НОД по познавательному развитию "Волшебница вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект предназначен для работы с детьми подготовителтьной к школе группе и содержит опытно - экспериментальные задания .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок» г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области
Занятие по формированию предпосылок
экологического сознания
"Волшебница вода"
в подготовительной к школе группе
Направление « Социально – личностное развитие»
Воспитатель: Рау Анна Александровна,
первая квалификационная категория
2011 год
Цель: дать детям представление роли воды в природе, о трех состояниях вещества, формировать естественно научные представления у дошкольников путем проведения опытов.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей со свойствами воды, познакомить с процессом фильтрации.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закрепить умение работать с прозрачной и стеклянной посудой, умение работать с веществами, растворимыми и не растворимыми в воде.
- Воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, пытливость. Прививать бережное отношение к воде.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
- Проведение занятий – экспериментирований с водой.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
- Чтение художественной литературы.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ.
- Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
- Фильтровальная бумага (салфетки)
- Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: сахар, растительное масло.
- Предметы круглой и квадратной формы.
- Глобус.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга.
А чтобы узнать, о чем сегодня будет наше занятие, посмотрим на экран.
Давайте сядем удобно на стульчики.
Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Вос-ль:
Как вы думаете, много ли воды на нашей планете? Где мы можем увидеть, сколько воды на планете (на карте, глобусе). Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Покажите на глобусе воду. А чего больше на планете: суши или воды? Правильно, воды на нашей планете больше, потому что каждому живому существу необходима вода. Ребята, скажите вода это хорошо или плохо? (хорошо) Чем полезна вода?
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Я хочу вам показать, какое бывает состояние воды в природе. В этом нам помогут схемы.
1. Вода жидкая.
Вос - ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
2. «Вода – твердое вещество»
Значит, вода бывает не только жидкой, но и твердой, в виде льда.
3. Пар – это тоже вода. Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая"
Вос - ль: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. В лабораторию нельзя входить в обычной одежде, нужно обязательно надевать белые халаты. А вы знаете, что в лаборатории работают ученые. (Да) И вы теперь не просто мальчики и девочки, а настоящие ученые. Давайте превращаться в ученых.
"ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ".
Вос - ль: Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: Стеклянная.
Вос - ль: Как нужно с такой посудой обращаться.
Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг о друга, можно разбить.
Вос – ль: Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Вос – ль: Если мы опустим их в стакан, на ладошку изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Вос - ль: Скажите ребята, есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт.
Самостоятельная работа детей.
Вос - ль: Возьмите колбочку с водой и посмотрите, какую форму имеет вода, налитая в эту колбочку (форму колбочки)
А теперь давайте выльем ВСЮ воду из колбочки в стакан. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет. Какую форму теперь приняла вода, налитая в стакан (форму стакана).
Вос - ль: А теперь из стакана выльем ее в блюдце. Какую форму она принимает в блюдце?
Дети: Форму блюдца.
Вос - ль: Правильно, вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
"Вода - растворитель".
Заходит Капелька: здравствуйте, ребята. Я капелька Капитошка пришла к вам из страны водного царства. В нашей стране очень грязная вода: страдают все мои друзья – птицы и звери, рыбы и растения. Мне очень грустно, что я и мои братья и сестры капельки сильно загрязнены. Я узнала, что вы мне сможете помочь.
Вос – ль: Ребята, давайте поможем капельке.
Вос - ль: Я попрошу вас подойти к следующему столу. У меня на столе стоит посуда, накрытая салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вос - ль: Вторая загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло).
Вос - ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.
Вос - ль: Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы его положим в воду. Возьмите стаканы с водой. Положите в стакан ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворилась в воде.
Вос - ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
"ОЧИСТКА ВОДЫ".
Вос - ль: Посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Вос - ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Вос - ль: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю. А теперь попробуйте сделать фильтр сами и научите капельку.
Вос - ль: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Вос - ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Вос - ль: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Капитошка: Ой, ребята, я все поняла. Теперь мы в своем царстве тоже организуем лабораторию: птицы принесут салфеток, лягушки будут приносить воду в кувшинах – и будет у нас вода чистая и прозрачная. Заживем мы дружно и весело. Ой, побегу я домой с хорошими новостями.
Вос - ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Вос - ль: Вода добрый друг и помощник человека. Послушаем стихотворение о воде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Вос - ль: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Капелька: Ой, ребята, постойте, постойте! Мои друзья капельки передают вам большое спасибо! И в знак благодарности, передают вам гостинец, сделанный в нашей лаборатории из сладкой, чистой воды (раздает петушки) До свидания, ребята!
Наша лаборатория закрывается, а мы снова превращаемся в мальчиков и девочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Водичка-Водичка»
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...
Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.
Задачи:Образовательные: уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...
по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"
по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"...
Познавательное развлечение "Вода - водичка" средняя группа
Познавательное развлечение «Вода - водичка»средняя группаЦель: сформировать интерес к воде.Задачи:- расширять представление о свойствах воды (вода бывает прозрачной и непрозрачной, у ...
Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"
Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...
Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-водичка" (вторая младшая группа)
Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);3. Да...