Блочно-тематическое планирование старшая группа.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Романова Татьяна Александровна

Блочно-тематическое планирование представлено занятиями по ознакомлению с окружающим, ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, экологией, аппликацией, конструированию и ручному труду на сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Занятия одной недели объединены общей темой, каждая неделя имеет свою тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blochno.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Блочно-тематическое планирование

старшая группа.

 

   .

 

СЕНТЯБРЬ

1

2

3

4

Ознакомление с окружающим

«Откуда в магазине овощи и фрукты».

Цель. Расширять представления детей об овощах и фруктах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи на примера образования плода.

«Улица полна неожиданностей».

Цель. Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. Учить видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

«Посуда. Столовый этикет».

Цель. Познакомить с разнообразием посуды, с её названием; учить различать и называть части предметов посуды, а так же предметы сходные по назначению; развивать зрительное внимание; учить сравнивать; активизировать словарь.

«Откуда пришел хлеб».

Цель. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до сознания детей, что хлеб- это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношении к хлебу

Ознакомление с художественной  литературой.

Чтение стихотворения Исаковского «Вишня».

Цель. Учить, внимательно  слушать произведение. Помочь понять содержание стихотворения.

Заучивание наизусть голландской народной песенки «Счастливого пути».

Цель. Помочь понять и запомнить отдельные стихотворные фразы и всю песенку целиком; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Чтение сказки Чуковского «Федорино горе».

Цель. Помочь детям понять юмор произведения, определить самые смешные эпизоды, выбрать отрывок, который понравился больше других, оценить поступки Федоры.

Пересказ рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб».

Цель. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Развитие речи

«Овощи и фрукты».

Цель. Развивать представление о многообразии слов. Познакомить с термином слово.

Беседа «Улицы города».

Цель. Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения.

З.К.Р.

Цель. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков с-з и их дифференциации, познакомить со скороговоркой.

Рассматривание картины «Комбайнер».

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить, самостоятельно придумывать рассказ по картине, придерживаясь плана

Экология

«Как всё живое растет?».

Цель. Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы -люди- являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же условие: вода, свет, воздух, питание.

«Учитесь жалеть и беречь».

Цель. Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность, логическое мышление.

«Что такое заповедник».

Цель. Познакомить с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки земли

«Как растут растения».

Цель. Обобщить представления о росте и развитии растений; устанавливать связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательными и заботливыми к растениям.

Конструирование и руч. труд

«Корзинка».

Цель. Учить складывать квадратный лист на 9 маленьких квадратиков, делать надрезы по 4 линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку

«Машины на нашей улице».

Цель. Учить конструировать машины разного размера  из кубиков. Учить дополнять базовую модель необходимыми деталями.

«Папье-меше .Тарелка».

Цель. Учить обклеивать готовые объёмные формы способом папье-меше.

«Букет из засушенных листьев, цветов и колосьев»

Цель. Учить создавать композицию из растительных форм. Воспитывать эстетическое восприятие действительности.

Аппликация

«Урожай в корзинке».

Цель. Продолжать учить пользоваться ножницами; учить закруглять углы, аккуратно работать, располагать композицию в центре листа.

«Движение на перекрестке. Грузовик».

Цель. Учить передавать форму расположения основных частей, аккуратно наклеивать. Предоставлять возможность выбрать цвет бумаги.

«Украшение чашки с блюдцем».

Цель. Учить вырезать элементы растительного узора и украшать ими силуэты чашки и блюдца, гармонично подбирая формы и цвета.

«Колосок».

Цель. Учить более точно передавать особенности натуры, используя приемы аппликации для создания выразительного образа колоска.

ОКТябрь

1

2

3

4

Ознакомление с окружающим

«Осень золото роняет».

Цель. Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления об изменениях происходящих осенью в жизни растений; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе.

«Мы живем в городе».

Цель. Закрепить и расширить знания детей о городе; учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность, речь; воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу.

«Красота ненаглядная» (русские народные промыслы).

Цель. Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.

«Все работы хороши…»

Цель. Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей; воспитывать уважение к людям любых профессий.

Ознакомление с худ.  литературой.

Заучивание наизусть стихотворения И. Токмаковой «Дуб».

Цель. Помочь понять и запомнить стихотворение; совершенствовать интонационную выразительность речи

Чтение стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом».

Цель. Приобщать детей к поэзии; развивать поэтический слух.

Викторина «Кто больше знает сказок?».

Цель.  Вспомнить вместе с детьми как можно больше сказок придуманных русским народом. Познакомить с новым произведением: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке  О. Копицы)

Пересказ рассказа «Едет, спешит мальчик» М. Коршунова».

Цель. Помочь детям составить план пересказа  рассказа; учить пересказывать, придерживаясь плана. Познакомить с профессией милиционера-регулировщика.

Развитие речи

«Деревья».

Цель. Продолжить учить различным способам построения связанного текста; развивать навыки творческого рассказывания, придумывания сказок; учить образовывать однокоренные слова.

ЗКР.

Цель. Закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить дифференцировать звуки; различать в словах; выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуком с-ц, развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесение слов с различной громкостью и в разном темпе.

«Составление описательного рассказа о матрешке».

Цель. Учить детей составлять описательный рассказ о матрешке, придерживаясь плана.

Рассматривание сюжетной  картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.

Цель. Совершенствовать умение детей  составлять повествовательные рассказы по картине придерживаясь плана. Познакомить с профессией художника.

Экология

«Какие бывают леса».

Цель. Уточнить и расширить представления детей о лесе, рассказать, что леса бывают разные: лиственные, хвойные, смешанные; формировать понятие о лесе как о экосистеме; дать представление о взаимосвязях обитателей леса, которые не  могут жить друг без друга; воспитывать интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

«Для чего нужна красная книга».

Цель. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять

«Осенние хлопоты человека»

Цель.  Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

Викторина «Осень»

Цель. Закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях  в природе; воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познавать её тайны.

Конструирование и ручной труд

Ручной труд «Старичок – лесовичок».

Цель. Учить мастерить забавные поделки, используя шишки, плоды и семена различных растений, пластилин; развивать творческую фантазию; умение видеть в природном материале различные фигурки и формы; развивать навыки работы с красками, ножницами, пластилином.

Конструирование.

Совместная постройка детей  «Городок для любимых игрушек».

Цель. Учить распределять работу, планировать совместную постройку; показать возможность объединения всех построек  одним сюжетом; развивать творческие способности.

Конструирование.

«Постройка по замыслу».

Цель. Закрепить и совершенствовать приобретенные ранее умения детей создавать условия для проявления творческих способностей.

Ручной труд.

Изготовление формуляров для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Цель. Закрепить умение самостоятельно изготовлять выкройку, срезать ненужные части, делать надрез, склеивать, оформлять поделку. Познакомить с профессией библиотекаря.

Аппликация

«Декоративное панно из осенних листьев».

Цель. Учить детей продумывать сюжет своей работы, а затем воплощать придуманное путем подбора нужного материала; развивать навыки работы с клеем и кистью, учитывая новый для детей материал - засушенные листья; развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

«Многоэтажный дом».

Цель. Учить передавать строения и части дома современной архитектуры путем сочетания прямоугольников различной величины и цвета

«Украсим фартук узором»

Цель. Формировать умение украшать силуэты фартуков элементами геометрического узора с использованием  мотивов похлово-майдановской росписи; красиво сочетать цвета, использовать разное расположение узора.

«Я-мультипликатор».

Цель. Учить вырезать и составлять композиции   по содержанию знакомых мультфильмов. Развивать творческое отношение к работе, её содержанию. Познакомить с профессией мультипликатор.

НОЯБРЬ

1

2

3

4

Ознакомление с окружающим

«Лесные обитатели».

Цель. Закреплять и пополнять знания детей о диких животных; дать детям представление о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме; учить анализировать, делать выводы; развивать речь.

«Кто мы? Какие мы?».

Цель. Учить детей видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать внимательное доброжелательное отношение друг к другу.

История русского костюма.

Цель. Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Цель. Объяснить, что в наши дни мамы не только воспитывают детей и занимаются домашними делами, но и многими другими полезными делами; воспитывать уважение к труду мам; активизировать и обогащать словарь по теме занятия.

Ознакомление с худ.  литературой.

Сказка Р.Киплинга «Слоненок». (драматизация)

Цель. Учить осмысливать содержание сказки; оценивать поступки литературных героев; развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы.

Чтение Б. Житков «Как я ловил человечков».

Цель. Помочь понять скрытые мотивы поведения героев; побуждать рассказывать о своем отношении к героям; закрепить представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения.

Устное народное творчество.

Цель. Обобщить представление о жанрах устного народного творчества; вспомнить знакомые сказки, загадки, песенки, пословицы, потешки; учить понимать переносное значение фразеологических оборотов.

Заучивание наизусть. Е. Благинина «Посидим в тишине»

Цель. Помочь запомнить стихотворение; Читать его выразительно, делая правильные логические ударения

Развитие речи

«Звери в лесу».

Цель. Активизировать в речи детей глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства; развивать у детей выразительность речи, развивать фонематический слух, развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, развивать навыки творческого рассказывания, развивать способность к коллективному творчеству

Обучение рассказыванию «Наше тело».

Цель. Закрепить знание названий частей тела человека; учить подбирать синонимы; учить составлять предложение на наглядном материале и объединять их в небольшой рассказ; развивать внимание и память.

Формирование грамматического строя речи «Одежда».

Цель. Закрепить знание названий предметов одежды, головных уборов, обобщающее слово «одежда»; учить детей навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений; учить детей образовывать множественное число существительных и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать синонимы; развивать слуховое внимание.

ЗКР. Работа со звуками Ж-Ш

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками Ж-Ш; развивать фонематический слух; упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж-Ш в словах; отрабатывать речевое дыхание.

Экология

«Дикие животные нашего края».

Цель. Закрепить знания детей о животных родного края; пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных; воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание её охранять и оказывать ей посильную помощь.

«Человек охраняет природу».

Цель. Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.

«Тайны птичьего мира»

Цель.  Развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.

«Птицы разных стран».

Цель. Развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.

Конструирование и ручной труд

Конструирование из природного материала «Грибной ёжик».

Цель. Учить детей видеть в сосновой или еловой шишке фигурки различных животных, дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образа; развивать мелкую моторику руки; воспитывать художественный вкус, формировать культуру труда.

Конструирование.

 «Роботы».

Цель. Упражнять в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать воображение, внимание, стремление к экспериментированию; умение строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла

Ручной труд. Мастерим из конусов

«Русские барышни».

Цель. Формировать интерес к игрушкам народного промысла; пополнять знания о закономерностях создания узоров из разнообразных элементов цветной гаммы; развивать умственные способности, мелкую моторику, глазомер

Ручной труд. Тестопластика.

 «Кулон для мамы».

Цель. Развивать у детей навыки лепки из соленого теста, приемы работы с ним; развивать навыки раскрашивания высохших фигурок, умение украшать свое изделие бусинами, бисером и другими декоративными деталями.

Аппликация

«Зайчонок».

Цель. Учить детей выполнять аппликацию в нетрадиционной технике-создавать композицию из ваты; учить создавать выразительный образ, дополняя изображение деталями; развивать навыки создания несложной композиции.

«Большой хоровод».

Цель. Закреплять умение детей вырезать предметы симметричной формы приемом складывания пополам по типу гармошки; формировать творческие способности дошкольников в процессе декоративного украшения образцов.

«Русский народный сарафан»

Цель. Учить создавать выразительный образ узора- орнамента на формате-силуэте «сарафан»; формировать представление ребенка о народной культуре и причастности ребенка к созданию красоты и уюта в быту; расширять и углублять знания о закономерностях построения и выполнения узора растительного и геометрического.

«Открытка для мамы».

Цель. Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кистью; побуждать создавать красивое изображение; упражнять в подборе цветосочетаний.

ДЕКАБРЬ

1

2

3

4

Ознакомление с окружающим

«На каникулы в Москву».

Цель. Познакомить детей со столицей нашей Родины; познакомить с историческим центром Москвы – Кремлем (внешним и внутренним видом); воспитывать интерес к изучению истории Москвы.

«Что из чего и для чего».

Цель. Познакомить со свойствами предметов, сделанных из железа и дерева; объяснить, как человек использует свойства железа и дерева для своей пользы.

«Кто мороза не боится?»

Цель.  Познакомить детей с особенностями жизни людей и животных на крайнем севере; объяснить, что из-за варварского отношения людей многие животные и птицы Арктики сейчас оказались под угрозой полного исчезновения; воспитывать интерес и стремление изучать природу.

«Новогодние обычаи стран и народов мира».

Цель. Воспитывать у детей интерес к истории России; национальную гордость. Обогащение словаря: святки, гадание, святочные вечера, коляда, подблюдные песни, ряженье, игрища.

Ознакомление с худ.  литературой.

Чтение произведений о Москве. «Есть на свете город».

Цель. Познакомить детей с произведениями о Москве (И. Черницкий «Есть на свете город», М. Исаковский «Москва», М. Лисянский «Золотая на веки веков»); углублять представления детей о соответствии названия текста  его содержанию.

Обсуждение сказки Е.Шварца «Рассеянный волшебник».

Цель. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях сказочного жанра; учить придумывать продолжение и окончание сказки.

Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце».

Цель. Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце»; развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Малые фольклорные формы.

Цель. Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; воспроизводить образные выражения; познакомить с новым жанром – «коляда».

Развитие речи

ЗКР. Дифференция звуков С-Ш.

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнения на различие звуков С-Ш, на определение позиции звука в слове.

Формирование грамматического строя речи. «Чудо-вещи вокруг нас» (электроприборы)

Цель. Учить детей составлять распространенные предложения с употреблением  винительного падежа (переходность действия на предмет), творительного падежа, дательного падежа без предлога и с предлогами; формировать умение анализировать по вопросам.

Рассматривание картины «Зайцы».

Цель. Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П.Меньшиковой), придерживаясь плана.

Дидактические игры «Что такое Новый год?», «Всё наоборот».

Цель. Обогащать и расширять номинативный словарь: маскарад, хоровод, серпантин, хлопушки, конфетти; признаки: новогодний, праздничный; действия: поздравлять, дарить, танцевать, кружиться; грамматика: употребление предлогов в, на, под, у, к, от; подбор эпитетов к понятиям.

Экология

«Животные – наши помощники ».

Цель. Прививать любовь к домашним животным; познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

«Нелюбимые животные».

Цель. Воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным; формировать правила поведения с этими животными.

«Животные полярных районов Земли».

Цель. Познакомить детей с животными полярных районов Земли; систематизировать знания об этих животных; обогащение словаря по теме занятия; развивать любознательность и воспитывать интерес

«Животные разных стран»

Цель.  Познакомить детей с животными нашей планеты Земля; закрепить знания о том, в какой части суши живут разнообразные животные; развивать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за охрану животного мира на всей Земле.

Конструирование и ручной труд

Конструирование «Московский Кремль».

Цель. Продолжать учить детей сооружать постройки из крупного конструктора-строителя, объединять их общим замыслом; учить работать коллективно, договариваться какую часть работы будет выполнять каждый; учить по рисунку создавать постройки, находить конструктивные решения.

Конструирование.

 По замыслу.

Цель. Учить планировать работу; рассказывать о своем замысле; воспитывать бережное отношение к постройкам других детей, объективно оценивать их.

Ручной труд.

«Белый медведь».

Цель. Продолжить закрепление навыков работы с природным материалом, развивать образное и пространственное мышление; воспитывать любовь ко всему живому.

Ручной труд. Оригами

 «Ёлочка».

Цель. Развивать умение складывать лист бумаги в разных направлениях; развивать глазомер; учить украшать поделку в соответствии с замыслом; воспитывать усидчивость, аккуратность.

Аппликация

«Башни Кремля».

Цель. Учить составлять гармоничную, яркую композицию; совершенствовать технику выполнения мозаики-аппликации методом обрывания, развивать интерес к этому методу; совершенствовать навыки работы с клеем и кистью; развивать мелкую моторику руки.

«Снеговик».

Цель. Развивать навыки симметричного вырезания силуэта снеговика из листа бумаги, сложенного пополам, с предварительно нарисованным контуром; развивать чувство цвета и композиции; размещение поделки на предложенной форме.

«Пингвин на льдине».

Цель. Развивать навыки выполнения аппликации, создания мозаичного узора; упражнять в подборе разных оттенков синего и голубого при изображении воды; развивать чувство композиции; учить детей гармонично располагать задуманный сюжет на плоскости листа.

«Варежки для Снегурочки».

Цель. Учить вырезать различные элементы узора и украшать ими силуэты варежек, вырезанных из разноцветной бумаги; развивать творчество, умение пользоваться ножницами и клеем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Блочно - тематическое планирование Старшая группа «Умники» (с 5-6 лет) по программе_«Мозаичный парк»

Блочно - тематическое планирование Старшая группа «Умники» (с 5-6 лет) по программе_«Мозаичный парк»(сентябрь -май)НеделяТема неделиФормы и средства работыИгры, книги,развивающ...

Календарно-тематическое планирование (старшая группа группа) тема «Семья»

Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи.Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, ...

Блочно-тематическое перспективное планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Перспективное планирование в подготовительной группе для детей с ОНР ( Нищева Н.В)...