Тематическое планирование (подготовительная группа). Использование загадок на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи.
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
В коррекционной педагогике и специальной психологии в диагностических и коррекционно-развивающих целях традиционно широко используются пословицы и загадки как эффективное средство умственного развития детей.При подготовке детей к школе, особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР), важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.Мною было разработано перспективное планирование занятий с использованием заданий включающих загадки для детей подготовительной группы. Темы предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей в детском саду, жизнью города, села).. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование загадок на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи.
Тематическое планирование (подготовительная группа).
Месяц, Неделя. | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи . | Задания воспитателям. | Задания родителям. | ||||
Темы занятий: | Темы загадок. | Содержание: | Варианты работы по загадкам. 1.Загадывание загадок по теме в течении недели. 2.Нахождение признаков предметов- в прямом и переносном значении. Обьяснение трудных слов. 3.Загадывание дополнительных загадок о том предмете, загадка о котором , дается в заданиях родителям. | Варианты заданий: 1.Отгадать загадку. Нарисовать отгадку. 2. Выучить. | |||
Сентябрь | |||||||
1. | Детский сад. | Загадки по профессиям. | 1.Ты учишь буквы складывать, считать, Цветы растить и бабочек ловить, На все смотреть и все запоминать, И все родное русское любить. (Воспитатель) 2.Кто в дни болезней Всех полезней И лечит нас от всех Болезней? (Врач) 3.Встаем мы очень рано, Ведь наша работа Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель) 4.Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки , обеды? (Повар) | 1.Закрепление загадок по профессиям. | |||
2. | Осень. Откуда хлеб пришел. | Загадки о растениях. | 1.Шел долговяз В сырую землю увяз. (Дождь) 2.В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нем таких, как я, Будет целая семья. (Зерно) 3.На соломинке дом, Сто ребяток в нем. (Колосок) 4.В желтом поле корабль плывет. Он идет, волну сечет, Из трубы зерно течет. (Комбайн) 5.Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) | 1.Закрепление загадок 2.Словарная работа:комбайн,увяз. | На соломинке дом, Сто ребяток в нем. (Колосок) | ||
3. | Сад. Фрукты. | Загадки о фруктах. | 1.На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы) 2.Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь – гладко, А откусишь сладко. (Яблоко) 3.Кругла как шар, Красна как кровь, Сладка как мед. (Вишня) | 1.Закрепление загадок о фруктах. 2.Словарная работа:белок,желток. 3.Снесли птички синие яички, Развесили по дереву: Скорлупка мягонькая, белок сладенький, А желток костяной. (Слива) | На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы) | ||
4. | Огород. Овощи. | Загадки о овощах. | 1.Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук) 2.Как надела сто рубах – Захрустела на зубах. (Капуста) 3.Красный нос в землю врос. (Морковь) 4.Круглая, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышка. (Репа) 5.Щеки красные, нос белый, В темноте сижу день целый, А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редис) | 1.Закрепление загадок о овощах. 2.Словарная работа: 3.Скинули с Егорушки золотые перышки. Вынудил Егорушка плакать и без горюшка. (Лук) | Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук) | ||
Октябрь | |||||||
1. | Лес. Ягоды-грибы. | Загадки о ягодах, грибах. | 1.У кого одна нога, Да и та без башмака? (Гриб) 2.И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (Грибы) 3.Не обут он никогда, Но без шляпки - никуда. (Гриб) 4.Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел, Красну шапочку нашел. (Гриб – подосиновик) 5.Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) 6.Сидит рядом с нами, Смотрит черными глазами. Черна, сладка, мала И ребятам мила. (Черника) | 1.Закрепление загадок о грибах. 2.Словарная работа:хоровод. 3.Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть, нет головы. (гриб) Стоит Антошка, На одной ножке.(гриб) У меня свои повадки, Я всегда играю в прятки. (Гриб) Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Ягода) | У кого одна нога, Да и та без башмака? (Гриб) | ||
2. | Лиственные деревья. | Загадки о деревьях. | 1.Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) 2.Разбежались по опушке В белых платьицах подружки . (Береза) 3.Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. (Береза) 4.Осень в гости к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют, И, галдя, его клюют. (Рябина) 5. Зимой и летом, одним цветом.(Ель) 6.Падают с ветки золотые монетки. (Листья) | 1.Закрепление загадок о деревьях. 2.Словарная работа:факел,снуют,опушка. 3. В шубе летом, а зимой раздеты. (деревья) Много рук, а нога одна. (Дерево) Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки (Дерево) | Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) | ||
3. | Осенняя одежда Обувь. | Загадки об одежде и обуви. | 1.Если дождик, мы не Тужим - бойко шлепаем по лужам, Будет солнышко сиять- Нам под вешалкой стоять. (Сапоги) 2.Сижу верхом не ведаю на ком.(Шапка) 3.Пять мальчиков, Пять чуланчиков. Каждый мальчик- В свой чуланчик. (Перчатки) 3.Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью - под кроватью. (Ботинки) | 1.Закрепление загадок о одежде и обуви. 2.Словарная работа:бойко,чуланчик. | Сижу верхом не ведаю на ком. (Шапка) | ||
4. | Семья. | 1Литературные. | 1.Закрепление загадок | ||||
ноябрь | |||||||
1. | Домашние животные и их детеныши. | Загадки о домашних животных. | 1.Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди – Лучше в дом не заходи. (Собака) 2.С бородою,а не старик. С рогами, а не бык. Не конь, а брыкается. Доят, а не корова. (Коза) 3.Быстрый прыжок, теплый пушок, Красный глазок. (Кролик) 4.Пятак есть, но ничего не купит. (Свинья) 5.Сама пестра, ест зеленое, Дает белое. (Корова) 6.Зверь я горбатый, Но нравлюсь ребятам. (Верблюд) | 1.Закрепление загадок о домашних животных. 2.Словарная работа:брыкается, доить,копна,вилы. 3.Голодна – мычит, Сыта – жует, Малым ребяткам Молочка дает. (Корова) Посреди двора стоит копна: Спереди – вилы, Сзади – метла. (Корова)
| Сама пестра, ест зеленое, Дает белое. (Корова) | ||
2. | Дикие животные и их детеныши. Зимовка зверей. | Загадки о диких животных. | 1.Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимою спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) 2.Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, Грызет морковку. (Заяц) 3.Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Он рога несет легко, Хоть раскинул широко. (Лось) 4. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) 5. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А ниток – ни одной. (Еж) | 1.Закрепление загадок о диких животных. 2.Словарная работа: 3.Кто забыв свои тревоги, До весны храпит в берлоге? (Медведь) Хозяин леса просыпается весной, А зимой под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь) | Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимою спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) | ||
3. | Животные Северных и жарких стран. | Загадки о животных. | 1.Что за коняшки- На всех тельняшки. (Зебры) 2.Зверь я горбатый, Но нравлюсь ребятам. (Верблюд) 3.И петь- не поет, И летать – не летает. За что же тогда Его птицей считают? (Страус) 4.По реке плывет бревно, Ох и злющее оно. (Крокодил) 5.Он высокий и пятнистый, С длинной – длинной шеей, И питается он листьями – Листьями деревьев. (Жираф) | 1.Закрепление загадок о животных. 2.Словарная работа:тельняшки. | Что за коняшки- На всех тельняшки. (Зебры) | ||
4. | Поздняя осень. Зимующие птицы. | Загадки по теме осень. Загадки о птицах. | 1. Пустые поля, Мокнет земля, День убывает. Когда это бывает? (Осенью) 2.Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды- С первым снегом тут как тут. (Снегирь) 3.Все время стучит, Деревья долбит, Но их не калечит, А только лечит. (Дятел) 4. Озорной мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) 5.Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. (Сорока) 6.Всю ночь летает- Мышей добывает. А станет светло- Спать летит в дупло. (Сова) | 1.Закрепление загадок о птицах. 2.Словарная работа:армячишка. 3.Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой- Все равно он будет мой. (Дятел) Черный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост ,как упор. (Дятел) Над тобою, надо мною Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес- Прохудился и исчез. (Дождевая туча) Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестчт И летят, летят, летят. (Осень) | Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды- С первым снегом тут как тут. (Снегирь) | ||
декабрь | |||||||
1. | Начало зимы | Загадки по теме зима. | 1.Когда все укрыто седыми снегами И солнышко рано прощается с нами? (Зимой) 2.Лежит полгода покрывало, А весной его- как не бывало. (Снег) 3.Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) 4.С неба - звездой , на ладошку - водой. (Снег) 5.Бел, да не сахар, Ног нет, да идет. (Снег) 6.Без рук , без ног , А рисовать умеет. (Мороз) 7.Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, бурчу, Знать ничего не хочу. (Метель) | 1.Закрепление загадок по теме зима. 2.Словарная работа: покрывало. 3.Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой) | Белая морковка Зимой растет. (Сосулька) | ||
2. | Хвойные деревья | Загадки о ели. | 1. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель) 2. Зимой и летом, одним цветом.(Ель) 3.Кого раз в году наряжают? (Елка) 4.Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница) | 1.Закрепление загадок о хвойных деревьях. 2.Словарная работа: швея. 3.Ее всегда в лесу найдешь – Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. (Ель) | Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель) | ||
3. | Новогодние игрушки | Загадки о сказочных героях. | 11.Она красива и мила, А имя ей от слова «зола». (Золушка) 2.На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок покатился…(Колобок) 3.Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит) 4.Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. (Карлсон) 5.Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей Подарила. Девочка имя забыла свое. А , ну подскажите имя ее. (Красная Шапочка) | 1.Закрепление загадок о сказочных героях. 2.Словарная работа: хоровод,маскарад,хлопушка. | Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. (Карлсон) | ||
4. | Новогодний праздник в семье | 1.Двенадцать братьев Друг за другом ходят, Друг друга не обходят. (Месяцы) 2.Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная. (Елка) 3.Красавица какая – Стоит, светло сверкая, Как пышно убрана… Скажите кто она? (Новогодняя елка) | 1.Закрепление загадок о Новогоднем празднике. 2.Словарная работа: | Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная. (Елка) | |||
Январь | |||||||
1. | Зимние забавы и развлечения. | Загадки о зимних видах спорта. | 1.Есть, ребята, у меня Два конечка, два конька. Спят все лето напролет, Любят кони только лед(Коньки) 2.Льется речка – мы лежим, Лед на речке – мы бежим. (Коньки) 3.Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки) 4.Меня не растили- Из снега слепили И вставили ловко Мне в носик морковку. (Снеговик) 5 .Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не Проваливаются.(Лыжи) 6.Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры- Помчались с горы. (Санки) | 1.Закрепление загадок о зимних забавах. 2.Словарная работа: 3. Кто по снегу быстро мчится, Провалиться не боится. (Лыжник) Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их …(Лыжи) Два новые, кленовые Подошвы двухметровые: На них поставил две ноги И по большим снегам беги. (Лыжи) | Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не Проваливаются. (Лыжи) | ||
2. | Зимняя одежда обувь | Загадки об одежде и обуви. | 1. Чтоб не мерзнуть, Пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежки) 2. Сижу верхом, не ведаю на ком.(Шапка) 3.Не ботинки ,не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром – в школу, Днем – домой. (Валенки) | 1.Закрепление загадок о зимней одежде. 2.Словарная работа;плетенки,пряжа. 3. А ну- ка , ребята, Кто угадает: На десять братьев две шубы хватает? (Варежки) Две плетенки, Две сестренки, Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки) Четверо ребят В одной шубе сидят, А пятый – в шубенке сидит в сторонке. (Рука в варежке 0 | Чтоб не мерзнуть, Пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежки) | ||
3. | Животные зимой. | Загадки о диких животных. | 1.Кто пчелиный любит мед, Лапу бурую сосет. (Медведь) 2.Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. (Лиса) 3.Чей тоскливый вой Слышится зимой? (Волк) 4.Лежала между елками Подушечка с иголками. А рядом, возле кочки – Колючие комочки. (Ежиха с ежатами) 5.Домик строит на реке, Валит лес невдалеке, Хвост широкий, как весло, Чтоб водой не унесло. (Бобр) | 1.Закрепление загадок о животных. 2.Словарная работа: 3.Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину. (Бобры) Работящие зверьки Строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки вход! (Бобры) | Домик строит на реке, Валит лес невдалеке, Хвост широкий, как весло, Чтоб водой не унесло. (Бобр) | ||
Февраль | |||||||
1. | Продукты питания. Посуда. | Загадки о посуде. | 1.Сама не ем, А людей кормлю. (Ложка) 2.Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник) 3.Круглая , мелкая, ставят на стол. (Тарелка) | 1.Закрепление загадок о посуде. 2.Словарная работа: 3. На голове пуговка, На носу решето, Одна рука, Да и та на спине. (Чайник) Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит, -Эй сними меня! – кричит. (Чайник) Как начнет говорить- разговаривать, Надо чай скорей заваривать. (Чайник) | Сама не ем, А людей кормлю. (Ложка) | ||
2. | Профессии .Повар. | Загадки о посуде, продуктах. | 1. Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки , обеды? (Повар) | 1.Закрепление загадок о посуде. 2.Словарная работа: | . На голове пуговка, На носу решето, Одна рука, Да и та на спине. (Чайник) | ||
3. | Транспорт. Правила дорожного движения. | Загадки о транспорте. | 1.Паровоз без колес! Вот так чудо- паровоз! Не с ума ли он сошел- Прямо по морю пошел! (Пароход) 2.Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль) 3.Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз возит. (Самолет) 4.Дом по улице идет, На работу всех везет. Носит обувь из резины, А питается бензином. (Автобус) 5.Поезд едет под землей, Он катает нас с тобой. (Метро) 6.Я мчусь, держась за провода, Не заблужусь я никогда. (Троллейбус) 7.-Рученька- ручища, Что в земле ты ищешь? -Ничего я не ищу, Землю рою и тащу. (Экскаватор) | 1.Закрепление загадок о транспорте. 2.Словарная работа: 3.Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернется – под лучами Отливает серебром. (Самолет) Многолюден, шумен, молод, Под землей грохочет город. А дома с народомс тут Вдоль по улице бегут. (Метро) К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот. (Экскаватор) Есть на свете чудная лопата- На колесах, крива и горбата. Но копать начинает она- Сто лопат заменяет одна. (Экскаватор) | Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз возит. (Самолет) | ||
4. | День Защитника Отечества. Военные профессии. | 1.Он знаком ребятам всем, И с орлом он носит шлем, За спиной его винтовка, Марширует очень ловко. (Солдат, военный, воин) 2.Не трактор, а с гусеницами, Не крепость, а с башней, Не ружье,а с дулом. (Танк) Заверчу , закружу, В небеса улечу. (Вертолет) | 1.Закрепление загадок . | Не трактор, а с гусеницами, Не крепость, а с башней, Не ружье,а с дулом. (Танк) | |||
Март | |||||||
1. | Мамин праздник. Женские профессии. | 1.Первый вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) 2.Тает снежок , Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной) 3.Ты учишь буквы складывать, считать, Цветы растить и бабочек ловить, На все смотреть и все запоминать, И все родное русское любить. (Воспитатель) 4.Кто в дни болезней Всех полезней И лечит нас от всех Болезней? (Врач) | 1.Закрепление загадок | Первый вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) | |||
2. | Комнатные растения. | 1. | 1.Закрепление загадок | ||||
3. | Почта. | 1.К дому-невеличке Подлетают птички. Весточки, приветы Понесут по свету. (Почтовый ящик, письма) 2.Поверчу волшебный круг и меня услышит друг. (Телефон) 3.По волне, по волне Плывет музыка ко мне. (Радио) 4.Через поле и лесок подается голосок. Он бежит по проводам- Скажешь сдесь, а слышно там. (Телефон) | 1.Закрепление загадок. 2.Словарная работа:весточки. 3.Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и в миг расклею. (Конверт) | .К дому-невеличке Подлетают птички. Весточки, приветы Понесут по свету. (Почтовый ящик, письма) | |||
4. | Дом. Мебель. | Загадки о мебели. | 1.В сказках жили в теремах; Мы теперь живем в…. (домах) 2.Под крышей- четыре ножки, а на крыше- суп да ложки. (Стол) 3.Под одной шапкой четыре брата стоят. (Стол) 4.Хоть у нас четыре ножки, Мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садились много раз. (Стул) | 1.Закрепление загадок о мебели. 2.Словарная работа:терем. 3. В лесу родился, В лесу вырос, А в дом пришел всех к себе собрал. (Стол) | Под одной шапкой четыре брата стоят. (Стол) | ||
Апрель | |||||||
1. | Наш город .Улица. | Через речку лег, Пробежать помог. (Мост) | 1.Закрепление загадок 2.Словарная работа: 3.Над рекой, поперек, Великан врастяжку лег. Через реку, по спине, Он ходить позволил мне. (Мост) | Через речку лег, Пробежать помог. (Мост) | |||
2. | День Космонавтики. | Загадки по теме космос. | 1.Рассыпался горох на тысячи дорог. (Звезды) 2. Светит, сверкает, Весь мир согревает. (Солнце) 3.Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, Собака лает, а достать не может. (Луна) 4.Поле не меряно, Овцы не считаны, Пастух рогат. (Небо, звезды, месяц) 5. Что видно только ночью? (Звезды) 6.Рогатый, а не бодается. (Месяц) 7.Ни пера, ни крыла, А быстрее орла. Только выпустит хвост- Понесется до звезд. (Ракета) | 1.Закрепление загадок. 2.Словарная работа: 3.Один костер весь мир согревает. (Солнце) Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня…(Луной) Над домами у дорожки Висит кусок лепешки. (Луна) | . Светит, сверкает, Весь мир согревает. (Солнце) Ни пера, ни крыла, А быстрее орла. Только выпустит хвост- Понесется до звезд. (Ракета) | ||
3. | Весна. Перелетные птицы. | Загадки о птицах. | 11.Тает снежок Ожил лужок, День прибывает Когда это бывает? (Весной) 2.Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо) 3.В синем небе голосок Будто крохотный звонок. (Жаворонок) 4.Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (Журавли) 5.На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. (Цапля) 6. На шесте – дворец, Во дворце – певец. (Скворец) 7.Черный, проворный, Кричит »крак» - Червякам враг. (Грач) | 1.Закрепление загадок о птицах. 2.Словарная работа:клин 3.Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. (Журавли) Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли) | Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо) | ||
4. | Деревья весной. Ледоход. | Загадки о деревьях. | 11.Есть у ребят Зеленый друг, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (Лес) 2.Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) 3.Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. (Береза) | 1.Закрепление загадок о деревьях. 2.Словарная работа: лес. 3. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки . (Береза) Стоит Алена- Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан. (береза) Стоят в поле сестрицы, Платья белены, Шапочки зелены. (Березка) | Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. (Береза) | ||
Май | |||||||
1. | День Победы. | 1.Он знаком ребятам всем, И с орлом он носит шлем, За спиной его винтовка, Марширует очень ловко. (Солдат, военный, воин) 2.Не трактор, а с гусеницами, Не крепость, а с башней, Не ружье,а с дулом. (Танк) 3.Заверчу , закружу, В небеса улечу. (Вертолет) | 1.Закрепление загадок. | Заверчу , закружу, В небеса улечу. (Вертолет) | |||
2. | Рыбы. Насекомые. | Загадки о рыбах. Загадки о насекомых. | 1. Не птица, а с крыльями, Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка) 2.Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел- Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) 3.Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком- Он поделится медком. (Пчела) 4.В городочке у пня- Суета, беготня, То народец рабочий Снует и хлопочет. (Муравьи,муравейник) 5. Чей домишко из иголок На земле, у старых елок? (Муравейник, муравьи) 6.Вьется, как веревка, По листочку ловко, Куколкой замрет вся, Бабочкой проснется. (Гусеница) Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыбка) 2.У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыбы) 3.Колюч, да не еж. Кто это? (Ерш) 4.На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом) | 1.Закрепление загадок о Рыбах и насекомых. 2.Словарная работа: 3.Крылья есть, а не летает, Глаза есть, да не мигает, Ног нет, да не догонишь. (Рыба) Вильнет хвостом Туда- сюда – И нет ее, и нет следа. (Рыба) Волосата, зелена В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать все равно не может. (Гусеница) | Крылья есть, а не летает, Глаза есть, да не мигает, Ног нет, да не догонишь. (Рыба) Вьется, как веревка, По листочку ловко, Куколкой замрет вся, Бабочкой проснется. (Гусеница) | ||
3. | Школа. Школьные принадлежности. | Загадки о школьных принадлежностях. | 1.Кто говорит молча? (Книга) 2.Не дерево,а с листочками, Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (Книга) 3.Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел) 4.Тридцать три родных сестрицы – писаных Красавицы, На одной живут странице А повсюду славятся! (Буквы) 5.Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом поведет, Там заметочку кладет. (Карандаш) 6.Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель) 7.То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей- ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь) | 1.Закрепление загадок о школьных принадлежностях. 2.Словарная работа: 3.Грамоты не знаю, А весь век пишу. (Карандаш) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно…(Карандаш) | Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом поведет, Там заметочку кладет. (Карандаш) | ||
4. | Времена года (Весна-Лето) | Загадки о лете. | 11.Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Летом) 2.Его просят, его ждут, А как придет- прятаться начнут. (Дождь) 3.Над тобою, надо мною Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес- Прохудился и исчез. (Дождевая туча) 4.Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния) 5.Крашенное коромысло Над рекой повисло. (Радуга) | 1.Закрепление загадок явлениях природы. 2.Словарная работа: колосится, рожь, пшеница, село, коромысло. 3.Что за чудо – красота! Расписные ворота Показались на пути!... В них ни въехать, ни войти… (Радуга) | Крашенное коромысло Над рекой повисло. (Радуга) | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".
На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста "В лес за грибами"
познакомить детей с грибами (подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, белый гриб, мухомор), учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибо...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи по теме "Одежда"
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5-6 лет с задержкой психического развития "Фрукты"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (для детей 5-6 лет с ЗПР)...