Блочно-тематическое планирование "Экологическое воспитание" (подготовительная группа)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Задачи:
- Расширить и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.
- Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание в подготовительной группе | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Блочно-тематическое планирование
«Экологическое воспитание»
(подготовительная группа)
Задачи:
- Расширить и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.
- Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.
Тема № 1
«Неживая природа осенью»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Я и природа» | Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений; показать красоту и уникальность | Д/и «Природа – не природа», «Угадай, что в мешочке». Д/и на классификацию «Растения, животные…» | Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа». | Сбор мусора на экологической тропе. Рисование «Наш цветник» |
«Наш дом – природа» | Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; продемонстрировать радость общения с природой своей местности. | Чтение художественной литературы: Э. Могилевская «Жил на свете человек», В. Орлов «Дом под крышей голубой» | Сравнение «Дом-Жилище человека» и «Дом – природа». Экскурсия в сквер, «Как люди заботятся о растениях в сквере». | Аппликация «Я и природа» |
Поход в лес в период золотой осени | Учит детей выделять природные изменения в лесу, красоту окружающей природы; обобщать знания правил поведения в лесу. Дать представление о том, что лес – это сообщество растений и животных. | Поход с родителями в лес. Изготовление модели «Лес» (сезонные изменения). | Рассматривание «Лесные находки». Наблюдение за сезонными изменениями в лесу. | Рисование «Мы в осеннем лесу»: сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра». Изготовление поделок из природного материала. |
Осенние явления в неживой природе | Развивать умение выделять сезонные изменения в неживой природе; устанавливать зависимость изменений живой природе | Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Д/и «Когда это бывает», С какого дерева листок?» Разгадывание загадок о погодных явлениях. | Наблюдение за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных «Следы осени» (календарь наблюдений» | Конкурс чтецов «Поэтические странички», «Осень». Рисование «Краски осени». |
«Солнце – большая звезда» | Дать представление о солнце как о звезде. Уточнить знания о строении солнечной системы. | Составление макета «Солнечная система». Рассматривание иллюстраций о космосе. | Наблюдение за движением солнца в течение дня. | Рисование «Солнечный денёк». |
«Почему бывают разные времена года» | Уточнить представление детей о солнце – как источнике света и тепла. Развивать знания детей о сезонных изменениях природы. Систематизировать представление о роли солнца в жизни человека. | Игра «День и ночь». Д/и «Времена года». | Моделирование «Смена времени года». Работа с календарем природы. | Составление гербария. |
Тема № 2
«Растительный мир осенью»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Как растения готовятся к зиме» | Учить детей воспринимать растения как живые существа: Уточнять знания о назначении всех органов растений, влияние света, воды, тепла на жизнь растений. Систематизировать знания о деревьях, кустах, травах, их характерных признаках. Воспитывать бережное отношение к природе. | Д/и «Вырасти дерево», «Вырасти цветок», «Времена года» | Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений. Ведение календаря природы. Наблюдение за цветущими растениями в группе. | Аппликация «Осенний пейзаж» (из засушенных листьев). Рисование оттиском и использованием листьев. |
Тема № 3
«Животный мир осенью»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Дикие и домашние животные» | Расширить и углубить представления детей о диких животных; их среди обитания. Воспитывать у детей стремление заботиться о животных. Систематизировать знания о том, как животные готовятся к зиме. | Чтение рассказов из книги В. Золотова «Лесная мозаика». Д/и «Кто где живет?» Д/и «Зоологическое лото». Разгадывание загадок о животных. | Наблюдение за хомячками, их поведением, повадками. | Анкета для родителей «Ваше отношение к животным». Составление рассказов с рисунками для книжки – самоделки «Мой домашний питомец». Лепка «Зоопарк» |
Воды, на воде и в воде» | Углублять знания детей о водоеме как среде обитания животных и растений. Формирование знаний о сезонных изменениях на водоеме. Воспитывать бережное отношение к природе | Рассматривание энциклопедии «Подводный мир и его обитатели». Чтение книг об обитателях водоемов. | Наблюдение за сезонными изменениями на водоеме. Экскурсия к Каме, к пруду. Экспериментирование с водой (свойства воды). | П/и «Море волнуется», «Невод». Рисование «Озеро и его обитатели». |
Беседа «Перелетные птицы» | Уточнять и расширять знания детей о перелетных птицах. Развивать представление о связи птиц со средой обитания. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | Изготовление кормушек с родителями, заготовка кормов. Д/и «Птицы», Разучивание загадок про птиц. Рассматривание дидактического альбома «Птицы» | Наблюдение за поведением птиц. Наблюдение за утками на пруду. | П/и «Коршун и наседка», «Воробьи и автомобиль». Раскрашивание раскраски «Птицы». Лепка «Утка с утятами». |
Тема № 4
«Человек и природа»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Овощи и фрукты на нашем столе» | Обогащать знания детей об овощах и фруктах их полезности; знакомить с трудом людей по сбору овощей и фруктов в садах и огородах; воспитывать трудолюбие, стремление оказывать посильную помощь взрослым. | Приготовление салата из овощей. Рассматривание Д/альбома «Овощи», «Фрукты». Д/и «Где живет витаминчик», «Полезное и вредное». | Наблюдение за ростом и развитием овощных культур в огороде Д/сада | Рисование натюрморт. Аппликация «Блюдо с овощами». Лепка «Урожай у нас хорош». Вечер с родителями «Дары осени на нашем столе». |
«Хлеб всему голова» | Расширять представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, хлебу. | Рассматривание и сравнение разных колосьев, беседа «Как хлеб на стол пришёл». Рассматривание ленты развития. | Экскурсия на кухню, наблюдение за процессом замешивания теста для пирожков. | Театрализация по сказке «Колосок». Лепка из соленого теста «Угощение для кукол». |
«Через добрые дела можно стать юным экологом» | Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе; формировать понятие «юный эколог» - это ребёнок, который любит природу, заботится о ней; развивать представление о влиянии человека на жизнь природы. | Беседа «Хорошие и плохие поступки». Д/и «Правила поведения в природе». Словесная игра «Живое - не живое». | Наблюдение за состоянием деревьев, кустов участка. Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустов». | Стенд «Панорама добрых дел», изготовление плакатов на тему «Сохраним ёлку – красавицу Уральского леса». |
«Беседа об осени» | Обобщать и систематизировать знания детей об осени, сезонных изменениях в природе; установить связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений и животных к приходу зимы. | Чтение художественной литературы об осени. Д/и «Времена года», Словесная игра «Когда это бывает?» Разучивание стихотворений про осень. | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Работа с календарем наблюдений. | Осенний праздник. Рассматривание репродукций на тему осени. |
Тема № 5
«Экосистема – лес»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Лес – это многоэтажный дом» | Формировать представление о лесе как природе сообщества. Развивать знания о взаимосвязи живых организмов друг с другом. Воспитывать бережное отношение к природе. | Д/и «У каждого свой дом». Беседа «Лесные жители». Обыгрывание макета «Смешанный лес». | Экскурсия в лес. | Лепка «Обитатели леса», раскрашивание картинок «Дикие животные», «Птицы». |
«Цепочки в лесу» | Формировать представление о взаимодействии обитателей леса их пищевой зависимости друг от друга. Развивать знания о взаимодействии живых организмов друг с другом. Воспитывать бережное отношение к лесу. | Игра «Что в лесу растет?» «Кто в лесу живёт?» Д/и «ассоциация» (белка – дерево, медведь – берлога)… | Наблюдение за деревьями на участке. Уточнять знание названий деревьев (5-6), их характерных особенностях. | Составление схем «Цепочки питания». Аппликация «Угощения для белки». |
Тема № 6
«Неживая природа зимой»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Воздух – невидимка» | Систематизировать знания о воздухе и его свойствах; дать представление о движении воздуха (ветре); обобщать знания о значении воздуха в жизни живых организмов. | Наблюдение с помощью вертушек и флажков, определение силы и направления ветра. Опыт со свечами «Как рождается ветер». | ||
«Знакомство с термометром» | Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Установить связь между похолоданием воздуха и изменениями в жизни растений и животного мира. Развивать познавательный интерес. | Наблюдение за температурой воздуха в группе и на улице. | ||
Беседа о зимних явлениях в неживой природе | Обобщать знания о зимних явлениях в неживой природе; развивать познавательный интерес. Систематизировать знания о зависимости изменений в живой природе. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | Д/и «Чей след?» | Наблюдения за сезонными явлениями зимой. Наблюдение за изменением положения солнца. | Рисование «Зимнее царство». |
Тема № 7
«Растения зимой»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Комнатное растение – живой организм» | Обобщать представление о растении как живом организме. Развивать понимание роли растений в жизни человека. Развивать навыки ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к живой природе. | Уход за комнатными растениями. | Наблюдение и уход за комнатными растениями. | Рисование «Моё любимое комнатное растение». |
«Как звери проводят зиму в лесу?» | Систематизировать знания о сезонных изменениях в жизни животных. Обогащать представления о питании животных зимой. Воспитывать сочувствие к животным. | Чтение художественной литературы о жизни животных в лесу зимой, рассматривание иллюстраций. Д/и «Зоологическое лото» | ||
«Зимующие птицы» | Систематизировать знания детей о жизни птиц, зимующих на Урале. Развивать знания о сезонных изменениях в жизни птиц. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызывать желание заботиться о них. | Д/и «Перелетные и зимующие птицы». Рассматривание д/альбома «Птицы» | Цикл наблюдений за зимующими птицами, «Какие птицы прилетают на кормушку?» | Аппликация «Птицы на кормушке». Рисование «снегирь». |
Тема № 8
«Природа и человек»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Зимовка диких и домашних животных» | Уточнять признаки домашних и диких животных. Систематизировать знания о роли человека в жизни животных. | Чтение сказки «Зимовье» | ||
Занятие «Красная книга» | Воспитывать бережное отношение к растениям и животных. Знакомить детей с назначением Красной книги. Развивать представление о влиянии человека на природу. | Экскурсия в Краеведческий музей. |
Тема № 9
«Неживая природа весной»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Как солнце жизнь дает земле» | Уточнить представление о роли солнца как источнике света и тепла. | Цикл наблюдений за солнцем. | Праздник «Масленица» | |
«Весенние явления в неживой природе» | Систематизировать знания об сезонных изменениях в природе. Развивать представление о взаимосвязи с живой природой. | Сравнивание признаков зимы и весны (в модели). Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схема. Д/и «Времена года» | Цикл наблюдений «пробуждение природы». |
Тема № 10
«Растения весной»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Растения весной» | Систематизировать знания о приспособлении растений к сезонным изменениям в природе. Развивать знания о разнообразии видов растений в природе. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | Сравнение: дерево – куст, куст – трава | Наблюдение за состоянием растений в разное время года. Наблюдение за веточкой тополя в группе. | |
«Первоцветы» | Учить детей распознавать и называть первые весенние цветы. Уточнять роль растений в жизни человека и природной среды в целом, исчезающими видами растений. | Рассматривание д/альбома «Цветы», д/и «Вырасти цветок» | Наблюдение за первоцветами. | Аппликация «Подснежники». |
«Земная служба Айболита: весенний уход за комнатными растениями» | Знакомить детей с зависимостью роста растений от условий окружающей среды. Учить пересаживать растениями. Познакомить со способами размножения растений. Развивать навыки ухода за комнатными растениями. | Уход за растениями в уголке природы. | Наблюдение за развитием отростков, появлением корешков. | Рисование «Наши растения». Составление рассказов «Мой любимый цветок». |
Тема № 11
«Животный мир весной»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Особенности жизни зверей весной» | Развивать знания об особенностях жизни зверей весной, изменениях в жизни живой природы. Развивать интерес к живой природе. | Рассматривание энциклопедии «Животный мир», «Растения». Д/и «Дикие и домашние животные». Словесная игра «Животные и их детеныши». | ||
«Встреча птиц» | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Формировать обобщенное представление о птицах, их роли в природе. Воспитывать стремление заботиться о птицах, защищать их. | Рассматривание Д/альбома «Птицы». | Наблюдение за птицами на участке, их поведением. | |
«Этот удивительный мир насекомых» | Совершенствовать знания детей о сезонных изменениях в жизни насекомых. Развивать о многообразии насекомых. | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе». | Цикл наблюдений за развитием насекомых. |
Тема № 12
«Природа и человек»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Земля – живая планета» | Обобщать знания детей о том, какие условия нужны для жизни человека, животных и растений на Земле. Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая планета». | Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах. Д/и «Где, чей дом?» | Рисование «Разноцветная планета». | |
«Мы в ответе за тех, кого приучили» | Обобщать представление о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни. Развивать у детей стремление заботиться о животных и растениях. | Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях (беседа). Беседа «Правила общения с животными». | Цикл наблюдений за животными. | Составление рассказа с иллюстрацией «Мой домашний любимец». |
«Беседа о весне» | Систематизировать знание о сезонных изменениях в природе. Развивать представление о взаимосвязи живой и неживой природы. Обобщать знания о весенних работах на огороде, в саду, в поле. | Чтение художественной литературы о весне. Уход и наблюдение за рассадой цветов. | Ведение календаря природы. Наблюдение за ростом рассады. | Составление рассказа «Как мы с родителями трудимся на огороде». |
Тема № 13
«Лето»
Тема | Задачи | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Связь с другими видами деятельности |
«Знакомство детей с почвой» | Дать представление о почве как верхнем слое земли. («Живая земля») Развивать знание о различных загрязнениях почвы и возможных последствиях. Воспитывать у детей стремление охранять почву. | Беседа «Что живет на почве, кто живет в почве». | Опыты: свойства почвы, сезонные наблюдения за состоянием почвы; рассматривание верхнего слоя почвы через лупу. Наблюдение за дождевыми червями, их роль в формирование почвы. | Акция «Поможем земле приготовиться к наступлению осени и зимы». Рассматривание иллюстраций к саказке «Дюймовочка» (жилище крота). |
Экскурсия на луг «Луг – экосистема» | Дать детям представление о том, что луг – это экосистема. Обратить внимание на связь растений и насекомых. Уточнить роль света, тепла, воды в жизни растений. Систематизировать знание правил поведения в природе. | Чтение «Приключение кузнечика Кузи». Д/и «Угадай растения». Изготовление модели «Цветок». | Наблюдение «Живые барометры» (предсказание погоды). | Рисование «Луг», «На лугу». Изготовление макета «Луг», рисование «Бабочки» (методом складывания). |
«Цветущие растения» | Обогащать знания детей о разнообразии видов растений в природе. Уточнить представление о частях растений и их функциях. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | Высадка рассады и уход за растениями. | Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений. | |
«Рыбы и лягушки» | Формировать представление детей о рыбах – водных обитателях и лягушках – обитателях воды и суши; развивать представление о приспособлении животных к жизни в природных условиях (маскировка лягушек). | Игра – соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга». Д/и «Разложи по порядку». Рассматривание энциклопедии «Подводный мир». | Наблюдение за аквариумными рыбками. | П/и «Лягушки на болоте». Изготовление макета «Наш аквариум». Физ. минутка «рыбки весело плескались…» Изо «Обитатели аквариума». |
«Волшебница вода» | Уточнить знания о значении воды в жизни человека, растений и животных. Воспитывать бережное отношение к воде. | Беседа «Загрязнение водоёмов и влияние этого фактора на жизнь всего живого. Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели». | Изготовление газеты «Грязная вода – для всех беда». | |
«Круговорот воды в природе» | Обобщать знания детей о круговороте воды в природе, развивать знания о воде, её различных состояниях (пар, вода, снег, лед). Воспитывать бережное отношение к воде как к природным ресурсам. | Экспериментирование с водой (парообразование). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочно-тематическое планирование старшая группа.
Блочно-тематическое планирование представлено занятиями по ознакомлению с окружающим, ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, экологией, аппликацией, конструированию и ручному труду ...
Блочно-тематическое планирование во второй младшей группе на учебный год 2020-2021
Блочно-тематическое планирование во второй младшей группе на учебный год 2020-2021...
Блочно-тематическое планирование во второй младшей группе на учебный год 2020-2021
Блочно-тематическое планирование во второй младшей группе на учебный год 2020-2021...
Блочно-тематическое перспективное планирование в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Перспективное планирование в средней группе для детей с ОНР ( Нищева Н.В)...
Блочно-тематическое перспективное планирование в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР ( Нищева Н.В)...
Блочно-тематическое перспективное планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Перспективное планирование в подготовительной группе для детей с ОНР ( Нищева Н.В)...
Примерное календарное планирование по экологическому воспитанию подготовительной школе группы (2023-2024)
Актуальность:Сегодня как никогда необходимо совершенствовать способы и методы обогащения экологического опыта ребенка в процессе вхождения его в окружающий мир. Цель: создание условий для становл...