Конспект проведения организованной образовательной деятельности в средней группе образовательная область «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Поздняя осень»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Обобщение и систематизация знаний детей об осени. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения организованной образовательной деятельности

в средней группе  образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Природное окружение»)

Тема: «Прощание с осенью» (интеграция содержания образовательной области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»  «Физическое развитие»).

Цель. обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи:

закрепить и уточнить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;

- закреплять знания о подготовке к зиме людей, животных;

- закреплять знания о водоплавающих и перелетных птицах;

- развивать умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, слева, справа.

- воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее;

- формировать умение слушать собеседника, не перебивать, воспитывать дружеские отношения  между детьми;

- развивать общую и мелкую моторику, формировать потребность в двигательной деятельности;

- Обогащать  активный словарь детей, учить высказываться и делать простейшие выводы; отвечать на вопросы полным предложением, согласовывать движения с речью;

Организация детских видов деятельности:

  • общение ребенка с  взрослым;
  • игровая деятельность;
  • исследовательская деятельность (исследовательская практика).

Тип, форма и методы используемые в ООД: формирующие, соответствуют   возрастным и индивидуальным особенностям детей. 

Тип – комбинированный

Методы – словесный,  практический, исследовательский, игровой, наглядный.

Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Виды детской деятельности:  коммуникативная, двигательная, игровая.

Активизация словаря: водоплавающие птицы, зимующие птицы нашего края, листопад, название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, грибник, суровая, запасиха, подбериха, маршрут

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мнемотаблица «Осень»; картинки заготовки овощей и фруктов; грибочки для угощения.

Ход организованной образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть (организационный момент)

Воспитатель обращает внимание на куклу Осень.

Вот и наступают последние осенние деньки, и Осень с нами распрощается.

Вы помните, как 3 месяца, 3 братца осени называются?

Что же вы, узнали про осень, пока она у нас гостила?  

Собрать детей вокруг себя

Ответы детей.

Создание условий для  психологического комфорта в группе:

обеспечение интереса и эмоциональности детей

Вводная часть (мотивационный момент)

Художественное слово:

Осень – запасиха, зима – подбериха.

Предложить  детям мнемотаблицу  для составления рассказать  об осени

Воспитатель обращается от имени Осени к детям: Осень очень хочет услышать от вас,  что же вы, узнали про нее, пока она у нас гостила?  

Дети составляют рассказ об осени по мнемосхеме предложенной воспитателем

Условия для выражения детьми своих мыслей, знаний

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Воспитатель обобщает рассказ детей об осени и предлагает детям выполнить ее просьбу и помочь ей.

Молодцы, вы многое узнали об осени.

 Осень – очень важный период года. Осенью все много трудились не только мы люди но и насекомые, звери, чтобы подготовится к суровой зиме. Не даром, в народе говорят: Осень - запасиха, зима - подбериха.

 Осень уже собралась в дорогу, но очень волнуется, и  просит нас помочь ей проверить все ли успели подготовиться к зиме. Вот она нам подготовила маршрут,  по которому мы с вами пройдем, посмотрим и расскажем ей, как все подготовились к приходу зимы.

Вы согласны помочь Осени?

Предположения детей.

Основная часть

Проблемная ситуация:

Помочь Осени проверить все ли готовы к зиме.

воспитатель показывает карту- маршрут по которому нужно идти 

Воспитатель: откуда мы начнем свое путешествие

Дети называют первый пункт на карте – дом и двор

Условия для развития пространственного мышления (умений ориентироваться по карте)

Условия для закрепления порядкового счёта.

обсуждение сложившейся ситуации)

Вместе идут к макету дома и двора

Ребята, а нужно ли дом и домашних животных готовить к зиме? И что для этого делают?

 Ответы детей

Условия для развития, речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки речевой активности.

Условия для оздоровления детей и двигательной активности:

 длительность в зависимости от степени утомляемости детей.

Физкульминутка:

Для работы дружно встали,

Топоры мы в руки взяли.

Раз- два, раз-два,

Быстро колются дрова.

Стой дружочек отдохни,

В право, в лево посмотри.

И опять берись за дело

Все их быстро соберем,

И в сарай их занесем.

Теплым будет деду дом.

Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель: У дедушки не газа, что нужно ему, чтобы не замерзнуть холодной зимой? Как мы можем помочь дедушке?

Ну вот мы и помогли дедушке подготовиться к зиме, смотрим на карту, куда пойдем дальше

 обсуждение сложившейся ситуации

Дети предлагают  свою помощь.

Идут к картинке с изображением огорода

Воспитатель: Совершенно верно, мы пойдем в огород. Какие овощи собирают в огороде?  

 Как и где хранят овощи зимой?

А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?

Давайте и мы с вами насолим капусты на зиму.

 

.

Ответы детей

Пальчиковая игра

«Солим капусту»

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития мелкой моторики рук, умения согласовывать движения  со словами текста

Атрибуты для исследования

Семена укропа, лук, чеснок, моркови.

Игра «Узнай по запаху»

Воспитатель:  А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения –

 У кого родители сделали это?

В огороде у нас порядок можно идти дальше.

Ответы по ходу исследовательских действий детей.

Условия для развития  исследовательских действий.

Условия для  закрепления

нового материала.

Художественное слово

Кто же в детстве не мечтал

Самым сильным быть и рослым.

Только вот не каждый знает:

Тайна- в витаминах роста..

Витамины- это сила,

Это буйство ярких красок,

Это кожи цвет красивый,

Это блеск волос и глазок.

В огороде у нас порядок можно идти дальше. В какое место мы сейчас с вами отправимся?

Ответы детей

Условия для проявления поисковой деятельности.

Условия для развития познавательной активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

работа на коврографе «Ларчик»

 Во и сад, что растет на деревьях в саду? Почему говорят, что овощи и фрукты полезные продукты?

Совершенно верно, они богаты витаминами, что необходимо нам для здоровья.

А что же делают с фруктами?

Посмотрите, бабушка Федора заготовила на зиму компоты, овощи, да вот тяжело ей старушке расставить все по местам.

Как мы можем ей помочь?

Ответы детей

обсуждение сложившейся ситуации

Дети предлагают  свою помощь.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для закрепления умения ориентироваться в пространстве, умение считать да 4.

Задания для детей:

Поставить грушевый компот на верхнюю полку.

Яблочный компот поставить на нижнюю полку.

Мешок с картошкой в правый нижний угол подвала.

Ящик яблок в левый нижний угол.

Вязанку лука повесить в правый верхний угол.

Воспитатель: Молодцы быстро справились с работой, теперь и бабушка Федора подготовилась к зиме.

А  нам нужно идти дальше.

Дети определяют направление дальнейшего маршрута

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития и стимулирования речевой активности.

Воспитатель обращает внимание на макет леса

Правильно мы сейчас отправимся в лес, но вначале давайте вспомним правила поведения в лесу?

Ответы детей. 

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности.

Ребята, посмотрите, гнезда пусты, где же птицы?

 

Правильно, как вы уже знаете,  осенью улетают птицы, а в ноябре от нас улетают водоплавающие птицы.

Каких водоплавающих птиц вы знаете?

А почему они улетают?

Все ли птицы улетают на юг?

Назовите птиц, которые остаются зимовать с нами.

А что делают люди для того чтобы птицам легче было пережить суровую зиму?

Чем мы подкармливаем птичек зимой?

Ответы детей

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности, выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики перед интерактивной доской

просмотр видео-презентации

«Как звери готовятся к зиме»

Хорошо ли подготовились звери к зиме, как вы думаете?

Ответы детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для проявления познавательной активности.

Воспитатель обращает внимание на корзинку под деревом и  записку в ней,  читает ее

Посмотрите, а что это за корзинка стоит? Что в ней?

Как называют людей, которые собирают грибы?

Все ли грибы можно кушать?

Условия для проявления познавательной активности

Рефлексия: итог ООД.

Оценка деятельности детей.

-

Вы молодцы очень много знаете об осени, и как к ней надо готовиться, о птицах, животных и растениях.

Читает: Ребята вот мы сегодня с вами и попрощаемся, через несколько дней наступит зима. Но я спокойна за птиц, животных, деревья вы о них позаботились, и я вижу, что все готово к зиме. Это Осенние грибочки вам в подарок за вашу помощь. До свиданья, Осень.

Как много вы рассказали про осень. А чтобы продлить наши воспоминания, давайте мы для осени в  подарок споем песню.

Ответы детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития песенного творчества



Предварительный просмотр:

Конспект проведения организованной образовательной деятельности

в средней группе  образовательная область «Познавательное развитие» (раздел «Природное окружение»)

Автор конспекта: Катькова Лариса Анатольевна, воспитатель МБДОУ №7"Аленушка», с. Развильное

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи приоритетной образовательной области

Познавательное развитие: закрепить и уточнить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;

- закреплять знания о подготовке к зиме людей, животных;

- закреплять знания о водоплавающих и перелетных птицах;

- развивать  умение  различать левую и правую руки, определять пространственные направления  от себя: вверху, внизу, слева, справа.

Задачи ОО в интеграции.

1.Социально-коммуникативное развитие воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее, формировать умение слушать собеседника, не перебивать, воспитывать дружеские отношения  между детьми;

2.Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику, формировать потребность в двигательной деятельности.

3.Речевое развитие: Обогащение активного словаря детей, учить высказываться и делать простейшие выводы; отвечать на вопросы полным предложением, согласовывать движения с речью; пение.

4. Художественно-эстетическое развитие:  развивать  эстетический вкус.

Предварительная работа: Беседы об осени, заучивание стихов, пословиц и поговорок, работа с календарем погоды, чтение стихотворений, разучивание песен; наблюдение вовремя прогулок за изменениями в природе, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин по данной теме, сбор осенних листьев для гербария.

Активизация словаря: перелетные птицы, зимующие птицы нашего края, листопад, название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, грибник, суровая, запасиха, подбериха, маршрут.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мнемотаблица «Осень», картинки заготовки овощей и фруктов,  грибочки для угощения.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).

Содержание ООД

Образовательная деятельность (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры

(характеристики)

1.Ситуативный разговор,

Познавательное развитие

подгрупповая

дидактическая кукла Осень

 Формировать представление об осени, как времени года

Воспитывать любовь к природе.

Основная  часть (содержательный, деятельностный этап).

Содержание ООД

Образовательная деятельность (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры

(характеристики)

 1.составление рассказа об осени  с помощью мнемотаблицы

Речевое  развитие

подгрупповая

Мнемотаблица «Поздняя осень»

Уточнить знания детьми примет осени

Обладает начальными знаниями о природном мире

2. знакомство детей с пословицей

«Осень – запасиха, зима – подбериха»

Речевое развитие

подгрупповая

Знакомство с народным фольклором

Проявляет интерес к устному народному творчеству

3. определение маршрута по карте

Познавательное развитие

подгрупповая

Нарисованная карта

Развивать пространственные представления

3. беседа «Как люди готовятся к зиме"

Речевое  развитие

подгрупповая

Развивать крупную  моторику.

 Использовать речь для выражения своих мыслей, строить свои речевые высказывания

4. Физминутка

Физическое  развитие

подгрупповая

Осенние листочки с клена, березы и дуба.

Развивать крупную моторику рук

Контролирует свои движения и управляет ими

5. беседа  «Заготовки на зиму»»

Познавательное развитие

индивидуальная

Иллюстрация с изображением огорода, картинки трафареты заготовок из овощей

Уточнить знания об овощах и способах их хранения

Обладает начальными знаниями о птицах родного края.

Проявляет патриотические чувства, гуманность.

6. пальчиковая игра

«Солим капусту»

Физическое развитие

подгрупповая

Развивать мелкую моторику рук

Уточнить знания о их  пользе  и переработке.

Контролирует свои движения и управляет ими

6. исследовательская деятельность

Познавательное развитие

подгрупповая

Семена  лука, чеснока, укропа

Вовлечь в исследовательскую деятельность,

Проявляет интерес к исследованию

7. беседа о пользе фруктов и их хранении

познавательное развитие

Индивидуальная

Иллюстрация с изображением   осеннего сада

Использовать речь для выражения своих мыслей, строить свои речевые высказывания

8. чтение стихотворения «Витамины»

Речевое развитие

Подгрупповая

9. Дидактическая игра «Сделай,  как скажу»

Познавательное развитие

Индивидуальная

Коврограф «Ларчик»

заготовок овощей и фруктов.

Развивать пространственные представления

Испытывает положительные эмоции от правильно решенных поставленных задач

10. повторение правил

Поведения в природе

Речевое развитие

Подгрупповая

Уточнить знание правил поведения в природе

Знает  элементарные правила поведения в природе

11. беседа о птицах

Речевое развитие

подгрупповая

Панно осенний лес

Картинки птиц

Уточнить знания о  перелетных  и

зимующих  птицах

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого

11. просмотр видео-презентации «Осенние хлопоты в лесу»

Познавательное развитие

Интерактивная доска

Видео-презентация

Уточнить знания о жизни диких животных в осенний период

Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе

12. Сюрпризный момент

подгрупповая

Корзинка с грибочками

Заключительная часть (рефлексивный  этап).

Содержание ООД

Образовательная деятельность (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры

(характеристики)

1.Итог занятия

Оценка деятельности детей

Социально-коммуникативное развитие.

Художественно эстетическое развитие  

подгрупповая

Испытывает положительные эмоции от правильно выполненных  поставленных задач

Вместе с другими детьми начинает  и заканчивать пение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по математике для детей 2-3 лет на тему: «Количество».

Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов. Задачи. Обучающие: Формировать умение устанавливать отношения между понятиями «один» и «много». Р...

Конспект проведения организованной образовательной деятельности ОО Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему: «Иней покрыл деревья»

Цель: продолжать формировать умение изображать зимний пейзажЗадачи:Образовательные: закреплять навыки рисования деревьев, передавая особенностиих строения, изображать деревья в перспективе....

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области «Формирование целостной картины мира.» на тему «Вредные и полезные продукты.» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект проведения организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Формирование целостной картины мира»  на тему «Вредные и полезные продукты.»...

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Играем, правила дорожного движения изучаем» для детей средней группы

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" "Играем,правила дорожного движения изучаем" для детей средней г...