитие | Интерактивная доска Видео-презентация | Уточнить знания о жизни диких животных в осенний период | Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе | |
12. Сюрпризный момент | подгрупповая | Корзинка с грибочками |
Заключительная часть (рефлексивный этап).
Содержание ООД | Образовательная деятельность (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
1.Итог занятия Оценка деятельности детей | Социально-коммуникативное развитие. Художественно эстетическое развитие | подгрупповая | Испытывает положительные эмоции от правильно выполненных поставленных задач Вместе с другими детьми начинает и заканчивать пение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Осенняя пора» (подготовительная группа)
Дети обобщают и систематизируют свои знания об осени....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС области «познание» для средней группы по теме: «Насекомые». /с использованием презентации/
закрепление знаний детей средней группы о насекомых...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности По ФГОС области «Познание» (речевое развитие) в младшей группе детского сада
Учиться составлять короткий рассказ по игрушке, отвечать на вопросы....
Конспект проведения организованной образовательной деятельности по математике для детей 2-3 лет на тему: «Количество».
Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов. Задачи. Обучающие: Формировать умение устанавливать отношения между понятиями «один» и «много». Р...
Конспект проведения организованной образовательной деятельности ОО Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему: «Иней покрыл деревья»
Цель: продолжать формировать умение изображать зимний пейзажЗадачи:Образовательные: закреплять навыки рисования деревьев, передавая особенностиих строения, изображать деревья в перспективе....
Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области «Формирование целостной картины мира.» на тему «Вредные и полезные продукты.» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект проведения организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Формирование целостной картины мира» на тему «Вредные и полезные продукты.»...
Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Играем, правила дорожного движения изучаем» для детей средней группы
Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" "Играем,правила дорожного движения изучаем" для детей средней г...
- Мне нравится (3)