Портфолио педагога
презентация к уроку по окружающему миру по теме
1. Пальчиковая гимнастика
«Новый год»
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.
(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь - наружу)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (фонарики)
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
Будем пальцы загибать: (1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О - по очереди массажируем каждый палец)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material.docx | 67.8 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пальчиковая гимнастика
«Новый год»
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.
(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь - наружу)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (фонарики)
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
Будем пальцы загибать: (1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О - по очереди массажируем каждый палец)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Где вы, рыбки?
Рыбки, рыбки, где вы, где?
Рыбки плавают в воде.
Вы плывете, рыбки, сами?
Машете вы плавниками.
Что блестит, как жар горя?
На вашем теле чешуя.
Рыбки, рыбки, вы не спите.
Вы плывите! Вы плывите!
Букет цветов
Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»)
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети! (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
Зернышко, расти — расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)
Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди
соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Пальчиковая гимнастика «В гости к кошке»
Позвала нас в гости кошка, (ладони на щеках, качаем головой)
И пошли мы по дорожке. (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Видим дерево высокое, (наставляем кулачки друг над другом)
Видим озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют,(пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот)
Никому их не дают.(ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем
кулак)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Это дом, («крыша»)
А в нем окошко. («окно»)
Нас встречают кот и кошка. (хлопаем в ладоши)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Мы немножко погостим (руки «здороваются»)
И обратно побежим. (пальцы «бегут» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и
кулачками поочерёдно).
2.Слова для упражнения с шумовыми инструментами
Чики-чи, чики-чи.
Кто же это так стучит? (левая ладонь накрывает правый кулак и наоборот)
Крепко глазки закрываем, (дети закрывают глаза ладонями)
Кто это стучит — узнаем. (ведущий кладет перед кем-то бубен (барабан,
молоточек) Ведущий отстукивает ритм, ребенок повторяет).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
3.ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»
Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются
вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают
движения языком – «лакают»)
4.ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ
ПИЛКА ДРОВ.
Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.
ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ.
Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
НАДУЕМ ИГРУШКУ.
Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.
ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ.
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«БАБОЧКИ»
Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.
ЗАДУТЬ СВЕЧУ.
По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.
ПОКАТАЙ КАРАНДАШ.
Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
КОСТЕР.
Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ.
У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ.
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».
5. Упражнение «Снежинка»
Сделайте для ребенка крохотный кусочек распушенной ватки, или вырежьте из бумажки: «Это снежинка! Когда дует ветер – она летает!» - дуйте на нее (округленными губами, плавно), а вдыхайте через нос.
• Упражнение «Бабочка»
Вырежьте из бумаги бабочку, прикрепите к ее на ниточку, она очень натурально порхает, если на нее подуть. Дуть нужно долго, стараться плавно выдыхать весь воздух.
• Упражнение «Дерево»
Достаточно вырезать из бумаги несколько полосок, приклеить их к палочке
или карандашу – вот и получилось дерево! И пусть Ваш «ветер» будет колыхать «листья».
• Упражнение «Задуваем свечку»
Тренируемся к предстоящему дню рождения - подуйте вместе на пламя свечки. Дуйте плавно и легко. Выдох не был резким,
• Упражнение «Ветряная мельница»
Приобретите вертушку или игрушечную мельницу, и научите кроху дуть на нее так, чтобы ее крылья-лопасти быстро и долго вертелись.
• Упражнение «Перелеты птиц»
Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги птичек, положить их у самого края стола. При команде: «птички полетели», дуйте вместе. Дуть нужно стараться только один раз, и выдох должен быть максимально долгим, выиграет та птичка – которая улетит дальше других.
• Упражнение «Играем в собачку»
Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите – как она может обнюхивать носиком – учащенно дыша носом.
• Упражнение «Дудочка»
Дуть в дудочку или свисток – замечательное развлечение для любого малыша!!!
• Упражнение «Одуванчик»
На прогулке сорвите отцветший одуванчик и научите ребенка дуть на него, сдувая пушинки-семена. Следите за тем, чтобы ребенок упруго и хорошо надувал щечки.
• Упражнение с водой «Буря»
Эксперимент: малыш дует в соломинку (для коктейлей), а другой ее конец опущен в воду (или напиток) – вот какая «буря» в стакане получается!
• Упражнение «Ароматный цветочек»
Часто дети не различают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох – ртом и носом. Попробуйте научить кроху нюхать цветочек – сделайте утрированный вдох носом, а затем с блаженством выдохните: «А-а-а!»
5.Подборка материала для развития дикции, артикуляции, дыхания и речи
Игры
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Скороговорки:
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. У перепела и перепелки пять перепелят.
3. Бык тупогоб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
4. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
5. Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
6. Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- (Попугай, попугай, попугай!)
7. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
8. Шесть мышат в камышах шуршат.
9.Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
10. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Виды артикуляционных упражнений:
Упражнения для губ.
1) Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как при артикуляции звука И.
2) Губы нейтральны, как при произношении звука А.
3) Губы округлены, как при О и У.
4) Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.
5) Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.
6) Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно.
Упражнения для языка.
1) Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам.
2) Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аквеолам («язык ложечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикуляции, которой средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Движения нижней челюсти.
1) С механической помощью: движения рукой вправо—влево, вверх—вниз.
2) Активные движения—открывание и закрывание рта; щёлкание зубами,
удержание рта открытым под счёт. (Все упражнения производятся перед
зеркалом).
Упражнения для развития движения губ.
1) Вытягивание сомкнутых губ хоботком.
2) Вытягивание губ—растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях.
3) Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).
4) Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам.
5) Прикусывание нижней губы верхними зубами.
6) Вытягивание верхней губы за нижнюю.
7) Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.
Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней
челюсти, мягкого нёба.
1)Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон, варенье,
боль, радость, гнев, удивление и т.д.
2) По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О! АХ! АЙ!
ОХ! УХ! У!…).
3) Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями
(руки в стороны, приседания, прыжки и т.д.)
Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную музыку
Цыплёнок на цыпочках Летним утром повар Пров
Крался за кошкой Нам готовил вкусный плов.
А кошка на цыпочках Повар плов тот стал солить
Шла за Антошкой. Солью по полу сорить.
На пятках за кошкой Возле плова, посерёдке
Плетётся Антошка. Пров поставил по селёдке.
За бедным цыплёнком— За столом был полный лад
Усатая кошка. Каждый завтраку был рад.
Цыплёнок от страха
Забрался в корзину. Прилетели какаду
Сердитая кошка -Что имели вы в виду?
Выгнула спину. -Рразорву и ррастеррзаю
Не стучите в эти двери Ррразнесу и рраскидаю
Спят уже наверно звери Рраспугаю всех подрряд
Если будите стучать— Вот тогда я буду рррад!
Звери могут зарычать (3-4 повтора).
Р-р-р-р-р-р-р…
Приготовила Лариса Из кустов кричит Марина:
Для Бориса суп из риса «Здесь в лесочке есть малина!»
А Борис Ларису И сестрёнка её Лада
Угостил ирисом. Урожаю очень рада.
Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки.
На мели мы лениво налима ловили Не видели ли Лилию?
И меняли налима вы мне на линя Лидию не видели?
О любви ни меня ли вы мило молили Полили ли вы лилию?
И в туманы Лимана манили меня? Полили мы лилию.
Цок-цок-цок-цок-цок Заря-зарница
Цып-цып-цып-цып-цып Солнцева сестрица
Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц День замыкает
Цап-цап-цап-цап-цап. Месяц зажигает.
С—протяжный Царь, царевна, цирк, царица
Ц—короткий Марципан, дворец, девица
С—свистящий, настоящий Циферблат, цыплёнок, цок
Ц—какой-то весь цедящий Цены, ценник и цветок.
С—протяжный
Ц—взрывной
Ты не путай их, друг мой.
Пирожки, лужки, дружки Щёлок, щука и щиток
Кружки, ложки и стожки Щи, щепотка, щавель, щёки
Фляжка, ножка, нож, лачужка Щебет, щёголь, щепки, щётки
Ёж, чертёж, багаж, пичужка. Борщ, товарищ, плющ и клещ
Помощь, немощь, плащ и лещ.
На руке у старца чётки Оч-оч-оч. Наступила ночь.
А в углу совок и щётки Ча-ча-ча. Горит в комнате свеча.
На лицо упала чёлка Чу-чу-чу. Погасили мы свечу.
А в заборе нашем—щёлка.
Приплывали два ерша Ш-ш-варк! Ш-ш-варк!
Поливали из ковша Ош-ш-ш-ш-ш-парю!
Прибегали лягушата Ош-ш-ш-ш-ш-парю!
Поливали из ушата. Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Тушат, тушат,—не потушат Страш-ш-ш-ш-ш-но?
Заливают,—не зальют.
(К. Чуковский. Путаница).
Вот окошко распахнулось.
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
6.МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Программное содержание:
Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры:
Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Программное содержание:
По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.
Игровые правила:
Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.
Игровые действия:
Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.
Игровая цель: Угадать первым.
В ЛЕСУ
Программное содержание:
Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Ход игры:
Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают накрывают фишкой соответствующую картинку.
В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
-Как по лесу у нас У него соседи- А на ветке птичка,
Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!
Программное содержание:
( Для старшей группы)
Развивать ритмическую память учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие, расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
Программное содержание:
(Для средней группы)
Развивать ритмическую память, учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие.
Игровые правила:
Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать отвечать другим и не подсказывать,
Игровые действия:
Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.
Игровая цель:
Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую картинку.
ВЕРТУШКА
Программное содержание:
Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.
Ход игры:
Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по - вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.
Программное содержание:
Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.
Игровые правила:
Отвечать индивидуально, а петь хором.
Игровые действия:
Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.
Игровая цель:
Вспомнить как можно больше песен.
ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ.
Программное содержание:
Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.
Ход игры:
Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки.
В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.
Программное содержание:
Развивать ритмическую и ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов: квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с графическим изображением.
Игровые правила:
Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим.
Игровые действия:
Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.
Игровая цель:
Первым выложить рисунок мелодии.
ДО, РЕ, МИ.
Программное содержание:
Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.
Ход игры:
Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке.
Программное содержание:
Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально-аналитическую деятельность.
Игровые правила:
Отвечать индивидуально, а петь хором.
Игровые действия:
Выбирать соответствующее изображение, накрывать фишкой.
Игровая цель:
Вспомнить как можно больше песен.
ЗАЙЦЫ.
Программное содержание:
Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.
Ход игры:
Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.
Программное содержание:
Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.
Игровые правила:
Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Игровые действия:
Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Игровая цель:
Первым показать, что делают зайцы.
КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?
Программное содержание:
Развивать у детей представление о регистрах (высоком, среднем, низком ).
Ход игры:
Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку.
Программное содержание:
Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.
Игровые правила:
Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.
Игровые действия:
Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.
Игровая цель:
Угадать первым.
КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?
Программное содержание:
Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.
Ход игры:
Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.
Программное содержание:
Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки.
Игровые правила:
Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия:
Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель:
Угадать первым.
ЛЕСЕНКА.
Программное содержание:
Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая егоположением руки.
Ход игры:
Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.
Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.
Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:
-До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,
соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду.
(на трезвучии).
Программное содержание:
Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.
Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.
Ход игры:
Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.
Игровые правила:
Внимательно слушать, не мешать другим.
Игровые действия:
Показ рукой.
Игровая цель:
Самостоятельно закончить музыкальную фразу.
5. МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ
Программное содержание:
Учить детей различать изменение темпа в музыке.
Ход игры:
Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.
- Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (бегут)
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)
Карусель остановите! (останавливаются).
Программное содержание:
Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.
Игровые правила:
Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.
Игровые действия:
Движения в хороводе с изменением темпа.
Игровая цель:
Принять участие в хороводе.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО.
Программное содержание:
Учить детей различать форму музыкального произведения ( запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Ход игры:
Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.
Программное содержание:
Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей – умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление – умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений.
Игровые правила:
Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу.
Игровые действия:
Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот.
Игровая цель:
Первым угадать и выложить мелодию.
НАЙДИ И ПОКАЖИ.
Программное содержание:
Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).
Ход игры:
Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:
•Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!
А утята ей отвечают:
• Кря-кря, мы здесь!
Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.
Программное содержание:
Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).
Игровые правила:
Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.
Игровые действия:
Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.
Игровая цель:
Помочь птицам найти своих птенчиков.
НАЙДИ МАМУ.
Программное содержание:
Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).
Ход игры:
Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:
•Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:
•Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!
И все остальные птенчики стали звать своих мам.
В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.
Программное содержание:
Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).
Игровые правила:
Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.
Игровые действия:
Пропевать звукоподражания за педагогом.
Игровая цель:
Помочь птицам найти своих птенчиков
ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ.
Программное содержание:
Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.
Ход игры:
Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.
Рекомендуемые попевки:
«Петушок» рус.н.м. «Мы идем с флажками» «Дождик»
Петушок, петушок, Е.Тиличеевой рус.н.м.
Золотой гребешок! Мы идем с флажками, Дождик, дождик!
Что ты рано встаешь, Красными шарами. Веселей!
Деткам спать не даешь? Капай, капай,
Не жалей !
В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.
Программное содержание:
Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.
Игровые действия:
Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.
Игровая цель:
Угадывать первым.
СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО.
Программное содержание:
Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Ход игры:
Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.
Ход игры:
Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.
Программное содержание:
Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш, развивать песенное и танцевальное творчество по жанрам музыки.
Ход игры:
Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.
Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т.е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.
Игровые правила:
Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
Игровые действия:
Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.
Игровая цель:
Угадать первым.
СОЛНЫШКО И ТУЧКА.
Программное содержание:
Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).
Ход игры:
Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.
Программное содержание:
Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.
Игровые правила:
Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
Игровые действия:
Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.
Игровая цель:
Угадать первым.
ТИХО – ГРОМКО.
Программное содержание:
Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко, не слишком громко.
Ход игры:
Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.
Рекомендуемые цветовые сочетания:
Для старших групп: для младших групп:
Голубой – синий - темно-синий голубой – синий
Розовый – красный – бордовый розовый – красный
Бледно-желтый – оранжевый – коричневый желтый – коричневый
•По-разному музыка может звучать.
Оттенки ее научись различать.
Громко и тихо я буду напевать,
Слушать внимательно, чтоб отгадать.
Программное содержание:
Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко , не слишком громко.
Программное содержание:
Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.
Игровые действия:
Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.
Игровая цель:
Угадать первым.
ТРИ ПОРОСЕНКА.
Программное содержание:
Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа).
Ход игры:
Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.
Программное содержание:
Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.
Игровые правила:
Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.
Игровые действия:
Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.
Игровая цель:
Угадать первым, чтобы увидеть изображение.
7. Оркестр
Игра для детей старшей группы
Задачи.
Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Ход игры
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
Целесообразно разбить детей на подгруппы.
По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.
Ритмический кубик
Игра для детей средней и старшей групп
Используется кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов: на первой грани- 1 бабочка, на второй -2 цветка, на третьей – 3 клубнички, на четвёртой – 4 листика, на пятой – 5 шишек, на шестой – 6 ёлочек.
Задачи.
Развивать слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п. Закреплять навыки прямого счёта, вызывать положительные эмоции от игры.
Ход игры
Дети в кругу под весёлую музыку передают кубик по кругу, проговаривая:
Ты возьми весёлый кубик,
Передай его друзьям.
Что покажет этот кубик –
Повтори за ним ты сам!
Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д.
Сопровождать «звучащие» жесты нужно счётом вслух.
Кубики-календари
Игра для детей старшей группы
На гранях кубика – картинки с изображением времён года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. (Их можно использовать для игры «Ритмический кубик»)
Задачи.
Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту сменяющихся друг друга времён года и воспитывать творческое отношение к природе.
Ход игры
Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:
Календарик мы листаем,
Кубик другу отправляем.
К кому кубик попадёт,
Тот стишок нам всем читаем!
Ребёнок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз.
В процессе игры можно выучить с детьми стихотворения из цикла С.Маршака «Кругл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»
В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов "Портфолио педагога"
В консультации раскрывается тема "Портфолио педагога", что из себя представляет портфолио, для чего оно предназначено, что оно дает....
Положение о профессиональном конкурсе для педагогов дошкольных отделений «Лучшее портфолио педагога» и «Лучшее эссе. Мое педагогическое кредо»
Положение о профессиональном конкурсе для педагогов дошкольных отделений «Лучшее портфолио педагога» и «Лучшее эссе. Мое педагогическое кредо» ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Консультация «Портфолио педагога – как средство оптимизации деятельности педагога»
Материал предназначен для молодых педагогов детского сада в помощь накапливания и обобщения педагогического опыта в процессе подготовки к аттестации, повышения квалификации, оптимиза...
Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....