МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Принципы построения среды в детском саду"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию детей Пушкинского района Санкт-Петербурга
Статья по теме:
Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы»
в условиях реализации ФГОС ДОУ
младшая группа
Принципы построения среды
в детском саду
Статью подготовила
воспитатель ГБДОУ № 8
Гришанович Елена Николаевна
2015 год Санкт-Петербург
Принципы построения среды в детском саду
Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.
Таблица 1
(по В. А. Петровскому, С.Л. Новоселовой, 1993)
№ п/п | Принцип | Функция |
1 | Дистанции позиции при взаимодействии | Поддержание визуальной связи взрослый-ребенок создание условий для доверительного общения взрослый - ребенок, ребенок-ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений |
2 | Активности | Включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений |
3 | Стабильности и динамичности | Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства. |
4 | Комплексирования и гибкого зонирования | Использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности Использование оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или, наоборот, пepeсекания). |
5 | Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия | Предоставление «личного пространства». Предоставление возможности уединиться, заняться любым делом. Использование стимулов личностного развития факторов психического и физического оздоровления. Наличие игрушки-символа |
6 | Открытости-закрытости | Взаимодействие и связь с природой. Введение элементов культуры своей страны, края. Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды. Предоставление возможности ребенку выражать свое «Я». Исключение всего, что ведет к нарушению прав ребенка |
7 | Учета половых и возрастных различий | Трехуровневое моделирование. Ориентация на зону ближайшего развития. Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, туалетной. Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией |
Оборудование нашей группы позволяет реализовать организацию воспитания ребенка младшего возраста на научной основе по следующим принципам:
Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития
Оборудование группы мебелью и пособиями отвечает задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.
Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества
Интерьер группы рассчитан на одновременное присутствие 20 детей раннего возраста. При этом учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.
Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания
Оборудование группы способствует соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствует методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.
Принцип надежности и безопасности
Интерьер группы включает предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.
Принцип гигиенического соответствия
Предметы мебели и оборудование выполнены из экологически чистых материалов, имеют водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформируются.
Принцип эргонометрического соответствия
Предметы мебели и оборудование выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, соответствуют эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.
Принцип вариативности.
Предметы мебели и оборудование удобны для ребенка, создают ощущение комфорта. В их конструкции заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.
Принцип гарнитуры
Необходимое комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.
Принцип рациональности
Оборудование и мебель выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 20 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, рационально расположено для работающего взрослого.
Принцип складирования
Оборудование легко в использовании, с одной стороны - обладает устойчивостью, с другой – мобильностью.
Принцип возрастного и гендерного соответствия.
Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, - в ней не создана развивающая среда для малышей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Основные требования к организации среды"
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-618928-1428162326.jpg)
Статья по теме: Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДОУ
Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия и развития ребенка....