"Развитие познавательного интереса к миру природы"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
В ходе реализации проекта подтверждается гипотеза о том, что если своевременно формировать у детей развитие интересв к миру природы, то ребенок постепенного приобретает новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_filippovoy.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработан воспитателем
МДОУ «Ромашка» г. Кирсанов
Филипповой Ириной Алексеевной
2009г.
- Формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного практическо-деятельностного отношения к окружающей среде;
- Научить дошкольников стать заботливыми хозяевами на планете «Земля».
Тип проекта – открытый.
- Дети средней группы № 1;
- Музыкальный руководитель;
- Воспитатель по ИЗО деятельности.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологического воспитания детей;
- Воспитание гуманного, осознанного, заботливого отношения к миру природы и правилам поведения;
- Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
- Создание в группе экологической развивающей среды;
- Привлечение родителей в процесс реализации проекта.
Если своевременно формировать у детей развитие интереса к миру природы, то ребенок постепенно приобретет новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде.
В связи с катастрофической ухудшающейся экологической обстановкой на планете Земля, очень важно с раннего возраста приобщать детей к правильным формам взаимодействия с природой. Сформировать у них систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, умение правильно реагировать и воздействовать на окружающую среду).
В настоящее время детям важно усвоить основной Космический закон: все живое на планете находится в неразрывной связи со средой своего обитания. Этот Закон в равной степени относится к растениям, животным, людям, и сообществам. Следовательно, его нужно знать, по нему надо жить – значит, воспитывать детей так, чтобы они прониклись его пониманием.
- Сформированные знания, умения, навыки в области экологического воспитания.
- Повышение уровня мотивации к экологическим занятиям.
- Творческое самовыражение воспитанников.
1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Срок – сентябрь 2008 года
Цель:
а) Подбор и изучение необходимой методической литературы;
б) Создание экологической развивающей среды;
в) Проведение подготовительной работы с участниками проекта.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Срок: октябрь-апрель 2008-2009гг.
Цель:
а) Обоснование эффективности применения способов и методов реализации проекта;
б) Реализация поставленных задач;
в) Диагностика детей по данному направлению;
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Срок: Май 2009 года.
Цель:
а) Созданные необходимые условия для проектной деятельности;
б) Разработан дидактический материал для осуществления познавательного интереса к миру природы;
в) Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей;
г) Планируется представить материал проекта для обсуждения на городском семинаре.
Проводится экологический праздник для детей и родителей.
Демонстрируются все выполненные в ходе проекта творческие работы, сделанные детьми и родителями, инсценируются фрагменты сказок, сообщается о совершенных практических делах.
Содержание проекта | Развивающая среда | Методическое обеспечение | Детская и семейная продуктивная деятельность |
1 | 2 | 3 | 4 |
СЕНТЯБРЬ 2008 года «Письмо от Зеленого друга» | |||
Операция «Сухая веточка» (обратить внимание детей на проблему: можно ли помочь дереву, если кто-то сломал у него веточку)? | Иллюстрации разных пород деревьев, дид. игра «Собери дерево» | Письмо от Зеленого друга; конспект экскурсии. | Аппликация «Осеннее дерево»; природоохранная акция «Помощь дереву». |
Организация в группе действующей модели «Мое любимое дерево» с подборкой необходимых деталей для работы детей (листья разного цвета, стволы, ветви, плоды от разных деревьев). | Модель в «Уголке природы». | Алгоритм использования дидактического комплекса для работы с моделью. | Рисование «Мой Зеленый друг». |
Трудовой десант | Работа на участке (детские метелки, игрушки-самосвалы для листвы). | Организации труда в природе (поручения) | Раскрашивание карандашами трафаретов листьев |
ОКТЯБРЬ 2008 года «Красота спасет мир» | |||
Дидактическая игра «Жизнь цветка» | Подборка картинок «Что необходимо для роста цветов» | Описание Хода игры | Ручной труд «Аленький цветочек» |
Операция «Добрые волшебники» (обратить внимание детей на проблему: что необходимо нашим растениям, цветам, деревьям, чтобы они росли, цвели и радовали нас?). | - - - | Письмо от Феи Красоты; конспект занятия «Спасаем планету». | Стенгазета «Детский сад будущего» |
Экологический праздник «Мы - друзья природы!» | Фото стенд | Сценарий | Изготовление афиши |
НОЯБРЬ 2008 года «Пернатые друзья» | |||
Операция «Покормите птиц» (обратить внимание детей на проблему: зимой птицам трудно найти корм, как мы можем им помочь?) | Рассматривание иллюстраций зимующих птиц, рассматривание и наблюдение за птицами на участке. | «Синичкино письмо» | Ручной труд «Кормушка» |
Семейный проект «Зимняя кормушка» | Иллюстрации различных кормушек | - - - | Изготовление кормушек |
ДЕКАБРЬ 2008 года «Елочка, елочка в гости к нам пришла» | |||
Операция «зимняя елочка, живая иголочка» (введение детей в проблемную ситуацию и решение проблемы: стоит ли из-за нескольких праздничных дней губить живое дерево?) | Действующая модель елочки в уголке природы | Письмо от лесной красавицы | Художественно-эстетический труд «Елочка» |
Семейный конкурс «Оригинальная замена живой красавицы» | Альбом с различными елочками и композициями | Вопросы и задания к конкурсу | - - - |
Украсим елочку льдинками | Пластиковые бутылки, краситель, гуашь. | Конспект занятия «Превращение воды» | - - - |
ЯНВАРЬ 2009 год «Наш уголок природы» | |||
Познавательное занятие «Как помочь комнатным растениям» | - - - | Конспект занятия | Изготовление игры «Собери комнатные растения» |
Витамины на окне: «Посадка лука, укропа» | Ящик для земли, семена укропа, луковицы, тетрадь для наблюдения; д. игра «Витаминные семейки» | Алгоритм последователь-ности труда; недельная методика (по С.Н. Николаевой); конспект занятия «Витаминный калейдоскоп». | Рукописный журнал «Витаминные загадки» |
ФЕВРАЛЬ 2009 года «Живой уголок» | |||
| - - - | Конспект занятия «Совместный труд с воспитателем» (замена воды в аквариуме) | Заучивание стихотворения «Маленькое море есть у нас с тобой» |
| - - - | Описание дидактического содержания | Рисунки детей для игры |
3. Познавательно-информационное занятие «Защитим планету». | Фотовыставка «Природа просит защитить» | Конспект | - - - |
МАРТ 2009 года «Весенние ручейки» | |||
Операция «Бегут ручьи» (обратить внимание детей на проблему: тает снег, очень сыро на участке, что можно сделать чтобы снег быстрее растаял?) | Фотовыставка | Письмо от Журчащего ручейка | Словотворчество детей и родителей «Весна идет- весне дорогу» |
Дидактическая игра «Плывет, плывет кораблик» | - - - | Описание дидактического комплекса | Ручной труд «Веселый кораблик» |
АПРЕЛЬ 2009 года «Встреча пернатых друзей» | |||
Операция «Прилетайте птицы!» (введение детей в проблемную ситуацию: весной прилетают птицы, как их встретить чтобы они остались у нас жить на участке?) | Иллюстрации, фотографии перелетных птиц. | Письмо от пернатых друзей | Заучивание стихов о птицах |
Семейный проект «Домик для птиц» | Фото стенд | - - - | Изготовление скворечников. |
День земли (трудовая акция: прибери участок – сделай земле подарок!) | - - - | Сценарий праздника | Ручной труд: изготовление медалей по номинациям |
Беседа | - - - | - - - | - - - |
МАЙ 2009 года «Разноцветная клумба» | |||
Операция «Цветочная клумба» (обратить внимание на проблему; что следует сделать на участке, чтобы стало красиво?) | Рассматривание фото стенда «Ландшафтный дизайн цветочных клумб» | Письмо от Королевы цветов | Создание альбома «Детский сад - цветущий сад» |
Семейный субботник, подготовка клумб к посадке цветочной рассады | - - - | Сценарий субботника | - - - |
Беседа «О чем рассказывали цветы» | Просмотр иллюстраций Игра «Цветочное лото» | Конспект беседы | Домашнее задание: альбом «Мой любимый цветок» |
На начало проекта. В конце проектной деятельности.
до: после:
5% - допустимый; 3 % - допустимый;
12 % - низкий; 5 % - низкий;
38 % - высокий; 45 % - высокий;
45 % - средний; 47 % - средний.
По результатам промежуточного тестирования могу сказать, что уровень экологического воспитания и познавательного интереса к миру природы у дошкольников – повысился.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми»
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.
- Глазунов М.М. Птицы в уголке живой природы.
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
- Жуковская Р.И. Родной край.
- Журкова Е.Н. Комнатные растения.
- Клыков А.А. Беседы о животных.
- Лучиг М.В. Детям о природе.
- Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой.
- Официальный сайт Регионального комплексного проекта модернизации «Центр экспертизы»: rkp@68edu.ru.
- Официальный сайт Тамбовского областного государственного учреждения «Центр экспертизы»: rcoi68@yandex.ru.
- Официальный сайт Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования: www.admin.tstu.ru.
- Официальный сайт управления образования и науки Тамбовской области: www.regam.tambov.ru/oiv/obraz.
Я, Филиппова Ирина Алексеевна, работаю воспитателем МДОУ «Ромашка» в г. Кирсанове. Педагогический стаж 21 год.
В настоящее время наиболее остро встал вопрос о том, в каких экологических условиях будут жить следующие поколения. Из средств массовой информации, мы постоянно слышим об ухудшении экологической обстановки на нашей планете.
Загрязняются моря и океаны, вырубаются леса, истощаются запасы полезных ископаемых. Может, поступит такое время, что можем остаться без питьевой воды.
Я думаю, что все взрослое население волнует этот вопрос, а ведь нашим детям будет еще хуже, поэтому в своей работе я уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей и стремлюсь сформировать у них познавательный интерес к миру природы.
Для этого в начале учебного года мы с детьми средней группы вступили в проектную деятельность.
В настоящее время реализация проекта еще не завершена и поэтому четких результатов я еще не достигла.
Ну а с тем, что получилось, я Вас познакомлю.
Моя тема: «Развитие познавательного интереса к миру природы», я считаю, что если вовремя сформировать познавательный интерес к природе, то будем надеяться, что не все еще потеряно.
Таким образом, моя задача дать детям знания о добром, бережном отношении любви к окружающему миру, научить их быть защитниками природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы «Развитие познавательного интереса у детей к природе родного края, по средствам ознакомления с растительным миром».
Создание условий для развития познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с растительным миром родного края....
"Развитие познавательных интересов к миру природы через экспериментальную деятельность"
Цель экспериментально- исследовательской деятельности в ДОУ - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ
Смирнова Татьяна Владимировна, ГБДОУ детский сад № 39Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга, воспитатель высшей квалификационной категории АКТУАЛЬНОСТЬ: Важность и своевременность вопроса развити...
"Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к миру природы посредством дидактических игр экологического содержания»
Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к процессам , происходящим в природе посредством дидактических игр экологического содержания....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы (животный и растительный мир) через дидактические игры.
quot;Путешествие с зайчиком на волшебном паровозе"...
Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.
Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель: создание условий для развития познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...