Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчиковую игру "Осенние листочки, вспоминают какие бывают лиственные деревья.Развивают внимание при обводке пересекающихся листочков.Учатся сравнивать елочки по высоте, закрепляют предлоги под, на, между. Все задания в конспекте полностью расписаны, что облегчает его проведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elochka_elka_lesnoy_aromat.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

 «Елочка елка лесной аромат»

Цель.

Коррекционно-обучающая:

  • расширить знание детей по теме «Деревья»,  елка - хвойное
    дерево;
  • учить называть и различать по листьям дуб, рябину, клен, березу,
    тополь; по хвое и шишкам ель, сосну, кедр;
  • учить называть части деревьев;
  • учить составлять описательный рассказ;
  • учить понимать и  пользоваться  в  речи  предлогами под,  на,
    между,

•        учить согласовывать прилагательные с существительными.
Коррекционно-развивающая:

  • развивать    речь    через    ответы    на    вопросы,    составление
    описательного рассказа;
  • развивать   память   через   припоминания   пальчиковой   игры   и
    знаний по теме «Деревья»;
  • развивать общую координацию движения через малоподвижную
    игру;
  • развивать мелкую моторику через пальчиковую игру и обводку
    по контуру;
  • развивать зрительно-двигательную координацию через обводку
    пересекающихся силуэтов;
  • развивать слуховое внимание через речевые игры;
  • развивать логическое мышление через отгадывание загадок;
  • развивать наглядно-действенное мышление через игру «Кто где
    живет».

Коррекционно-воспитывающая:

•        воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

  • многофукциональная сюжетная стена с домиком - кавролино-
    графом
    ;   справа  лес  с  елочкой   и  деревом,   слева  дерево  -
    кавралинограф,   между   деревом   и   домиком   эмоциональное
    солнышко;
  • кукла Маша, пес Шарик;
  • картинки деревьев
  • шишки - еловые, сосновые, кедровые;
  • иголки еловые и сосновые;

  • кедровые орешки.
    Раздаточный материал:
  • осенние листья (рябины, клена, тополя, дуба, березы);
  • елочки плоскостные разной высоты;
  • плоскостные ежик, белочка, зайчик;
  • задание «Обведи листочки разными цветными карандашами»;
  • цветные карандаши;
  • картонные елочки.
    Технические средства обучения:
  • магнитофон;
  • кассета со спокойной мелодией.

Словарная работа.

Хвойное, лиственное, иголки - хвоинки, ствол, кора, ветки, корни, шишки, ель, сосна, кедр, дуб, тополь, береза, клен, рябина.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

Ребята давайте поздороваемся с Машенькой и с животными. Машенька сегодня приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать.

2.        Отгадайте загадки.

Его весной и летом        Богатырского сложенья,

Мы видели одетым.        Он раскидист и высок.

А осенью с бедняжки        Желуди на нем растут.

Сорвали все рубашки.        Как скажи его зовут?

Но зимние метели        (дуб)

В меха ее одели.        Зимой и лето

(деревья)        Одним цветом.

(елка)

3.        Кто она такая.

Посмотрите на нашу красавицу елочку. Елка это хвойное дерево. И у него вместо листочков хвоинки - иголочки.

- Какое это дерево?

- Что у него вместо листьев?

У ёлки как и у всех деревьев есть ствол покрытый корой, ветки покрытые хвоинками - иголочками, а в земле у неё корни. Елкой люди обычно называют любое хвойное дерево. Хвойные деревья, как и лиственные бывают разные: сосна, ель, кедр.  

- Какие бывают хвойные деревья?

Они тоже растут в наших башкирски лесах. На всех хвойных деревьях растут шишки, и они тоже разные.

4.        Скажи какие.

Педагог показывает детям шишки, кедровые орешки, хвою ели и сосны.

Вот это шишки ели - еловые шишки,

это шишки с сосны - ... (сосновые) шишки,

это шишки с кедра - ... (кедровые) шишки,

в кедровых шишках есть орешки - ... (кедровые) орешки,

уели короткие хвоинки, их называют- ... (еловые) иголочки,

у сосны длинные хвоинки, их называют - ... (сосновые иголочки).

5.        Составляем мы рассказ.

Ребята кукла Маша хочет послушать, как вы умеете составлять рассказ про елочку. Давайте сначала попробуем составить рассказ все вместе, а потом рассказывать будете вы. Педагог показывает схему составления рассказа.

  1. Ёлка это что, дерево или кустарник? (Ёлка это дерево).
  2. Это  какое дерево,  лиственное  или  хвойное?  (Это хвойное
    дерево).
  3. Что есть у хвойного дерева? (У хвойного дерева есть ствол
    покрытый   корой,    ветки   покрытые   иголками-хвоинками,
    корни, шишки).
  4. Чего   боится   дерево?   (Дерево   боится   огня,   потому  что
    может сгореть, зайцев, они грызут его кору и дерево может

погибнуть, Человека с топором, потому что он его может срубить).

5.        Какую пользу людям приносят деревья? (Деревья очищают
воздух,   из них строят  дома,  делают  мебель,  карандаши,
посуду, игрушки, бумагу, сухими деревьями топят печку).

Вот видите, какую большую пользу приносят деревья, поэтому их надо беречь, нельзя их ломать.

Затем дети составляют рассказ по очереди, если ребенок затрудняется рассказывать, педагог задает наводящие вопросы по плану. Если ребенок затрудняется ответить, просит другого ребенка помочь ему, а потом тот должен повторить.

6.        Малоподвижная игра «Были бы у елочки ножки».
Были бы у ёлочки ножки        (Показывают на ноги)
Побежала бы она по дорожке,        (Бегут друг за другом)
Заплясала бы она вместе с нами,        (Кружатся)
Застучала бы она каблучками.                       (Топают ногами)

Но нет у елочки ножек,        (Показывают на ноги)

Не бежит она по дорожке,        (Бегут друг за другом)

Не танцует она вместе с нами,        (Кружатся)

Не стучит она каблучками.        (Топают ногами)

А стоит она в лесу хвойном.        (Стоят, слегка качаются)

Дарит радость она людям.        (Разводят руки в стороны)

7.        С какого дерева лист?

На дворе у нас зима, а золотая осень оставила нам в подарок осенние листочки. Посмотрите, какие они красивые и разные. Давайте мы с вами вспомним, с каких они деревьев.

Проводится игра: развешиваются картинки деревьев (береза, осина, дуб, клен) и раздаются листочки деревьев детям, у педагога тоже набор листьев. После описания, дети находят листочек и относят его к дереву.

Педагог - Маленький желтый листочек, похож на сердечко, растет на дереве с белой корой, в черных пятнах.

Дети - Березовый листочек с березы.

Педагог - Красивый резной листочек, похож на гусиную лапку, растет на дереве с коричневой корой, не очень толстым стволом.

Дети - Кленовый листочек с клена.

Поочередно педагог описывает все листья и деревья.

8.        Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки
Осень в гости приходила        (хлопают в ладошки)

И подарки приносила        (разводят руки в стороны)

Листик клена,        (загибаем большой палец)

Лист березы,        (загибаем указательный палец)

Лист осины,        (загибаем средний палец)

Лист дубка.        (загибаем безымянный палец)

Чудо - осень! Хороша!        (разводят руки в стороны)

За листком летит листок        (шевелят пальцами рук)

Набегает холодок.        (машут кистями рук на себя)

Только елочка в лесу        (рисуют в воздухе елочку)

Не оставила красу —        (прижимают ладошки друг к другу)

Не листки на елочке -        (поворачивают ладошки)

Зеленые иголочки.        (шевелят пальчиками)

9.        Обведи листочки.

Детям предлагается обвести разными цветными карандашами листочки, пересекающиеся друг с другом. В зависимости от способностей детей задания разного уровня сложности.

Во время выполнения задания включается спокойная музыка.

10.        Разложи по высоте.

Ребята в лесу растет очень много разных елочек, высоких, пониже, еще ниже и самые низкие елочки. Разложите елочки по высоте, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

11.        Кто где живет.

В лесу живет много разных животных. Ежик живет под самой низкой елочкой. Дети ставят фигурку ежика под низкую елочку.

Дом белочки на самой высокой елочке, а зайка спрятался между первой и второй елочкой.

12.        Итог занятия.

Молодцы ребята, Машеньке очень понравилось, как вы составляли рассказ, отгадывали загадки, играли в игры. А вам понравились Машины задания, какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

Маша хочет подарить вам елочки, чтобы вы дома обвели её в тетради и раскрасили, а завтра покажете Машеньке, какая красивая елочка у вас получилась. Педагог раздает ребятам елочки, вырезанные из картона.

Давайте скажем Машеньке спасибо, до свидания, до завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию во второй младшей группе "В мире животных"

Интегрированное занятие для детей 2 -ой младшей группы, в котором дети закрепляют знания о диких и домашних животных, с использованием различных игр....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: «Ждём весну!»

Занятие направлено формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества. С помощью дидактических игр обогатить лексический запас слов по теме (Отечество, защитник), закрепить знания прилага...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром И развитию речи в старшей группе «Зимние забавы детей»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей"...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В гости к Дедушке Морозу»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В гости к Дедушке Морозу»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Ателье. Профессии»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Ателье. Профессии»...