Долгосрочный исследовательский проект «Духовный остров семейных сокровищ» в старшей группе
проект (старшая группа) на тему

Бейдиева Хамида Нежвединовна

Тема проекта: «Духовный остров семейных сокровищ».

Типология проекта:  долгосрочный, групповой, исследовательский.

Категория участников: дети старшей группы, воспитатель, родители.

 

Актуальность

Ребёнок, прежде всего, принадлежит своим родителям,  семье. Первые знания о себе и окружающем мире, первый опыт отношений, первое представление о нормах и ценностях ребёнок приобретает в семье. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы взаимоотношений с миром. Недаром народная пословица гласит: «Ребёнок – что тесто, как замесил, так и выросло». Что же такое семья? Это небольшой коллектив, члены которого близки по духу и по крови. Но не всегда это бывает в жизни. По крови – да. А вот по духу? Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Чтение художественной литературы может прийти на помощь  детям и семьям, собирая их вместе, организуя досуг.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребёнку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение  к духовным истокам. Совместная деятельность ребёнка, его семьи, направляемая чтением, формирует у ребёнка целостный взгляд на окружающий мир, развивает его чувствования и духовный опыт, рождает уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ведь отчуждённость его ведёт к отчуждённости от своих истоков.

Основная цель проекта - повышение роли семьи в приобщении ребёнка к духовному интеллектуальному, творческому развитию через чтение книг, в частности,   писателя – натуралиста В. Бианки.

Задачи:

·         Объяснить детям значимость книги в их  жизни;

·         Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;

·         Воспитывать способность  наслаждаться художественным словом, учить чувствовать и понимать образный язык сказок и рассказов В.В.Бианки;

·         Создавать условия для поисково – исследовательской деятельности;

·         Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovnyy_ostrov.doc842 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9 «СОЛНЫШКО»

Проект

«Духовный остров

семейных сокровищ»

                                                                                                                   Разработала:

                                                                                              Бейдиева Хамида Нежвединовна                                                                                        

                                                                                                                 Воспитатель

II квалификационная  категория                                                    

                                                   

г.Лангепас 2012г.

Содержание

1.Проект

2.Приложения

   Приложение 1 Анкета для детей и родителей

   Приложение 2  Консультация «Роль книги в воспитании детей в семье».

   Приложение 3  Консультация «Положи твоё сердце у чтения»

   Приложение 4 Консультация «Почитай мне, мама!»

   Приложение 5 Консультация « Роль чтения в развитии ребёнка дошкольного    

   возраста»

   Приложение 6 Вопросы для блицтурнира

   Приложение 7 Литературный аукцион «Умники и умницы»

   Приложение 8 Виды деятельности

3.Список литературы

Тема проекта: «Духовный остров семейных сокровищ».

Типология проекта:  долгосрочный, групповой, исследовательский.

Категория участников: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность

Ребёнок, прежде всего, принадлежит своим родителям,  семье. Первые знания о себе и окружающем мире, первый опыт отношений, первое представление о нормах и ценностях ребёнок приобретает в семье. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы взаимоотношений с миром. Недаром народная пословица гласит: «Ребёнок – что тесто, как замесил, так и выросло». Что же такое семья? Это небольшой коллектив, члены которого близки по духу и по крови. Но не всегда это бывает в жизни. По крови – да. А вот по духу? Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Чтение художественной литературы может прийти на помощь  детям и семьям, собирая их вместе, организуя досуг.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребёнку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение  к духовным истокам. Совместная деятельность ребёнка, его семьи, направляемая чтением, формирует у ребёнка целостный взгляд на окружающий мир, развивает его чувствования и духовный опыт, рождает уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ведь отчуждённость его ведёт к отчуждённости от своих истоков.

Основная цель проекта - повышение роли семьи в приобщении ребёнка к духовному интеллектуальному, творческому развитию через чтение книг, в частности,   писателя – натуралиста В. Бианки.

Задачи:

  • Объяснить детям значимость книги в их  жизни;
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;
  • Воспитывать способность  наслаждаться художественным словом, учить чувствовать и понимать образный язык сказок и рассказов В.В.Бианки;
  • Создавать условия для поисково – исследовательской деятельности;
  • Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.

Этапы проведения проекта:

Содержание

                   Цели

Сроки проведения

Подготовительный этап

Анкетирование родителей (см. приложение 1)

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети

Январь

«Круглый стол» с участием родителей и детей (см. приложение 2)

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Январь

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям В. В. Бианки

Январь

Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения)

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса

Январь

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

Просвещать родителей

Январь

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц, насекомых

Создать условия для демонстрации произведений В. В. Бианки

Январь

II этап — основной

Интеграция образовательных областей

Интегративные качества

Виды деятельности

Цели

Сроки проведения

Познание

Социализация

Физически развитый, эмоционально отзывчивый, любознательный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Имеющий первичные представления о себе и природе, семье, обществе, государстве, мире.

Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить библиотеку группы книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы

Январь

Труд

Познание

Рассматривание книг, иллюстраций  по произведениям В. В. Бианки

Развивать у детей интерес к книгам о животном мире

Январь

Художественная литература

Познание

Социализация

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам

Февраль

Художественное творчество

Труд

Чтение произведений В. В. Бианки о птицах: «Чей нос лучше?»; «Птичьи разговоры»; «Чьи это ноги?»; «Лесные домишки». (см.приложение 3)

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности

Февраль

Художественная литература

Социализация

Коммуникация

Познание

Лепка «Птицы»

Учить детей передавать характерные особенности птиц в лепке

Февраль

Чтение произведений В. В. Бианки о животных: «Купание медвежат»; «Приключение муравьишки»; «Теремок»; «Хвосты»; «Лис и мышонок» (см. приложение 4)

Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности

Февраль

Вечер загадок «Угадай, кто это?»

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес

Февраль

Беседа «Птицы в нашем городе»

Выяснить из личного опыта детей, что они знают о птицах, какие подметили повадки, с чем связано то или другое поведение птиц

Февраль

Физическая культура

Здоровье

Безопасность

Занятие «О тех, кто летает»

Расширить представление о птицах через произведения В. В. Бианки. Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе

Март

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц», «Птичий рынок», «(алки и вороны»

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных птиц

Март

Труд

Безопасность

Социализация

Экскурсия в городскую библиотеку

Продолжить знакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Уточнить представления детей о библиотеке. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге

Март

Социализация

Познание

коммуникация

«Полечи книжку» — ручной труд

Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость

Март

Художественное творчество

Труд

Безопасность

Социализация

Игра-драматизация «Теремок»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

Март

Познание

Коммуникация

Социализация

Аппликация по произведению В. В. Бианки «Купание медвежат»

Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства

Март

Проведение цикла наблюдений за птицами

Развивать у детей исследовательские навыки

Апрель

Конкурс для родителей «Синичкин день» (изготовление кормушек)

Создать и организовать регулярную работу «птичьей столовой» на территории детского сада

Апрель

Художественное творчество

Труд

Безопасность

Социализация

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре

Апрель

Музыка

Познание

Социализация

Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки»

Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса

Апрель

Музыкальная деятельность (разучивание песен, прослушивание в аудиозаписи голосов птиц и леса)

Развивать умение узнавать и называть птиц по голосам

Апрель

Коммуникация

Социализация

Познание

Коррекционная работа. Этюды, психогимнастика, настрои

Поддерживать эмоционально-психологическое состояние детей

Апрель

Художественное творчество

Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов (см. приложение 5)

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

Май

Познание

Социализация

Коммуникация

Конкурс рисунков по произведениям В. В. Бианки

Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность

Май

Блиц-турнир на лучший вопрос по произведениям В.В. Бианки (см. приложение 6)

Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей

Май

Художественное творчество

Литературный аукцион «Умники и умницы»(см. приложение 7)

Выявить у детей знания произведений В. В. Бианки, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей

Май

Познание

Выставка детских поделок из природного материала совместно с родителями

Совместное творчество

Май

III этап — заключительный

Обработка и оформление материалов проекта

Презентация проекта  (см. приложение 8)

Май

Итоги реализации

Круглый стол «Духовный остров семейных сокровищ»

Май

Приложения

Приложение 1

Анкета для родителей в детском саду

Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.

  1. Ф. И. О. ребёнка_______________________________________________
  2. Сколько детей воспитывается в семье?____________________________
  3. Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?_______________________________________________
  4. Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?__________________________________________
  5. Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети._________________________________________________________
  6. Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня.__________________________________________________________
  7. Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. ________________________________________
  8. Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?_____________________________________________________
  9. Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?__________________
  10. Берете ли вы из библиотеки детские книги для вашего ребенка?______________________________________________________
  11. Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?_______________________________

Приложение 2

Роль книги в воспитании детей в семье.

            Жизнь семьи сложна и многогранна. Как в любом коллективе, в ней есть и трудности разного рода и общие интересы и успехи и неудачи. Но семья – это совершенно особый коллектив. Ни один коллектив не может похвастаться с таким разноликим составом. Рядом с седым старцем здесь начинает свою жизнь младенец, вместе с подростком садится за обеденный стол молодой инженер. Домашняя хозяйка беседует с ученым, школьник ведет за руку малыша в детский сад.

           Что же объединяет всех этих людей, таких неодинаковых по возрасту  и темпераменту, которые живут разной жизнью?

           Их объединяет великая сила – родственные чувства. Именно чувства, сердечная привязанность, чудо любви человека к человеку. Когда возникают такие духовные связи в каком – нибудь коллективе (в заводском цехе или на полевом стане) обычно говорят:

«Мы работаем и живем, как одна семья,- дружно! Или наоборот, если в семье неурядицы и раздоры, то она как коллектив перестает существовать вообще, а ее члены начинают жить отдельно друг от друга, «как чужие».

        Сложность и многогранность семейной жизни заключается в выработке единых моральных основ, в создании благородных традиций, в развитии высоких духовных побуждений т. е. речь идет о самом важном – о воспитании культуры чувства.

           В процессе воспитания человека, в развитии его духовного богатства большая роль принадлежит книге. Книга умеет объединять людей разного возраста, она заставляет задуматься, смеяться и плакать.

         Было время когда мы с гордостью называли себя самым читающим народом  в мире. Правда это было давно. Сегодня большая часть населения страны не читает книг, газет и журналов. Ну куда же подевался тот читающий народ? Не вымерли же они, все 50 – летние наши ровесники, которые раньше записывались «на очередь»,   чтобы взять Достоевского, Толстого или Хемингуэя.

         По статистике 1⁄3 россиян не имеют дома вообще книг. А еще у 3-ть дома нет и 100 книг. Самое страшное в данное время заключается в том, что век видео и компьютеров привел к тому, что молодое поколение предпочитает смотреть м⁄ф, боевики и ужастики по телевизору. Все говорят, что дети и подростки стали меньше читать. Говорят, что средства массовой культуры вытесняют книгу, когда еще недавно книга была единственным источником знаний для большинства детей.

         Что же происходит на самом деле? А ведь снижение интереса детей к чтению - одна из актуальнейших проблем современного образования.        

 Первым и основным руководителем детского чтения, является – СЕМЬЯ.  Именно мамы и папы читают своему малышу первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки. Читают по вечерам сказки. Но иногда бывает и такое ребенок лет 5-6 просит родителей почитать, бегает за ним с книжкой и в ответ слышит: «Подожди – некогда», «отстань» или еще что-то другое. А ведь это время, когда ребенок готовится идти в 1 –класс, это возраст открытий, желания познать, научиться. Не потерять бы этот возраст. Значит, когда ребенок просит, нельзя его отталкивать ни в коем случае.

         Первая детская книжка в руках мамы, папы, бабушки и дедушки. С этого начинается детское чтение, именно с этого начинается будущий читатель. Как правило, если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда.

        Существовала некогда на Руси прекрасная традиция семейного чтения, когда по вечерам вся семья собиралась вместе и кто – то один, обладавший большим даром чтеца читали светские рассказы, повести или даже отечественные романы. Как правило, это занятие вечернее, когда все дневные заботы окончены. Взрослые пришли с работы. Дети выучили уроки, до сна остается час с небольшим. Большую роль здесь играла прекрасная атмосфера коллективного семейного сопереживания, сочувствия с тем, что происходило в книге. Такую атмосферу можно создать и сейчас, это занятие никогда  не станет старомодным, несмотря на современные средства массовой информации – видео, телевидение и компьютер.

            Если вы очень хотите, чтобы ваш ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.  Кто читает за семейным столом, желательно, чтобы чтецы менялись: пусть читают то взрослые, то дети. Особенно это важно для школьников. Довольно часто учителя упрекают их в невыразительности чтения: «Читай с выражением», «Прочти выразительно». Но сухость интонации, равнодушие к звучащему тексту – скорее не вина, а беда ребенка, и помочь ему может опять таки семейное чтение.

           За все времена были люди читающие и не читающие. Сегодня в период бурного расцвета компьютерных игр,  действительно   дети стали меньше читать.

             В результате у ребят слабо развивается речь, падает грамотность. Привлечь детей к систематическому чтению можно только с помощью родителей.

               Именно мамы и папы читают своему малышу первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, читают по вечерам сказки.  В процессе рассматривания  и чтения книжек - картинок родители учат ребенка правильно держать и перелистывать книгу, не пачкать и не рвать ее, хранить в определенном месте, заучивать стихи и сказки. Эти первоначальные навыки воспитывают в семье – родители, в детском саду – воспитатели. Ну а   решающая роль в воспитании культуры чтения принадлежит уже в основном школе.  

          В наш век сумасшедший, когда техника пытается заменить все, когда сплошь и рядом нас окружают полезные и умные машины, делая жизнь более комфортной,  наш ученик больше требует к себе внимания, и хочется, чтобы любовь ребенка к книге не угасла, а продолжала жить.

 «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души» (Цицерона). Так вернем же уют домашнего чтения в наш скоростной 21 век.

       

Приложение 3

«Положи твоё сердце у чтения»

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»

Им, сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался: надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового: куда мчится – то: к полям, стружкам, пинкам!

Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.

Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.

Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».

У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.

Ещё в 1960 году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.

Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…».

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.
традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.

Приложение 4

        «Почитай мне, мама!»

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

           

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня -  в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

 

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

 

        

Приложение 5

«Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…

Т. Л. Щепкина-Куперник

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.
      Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

Художественная литература играет не мало важную роль в развитии социального опыта дошкольника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Приложение 6

Вопросы  блиц - турнира.

1.        У какой птицы самый длинный язык?

(У дятла)

2.        Кого называют листопадничками?

[Зайчат,  родившихся осенью)

3.        Кого называют настовичками?

(Зайчат, родившихся весной)

4.        Птица, истребляющая грызунов.

(Сова)

5.        У кого самый удивительный нос?

(У клеста — крестом)

6.        Назовите птицу-рыболова из произведения «Чей нос лучше».

(Пеликан)

7.        Какая птица не высиживает яиц?

(Кукушка)

8.        Птица с абсолютно черным оперением.

(Ворон)

9.        Какая птица поет хвостом?

(Бекас)

10.        Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево?

(Стриж)

Реклама птиц

«Птичий хоровод»

Дятел

Какой я нарядный! Головка и спинка черные, на затылке — ярко-красное пятно, а на черных крыльях — белые пятнышки и полоски. Весь я пестрый.

Вся моя жизнь связана с лесом. Не будь меня, ваши леса выглядели бы иначе. Все дятлы — настоящие плотники. Мы извлекаем и уничтожаем очень опасных для леса насекомых (короедов, усачей). Долбим лишь зараженные вредителями деревья.

Воробей

Верх моей головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые. А спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху, на крыльях — белая полоска. Под шейкой большое черное пятно. Совсем как бант или широкий галстук.
Ишь я какой франт!

Синица

Головка у меня в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстучек, спинка, крылья и хвост — темные, а грудка ярко-желтая, будто я в желтый жилетик нарядилась.

Кукушка

Я похожа на небольшого ястреба, но чуть поменьше галки и с длинным хвостом. Окраска моя серая, снизу светлей, и вся в темных пестринках. Гнезда я не вью. Яйцо мое похоже на яйца многих птиц. Я поедаю много вредителей леса и сада, которых не трогают другие птицы. Чем больше в лесу кукушек, тем меньше гусениц. А кто из вас не слышал моего звонкого кукования? В конце апреля среди лесных полян раздается громкое «ку-ку», «ку-ку» — это кукую я! Я перелетная птица. Осенью улетаю в южные края.

Приложение 7

Литературный турнир «Умники и умницы»

Конкурс «Кто больше?»

 - Детям предлагается назвать как можно больше произведений В. В. Бианки. Подсказкой может служить книжная выставка, представленная в группе.

 - Объявляется пословично-поговорочный конкурс о птицах. Нужно вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминались бы птицы.

Пословицы и поговорки

Был коршун, да выпорхнул.

Ворон ворону глаз не выклюет.

Всяк кулик в своем болоте велик.

Всякая птичка свои песенки поет.

Жаворонок — к теплу, а зяблица — к стуже.

Видно сошла по полету. И журавль тепла ищет.

Из пушки по воробьям не стреляют.

Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

Молодость — пташкой, а старость — черепашкой.

Наряд соколий, а походка воронья.

Невелика птичка, да коготок остер.

Одна ласточка весны не делает.

Птице — крылья, человеку — разум.

Пуганая ворона и куста боится.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Сорока стрекочет — гостей пророчит.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того — на зеленой ветке.

Яйца курицу не учат.

Конкурс «Угадай произведение»

• По отрывкам из произведений В. В. Бианки детям предлагается угадать, как
называется рассказ или сказка.

«Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли —
один воздух вышел из них. Никакого  пения».

«Кто чем поет?»

«Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земле и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком — сзади у него цепкие зверинные лапки и хвост, а между хвостом лапками кожа натянута».

«Чьи это ноги?»

«Только успел муравьишка вскарабкаться жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные. Как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясет, будто по воздуху летит».

«Приключения муравьишки»

«Стоял в поле дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый.

Прилетел дятел пестрый, шапка красная, нос вострый.

По стволу скок-поскок, носом стук- постук — выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил — долбил, долбил — долбил — выдолбил глубокое дупло. Лето в нем пожил, детей вывел и улетел».

(«Теремок»)

Приложение 8

Список литературы

     1. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.

2. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…». – М.: «Просвещение», 1999.

3. Рудик О.С.  Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. – М, 2009.

4.  Соболева А.Е., Краснова С.В. Чтение с увлечением. – М, 2009.

5. Стародубова Н.А. Развитие речи ребенка. – М, 2003.

6. Тихомирова И.И.,  Психология детского чтения от А до Я., Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект по пожарной безопасности для детей старшей группы «Пожару – НЕТ!»

Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание пос...

Долгосрочный творческий проект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Музыка в сказке"

Долгосрочный творческий проект  по художественно-эстетическому развитию...

проект "Духовный остров семейных сокровищ"

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интер...

Исследовательский проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА

Исследовательский  проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА Основной этап проекта 1 неделяСовместная деятельность педагогов с детьм...

Информационно- исследовательский проект по пожарной безопасности для детей старшей группы. «Огонь-зря не тронь»

Проект познакомит детей с правилами пожарной безопасности на рпироде и дома. Расширит знания оправилах поведения во время пожара, а так-же позволит воспитать у дошкольников бережноеотношение к миру и ...

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне» старшая группа

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне» старшая группа Воспитатели: Волобуева М.В.Поддубная Ю.В. Цель – расширить представле...

Проект «Семья и семейные традиции» в старшей группе комбинированной направленности

В последнее время современные родители все больше заняты проблемами образования. Они заботятся о том, чтобы дети много знали, имели преимущество перед сверстниками, основной упор направлен  на по...